НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-4-28-38
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А. П. Кошкин, В. А. Жидких, А. В. Новиков
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия
В статье рассматриваются современные проблемы подготовки политологов и социологов в экономическом вузе. Показана многоуровневая структура политического образования в РЭУ им. Г. В. Плеханова. Проанализированы характерные научно-образовательные задачи. Выявлены особенности применяемых в учебном процессе образовательных технологий: политического информирования, проектных семинаров, совместной подготовки научных статей, участия студентов в работе научно-исследовательских клубов, их привлечения к выполнению НИР, введения на первом курсе большего числа практико-ориентированных дисциплин, применения различных кейсов и игровых методик. Авторами впервые определено соотношение защищаемых трех основных типов выпускных квалификационных работ студентов-политологов и студентов-социологов: объяснительных, эмпирических и проектных. Показана особая роль программ дополнительного профессионального образования «Мультимедийная журналистика» и «Конфликтология» в подготовке высококвалифицированных специалистов. Раскрыты перспективы развития политического образования в экономическом вузе. Представлены авторские рекомендации по развитию политического образования на уровне бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного образования. В статье делается вывод, что политическое образование в РЭУ им. Г. В. Плеханова находится на этапе своего активного развития. Авторы подчеркивают, что с внедрением новых образовательных технологий выпускники-политологи и социологи могут научиться рационально функционировать в политической и экономической сферах. Ключевые слова: политическое образование, экономический университет, образовательные технологии.
POLITICAL EDUCATION IN UNIVERSITY OF ECONOMICS: CHALLENGES AND PROSPECTS
Andrey P. Koshkin, Vladimir A. Zhidkih, Andrey V. Novikov
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
The article discusses present day problems of training politologists and sociologists in university of economics. It shows a multi-level structure of political education in the Russian Plekhanov University of Economics and analyzed typical academic and education objectives. Specific features of education technologies used in the teaching process are identified. They are political information, project workshops, joint preparation of articles, participation of students in work of research clubs, their involvement in research activity, introduction during the 1-st year of practically oriented subjects, application of case studies and games. The authors for the first time identified the correlation between the three principle types of final qualification papers prepared by students- politologists and students -sociologists, i.e. explanatory, empiric and project ones. The article shows a specific role of programs of further education, such as 'Multi- Media Journalism' and 'Conflictology' in training of highly- qualified specialists. It demonstrates potential prospects of developing political education in university of economics and puts forward recommendations aimed at developing political education at the level of bachelor, master and PhD courses and further education. The authors come to the conclusion that political education in the Russian Plekhanov University of Economics is at the stage of active development. They underline that introduction of new education technologies could provide an opportunity for graduates politologists and sociologists to learn how to function rationally in political and economic sphere.
Keywords: political education, university of economics, education technologies.
Проблематика профессионализации политического образования, с одной стороны, находится в русле общегосударственных вопросов развития образовательной системы, стоит в общем ряду отраслевых проблем совершенствования профессиональной подготовки и обучения, а с другой - имеет свою специфику.
На сегодняшний день в российском обществе нет понимания того, что политическая деятельность, вызванная развитием рыночной экономики и формированием рынка политических услуг, - это профессиональная сфера, а сама политическая наука - закономерный результат развития общественных наук (в первую очередь экономики, права и социологии). Пока что качества политика оцениваются не как приобретенные в процессе образования компетенции, а как личные качества, сумма персонального опыта, репутация. Подобным же образом трактуются навыки политических технологов, специалистов по политическим коммуникациям. Их профиль формирует совокупность прецедентов в профессиональной деятельности -проведенные кампании, личные контакты.
Главными факторами разрывов в полит-образовании стали зависимость отечественной системы образования от зарубежных концептов и моделей, недостаток специалистов в сфере политологического образования, непоследовательность и отставание от требований политического и экономического рынка при формировании образовательных стандартов и программ. К тому же политология как специальность высшего образования первоначально была направлена не на формирование компетенций продуктивной политической деятельности, а на ее изучение.
