Канд. экон. наук Н. Б. Акуленко канд. экон. наук О. А. Елина
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматриваются инновационные методы преподавания, исследуется их классификация и определяется их роль в реформировании учебного процесса. Авторы раскрывают содержание современных образовательных технологий и особенности их применения в преподавании экономических дисциплин.
Ключевые слова и словосочетания: модернизация образования, инновационные методы, образовательные технологии, технологии активного обучения.
Одна из особенностей педагогической технологии заключается в том, что ее разработка и применение требуют высокой активности преподавателя и студента. Активность преподавателя проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность студентов проявляется в возрастающей самостоятельности, в техно-логизированном процессе взаимодействия. И все же педагогические технологии, являясь составной частью процесса обучения, не обеспечивают всем учащимся одинаково высокий результат обученности и воспитанности. Это всегда следует иметь в виду.
Нельзя не отметить и ограничение в применении образовательных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин. Экономика как гуманитарная наука по своей сущности не всегда технологична: характеризуется познавательной направленностью, ей свойственна абстрактность, возможность произвольного толкования. Попытки придать теории и практике экономики знаковые обозначения (а это одно из условий технологичности процесса) нередко бывают малоэффективны, а полученные результаты - весьма условны. Но несмотря на это и в преподавании экономических дисциплин, как показывает практика, можно вполне успешно и эффективно использовать различные образовательные технологии.
Для того чтобы профессионально вести диалог и делать выводы об успешности тех или иных образовательных методов, а тем более технологиях, необходимо их определить и систематизировать.
Глобально все образовательные технологии можно разделить на традиционные, активные и информационные.
В высшей школе традиционная образовательная технология преподавания экономических дисциплин основана на курсах лекций, представляющих собой систему логически и методически проработанных блоков - монологов преподавателя, нацеленных на донесение до слушателя основных понятий, формул и т. д. Также традиционная технология включает курсы практических
занятий в достаточно больших группах, основанных на решении отдельных задач, выполнении тестовых и контрольных работ.
Опираясь на широко известную классификацию четырех уровней усвоения знаний по В. П. Беспалько, абсолютно очевидно, что традиционные технологии образования позволяют преподавателю и студенту в тесном и успешном сотрудничестве одолеть первый и второй уровень:
- первый уровень - узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства);
- второй уровень - воспроизведение, репродуктивное действие - самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия (знания-копии);
- третий уровень - применение, продуктивное действие - поиск и использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки);
- четвертый уровень - творчество, творческое действие - самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знания-трансформации).
Если же в процессе обучения ставить цель освоить третий и тем более четвертый уровень усвоения знаний, необходимо задействовать активные образовательные технологии.
Технологии активного обучения представляют собой такую организацию учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и путем совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьезных положительных результатов считается активное участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена вуза и ответственных государственных структур, т. е. всех субъектов учебного процесса, и, возможно, более широкое использование ими различных средств и методов активизации.
Игровое обучение - это одна из старейших форм активного обучения. Данная технология образования основана на представлении учебного процесса в условных ситуациях и направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Известно, что игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение.
Наиболее актуальной формой в экономическом образовании являются так называемые деловые игры. Также технология игрового обучения активно проявляется в моделировании тех или иных экономических ситуаций. Например, в процессе деловой игры «Разработка планов производства и продаж продукции» студенческая группа делится на две части, в каждой из которых формируются подгруппы, выполняющие аналитические функции конкретного
отдела предприятия: отдела маркетинга, планово-экономического отдела, производственного отдела. В каждой подгруппе студенты выбирают руководителя отдела, который распределяет между ними выполняемые функции. Подгруппе, выполняющей функции маркетингового отдела, выдаются необходимые данные для оценки спроса на продукцию; подгруппе, выполняющей функции производственного отдела, - данные для расчета мощности предприятия и определения ее структуры; подгруппе, выполняющей функции планово-экономического отдела, - данные по себестоимости и рентабельности изделий. Студенты должны разработать планы производства и продаж продукции исходя из выбранного критерия оптимальности планов и представить свое обоснование в виде презентации. Поскольку группа разделена на две части, то разрабатываются два варианта планов, которые отстаиваются их авторами.
