Научная статья на тему 'Особенности предметно-смысловой организации речевого высказывания у дошкольников с ОНР III уровня'

Особенности предметно-смысловой организации речевого высказывания у дошкольников с ОНР III уровня Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
644
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-СМЫСЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СЛОВА / АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ / ТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / SUBJECT-MEANING ORGANIZATION / SEMANTIC FIELD OF A WORD / ASSOCIATIONS / THEME AND CONTENT OF AN UTTERANCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коровко Елена Анатольевна

Анализируется взаимосвязь между особенностями структуры семантического поля слова и способностью к предметно-смысловой организации целостного речевого высказывания у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of subject-meaning organization of utterance of pre-school children with general underdevelopment of speech of the III level

The article analyses correlation between peculiarities of structure of semantic field of a word and ability to subject-meaning organization of utterance of pre-school children with normal and defective speech development.

Текст научной работы на тему «Особенности предметно-смысловой организации речевого высказывания у дошкольников с ОНР III уровня»

УДК 376.37-053.4

ББК 4437 ГСНТИ 14.29.09 Код ВАК 13.00.03

Е. А. Коровко E. A. Korovko

Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

PECULIARITIES OF SUBJECT-MEANING ORGANIZATION OF UTTERANCE OF PRE-SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF THE III LEVEL

Аннотация. Анализируется взаимосвязь между особенностями структуры семантического поля слова и способностью к предметно-смысловой организации целостного речевого высказывания у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Ключевые слова: предметно-смысловая организация, семантическое поле слова, ассоциативные связи, тема и содержание высказывания.

Сведения об авторе: Коровко Елена Анатольевна, аспирант.

Место работы: кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Контактная информация: 620017. Тел.: (343) 3361439

Abstract. The article analyses correlation between peculiarities of structure of semantic field of a word and ability to subject-meaning organization of utterance of pre-school children with normal and defective speech development.

Key words: subject-meaning organization, semantic field of a word, associations, theme and content of an utterance.

About the author: Korovko Elena Anatolievna, Post-graduate Student.

Place of employment: Chair of Methods of Teaching School Subjects at a Special (Correction School), Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

г.Екатеринбург, пр. Космонавтов, д.2б.

e-mail: [email protected]

Формирование полноценной связной речи является одной из важнейших задач в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися на III уровне речевого недоразвития. Одним из проблемных звеньев в решении данной задачи является процесс самостоятельного построения предметно-смыслового плана высказывания детьми. Указанный процесс включает в себя актуализацию слов

© Коровко Е. А., 2011

таким образом, чтобы они, с одной стороны, адекватно отражали реальную действительность, а с другой - соответствовали теме сообщения. В этом отношении спонтанные высказывания детей данной категории характеризуются неточностью и искаженностью в отражении объектов, явлений и процессов действительности; отсутствием необходимых либо наличием лишних относительно раскрытия темы эле-

ментов [2, с. 19-26; 8, с. 68-80]. Развитие номинативного словаря в качестве лингвистической предпосылки формирования связной речи оказывается недостаточным для решения данной проблемы. Поэтому современные коррекционные методики все чаще включают в свой арсенал психолингвистические подходы к словарной работе [8, с. 324-325]. Основываются такие подходы на теоретических представлениях о семантическом поле и ассоциативно-вербальной сети в сознании человека. В научной литературе показано, что от структуры семантического поля слова и организации словаря [9, с. 146-148] зависит и скорость, и точность актуализации лексических единиц в процессе говорения. Однако механизмы такого влияния у дошкольников с нормальным и отклоненным речевым развитием не изучались.

Цель данной работы - исследование соотношений между предметно-смысловой организацией

речевого высказывания и объемом и уровнем структурированности семантических полей слова в сознании дошкольника.

