Научная статья на тему 'Особенности применения инновационных методов в образовательном процессе'

Особенности применения инновационных методов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
929
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION MODERNIZATION / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / INNOVATIVE METHODS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGIES OF ACTIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акуленко Нина Борисовна, Елина Ольга Александровна

В статье рассматриваются инновационные методы преподавания, исследуется их классификация и определяется их роль в реформировании учебного процесса. Авторы раскрывают содержание современных образовательных технологий и особенности их применения в преподавании экономических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акуленко Нина Борисовна, Елина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with innovative methods of teaching, offers their classification and identifies their role in teaching process restructuring. The authors disclose the content of current educational technologies and their specific use in teaching economics.

Текст научной работы на тему «Особенности применения инновационных методов в образовательном процессе»

Канд. экон. наук Н. Б. Акуленко канд. экон. наук О. А. Елина

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматриваются инновационные методы преподавания, исследуется их классификация и определяется их роль в реформировании учебного процесса. Авторы раскрывают содержание современных образовательных технологий и особенности их применения в преподавании экономических дисциплин.

Ключевые слова и словосочетания: модернизация образования, инновационные методы, образовательные технологии, технологии активного обучения.

Одна из особенностей педагогической технологии заключается в том, что ее разработка и применение требуют высокой активности преподавателя и студента. Активность преподавателя проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность студентов проявляется в возрастающей самостоятельности, в техно-логизированном процессе взаимодействия. И все же педагогические технологии, являясь составной частью процесса обучения, не обеспечивают всем учащимся одинаково высокий результат обученности и воспитанности. Это всегда следует иметь в виду.

Нельзя не отметить и ограничение в применении образовательных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин. Экономика как гуманитарная наука по своей сущности не всегда технологична: характеризуется познавательной направленностью, ей свойственна абстрактность, возможность произвольного толкования. Попытки придать теории и практике экономики знаковые обозначения (а это одно из условий технологичности процесса) нередко бывают малоэффективны, а полученные результаты - весьма условны. Но несмотря на это и в преподавании экономических дисциплин, как показывает практика, можно вполне успешно и эффективно использовать различные образовательные технологии.

Для того чтобы профессионально вести диалог и делать выводы об успешности тех или иных образовательных методов, а тем более технологиях, необходимо их определить и систематизировать.

Глобально все образовательные технологии можно разделить на традиционные, активные и информационные.

В высшей школе традиционная образовательная технология преподавания экономических дисциплин основана на курсах лекций, представляющих собой систему логически и методически проработанных блоков - монологов преподавателя, нацеленных на донесение до слушателя основных понятий, формул и т. д. Также традиционная технология включает курсы практических

занятий в достаточно больших группах, основанных на решении отдельных задач, выполнении тестовых и контрольных работ.

Опираясь на широко известную классификацию четырех уровней усвоения знаний по В. П. Беспалько, абсолютно очевидно, что традиционные технологии образования позволяют преподавателю и студенту в тесном и успешном сотрудничестве одолеть первый и второй уровень:

- первый уровень - узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства);

- второй уровень - воспроизведение, репродуктивное действие - самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия (знания-копии);

- третий уровень - применение, продуктивное действие - поиск и использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки);

- четвертый уровень - творчество, творческое действие - самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знания-трансформации).

Если же в процессе обучения ставить цель освоить третий и тем более четвертый уровень усвоения знаний, необходимо задействовать активные образовательные технологии.

Технологии активного обучения представляют собой такую организацию учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.

Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и путем совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьезных положительных результатов считается активное участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена вуза и ответственных государственных структур, т. е. всех субъектов учебного процесса, и, возможно, более широкое использование ими различных средств и методов активизации.

Игровое обучение - это одна из старейших форм активного обучения. Данная технология образования основана на представлении учебного процесса в условных ситуациях и направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Известно, что игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение.

Наиболее актуальной формой в экономическом образовании являются так называемые деловые игры. Также технология игрового обучения активно проявляется в моделировании тех или иных экономических ситуаций. Например, в процессе деловой игры «Разработка планов производства и продаж продукции» студенческая группа делится на две части, в каждой из которых формируются подгруппы, выполняющие аналитические функции конкретного

отдела предприятия: отдела маркетинга, планово-экономического отдела, производственного отдела. В каждой подгруппе студенты выбирают руководителя отдела, который распределяет между ними выполняемые функции. Подгруппе, выполняющей функции маркетингового отдела, выдаются необходимые данные для оценки спроса на продукцию; подгруппе, выполняющей функции производственного отдела, - данные для расчета мощности предприятия и определения ее структуры; подгруппе, выполняющей функции планово-экономического отдела, - данные по себестоимости и рентабельности изделий. Студенты должны разработать планы производства и продаж продукции исходя из выбранного критерия оптимальности планов и представить свое обоснование в виде презентации. Поскольку группа разделена на две части, то разрабатываются два варианта планов, которые отстаиваются их авторами.

