Научная статья на тему 'Экономико-правовые проблемы создания крестьянских фермерских хозяйств гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства'

Экономико-правовые проблемы создания крестьянских фермерских хозяйств гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
618
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ / PEASANT (FARMER) ECONOMY / PRIVATE FARMS / LEGAL AND ECONOMIC PROBLEMS / ECONOMIC INCENTIVES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б. А., Потехин Н. А., Воронина Я. В.

В статье представлено понятие личного подсобного хозяйства как экономической категории, представляющей собой определенный объективно сложившийся в России тип хозяйственного уклада. Это есть одна из форм натурального производства, направленного на обеспечение личным трудом семьи своих объективных потребностей, необходимых и достаточных средств для жизнедеятельности. В то же время при определенных условиях отдельные личные подсобные хозяйства расширяют свою производственную деятельность и становятся товарными хозяйствами, что нарушает нормы федерального закона «О личном подсобном хозяйстве». По этой причине возникает проблема перевода ЛПХ в статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Свою деятельность граждане в личном подсобном хозяйстве осуществляют на земельных участках, принадлежащих им на праве частной собственности, владения или аренды, в свободное от основной работы время. Личное подсобное хозяйство приносит дополнительные доходы, так как является дополнительной деятельностью для трудоспособных граждан по отношению к основной работе, и осуществляется в порядке вторичной занятости. Этим личное подсобное хозяйство граждан отличается от индивидуальной и производственной предпринимательской сельскохозяйственной деятельности, от деятельности, осуществляемой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Само личное подсобное хозяйство правосубъектным образованием не является, рассматривать его как «лицо», «личность» нельзя. Существуют отдельные направления, по которым осуществляется государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Все меры государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, связаны с использованием средств федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов. Представлены причины, по которым не происходит оформление ЛПХ в организационную правовую форму хозяйствования, а именно в крестьянское (фермерское) хозяйство. Авторами предложено принять в Свердловской области и в Российской Федерации целевую Программу развития личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, в которой необходимо предусмотреть государственную экономическую поддержку этих форм хозяйствования в аграрной сфере; подготовку, повышение квалификации. Решение поставленных в программе задач станет важным фактором оживления сельской (в том числе аграрной) экономики, снижения социальной напряженности и роста реального уровня жизни сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND LEGAL PROBLEMS OF CREATION OF PEASANT FARMS BY THE CITIZENS, THE LEADING PRIVATE FARMS

Vtoraya article presents the concept of private farming as an economic category, which represents some objectively existing in Russia, the type of economic structure. This is one of the forms of natural production, aimed at ensuring the personal labour of the families of their objective needs, the necessary and sufficient means for livelihood. At the same time, under certain conditions, individual households expand their operations and become commodity farms that violates the norms of the Federal law "About a personal part-time farm". For this reason, there arises the problem of translation of LE as the status of the peasant (farmer''s) economy. Its activities citizens on personal farms is carried out on land belonging to them by right of private ownership, possession or lease, in their spare time. Private farm brings extra income as this is an optional activity for able-bodied citizens from the wearing of the main work, and is performed in the order of secondary employment. These private farms of citizens differs from individual production and entrepreneurial agricultural activities from the activities of the peasant (farm) holdings. Very private farm a body education is not considered as «person», «personality» is impossible. There are separate areas in which the government provides support to citizens, homesteading. All measures of the state suport of citizens, homesteading, involve the use of means of the Federal budget, budgets of the Russian Federation and local udget funds. Presents the reasons for not making occurs LPH in the organizational legal form of economic activity, namely in the peasant (farmer) economy. The authors propose to take in the Sverdlovsk region in the Russian Federation target Program for the development of private farms and peasant (farm) holdings in which it is necessary to provide public economic support to these forms of management in the agrarian sector; the preparation, training. The solution in the programme will be an important factor in the revival of rural (including agricultural) economy, reduce social tensions and rising real living standards of the rural population.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые проблемы создания крестьянских фермерских хозяйств гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства»

Аграрный вестник Урала № 5 (135), 2015 г. - < Г*»«^^.