Данная деловая игра позволяет составить целостное представление об экономическом механизме функционирования предприятия, ознакомиться с функциями различных отделов и их взаимодействием, получить практические навыки аналитической работы, самостоятельно выполняя необходимые расчеты. Студенты также приобретают опыт работы в команде и ведения дискуссии, учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Проблемное обучение - это тип развивающего активного обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Оно предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. Например, преподаватель формулирует проблему, возникшую на предприятии. Суть проблемы заключается в том, что назрела необходимость в приобретении нового оборудования. Предприятие находится в напряженном финансовом состоянии и не обладает достаточным количеством собственных ресурсов для его приобретения. Студенты должны предложить способы решения данной проблемы и дать их обоснование.
Эвристическое обучение - это тип развивающего активного обучения, его цель - конструирование обучаемым собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Данная технология обучения ориентирует студента на непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). Классический пример эвристического подхода в образовании - это применение, например, метода мозгового штурма и прочих эвристических методов на занятиях разного рода. Данный вид обучения может применяться как сопутствующий метод при использовании прочих развивающих образовательных технологий.
В эвристическом обучении студент изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для кон-
струирования и т. п.), но не готовые знания о нем. Полученный продукт деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т. п.) затем с помощью преподавателя сопоставляется с культурно-историческими аналогами - известными достижениями в соответствующей области. В результате студент переосмысливает, достраивает или драматизирует свой результат. Происходит личностное образовательное приращение обучаемого (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результаты деятельности студента могут выступать не только личностным, но и общекультурным приращением, тогда он оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.
Программированное обучение - метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных ученых. Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а в случае необходимости - регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения - прямолинейная, разветвленная, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов и др.
Данная технология может быть использована при разработке современных учебно-методических комплексов экономических дисциплин. Программированное обучение внесло большой вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.
Знаково-контекстное обучение - форма развивающего активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Концепция разработана А. А. Вербицким в 1991 г. Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и потом к учебно-профессиональной деятельности (НИРС, практики, стажировки).
Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения. Вместе с тем отмечается, что необходимо комплексно подходить к использованию различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционными методами.
Интерактивное обучение - метод, в основе которого лежат интерактивные упражнения и задания, выполняемые учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных состоит в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить:
- творческие задания;
- работу в малых группах;
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
- социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
- разминки;
- изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»);
- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (круглый стол, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты, симпозиум);
- разрешение проблем (дерево решений, мозговой штурм, анализ казусов, переговоры и медиация).
Технология сотрудничества - педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я». Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполнимость. Главное - настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели.
Учение через обучение - технология обучения, разработанная и впервые примененная на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть ее заключается в том, чтобы научить студентов учиться и передавать свои знания однокурсникам. Педагог является в данном случае лишь режиссером, который направляет деятельность учащихся. Студенты сами - с помощью учителя - готовят и проводят урок. Это может касаться отдельных эпизодов или даже целых частей урока. Данную форму ни в коем случае нельзя путать с выполнением реферативных работ с докладом на семинарских занятиях. Эта методика отвечает принципам и целям традиционной технологии образования.
Индивидуально-предметные и авторские технологии включают:
1. Метод Шехтера - эмоционально-смысловой подход к обучению иностранным языкам.
2. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов - предоставление студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Например, студенческая группа делится на подгруппы, перед которыми ставится задача выполнения междисциплинарных проектов, цель которых - разработать социальные пакеты для конкретных предприятий. Проект включает три части. В первой части студенты анализируют структуру персонала предприятия, систему оплаты и стимулирования труда. Во второй части исследуется рынок страховых услуг, выбирается страховая организация и формируется социальный пакет, предлагаемый работникам предприятия. В третьей части работы дается экономическое обоснование эффективности внедрения данного пакета. По каждой части проекта назначаются три преподавателя-консультанта. Выполнение подобных проектов стимулирует творческую активность студентов и существенно повышает их мотивацию к учебному процессу.
3. Нооген - это педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г. П. Щедровицким организационно-деятель-ностных играх (ОДИ), а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: «Построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий», «Построить позиционную систему счисления с ненатуральным основанием» и т. п.).