Данная деловая игра позволяет составить целостное представление об экономическом механизме функционирования предприятия, ознакомиться с функциями различных отделов и их взаимодействием, получить практические навыки аналитической работы, самостоятельно выполняя необходимые расчеты. Студенты также приобретают опыт работы в команде и ведения дискуссии, учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Проблемное обучение - это тип развивающего активного обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Оно предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. Например, преподаватель формулирует проблему, возникшую на предприятии. Суть проблемы заключается в том, что назрела необходимость в приобретении нового оборудования. Предприятие находится в напряженном финансовом состоянии и не обладает достаточным количеством собственных ресурсов для его приобретения. Студенты должны предложить способы решения данной проблемы и дать их обоснование.

Эвристическое обучение - это тип развивающего активного обучения, его цель - конструирование обучаемым собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Данная технология обучения ориентирует студента на непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). Классический пример эвристического подхода в образовании - это применение, например, метода мозгового штурма и прочих эвристических методов на занятиях разного рода. Данный вид обучения может применяться как сопутствующий метод при использовании прочих развивающих образовательных технологий.

В эвристическом обучении студент изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для кон-

струирования и т. п.), но не готовые знания о нем. Полученный продукт деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т. п.) затем с помощью преподавателя сопоставляется с культурно-историческими аналогами - известными достижениями в соответствующей области. В результате студент переосмысливает, достраивает или драматизирует свой результат. Происходит личностное образовательное приращение обучаемого (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результаты деятельности студента могут выступать не только личностным, но и общекультурным приращением, тогда он оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.

Программированное обучение - метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных ученых. Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а в случае необходимости - регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения - прямолинейная, разветвленная, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов и др.

Данная технология может быть использована при разработке современных учебно-методических комплексов экономических дисциплин. Программированное обучение внесло большой вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.

Знаково-контекстное обучение - форма развивающего активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Концепция разработана А. А. Вербицким в 1991 г. Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и потом к учебно-профессиональной деятельности (НИРС, практики, стажировки).

Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения. Вместе с тем отмечается, что необходимо комплексно подходить к использованию различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционными методами.

Интерактивное обучение - метод, в основе которого лежат интерактивные упражнения и задания, выполняемые учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных состоит в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить:

- творческие задания;

- работу в малых группах;

- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

- социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

- разминки;

- изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»);

- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (круглый стол, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты, симпозиум);

- разрешение проблем (дерево решений, мозговой штурм, анализ казусов, переговоры и медиация).

Технология сотрудничества - педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я». Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполнимость. Главное - настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели.

Учение через обучение - технология обучения, разработанная и впервые примененная на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть ее заключается в том, чтобы научить студентов учиться и передавать свои знания однокурсникам. Педагог является в данном случае лишь режиссером, который направляет деятельность учащихся. Студенты сами - с помощью учителя - готовят и проводят урок. Это может касаться отдельных эпизодов или даже целых частей урока. Данную форму ни в коем случае нельзя путать с выполнением реферативных работ с докладом на семинарских занятиях. Эта методика отвечает принципам и целям традиционной технологии образования.

Индивидуально-предметные и авторские технологии включают:

1. Метод Шехтера - эмоционально-смысловой подход к обучению иностранным языкам.

2. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов - предоставление студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Например, студенческая группа делится на подгруппы, перед которыми ставится задача выполнения междисциплинарных проектов, цель которых - разработать социальные пакеты для конкретных предприятий. Проект включает три части. В первой части студенты анализируют структуру персонала предприятия, систему оплаты и стимулирования труда. Во второй части исследуется рынок страховых услуг, выбирается страховая организация и формируется социальный пакет, предлагаемый работникам предприятия. В третьей части работы дается экономическое обоснование эффективности внедрения данного пакета. По каждой части проекта назначаются три преподавателя-консультанта. Выполнение подобных проектов стимулирует творческую активность студентов и существенно повышает их мотивацию к учебному процессу.