Проблемы подготовки специалистов в сфере политики создают наиболее значительные социально-экономические риски. Последние десятилетия отечественной и зарубежной истории показали, что некомпетентность политических элит и проигрыш в области современных социальных и
политических технологий могут привести к катастрофическим или, как минимум, критическим последствиям для экономической и государственно-политической системы. Негативный пример такого рода - попытки управления политическими процессами из-за рубежа, организация государственных переворотов с использованием современных коммуникационных средств и технологий. Кроме того, подготовка в сфере общественно-политических наук без четкой привязки к социально значимым и востребованным государством и рынком труда задачам порождает критически настроенную социальную массу, оказывающуюся наиболее интеллектуально и информационно активной в протест-ные периоды. Без повышения профессионального уровня политического образования невозможно решение задач развития политической системы, обеспечения приоритетов внутренней и внешней политики, достойных позиций страны на международной арене.
Структура политического
образования
в РЭУ им. Г. В. Плеханова
В Плехановском университете создана многоуровневая структура политического образования - как на бакалавриате по программе подготовки 41.03.04 «Политология» на факультете экономики и права, так и в магистратуре по программе «Политический менеджмент» на факультете менеджмента (научный руководитель программ доктор политических наук, профессор А. П. Кошкин). Кроме того, в 2017 г. была открыта программа бакалавриата 39.03.01 «Социология» под руководством доктора философских наук Д. Г. Горина, а также осуществляется подготовка аспирантов по специальности ВАК 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии». При этом на кафедре политологии и социологии открыты две программы профессиональной переподготовки - «Мультимедийная журналистика» и «Конфликтология» (научный руководитель доктор политических наук, профессор А. П. Кош-
кин), позволяющие студентам и жителям Москвы получить дополнительное образование и расширить свои возможности. Центр гуманитарной подготовки под руководством доктора исторических наук, профессора И. В. Яблочкиной разрабатывает стратегию гуманитарного образования вуза и активно реализует мероприятия, направленные на формирование гражданской позиции студентов РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Помимо этого с февраля 2018 г. под руководством члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидата философских наук, доцента Олега Викторовича Морозова начала работу научная школа «Высшая школа публичной политики».
Особую роль в генерации деятельности университета в контексте политических событий страны играет ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор В. И. Гришин. Активно содействует политическому образовательному процессу вуза проректор по социально-воспитательной работе, доктор политических наук, профессор В. А. Жидких. Управление по воспитательной работе под руководством С. П. Есакова организует многочисленные мероприятия в целях формирования интеллектуального, гражданского и духовного потенциала, творческой активности и патриотизма сотрудников и студентов.
Значительное положительное влияние на процесс политического образования в университете оказывает разветвленная сеть структур, отвечающих за информационную работу, работу со студентами, сотрудниками, выпускниками всех лет, ветеранами войны и труда.
Таким образом, структура политического образования в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова представляет собой завершенную последовательность всех ступеней высшего образования, научных и административных структур.
Решаемые научно-образовательные
проблемы
Типичные слабые места большинства самостоятельных студенческих исследовательских работ и проектов политологов, которые необходимо постоянно и неуклонно разрешать во время научной работы со студентами всех лет обучения, можно свести к следующему:
1. Воспроизведение старого, а не порождение нового знания.
2. Расплывчатость теоретической рамки исследования.
3. Нечеткое формулирование предмета/объекта.
4. Выдвижение сложнопроверяемых гипотез.
5. Неуверенное применение качественных/количественных методов анализа данных.
6. Использование неактуальной отечественной и зарубежной литературы.
7. Ограниченность точек зрения на исследуемый вопрос.
Большинство перечисленных проблем можно успешно разрешить, активизируя исследовательскую работу студентов с первого модуля первого курса обучения.
Применяемые образовательные
технологии
В ходе процесса политического образования необходимо осознавать, что для студентов направлений, не связанных с политологией и социологией, необходимы иные технологии образования, чем для студентов-социологов и политологов.
В рамках отводимых часов учебного плана на общие дисциплины, читаемые кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова («Политология», «Социология» и «Культурология»), преподавателям приходится отказываться от более сложных (в том числе проектных) и долгосрочных методик обучения для формирования более качественных знаний и навыков студентов (таблица).
Применяемые технологии политического образования в РЭУ им. Г. В. Плеханова
Общие дисциплины
Студенты-политологи и социологи
Программы ДПО
Политическое информирование.
Интерактивные лекции.
Электронное обучение.
Подготовка эссе и рефератов.
Видеолекции.
Круглые столы.
Кураторство
• Выступления студентов перед аудиторией (минимум 3 на каждой дисциплине).
