DOI: 10Л7805Д1^у.2017.6.3
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. В. Косорученко Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организационно-методического и информационного сопровождения процесса преподавания прикладных экономических дисциплин в свете изменений законодательства России об образовании, а также необходимости применения новых образовательных технологий.
Ключевые слова: высшее образование; федеральные образовательные стандарты; предметно-деятельностная модель образования; компетенция; среднее профессиональное образование
ORGANIZATIONAL, METHODICAL, AND INFORMATIONAL
SUPPORT OF THE TEACHING PROCESS OF APPLIED ECONOMIC DISCIPLINES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
T. V. Kosoruchenko Moscow University for the Humanities
Abstract: The article considers the issues of organizational, methodical, and informational support of the teaching process of applied economic disciplines in light of the changes in the Russian legislation on education, as well as the need for the implementation of new educational technologies.
Keywords: higher education; Federal educational standards; subject-activity model of education; competence; secondary vocational education
На сегодняшний день в образовании России сложилась устойчивая тенденция ориентации образования на потребности государства, общества, бизнеса (Ильинский, 2002). В связи с этим перед преподавателями и педагогами ставится ряд серьезных задач, в том числе:
- переориентирование учебного процесса на результаты образования, то есть четкое определение того, что именно будет знать и уметь об-
учающийся, чтобы после окончания образовательной программы он был востребован на рынке труда;
- изменение формы представления результатов обучения, разработка характеристик компетенций, то есть выработанных у обучающегося интегративных поведенческих моделей профессиональной и социальной активности;
- интерактивный и многоаспектный контроль над процессом обучения — создание методологии и методик оценки качества образования.
Решение данных задач положено в основу нового российского законодательства в сфере образования и образовательных стандартов, начиная со стандартов третьего поколения. Так, в частности, все новые федеральные образовательные стандарты ориентированы на формулирование рамочных требований к результатам образования и организации учебного процесса, на компетентностный подход и кредитно-модульный принцип построения образовательных программ (Методические рекомендации ... , 2007; Преображенская, 2013).
Новые требования к результатам освоения образовательных программ (результатам образования) обуславливают совершенствование содержания, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности (преподавания/обучения) и форм контроля за ее осуществлением (мониторинг качества обучения), в который помимо всего прочего, входят средства оценки приобретаемых студентом компетенций (Ковалева, 2013).
В современном образовании должны разрабатываться многокомпонентные системы оценки качества подготовки обучающихся и выпускников, решающие следующие задачи:
- контроль при помощи набора оценочных средств и управление с помощью элементов обратной связи процессом приобретения знаний, умений, навыков по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебных модулей, дисциплин, практик;
- контроль при помощи набора оценочных средств и управление с помощью элементов обратной связи за достижением целей реализации конкретной основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), определенный в виде набора различных компетенций (универсальных, общепрофессиональных, профессиональных, специальных и т. п.);
- достижение такого уровня контроля и управления качеством образования, который бы обеспечил беспрепятственное признание квалификации выпускников российскими зарубежными работодателями, а также мировыми образовательными системами.
Такой подход к разработке образовательных программ позволяет
формировать:
- профессиональные знания, умения и навыки;
- личностные качества (инициативность, целеустремленность, способность к корректному целеполаганию, ответственность, толерантность и т. п.);
- социальную адаптацию (умение работать ка самостоятельно, так и в коллективе, соотносить планирование и результаты своей деятельности с потребностями общества и т. п.);
- опыт профессиональной и творческой деятельности в избранной сфере и за ее пределами.
При этом традиционный предметный подход к разработке учебно-методических комплексов конкретных дисциплин должен быть расширен поведенческой, деятельностной компонентой. При этом не следует забывать и о том, что за формирование большинства компетенций не могут отвечать лишь отдельно взятые учебные дисциплины. Компоненты компетенций формируются при изучении различных дисциплин, а также в процессе практической и самостоятельной работы обучающегося. Для этого необходимо разрабатывать учебно-методические комплексы учебной дисциплины только во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Таким образом, вся модель предметно-деятельностной модели образования представлена в табл. 1.
Таблица 1. Предметно-деятельностная модель образования
Модули (дисциплины) и иные формы учебной деятельности Формируемые компетенции
К1 К2 К3 К. 1
Д1 Си С31 С.1
Д2 С12 с 22
...
Д] С1п С. 1П
Практика С, 1п С3п
Исследовательская деятельность С, 1и
Проектировочная деятельность С, 1пр С2пр
Примечания:
К1 - К! - формируемые компетенции.
Д1 - Д] - модули (дисциплины) основной профессиональной образовательной программы.
Сц — содержание ьтой компетенции при изучении ]-той дисциплины или при включении в другие формы учебной и практической деятельности.
Такая модель является основой формирования оценочных средств для контроля качества усвоения компетенций обучающимися.
Кроме того, при разработке учебно-методического обеспечения учебного процесса необходимо учитывать и образовательную среду учреждения, и используемые образовательные технологии.
Исходя из всего вышесказанного, подчеркнем, что основными методическими документами, регламентирующими процесс изучения дисциплины, выступают рабочая программа учебной дисциплины и комплект учебно-методической документации к ней. Содержание такого комплекта представлено в табл. 2.