3. Нооген - это педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г. П. Щедровицким организационно-деятель-ностных играх (ОДИ), а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: «Построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий», «Построить позиционную систему счисления с ненатуральным основанием» и т. п.).

Педагогическая группа «Нооген» возникла в 1988 г. в рамках Красноярской летней школы, а впоследствии - как несколько самостоятельных авторских школ в Красноярске и Новосибирске. Название происходит от названия космического корабля в романе И. А. Ефремова «Час Быка» и переводится с греческого языка как рождающий разум. Нооген является технологией дополнительного образования и применяется для выездных интенсивных школ, в том числе может быть использована и в экономическом образовании.

4. Мастерская - это особая форма организации учебного процесса, которая была разработана французскими педагогами - представителями ЖФЕН - Французской группы нового образования. У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.

Создать мастерскую - это значит сформировать специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития), которое позволяет студентам в коллективном поиске приходить к построению (открытию) знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель. План мастерской детализирован, предусмотрено множество заданий, «подсказок» - информации, которая будет предложена студентам в тот момент, когда в ней возникает необходимость. В ходе «жизни и развития» мастерской естественным образом увеличивается объем информации, с которой преподаватель предварительно работает, чтобы в ходе мастерской самому остаться в теме.

Информационные образовательные технологии представляют собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение образовательных целей на основе использования средств информационно-вычислительной техники.

Современный период развития общества, а значит и системы образования как его наиболее передовой и динамичной составляющей характеризуется сильным влиянием компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой их частью является компьютеризация образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением коррективов в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению обучаемого в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, и могут быть в разных формах задействованы во всех как традиционных, так и активных образовательных технологиях.

Обобщая практический опыт применения информационных технологий, можно сделать вывод, что в большинстве своем современное образование опирается на компьютерные технологии, основным инструментарием которых является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. Обучение строится на освоении отдельных программ и применении их в профессиональной деятельности. Однако некоторые образовательные учреждения и профессорско-преподавательские коллективы поднялись на следующий уровень применения информационных технологий в образовании, а именно освоения сетевых технологий.

Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети, виртуальные классы для организации самостоятельной творческой работы студентов, проводятся виртуальные лекции и

т. д. Сетевым образовательным технологиям предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью их основателя - глобальной компьютерной сети Интернет.

Эффективными методами интеграции информационных технологий в образовательный процесс, по нашему мнению, являются:

- внедрение диалогового режима обучения за счет выделения времени и организации постоянного консультирования студентов преподавателем в виртуальном кабинете по вопросам, возникающим у студентов в процессе изучения дисциплины (текущее консультирование);

- обеспечение доступа к информации не только за счет времени пользования интернет-ресурсами, но и путем создания внутривузовских электронных сетей, в обязательном порядке включающих электронные библиотеки с постоянно обновляемыми методическими материалами преподавателей;

- вовлечение студентов в работу над различными проектами, выполнение заданий, выдаваемых преподавателем в виртуальном кабинете;

- постоянная диагностика заданных целей обучения на основе формирования электронной тестовой базы текущего, межмодульного и итогового контроля знаний.

Одной из современных тенденций модернизации высшего образования является превращение его в непрерывный процесс. Система высшего образования должна давать возможность продолжать обучение. Эта тенденция может реализовываться как в рамках непрерывного открытого и дистанционного образования, так и путем создания системы повышения квалификации специалистов по различным направлениям.

Данный опыт образовательной деятельности уже имеется. Так, например, в соответствии с международными стандартами образования, разработанными Международной федерацией бухгалтеров (ШАС), другими документами Комитета ШАС по образованию, а также директивами Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в РФ сформирована система постоянного повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Данную деятельность осуществляют аккредитованные учебно-методические центры. Создание данных центров на базе вузов позволяет повысить качественный уровень обучения. Поддержание уровня знаний данных специалистов и овладение ими новыми методами работы будет достигаться за счет широкого диапазона предлагаемых образовательных продуктов.

Список литературы

1. Акуленко Н. Б., Елина О. А. Современные технологии в бизнес-образовании - требования рынка труда // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 12 (54).

2. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании : хрестоматия-путеводитель / автор-составитель А. В. Коваленко; под науч. ред. проф. М. Г. Минина. - Томск : Изд-во ТПУ, 2007.

3. Новые образовательные технологии в вузе : сборник материалов Шестой Международной научно-методической конференции. 2-5 февраля 2009 г. : в 2 ч. - Ч. 1. - Екатеринбург : ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.