Предметно-смысловая организация (далее ПСО) высказывания представляет собой денотатную схему [2; 5], включающую те объекты (денотаты), о которых идет речь. Денотаты находятся в определенных связях, отражающих реальные отношения между ними. И. А. Зимняя рассматривает дено-татную схему как способ организации существующих в нашем опыте

знаний в определенных областях. Пробелы и неточности в данной организации знаний приводят к неполноте, неточности, неправильности денотатной карты и, как результат, к бессодержательности и беспредметности высказывания [5, с. 83-86]. Таким образом, за каждым высказыванием находится образ мира, формирующийся в сознании человека. В связи с этим активно разрабатывалась теория информационного тезауруса человека и теория семантического поля слова в рамках нейро- и психолингвистики [4]. Согласно последним исследованиям лексикон человека представляется в виде «голографической» системы переплетенных между собой семантических полей [4, с. 96]. В современной лингвистике активно разрабатываются понятия языковой картины мира, тезауруса и ассоциативно-семантической сети [6]. Все эти понятия тесно связаны с представлениями о когнитивной, языковой и речевой деятельности. В результате осуществления когнитивной деятельности с помощью мыслительных операций мир отражается в сознании человека в виде системы образов, схем. Эта система тесно переплетается с лексикой, благодаря чему лексемы становятся единицами большого количества семантических полей, и между ними образуются ассоциативные связи. Логическая основа этих связей становится гарантом их стабильности и объективности. В результате вся вербальная сеть находится в состоянии готовности к актуализации того

или иного ее фрагмента в процессе говорения. При этом в литературе отмечается жесткая регуляция процесса актуализации тех или иных слов, его ограничение тематикой продуцируемого высказывания благодаря процессам торможения побочных и активизации необходимых связей [12, с. 200-201]. Семантическое поле ребенка-дош-кольника характеризуется тем, что ближайшим к ядру концерном является ситуация (актуализация синтагматических связей), но само семантическое поле активно развивается благодаря возникновению и закреплению других концернов, связанных с формированием логических связей и парадигматических отношений между словами [10]. Если синтагматические отношения лежат в основе связности высказываний, то парадигматические - в основе их цельности [1]. ПСО высказывания, являющаяся неотъемлемой частью цельности, также по своей природе является парадигматическим (целостным) образованием в структуре высказывания-текста и реализуется благодаря актуализации логических связей и парадигматических отношений между словами. Исходя из этого нами было выдвинуто предположение о том, что ПСО высказывания коррелирует с объемом и уровнем структурированности семантического поля слова и определяется способностью ребенка управлять ассоциативными связями.

Для проверки выдвинутого предположения было проведено исследование с двумя группами

детей старшего дошкольного возраста: 15 детей с нормальным речевым и психическим развитием - 1-я группа; 24 ребенка с ОНР III уровня - 2-я группа. Исследование детей 1-й группы было необходимо для частичного подтверждения теоретически установленных взаимосвязей между ПСО и семантическим полем, а также определения возможных для данного возраста границ выявляемых параметров, которые в данной работе были определены как «норма». Благодаря исследованию детей 2-й группы появится возможность установить соответствие/несоответствие между недоразвитием ПСО и семантического поля, а также выявить нарушенные звенья с целью разработки направлений и модели коррекционной работы.

1 группа заданий. Детям предлагалось составить высказывания-рассказы повествовательного и описательного типа по картинке и на свободную тему (из личного опыта). Всего 4 высказывания-рассказа: 1) рассказ по картинке с проблемным сюжетом «Разбитая чашка» (методика Ж. М. Глозман [3, с. 36]); 2) Описание предметной

картинки с «оптической иллюзией»: в одних очертаниях «видится» два объекта - заяц и пеликан - в зависимости от того, на каких существенных признаках фиксируется внимание [7, с. 236]; 3) рассказ на свободную тему: «Прогулка в лесу», «Прогулка во дворе» - на выбор; 4) описание любимой игрушки или домашнего животного. При анализе высказываний опреде-

лялось: 1) использование необходимых для выражения смысла частей речи, адекватность обозначения словами объектов и фактов реальной действительности, адекватность выбора лексики теме высказывания - такой анализ позволяет установить полноту денотатной карты, наличие или отсутствие лакун и лишних денотатов; 2) наличие в тексте ассоциативных связей, которые позволяют отразить смысловые отношения между денотатами.