• Геймифицированные технологии и деловые игры.
• Мультимедийные проекты.
• Проектные семинары.
• Презентация студентами своих проектов.
• Подготовка научных статей.
• Участие в научных конференциях (в том числе всероссийских и зарубежных).
• Кейсы (более 80 на каждом курсе обучения).
• Участие в межвузовских кейс-олимпиадах.
• Авторские учебники по профилю дисциплин.
• Зарубежные стажировки.
• Студенческие интеллектуальные научные клубы.
• Совместная реализация грантов и НИР.
• Выступления преподавателей и студентов в федеральных СМИ.
• Организация практических круглых столов и конференций с работодателями.
• Прикладные дисциплины с первого курса обучения.
• Приглашение экспертов для проведения нескольких семинаров
• Политико-психологические тренинги.
• Специальное обучение ораторскому мастерству.
• Подготовка видеороликов.
• Создание ютуб-каналов.
• Обучение технологиям ведения страниц в социальных сетях.
• Создание интернет-сайтов.
• Подготовка журналистских статей
Такие известные технологии обучения, как интерактивные лекции, круглые столы, подготовка рефератов и письменных домашних заданий, являются оптимальными для студентов непрофильных направлений. Отдельно стоит отметить необходимость кураторства преподавателей, которое помогает студентам плавно войти в учебный процесс и принять плехановскую корпоративную культуру поведения. Особо стоит отметить крайне высокую значимость политического информирования, предполагающего совместный со студентами анализ актуальных политических событий из жизни страны и международных отношений.
Разумеется, все представленные технологии используются и при подготовке сту-
дентов-политологов и социологов. При этом их профильная подготовка требует более углубленных, долгосрочных и комплексных технологий политического образования.
Практика обучения студентов-политологов показывает, что уже с первого курса обучения помимо фундаментальных теоретических дисциплин, таких как «Теория политики», «История политики», «История политических учений», «Сравнительная политология», необходимо с первого учебного модуля вводить практико-ориен-тированные дисциплины. Подобной вводной дисциплиной помимо «Введения в профессию» могут стать «Основы политических технологий» и «Основы социологии». Необходимость изучения практиче-
ских дисциплин перед теоретическими вызвана изменяющимися образовательными потребностями современных студентов, которые хотят сразу же видеть практическое применение получаемых знаний. После школы студентам крайне необходимо понять, какой профессии они обучаются, в чем ее отличие от других специальностей и какие перспективы ждут их на российском рынке труда. Кроме того, особенность современной политической науки заключается в том, что сегодня политические концепции и теории начинают выводиться из самой политической практики и практики применения политтехнологий, в том числе в избирательных кампаниях, а не наоборот.
Во всех политических профессиях исключительно важную роль играют навыки публичной коммуникации и презентации проектов. Значительная часть студентов не имеет подобного опыта до прихода в университет. В данных условиях выступления студентов перед аудиторией с презентацией собственного проекта или исследования должны быть направлены именно на формирование коммуникативных навыков. В этом случае большое значение имеют не столько технологии ораторского мастерства (их эффективность повышается благодаря опыту и многократности повторения), сколько эффективные технологии подготовки самой презентации (разработка ее структуры, нарратива и дизайна).
Основополагающей технологией политического образования является решение кейсов, а также их самостоятельная разработка самими студентами. При этом целесообразно применять все существующие типы кейсов, как учебные, так и исследовательские. Однако из трех основных видов кейсов (мини-кейсов, средних европейских и полноформатных гарвардских) наибольшее внимание следует уделять мини-кейсам [3]. Именно данный вид позволяет не только развивать навыки анализа ситуации, принимать решения и разрабатывать рекомендации, но и проводить политическое информирование, поскольку, к
сожалению, большинство студентов мало или недостаточно интересуются происходящими событиями и процессами в политической жизни страны и регионов. Основная проблема кейсов данного вида заключается в невозможности их многократного использования в связи с потерей актуальности, а также в необходимости преподавателя под каждое конкретное занятие разрабатывать задание. Следует отметить, что для качественной подготовки специалистов по социально-политическим специальностям требуется решение не менее 80-110 кейсов любого из видов на каждом курсе обучения.