Экономика

УДК 338.431.4

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯИСТВГРАЖДАНАМИ, ВЕДУЩИМИ ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА

Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой управления и права, Н. А. ПОТЕХИН,

доктор экономических наук, профессор, кафедра управления и права,

я. в. Воронина,

старший преподаватель кафедры управления и права, Уральский государственный аграрный университет

(620075 г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8(343)371-33-63).

Ключевые слова: личное подсобное хозяйство, крестьянское (фермерское) хозяйство, экономико-правовые проблемы, экономические стимулы.

В статье представлено понятие личного подсобного хозяйства как экономической категории, представляющей собой определенный объективно сложившийся в России тип хозяйственного уклада. Это есть одна из форм натурального производства, направленного на обеспечение личным трудом семьи своих объективных потребностей, необходимых и достаточных средств для жизнедеятельности. В то же время при определенных условиях отдельные личные подсобные хозяйства расширяют свою производственную деятельность и становятся товарными хозяйствами, что нарушает нормы федерального закона «О личном подсобном хозяйстве». По этой причине возникает проблема перевода ЛПХ в статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Свою деятельность граждане в личном подсобном хозяйстве осуществляют на земельных участках, принадлежащих им на праве частной собственности, владения или аренды, в свободное от основной работы время. Личное подсобное хозяйство приносит дополнительные доходы, так как является дополнительной деятельностью для трудоспособных граждан по отношению к основной работе, и осуществляется в порядке вторичной занятости. Этим личное подсобное хозяйство граждан отличается от индивидуальной и производственной предпринимательской сельскохозяйственной деятельности, от деятельности, осуществляемой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Само личное подсобное хозяйство правосубъектным образованием не является, рассматривать его как «лицо», «личность» нельзя. Существуют отдельные направления, по которым осуществляется государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Все меры государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, связаны с использованием средств федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов. Представлены причины, по которым не происходит оформление ЛПХ в организационную правовую форму хозяйствования, а именно в крестьянское (фермерское) хозяйство. Авторами предложено принять в Свердловской области и в Российской Федерации целевую Программу развития личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, в которой необходимо предусмотреть государственную экономическую поддержку этих форм хозяйствования в аграрной сфере; подготовку, повышение квалификации. Решение поставленных в программе задач станет важным фактором оживления сельской (в том числе аграрной) экономики, снижения социальной напряженности и роста реального уровня жизни сельского населения.

ECONOMIC AND LEGAL PROBLEMS OF CREATION OF PEASANT FARMS BY THE CITIZENS, THE LEADING PRIVATE FARMS

B. A. VORONIN,

doctor of legal sciences, professor, head. the department of management and law, N. A. POTEKHIN,

doctor of economic sciences, professor, department of management and law, Y. V. VORONI^,

senior lecturer department of management and law, Ural state agrarian university

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63).

Keywords: private farms, peasant (farmer) economy, legal and economic problems, economic incentives. Vtoraya article presents the concept of private farming as an economic category, which represents some objectively existing in Russia, the type of economic structure. This is one of the forms of natural production, aimed at ensuring the personal labour of the families of their objective needs, the necessary and sufficient means for livelihood. At the same time, under certain conditions, individual households expand their operations and become commodity farms that violates the norms of the Federal law "About a personal part-time farm". For this reason, there arises the problem of translation of LE as the status of the peasant (farmer's) economy. Its activities citizens on personal farms is carried out on land belonging to them by right of private ownership, possession or lease, in their spare time. Private farm brings extra income as this is an optional activity for able-bodied citizens from the wearing of the main work, and is performed in the order of secondary employment. These private farms of citizens differs from individual production and entrepreneurial agricultural activities from the activities of the peasant (farm) holdings. Very private farm a body education is not considered as «person», «personality» is impossible. There are separate areas in which the government provides support to citizens, homesteading. All measures of the state sup-

Eort of citizens, homesteading, involve the use of means of the Federal budget, budgets of the Russian Federation and local udget funds. Presents the reasons for not making occurs LPH in the organizational legal form of economic activity, namely in the peasant (farmer) economy. The authors propose to take in the Sverdlovsk region in the Russian Federation target Program for the development of private farms and peasant (farm) holdings in which it is necessary to provide public economic support to these forms of management in the agrarian sector; the preparation, training. The solution in the programme will be an important factor in the revival of rural (including agricultural) economy, reduce social tensions and rising real living standards of the rural population.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, профессором, доктором экономических наук, заведующим кафедрой Уральской государственной юридической академии.