2 задание. Проводился ассоциативный эксперимент, специфика которого определялась задачами данного исследования: определить объем семантического поля и его структурированность, т. е. наличие и стабильную повторяемость различных ассоциативных парадигматических связей. Поэтому задание было направлено на получение как можно большего числа слов-реакций на один стимул. В качестве стимулов были отобраны 5 существительных (собака, машина, дерево,

друг, рука), 5 глаголов (бегать, говорить, строить, думать, радоваться), 5 прилагательных (большой, хороший, красный, сильный, светлый), 5 наречий (высоко, быстро, завтра, справа, темно). Все слова были взяты из тезауруса, разработанного Н. В. Уфимцевой [11, с. 159]. Вербальные реакции анализировались следующим образом: 1) количество ассоциативных связей, актуализированных одним стимулом; позволяет установить и сравнить объем семантического поля у детей 1 и 2 группы; 2) количество ассоциативных связей, актуализированных всеми словами-стимулами одной части речи; также с целью сравнения объема полей у детей 1 и 2 группы; 3) количество ассоциативных связей одного типа, актуализированных на все слова-стимулы; позволяет сравнивать объем связей, находящихся в сознании ребенка потенциально, и объем связей, реализованных в высказываниях.

_________________________Таблица 1

Части речи Использование частей речи Адекватность отражения действительности Адекватность теме Итог

1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр.

Существительные 1 1 1 0-1 1 0-1 3 1-2

Г лаголы 1 1 0-1 0-1 1 0-1 2-3 1-2

Прилагательные 1 0-1 1 0-1 1 0-1 3 1-2

Наречия 1 0-1 0-1 0-1 1 0-1 2-3 0-2

3 группа заданий. Выявление способности сознательно управлять ассоциациями, т. е. способность тормозить побочные и активизировать необходимые связи. 1. Предла-

гается пара слов с определенной ассоциативной связью и ряд слов-стимулов, к которым дети должны подобрать слова-реакции по аналогии с первой парой. Часть - целое:

дом - окно, дерево, заяц, книга, часы, человек. Однокоренные слова: добрый - добро, веселый, радостный, больной, красивый, теплый. Видо-видовые отношения: утка -курица, волк, масло, вертолет, карандаш, журнал. Антонимы: трудно - легко, светло, вверху, позже, сразу. Синонимы: есть - кушать, трудиться, обманывать, огорчаться, идти, касаться. 2. Актуализация слов в рамках заданной темы. Предлагается тема «Лето», которая совместно обсуждается с ребенком. Затем предлагаются слова-стимулы, к каждому из которых совместно подбирается и фиксируется 1 слово в рамках темы (солнце, тучи, ноги, окно, воздух). Затем предлагаются следующие темы («Осень», «Зима», «Весна») и те же слова-стимулы. Слова-реакции на одно слово-стимул в разных темах не должны повторяться.

Анализ результатов. 1-я группа заданий. Собрано 60 текстов-высказываний у детей 1-й группы, 96 - 2-й группы. По выше изложенным параметрам выведены средние показатели. Количественный анализ лексического наполнения текстов по частям речи, адекватности лексики относительно отраженной действительности и относительно темы высказывания приведен в таблице 1. 0 - отсутствие данного параметра, когда он необходим для выражения мысли более двух раз. 1 - единичные случаи отсутствия, постоянное наличие.