Проведение научных конференций со студентами - одна из самых эффективных образовательных технологий. Наиболее востребована интеллектуальным ядром студенчества помощь преподавателей в подготовке написания научных статей первокурсников. Привлечение и вовлечение студентов в научную практику не только служит цели повышения качества и комплексности их образования, но и формирует лояльность к своей специальности и к университету в целом, а также оказывает влияние на желание продолжить получение образования после окончания бакалавриата. Особенно важно в этой связи участие в межвузовских, всероссийских и зарубежных очных конференциях. При этом студенты должны участвовать в них не как пассивные зрители, а обязательно выступать перед аудиторией, презентуя свои идеи, или принимать участие в научной дискуссии.
На сегодняшний день одними из наиболее перспективных образовательных технологий являются деловые игры, психологические тренинги и игровые методики, направленные на формирование у студентов коммуникативных навыков. Специфика специальности обусловливает необходимость развития у обучающихся навыков делового общения и проведения эффективных переговоров. Так, например, преподавателями кафедры политологии и социологии специально для студентов-
политологов была разработана игра «Политическая коммуникация». Она призвана развить навыки публичной и межличностной коммуникации в наиболее типичных ситуациях, с которыми сталкиваются по-литтехнологи. В игре могут одновременно принимать участие от 3 до 16 человек. Предусмотрено 16 видов карточек, например, в них входят потребности, убеждения, роли, клиенты, места, цели, вопросы, возражения и т. д. Каждый вид предусматривает от 10 до 20 отдельных карточек, в совокупности формирующих более 205 различных ситуаций. Суть игры заключается в следующем: поочередно каждый студент бросками игральной кости выбрасывает четыре карточки с ситуациями, а затем формулирует свой устный ответ. На обдумывание ответа отводится не более одной минуты. Оценка ответов производится коллективно участниками группы.
Помимо этого, деловые игры, геймифи-цированные и проективные учебные пособия и образовательные технологии могут быть направлены на развитие управленческих качеств. Именно на развитие этих качеств и углубление навыков общения и технологий ведения переговоров направлена дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки «Конфликтология».
Крайне перспективной технологией современного образования является привлечение студентов к совместным с преподавателями кафедр НИР. Благодаря подобному взаимодействию студенты могут увидеть, как на практике готовятся, применяются и реализуются исследовательские разработки. Сложившаяся практика включения студентов в разработку внутренних грантов на общественных началах не только повышает качество профессиональных знаний, но и увеличивает позитивную самооценку и осознание общественной востребованности их работы. Например, студенты-политологи РЭУ им. Г. В. Плеханова принимали участие в реализации не только внутренних, но и внешних грантов, таких как организация и
проведение научно-практической конференции «Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований» в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20142020 годы» (ФЦП ИР 2014-2020) от Министерства образования и науки Российской Федерации в 2015 и 2016 гг. Помимо этого, студенты принимали участие в создании аналитического документа «Доклад по социальным проблемам второго типа (создание атласа НКО и лидеров по регионам)», в реализации проекта «Механизмы регулирования общественных отношений на муниципальном уровне», заказчиками которых были Администрация Президента Российской Федерации, Правительство города Москвы и ООО «Институт политических исследований».
В современной практике высшего образования особую роль играют студенческие интеллектуальные клубы. Подобные формы активности позволяют студентам научиться практике командной работы и совместных исследований, расширяют их кругозор и формируют профессиональный дух. Так, начиная с 2011 г. непрерывно функционирует молодежный научно-исследовательский клуб «Плехановский габитус» - институционализированная форма научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, магистрантов и молодых ученых кафедры политологии и социологии в области политических и социальных наук.
В обучении по программе профессиональной переподготовки «Мультимедийная журналистика» используются более специализированные методики подготовки собственных медиапроектов: видеоролики, ютуб-каналы, журналистские статьи, интернет-сайты, технологии ведения страниц и блогов в социальных сетях. В современном цифровом, информационном обществе развитие навыков подготовки дан-
ного вида материала становится критически важным для политтехнологов и политических менеджеров.
