Особенности правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств Features of the legal status of peasant (farm) farms
Акульшина Ксения Григорьевна
Студентка 3 курса, юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина,
РФ, г.Краснодар e-mail: akulshina99@bk. ru
Akulshina Ksenia Grigorievna
Student 3 term, law faculty,
Kuban state agrarian University I.T. Trubilina,
Russia, Krasnodar e-mail: akulshina99@bk. ru
Научный руководитель Мантул Григорий Анатольевич
Кандидат юридических наук, профессор Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
РФ, Краснодар
Scientific adviser Mantul Gregory A.
Candidate of law, Professor Kuban state agrarian University. I. T. Trubilin
Russia, Krasnodar
Аннотация.
В данной статье рассматриваются особенности правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, затрагиваются изменения нормативно-правовых актов с начала развития данного института по настоящий период, а так же указывается на проблемы, существующие на современном этапе.
Annotation.
This article discusses the features of the legal status of peasant (farm) farms, affects the changes in legal acts from the beginning of the development of this institution to the present period, as well as points to the problems that exist at the present stage.
Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, гражданское право, предпринимательская деятельность, гражданский кодекс, юридическое лицо.
Key words: peasant (farm) economy, civil law, business activity, civil code, legal entity
На современном этапе развития Российской Федерации сельское хозяйство занимает лидирующие позиции, являясь одной из важнейших отраслей. Одним из основных направлений развития нашей страны является наращивание экономического потенциала сельского хозяйства, для того, чтобы удовлетворять основные потребности населения в продовольствии. На это ориентирована Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства от 14 июля 2012 года №717. Так же, для решения данной задачи необходимо создать и постоянно совершенствовать нормативно - правовую базу, регулирующую деятельность предпринимателей в сельском хозяйстве.
В пореформенный период в России получил развитие такой институт сельскохозяйственного предпринимательства, как крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ), правовой статус которых в настоящее время до конца не урегулирован. Первым законодательным актом, регулирующим КФХ, был
постсоветский Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 г., который рассматривал статус крестьянского фермерского хозяйства в качестве юридического лица.
С принятием Гражданского кодекса РФ организационно-правовая форма КФХ кардинально изменилась. В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 23 ГК РФ, глава фермерского хозяйства признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации самого хозяйства, а сама деятельность осуществляется без образования юридического лица. Чтобы сгладить противоречия в правовом статусе КФХ, в 2003 г. был принят Федеральный закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который значительно помог урегулировать многие вопросы и разъяснить индивидуальным предпринимателям их права, обязанности и полномочия.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к предпринимательской деятельности КФХ, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Однако данное правило оставляет много нерешенных вопросов, которые касаются деятельности фермерских хозяйств, имеющих свои отличительные признаки по сравнению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Крестьянское (фермерское) хозяйство может не иметь ни устава, если оно организованно в одиночку, ни собственного наименования, ни учредительного договора, по сути дела, КФХ - это деятельность индивидуального предпринимателя в области сельского хозяйства. Сложно определить правовое положение членов КФХ, ведь единственным документом, содержащим сведения о членах КФХ, является - соглашение о его создании.
Так же, КФХ имеет ряд особенностей в государственной поддержке, по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности: субсидии на покупку ГСМ, государственные заказы на продукцию, 5-летние налоговые каникулы, дотации на приобретение техники, возможность выкупа земли по стоимости не более 15% от кадастровой цены.
Что же касается налогообложения, важно отметить, что среди фермерских хозяйств чаще всего применяется ЕСХН- сельскохозяйственный налог, который фактически был введет специально для КФХ. Налоговая ставка по ЕСХН - 6% от чистой прибыли. На основании решения местных властей процент иногда снижается до 4%.
Но, даже Федеральный закон не решил всех проблем, связанных с правовым регулированием деятельности фермерского хозяйства. По-прежнему сохраняется неоднозначность в определении специфики КФХ, как субъекта права, и многие вопросы все так же носят дискуссионный характер.
Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет не только преимущества, но и недостатки, например, такие,
как:
- фермерская деятельность - капиталоемкий бизнес с долгой окупаемостью;
-сезонность бизнеса;
-банки неохотно кредитуют фермерскую деятельность, поскольку она входит в зону риска (урожайность, эпидемия среди скота);
- имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, а не крестьянскому (фермерскому) хозяйству, которое создается на основе соглашения граждан без образования юридического лица. При банкротстве или штрафах риску подвергается имущество КФХ, а
значит имущество его участников. На главу КФХ, как на ИП, распространяются те же требования: после прекращения предпринимательской деятельности, он продолжает нести ответственность по долгам и штрафам.
В настоящее время стоит необходимость в решении некоторых вопросов, возникших вследствие неопределенности гражданско-правового регулирования КФХ. Так, следует упомянуть о государственной регистрации, а именно о ситуации, когда обязанность в регистрации имеется только лишь у главы КФХ, а остальные члены остаются незарегистрированными. Помимо этого, существуют сложности в регулировании прекращения КФХ, так как основания в данном случае достаточно специфичны и отличаются от оснований, которые имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели. До сих пор не в полном объеме решены вопросы регулирования КФХ, когда одним из членов выступает иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым недвижимость такого рода не предоставляется в собственность.
На протяжении последнего десятилетия Российская Федерация сделала значительные успехи по продвижению сельскохозяйственной продукции на мировом рынке, большую часть которой производят личные подсобные и фермерские хозяйства. Именно поэтому реализация их продукции могла бы оказать серьезное положительное влияние на увеличение её производства в этой категории хозяйств и в стране в целом. Таким путем постепенно преодолевалась бы сложившаяся в течение последних почти пятидесяти лет неблагоприятная тенденция удовлетворения значительной части потребности населения в продовольствии за счет импорта. Российская сельскохозяйственная и выпускаемая из нее пищевая продукция имеет высокое качество, обусловленное более низким порогом использования химикатов при ее получении, что является серьезным преимуществом России перед западными производителями в жесткой конкурентной борьбе за рынки ее сбыта.
Таким образом, проанализировав данную статью, можно сделать вывод, что КФХ имеет огромное значение для развития сельского хозяйства в стране. Именно поэтому законодатель предусматривает разного рода преференции для КФХ. Но всё равно на современном этапе остаются проблемы, не решенные на законодательном уровне и требующие внимания со стороны государства.
Список используемой литературы:
1. Кудрявцева Л.В. Зазирняя Е.В. Проблемы гражданско-правового регулирования сделок с земельными участками// Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2016. №4 (23). С.342-346.
2. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
3. Нетишинская Л.Ф., Куемжиева С.А. О некоторых вопросах, связанных с гражданско-правовым режимом имущества крестьянского (фермерского) хозяйства// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №2. - С. 202-205.