Дети 1-й группы использовали все части речи адекватно теме; отмечается достаточное количество

ассоциаций, которые углубляют тему, но не уводят от нее (дети приводят разные аналогичные примеры, сравнения, после чего самостоятельно возвращаются к главной задаче). При употреблении глаголов и наречий встречаются ошибки в адекватной передаче фактов действительности. Общий итоговый балл - 10-12. Детям 2-й группы свойственно не использовать активно прилагательные и наречия в тех случаях, когда это необходимо. Большая часть детей не выдерживает рамки темы и поддается течению случайных ассоциаций, которые «руководят» ими и «не позволяют» самостоятельно вернуться к теме рассказа. Также сильно страдает отражение действительности: неточность употребления слов всех частей речи наблюдается в большинстве высказываний. Общий итоговый балл - 4-9. Примеры.

1. Одна обезьяна прыгает (высоко), а другая прыгает (низко)... тоже.

2. Медведь, он - коричневый (бурый, не плавает), а другие медведи умеют плавать (белые). 3. Попугай красивый. Ещё он кушает семечки, мы их покупаем в магазине. Вы знаете, такой магазин, там все для попугаев есть. (далее все про магазин). 4. Мы ходили в дом для зверей (павильон). 5. Птица - цветастая (разноцветная). 6. А рано (раньше) здесь слон был.

Количественный анализ ассоциативных связей (средние показатели), реализованный в детских текстах-высказываниях приведен в таблице 2. За каждую ассоциативную связь начислялся 1 балл.

Таблица 2

Вид связи Часть -целое Однокоренн ые слова Родо- видовые отношения Видо- видовые отношения Антонимы Синонимы

1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр.

Количе- ство 3-6 2-6 3-5 2-3 1-4 1-2 1-2 0-1 1-2 0-1 1-2 0-1

Анализ высказываний каждого отдельного ребенка 1 и 2 групп позволил выявить следующую закономерность: высокий балл во втором виде анализа соотносится с высоким баллом в первом. Это дает основание утверждать, что активизированные в процессе говорения ассоциативные связи, анализирующие действительность, позволяют ребенку адекватно ее обозначать с помощью конкретных слов. Общий

итоговый балл 1-й группы - 12-19, 2-й - 8-14. Эти показатели указывают на то, что 1 группа детей продуцировала достаточно целостные и законченные высказывания, тогда как тексты 2 группы целостностью обладали далеко не во всех случаях.

2-е задание. Количественный анализ объема семантического поля приведен в таблице 3. За каждое слово-реакцию начислялся 1 балл.

Таблица 3

Части речи Количество связей на одно слово Количество связей на все слова одной части речи

1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

Существительное 6-10 3-5 35-41 15-21

Г лагол 5-9 2-5 25-32 10-17

Прилагательное 3-5 1-4 20-25 5-14

Наречие 3-4 2-3 12-20 5-10

Количественные показатели ассоциативных связей каждого вида приведены в таблице 4. 0 - отсутствие связи; чертой обозначена невозможность данной связи. При

этом если на один стимул в рамках одного вида связи высказывалось несколько слов-реакций, то дополнительный балл не начислялся.

Таблица 4

Части речи Часть -целое Однокоренные слова Родо- видовые отношения Видо- видовые отношения Антонимы Синонимы

1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр.

Существи- тельное 3-4 0 4-5 1-2 4-5 3-4 4-5 0 3-4 0 2-3 0-1

Глагол - - 5 3-4 1-3 0 2-3 0 5 1-3 5 1-2

Прилагатель- ное - - 2-3 1-2 - - 0-1 0 3-4 2-3 3-4 0

Наречие - - 5 3-4 - - - - 5 2-3 2-3 0

Качественный анализ. 1. Ближайшие значения (первые слова-реакции) в обеих группах являлись ситуативными, что является нормой для данного возраста. Но при этом у детей первой группы в числе первых слов-реакций встречаются называние вида (существительное-стимул), антонимы и редко синонимы (глаголы, наречия, прилагательные). Данное наблюдение указывает на осмысление слова через его сопоставление и противопоставление, т.е. активное формирование парадигматики словаря. У детей второй группы наблюдаются в качестве первых слов-реакций родственные слова, а также огромное количество словоформ (последние данные в таблицах не приводятся, так как в рамках данной работы не рассматриваются). Такое вербальное поведение речевых детей указывает на их значительное отставание в структурировании семантических полей. 2. Дети 1 группы четко удерживают данное слово-стимул. У детей 2 группы отмечается частое соскальзывание на собственные слова, т. е. словом-стимулом становится не данное, а произнесенное ребенком слово. Данное явление указывает на неспособность продолжительное время удерживать главное слово в фокусе внимания.