Типы исследований
в социально-политических науках
В наибольшей мере дальнейшая успешность выпускника в плане развития его навыков и качеств может быть представлена и оценена в итоговой выпускной квалификационной работе (ВКР). Наиболее конструктивна точка зрения, выраженная отечественным социологом В. А. Ядовым, который выделяет четыре класса научных теорий1:
- эвристические - близкие социальной (в нашем случае политической) философии, отвечающие на вечные вопросы типа «какова природа власти?», «что является основой политического порядка?»;
- аналитические - соединяют теорию и эмпирию путем создания гипотез и обобщения понятий; типологизации, классификации и установления зависимостей;
- критические - анализ, толкование, систематизация, реконструкция, критика существующих теорий, т. е. рефлексия самой методологической базы;
- объяснительные - позволяющие выработать модели, интерпретации фактов. Наверное, сюда же примыкают и математические модели, а можно такой подход выделить и как модельный.
По мнению П. Штомпки, объяснительные теории - самая важная цель социально-политического образования, особенно в периоды крупных социально-экономических перемен: они сильнейшим образом стимулируют развитие научного воображения, связывая теоретизирование с конкретным опытом [4].
Так, В. А. Ядов советует студентам, не претендующим на научную карьеру, осваивать прежде всего аналитический под-ход2. Тем, кто намеревается посвятить себя
1 См.: Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций : курс лекций для студентов магистратуры по социологии. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - СПб. : Интерсоцис, 2009.
2 Там же.
науке, надо внимательно отнестись к эвристическому и критическому подходам.
Нельзя сбрасывать со счетов, что в прикладной политологии есть существенный сектор проектной деятельности. Это прикладная сфера. Прикладная политология не сводится только к изучению реальности. Она предполагает и разработку проектов, отслеживание эффективности их реализации. Студенты часто ориентированы именно на это. Наконец, сводится ли подготовка прикладных политологов к аналитической работе, только к осмыслению или их надо учить еще и проектной работе, выработке рекомендаций, организационным решениям и деятельности? Если не учить этому бакалавров и магистрантов на прикладной политологии, то где и кто будет их этому учить?
В общем виде можно выделить пять моделей ВКР и диссертаций: объяснительную, эвристическую (идейно-методологическую), аналитическую, критическую (теоретико-рефлексивную) и проектную3. А поскольку критическая рефлексия и выработка инструментария могут и должны быть частью любой квалификационной работы, то дело сводится лишь к трем моделям: объяснительной, эвристической и проектной. Например, при изучении выпускных работ на кафедре политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова за несколько последних лет соотношение ВКР распределялось следующим образом: 55% -объяснительные, 35% - эвристические и 10% - проектные (рисунок).
Низкий процент проектных типов исследований объясняется сложностью написания для студентов (даже последнего курса обучения) данного вида работ, например, таких, как «Проект избирательной кампании по выборам Президента России в 2024 году», «Сценарное прогнозирование политического развития России до 2030 года» и др. При этом основные усилия должны быть направлены не только на не-
3 См.: Политическая философия : учебное пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Г. Л. Тульчинского. - М. : Юрайт, 2014.
уклонное повышение качества и прикладной ориентированности выпускных квалификационных работ, но и на увеличение числа проектных исследований.
Проектные; 10%
Эвристи-
35%
Объяснительные;
55%
Рис. Распределение типов ВКР на кафедре политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова
Каждый из представленных типов работ должен включать:
- авторское независимое исследование (социологические и экспертные опросы, фокус-группы, анализ данных и др.);
- рекомендации для органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих фирм, политических институтов и акторов.
Как показывает многолетняя практика комиссий по государственной итоговой аттестации выпускников, ВКР студентов без обязательного наличия данных двух требований не могут не только претендовать на высокие оценки, но и в отдельных случаях не могут быть успешно защищены. Кроме того, выпускная работа должна представлять собой более чем на 90% авторский текст, что значительно превосходит рекомендуемые параметры. Подобная практика может в дальнейшем существенно помочь студентам психологически подготовиться к защите магистерских и кандидатских диссертаций. Однако в любом случае в любой модели главное - проблема, характеристика попыток ее решения. Такая характеристика определяет цель исследования, задачи, адекватные средства (информационные, методические, организационные, финансовые).
Таким образом, политология представляет собой междисциплинарный комплекс, в котором используются концепции, подходы и методы, выработанные в рамках
различных дисциплин. Поэтому критерии научности не могут сводиться к парадиг-мальным рамкам каких-то отдельных дисциплин. Они задаются общими компонентами рациональности, а ключевую роль играет формулировка проблемы, определяющая выбор теоретического аппарата. Полноценная подготовка политологов к исследовательской, аналитической, экспертной деятельности не может ограничиваться дисциплинарными рамками теоретической и эмпирической социологии, социальной психологии, психологии, лингвистики или любой другой дисциплины.