Педагогическая группа «Нооген» возникла в 1988 г. в рамках Красноярской летней школы, а впоследствии - как несколько самостоятельных авторских школ в Красноярске и Новосибирске. Название происходит от названия космического корабля в романе И. А. Ефремова «Час Быка» и переводится с греческого языка как рождающий разум. Нооген является технологией дополнительного образования и применяется для выездных интенсивных школ, в том числе может быть использована и в экономическом образовании.
4. Мастерская - это особая форма организации учебного процесса, которая была разработана французскими педагогами - представителями ЖФЕН - Французской группы нового образования. У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.
Создать мастерскую - это значит сформировать специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития), которое позволяет студентам в коллективном поиске приходить к построению (открытию) знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель. План мастерской детализирован, предусмотрено множество заданий, «подсказок» - информации, которая будет предложена студентам в тот момент, когда в ней возникает необходимость. В ходе «жизни и развития» мастерской естественным образом увеличивается объем информации, с которой преподаватель предварительно работает, чтобы в ходе мастерской самому остаться в теме.
Информационные образовательные технологии представляют собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение образовательных целей на основе использования средств информационно-вычислительной техники.
Современный период развития общества, а значит и системы образования как его наиболее передовой и динамичной составляющей характеризуется сильным влиянием компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой их частью является компьютеризация образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением коррективов в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению обучаемого в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, и могут быть в разных формах задействованы во всех как традиционных, так и активных образовательных технологиях.
Обобщая практический опыт применения информационных технологий, можно сделать вывод, что в большинстве своем современное образование опирается на компьютерные технологии, основным инструментарием которых является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. Обучение строится на освоении отдельных программ и применении их в профессиональной деятельности. Однако некоторые образовательные учреждения и профессорско-преподавательские коллективы поднялись на следующий уровень применения информационных технологий в образовании, а именно освоения сетевых технологий.
Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети, виртуальные классы для организации самостоятельной творческой работы студентов, проводятся виртуальные лекции и
т. д. Сетевым образовательным технологиям предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью их основателя - глобальной компьютерной сети Интернет.
Эффективными методами интеграции информационных технологий в образовательный процесс, по нашему мнению, являются:
- внедрение диалогового режима обучения за счет выделения времени и организации постоянного консультирования студентов преподавателем в виртуальном кабинете по вопросам, возникающим у студентов в процессе изучения дисциплины (текущее консультирование);
- обеспечение доступа к информации не только за счет времени пользования интернет-ресурсами, но и путем создания внутривузовских электронных сетей, в обязательном порядке включающих электронные библиотеки с постоянно обновляемыми методическими материалами преподавателей;
- вовлечение студентов в работу над различными проектами, выполнение заданий, выдаваемых преподавателем в виртуальном кабинете;
- постоянная диагностика заданных целей обучения на основе формирования электронной тестовой базы текущего, межмодульного и итогового контроля знаний.
Одной из современных тенденций модернизации высшего образования является превращение его в непрерывный процесс. Система высшего образования должна давать возможность продолжать обучение. Эта тенденция может реализовываться как в рамках непрерывного открытого и дистанционного образования, так и путем создания системы повышения квалификации специалистов по различным направлениям.
Данный опыт образовательной деятельности уже имеется. Так, например, в соответствии с международными стандартами образования, разработанными Международной федерацией бухгалтеров (ШАС), другими документами Комитета ШАС по образованию, а также директивами Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в РФ сформирована система постоянного повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Данную деятельность осуществляют аккредитованные учебно-методические центры. Создание данных центров на базе вузов позволяет повысить качественный уровень обучения. Поддержание уровня знаний данных специалистов и овладение ими новыми методами работы будет достигаться за счет широкого диапазона предлагаемых образовательных продуктов.
Список литературы
1. Акуленко Н. Б., Елина О. А. Современные технологии в бизнес-образовании - требования рынка труда // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 12 (54).
2. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании : хрестоматия-путеводитель / автор-составитель А. В. Коваленко; под науч. ред. проф. М. Г. Минина. - Томск : Изд-во ТПУ, 2007.
3. Новые образовательные технологии в вузе : сборник материалов Шестой Международной научно-методической конференции. 2-5 февраля 2009 г. : в 2 ч. - Ч. 1. - Екатеринбург : ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2009.