3. А) Отношения часть - целое: 1-я группа - активно реализует в высказываниях-описаниях в тех случаях, когда детям становятся важны детали, либо принадлежность части целому для анализа или опознания данного объекта. В ассоциативном эксперименте данные отношения

возникают значительно реже. У детей второй группы данный вид отношений вообще не актуализируется в эксперименте, но ярко проявляется в связной речи в высказываниях не только описательного, но и повествовательного типа. При этом отмечается излишняя детализация, уводящая от темы. Б) Однокоренные слова: у детей 1-й группы количество родственных слов в процессе ассоциирования не превышает их количества в тексте; у детей

2-й группы - отмечаются превышения количества слов в ассоциативном эксперименте над количеством слов, актуализированных в высказываниях. То есть этот вид связи помогает осмыслить отдельное слово, но реализуется в процессе раскрытия темы. В) Остальные виды отношений у детей 1-й группы значительно превышают по своему количеству в процессе ассоциирования. У детей 2-й группы они оказываются слабо сформированными. Таким образом, сопоставляя данные полученные в ходе реализации 1 и 2-й групп заданий, мы можем сделать важный вывод. Дети с нормальным речевым развитием владеют своим словарем и пользуются им в процессе говорения быстро и уверенно во многом благодаря объему семантических полей и их достаточно четкой структурированности (для данного возраста), что позволяет детским представлениям об окружающем мире приобретать и глубину, и детальность. У детей 2-й группы и объем, и степень структурированности семантических полей на порядок ниже. Учитывая тот

факт, что дети легко узнают предметы на картинках (относительно хорошо сформирована номинативная функция речи по данным традиционного логопедического обследования), а также данные ассоциативного эксперимента, можно четко выявить слабое, требующее коррекции и развития звено: функ-

Дети 1 -й группы показали достаточно высокий уровень способности управлять и контролировать собственные ассоциативные реакции в рамках заданной связи. Это соответствует способности детей управлять ассоциациями в процессе построения высказывания. Дети 2-й группы показали сравнительно низкий уровень управления потоком ассоциаций, что в свою очередь соотносится с неумением актуализировать необходимые и тормозить лишние ассоциации в продуктивной речи. Количество верных ответов у 2-й группы детей снижено не только за счет отсутствия или недостаточной сформиро-ванности тех или иных связей (отказы от ответа), но и искажения вектора их формирования (неточность ответов), а также постоянного соскальзывания на предыдущее задание. 2. Последнее задание, связанное с подбором пары к слову в рамках темы, вызвало у детей 1-й группы живой интерес. Каждый

связей между словами, позволяющую развиваться вербальному мышлению детей в соответствии с возрастом.

3-я группа заданий. 1. Количественный анализ результатов исследования способности контролировать ассоциации в рамках заданных логических отношений приве-

ребенок, погружаясь в тему, быстро выдавал новые слова. При этом дети не ограничивали себя 1 словом-реакцией, в отдельных случаях составляли ряды из 7-8 слов в качестве реакций на одно слово-стимул. Показательным является тот факт, что дети часто соскальзывали на целые фразы. Само задание, таким образом, провоцировало на порождение высказываний. Для детей 2-й группы данное задание оказалось трудным. Поставленная задача не стимулировала к продуцированию фраз или текстов, как в первом случае, но и ответы одним словом возникали через определенное время. Отмечались постоянные повторения, застревания на уже произнесенных словах. Когда педагог начинал сам подбирать различные слова, дети подключались к этому процессу и выполняли задание по аналогии.