Перспективы развития системы
политического образования
Бакалавриат. На уровне бакалавриата целесообразно активизировать развитие прикладных политологических дисциплин, ориентированных на практическую деятельность в рамках политического менеджмента. Это, в частности, такие дисциплины, как «Политический рейтинг», «Публичное администрирование», «Бизнес-администрирование в политике», «Виды политического менеджмента», «Маркетинг», «Медиапланирование» [1].
Также возможно осуществлять формирование политико-управленческих компетенций, имеющих прикладное измерение в таких сферах, как РИ и GR. Для бакалавров, специализирующихся в сфере политического РИ и GR, принципиально значимо получение знаний в области бизнеса (маркетинг, бренд-менеджмент, бизнес-аналитика, финансы, деловое администрирование и т. п.).
Продуктивной является ориентация на переход от преподавания по традиционным учебникам к преподаванию по разработанным на основании отечественного социально-политического эмпирического материала учебно-методических пособий, кейс-буков, мультимедийных, геймифи-цированных учебников. При этом важно сохранять и поддерживать базовые курсы по политической проблематике, характеризующие классическое университетское
образование. В целях повышения эффективности формирования образовательной траектории бакалавров представляется уместным реализовать на старших курсах серию дисциплин в рамках модуля «Введение в отраслевые политики».
Одна из возможностей повышения веса прикладных дисциплин и проектной деятельности в подготовке бакалавров политологии связана с внедрением в обучение модели так называемого интенсивного бакалавриата. Данная модель предусматривает вынужденный отказ от классической университетской практики: сначала фундаментальные дисциплины, а затем прикладные. Она ориентирована на модель спирали, предусматривающей выстраивание связей между дисциплинами и проектами, а также поэтапное погружение в фундаментальные дисциплины.
Еще одно важное направление работы связано с всесторонним развитием образовательной среды экономического вуза. Образовательная среда в университете в этой логике может быть представлена практическими дисциплинами, ориентированными на применение теоретических подходов в рамках конкретных исследовательских проектов, факультативными дисциплинами, открытыми лекториями, интеллектуальными кружками, киноклубами, различными игровыми формами (модели международных организаций, политической модели ООН, игры «Что? Где? Когда?» и т. д.). В реализации всех этих форматов активное участие принимают как преподаватели, так и студенты, которые получают жизненный, профессиональный опыт, навыки общения в различных ситуациях.
Магистратура. Обучение в магистратуре в экономическом вузе должно обеспечить реализацию глубокой специализации в определенном сегменте российской политики, особенно экономической. На уровне магистратуры целесообразно формирование у обучающихся компетенций в сфере анализа, экспертизы и консалтинга.
Разработка новых образовательных программ должна происходить при активном участии профессиональных ассоциаций, ведущих представителей российского рынка политических профессий (Администрации Президента Российской Федерации; министерств; Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; парламентских политических партий; ведущих PR-агентств; НКО, занимающихся политической деятельностью; медиа-холдингов, «фабрик мысли»). В образовательный процесс следует внедрять проектное обучение в форме участия магистров в проведении исследований. В ходе обучения следует обеспечить привлечение магистров к профессиональной деятельности в сфере их специализации в формате стажировок в органах государственной власти, партийных, общественных организациях.
На уровне дидактических единиц продуктивным представляется достраивание образования в области политологии дисциплинами и блоками дисциплин, принадлежащих к сферам знаний, принципиально значимых для динамики отношений на политическом рынке: «Электоральная юриспруденция», «Прикладная информатика», «Стратегический менеджмент», «Инноватика», «Коммуникативистика», «Когнитивистика», «Социально-экономическая статистика», Big Data.
Развитие интегрированной магистратуры должно происходить за счет повышения практико-ориентированности этого уровня образования, что должно достигаться за счет привлечения в качестве академических руководителей магистерских программ лидеров рынка политических профессий. При этом преподаватели магистерских программ должны быть иными, нежели преподаватели в бакалавриате.
Дополнительное образование. Реализация образовательного процесса в экономическом университете по программам дополнительного образования предполагает активное участие в их разработке вузовского и невузовского сегментов рынка политиче-
ских профессий. Такого рода программы целесообразно разрабатывать, основываясь на запросах конкретного заказчика.