Таблица 2. Структура содержания рабочей программы и учебно-методической документации к ней
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
2.1. Место учебная' дисциплина в структуре основной профессиональной образовательной программы
2.2. Объем и виды учебной работы по дисциплине
2.3. Дидактические единицы дисциплины
2.4. Междисциплинарные связи
3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Требования к результатам освоения дисциплины
3.2. Требования к формированию компетенций
4. Структура и содержание учебной дисциплины
4.1. Содержание разделов и тем учебной дисциплины
4.2.. Формирование компонентов компетенций на основе освоения рабочей программы учебной дисциплины
4.3. Тематические планы изучения дисциплины
4.4. Планы семинарских и групповых занятий
5. Образовательные технологии
5.1. Образовательные технологии
5.2. Организация самостоятельной работы студента
5.2.1. Распределение времени на самостоятельную работу для студентов очной формы обучения
5.2.2. Распределение времени на самостоятельную работу для студентов очно-заочной формы обучения
5.3. Задания на самостоятельную работу студентам по темам
5.4. Оценка самостоятельной работы студента преподавателем
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1. Текущий контроль успеваемости
6.1.1. Оценка знаний, умений и навыков студентов на семинарских и практических занятиях
6.1.2. Оценка самостоятельной работы студентов
6.1.3. Тестирование по результатам изучения тем №1-10 дисциплины
6.2. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины
6.2.1. Экзамен
6.2.2. Практикум
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Нормативно-правовые акты
7.2. Литература (основная)
7.3. Литература (дополнительная)
7.4. Интернет-ресурсы .
7.5. Терминологический справочный словарь
8. Материально-методическое обеспечение учебной дисциплины
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций, разрабатываются в соответствии с балльно-рейтинговой системой.
С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (в виде элементов тренингов, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой. С целью реализации практико-ориентированного подхода целесообразна организация встреч обучающихся с представителями работодателей.
С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматриваются следующие формы обучения:
- активные формы обучения (проблемные лекции, лекции пресс-конференции, выполнение мини-проектов на практических занятиях);
- интерактивные формы обучения (мультимедийные лекции, электронные презентации рефератов, деловая игра, круглый стол, консультирование студентов с использованием современных информационных технологий и программно-педагогических тестовых заданий по дисциплине для проверки знаний студентов).
Разумное сочетание активных и интерактивных форм обучения позволяет добиться формирования профессиональных компетенций обучающегося, подготовить его к будущей профессиональной деятельности.
Также важное значение имеет содержание аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося. Технологии традиционного образования позволяют добиться формирования базовых знаний, умений и частично навыков по дисциплине (модулю), но в должной мере не позволяют добиться формирования компетенций. Формирование компетенций требует развития следующих компонентов: когнитивного, мотивационного, аксиологического, практического и эмоционально-волевого. Их развития можно добиться, акцентируя внимание обучаемого на практическом применении получаемых знаний и умений, наличии проблем и дискуссионных вопросов, а также развивая информационное сопровождение процесса обучения. Поэтому современные образовательные технологии основываются на принципе «подготовленной аудитории», то есть в процессе аудиторной работы с обручающимися акценты должны делаться на проблемные, дискуссионные вопросы дисциплины, отработку поведенческих и профессиональных навыков обучающихся, а изучение базовых моментов отдается на самостоятельную подготовку. При этом процесс самостоятельной подготовки обучающегося должен находиться под постоянным контролем преподавателя. Контроль может заключаться как в планировании самостоятельной работы обучающихся, так и в разработке необходимого методического и информационного обеспечения (тезисы лекций, подборка информационных материалов по теме, задания для самостоятельной работы в виде подготовки конспекта лекций, кейсы ситуационных задач и т. п.). При таком подходе к образовательному процессу у обучающегося появляется возможность саморазвития и самомотивации к получению профессиональных знаний и навыков, что позволяет достичь целей образовательной деятельности.
Таким образом, организационно-методическое и информационное сопровождение процесса преподавания прикладных экономических дисциплин в образовательных организациях высшего и среднего профессио-
нального образования играет важную роль в формировании «выходных» компетенций обучающегося, позволяет адаптировать выпускника к требованиям рынка труда, сделать его востребованным работодателями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Москов. гум.-соц. академия. 592 с.
Ковалева, А. И. (2013) Методическая школа вуза // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 307-309.
Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ впо, ориентированных на фгос третьего поколения (2007) / Афанасьева Т. П. и др. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова. 98 с.
Преображенская, И. В. (2013) Педагогические условия оценки сфор-мированности компетенций // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 15-20.
Дата поступления: 30.11.2017 г.
Косорученко Татьяна Викторовна — преподаватель колледжа Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 11. Тел.: +7 (916) 228-25-39. Эл. адрес: taviko.1511@ yandex.ru
Kosoruchenko Tatiana Viktorovna, Teacher, College, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Bldg. 11, Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (916) 228-25-39. E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Косорученко Т. В. Организационно-методическое и информационное сопровождение процесса преподавания прикладных экономических дисциплин в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 6. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/619 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2017.6.3