Количественный, качествен-

ный и сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследования высказываний, семантиче-

цию установления ассоциативных ден в таблице 5.

_________________________________________________________________Таблица 5

Правильные ответы Количество соскальзываний на предыдущую связь Количество неточно данных ответов Количество отказов

1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр.

21-25 0 3-5 2-5 8-16 0-1 5-10

ских полей и способности управ -лять ассоциациями, позволил нам выявить те компоненты семантического поля слова и ПСО высказывания, которые находятся в отношениях корреляции. Это, во-первых, количество и разнообразие ассоциативных вербальных связей, во-вторых, повторяемость (активное использование ребенком) определенного вида ассоциативной связи. Таким образом, выдвинутое предположение о том, что ПСО высказывания коррелирует с объемом и уровнем структурированности семантического поля слова и определяется способностью ребенка управлять ассоциативными связями, было подтверждено.

На базе проведенного исследования появляется возможность смоделировать взаимоотношения между семантическими полями и ПСО высказывания. С одной стороны, ПСО высказывания реализуема на базе уже существующих в сознании ребенка, достаточно объемных и в определенной степени структурированных семантических полей, с другой - сами семантические поля формируются и развиваются благодаря включению речи в процесс предметного познания мира, активному использованию лексики при обсуждении того или иного объекта, факта, явления. При этом между отдельными объектами должны устанавливаться связи, что возможно благодаря логическому познанию мира, отражение его в виде доступных детям схем и элементарных суждений. Кроме этого, анализ данных исследования по-

зволил нам определить в модели слабые звенья в речемыслительной деятельности детей с речевыми нарушениями: 1) способность выявлять вербальные связи в процессе познания окружающего и восприятия высказываний о нем; 2) закрепление этих связей в сознании в виде схем и моделей; 3) их закрепление с одновременным контролем в процессе осуществления различных ассоциаций. Данные положения могут быть положены в основу направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Литература

1. Ахутина, Т. В. Анализ смысловой стороны речи у детей 5-7 лет с точки зрения концепции речемышления Л. С. Выготского / Т. В. Ахутина, К. В. Засып-кина, А. А. Романова // Система языка и языковой мышление. -М. : Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2009. - С. 162-173.

2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 158 с.

3. Глозман, Ж. М. Нейропсихоло-гическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глоз-ман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. - СПб. : Питер, 2006. -80 с.

4. Залевская, А.А. Слово в лексиконе человека (Психолингвистическое исследование) / А. А. За-левская. - Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1990. - 205 с.

5. Зимняя, И. А. Психологический

аспект обучения говорению на иностранном языке: учеб. пособие. - М. : Просвещение,

1978. - 159 с.

6. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - 5-е изд., стер. - М. : КомКнига, 2006. - 264 с.

7. Кей, К. Оптические иллюзии / Кейт Кей; пер. с англ. Ю. Суслова. - М. : АСТ: Астрель, 2009. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Корнев, А. Н. Основы логопа-тологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2006. - 380 с.

9. Новиков, А. И. О соотношении лингвистической и семантической информации в тексте / А. И. Новиков // Семантика языковых единиц и текста (лин-

гвистическое и психолингвистическое исследование). - М. : Наука, 1979. - С. 127-148.

10. Рогожникова, Т. М. Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии / Т. М. Рогожникова // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики / Калининский гос. ун-т. - Калинин, 1983. - С. 133-139.

11. Уфимцева, Н. В. Языковое сознание и модусы его исследования / Н. В. Уфимцева // Система языка и языковой мышление. -М. : Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2009. - С. 148-161.

12. Цветкова, Л. С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения / Л. С. Цветкова. -М. : МПСИ ; Воронеж : НПО, 2002. - 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.