В настоящее время существуют три наиболее востребованные категории программ ДПО:
- программы, ориентированные на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку государственных служащих;
- программы, направленные на подготовку профессионалов в различных сегментах современных политических технологий (политического менеджмента и политического консультирования);
- программы, имеющие своей целью подготовку партийных функционеров.
При этом повышение динамики взаимодействия вузов и партий в области развития дополнительного образования будет происходить по мере выработки общей политической платформы для всех политических сил страны. Представляется, что определенную роль в этом процессе могли бы играть надпартийные, национально ориентированные общественные организации.
Дополнительное образование может также служить серьезным стимулом для студентов бакалавриата, а наличие дополнительных образовательных программ имеет значение даже для абитуриентов. Получение ДПО, в особенности программ профессиональной переподготовки, существенно влияет на уровень востребованности выпускников социально-политических
специальностей. При этом важно расширять использование в образовательном процессе таких методических приемов подачи информации, как лекции вдвоем, лекции-практикумы, лекции-конференции.
Таким образом, развитие дополнительного образования может существенно повысить уровень и качество политического образования и подготовки студентов в экономическом вузе.
Заключение
В качестве обобщающего вывода стоит отметить, что политическое образование в РЭУ им. Г. В. Плеханова находится на этапе своего активного совершенствования. Несмотря на некоторые проблемы, вызванные общими тенденциями в сфере гуманитарного образования, в университете продолжают динамично развиваться передовые технологии подготовки специалистов в области социально-политических наук. С помощью внедрения нестандартных образовательных технологий выпускники-политологи и социологи могут научиться рационально функционировать в политической и экономической сферах и быть готовыми нести за свои решения и действия личную ответственность. Этому способствуют качественное политическое и экономическое информирование, кейсы, игровые и другие образовательные технологии. Вне всякого сомнения, такие формы обучения эффективны.
Список литературы
1. Перенджиев А. Н. Подготовка в экономическом вузе специалистов по направлению «Геоэкономика» - веление времени / / Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы VI Международной научно-практической интернет-конференции. - М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2018. - С. 136-139.
2. Родионов И. И., Архипова Н. И. Новая экономика и задачи образования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 3 (93). -С. 19-27.
3. Стрекалова Н. Д., Беляков В. Г. Разработка и применение учебных кейсов : практическое руководство / Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». - СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2013.
4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / пер. с польского С. М. Червонной. - М. : Логос, 2005.
References
1. Perendzhiev A. N. Podgotovka v ekonomicheskom vuze specialistov po napravleniyu «Geoekonomika» - velenie vremeni [Training Specialists of the Direction 'Geo-Economics' in University of Economics]. Gumanitarnoe obrazovanie v ekonomicheskom vuze, materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferencii [Arts Education in University of Economics, materials of the 6th International Internet Conference], Moscow, Russian Plekhanov University of Economics, 2018, pp. 136-139. (In Russ.).
2. Rodionov I. I., Arhipova N. I. Novaya ekonomika i zadachi obrazovaniya [New Economy and Education Objectives]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 3 (93), pp. 19-27. (In Russ.).
3. Strekalova N. D., Belyakov V. G. Razrabotka i primenenie uchebnyh keysov, prakticheskoe rukovodstvo [Developing and Applying Case Studies]. Saint Petersburg Affiliate of the Research University 'The Higher School of Economics'. Saint Petersburg, Department of Operative Printing NIU VShE, 2013. (In Russ.).
4. Stompca P. Sociologiya. Analiz sovremennogo obshchestva [Sociology. Analysis of Current Society], translated from Polish by S. M. Chervonnaya. Moscow, Logos, 2005. (In Russ.).
Сведения об авторах
Андрей Петрович Кошкин
доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Владимир Александрович Жидких
доктор политических наук, профессор, проректор по социально-воспитательной работе РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Андрей Вадимович Новиков
лаборант кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Andrey P. Koshkin
Doctor of Political Science, Professor, the Head of the Department for Politology and Sociology of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Vladimir A. Zhidkikh
Doctor of Political Science, Professor, Vice-rector for Socio-Educational Work of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Andrey V. Novikov Laboratory Assistant of the Department for Politology and Sociology of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]