Экономика

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) — устоявшаяся, исторически сложившаяся форма ведения индивидуального (семейного) сельскохозяйственного производства сельскими жителями и жителями небольших городов для удовлетворения собственных потребностей в продуктах питания.

В советское время на селе существовали две основные формы личного подсобного хозяйства: семьи колхозника (колхозного двора); рабочих и служащих совхозов и иных предприятий и организаций на селе.

Эти две формы отличались друг от друга как по размерам земельных участков и количеству скота, которое можно было содержать в соответствующем хозяйстве, так и по правовому режиму имущества, используемого для ведения хозяйства. На личные подсобные хозяйства рабочих и служащих распространялся общий гражданско-правовой режим имущества, а в колхозном дворе существовали общая совместная собственность всех членов двора (включая несовершеннолетних и нетрудоспособных) на его имущество и особый порядок наследования этого имущества (наследование не открывалось до смерти последнего члена колхозного двора).

Личное подсобное хозяйство - это деятельность граждан членов семьи или отдельного гражданина по производству ими сельскохозяйственной продукции для личного потребления, а также для реализации в целях удовлетворения своих материальных и иных потребностей.

Эта форма хозяйственной трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции основана на частной собственности граждан на средства производства, продукцию и доходы, полученные в результате такой деятельности. Свою деятельность граждане в личном подсобном хозяйстве осуществляют на земельных участках, принадлежащих им на праве частной собственности, владения или аренды, в свободное от основной работы время.

Личное подсобное хозяйство приносит дополнительные доходы, так как является дополнительной деятельностью для трудоспособных граждан по отношению к основной работе, и осуществляется в порядке вторичной занятости. Этим личное подсобное хозяйство граждан отличается от индивидуальной и производственной предпринимательской сельскохо-зяйственнойдеятельности, отдеятельности, осуществляемой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Вместе с тем в последнее время в высказываниях отдельных экономистов и управленцев иногда стала даваться оценка личному подсобному хозяйству как товарному хозяйству, входящему в категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Это обстоятельство актуализирует проблему научного исследования о перспективе дальнейшего самостоятельного существования ЛПХ и проблему перевода части личных подсобных хозяйств в статус крестьянского (фермерского) хозяйства. В настоящее время в Российской Федерации действует федеральный закон № 112-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве».

Закон однозначно определяет личное подсобное хозяйство как форму непредпринимательской деятельности граждан по производству и переработке

сельскохозяйственной продукции для удовлетворения личных потребностей отдельного гражданина или гражданина и членов его семьи на земельном участке, предоставленном и приобретенном для ведения ЛПХ.

Продукция, произведенная в личном подсобном хозяйстве, в том числе переработанная, может быть продана гражданами на рынке. Однако закон подчеркивает, что реализация продукции ЛПХ не является предпринимательской деятельностью. Граждане не должны регистрироваться в качестве субъектов предпринимательской деятельности, платить налоги с доходов от ведения своего хозяйства и т. п. Закон предусматривает лишь учет личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 302-Ф3 в ст. 8 Закона «О личном подсобном хозяйстве» были внесены изменения, согласно которым похозяйственные книги ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Форма и порядок ведения похозяйствен-ных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Традиционно в личных подсобных хозяйствах использовался также труд тех, кто еще или уже не работает, — школьников, пенсионеров и инвалидов, а также некоторых других категорий граждан. В условиях, когда многие сельскохозяйственные организации на селе прекратили свое существование, для большого числа граждан труд в ЛПХ превратился в основную форму занятости.

Субъектами права на ведение ЛПХ являются граждане, совместно ведущие хозяйство. Применительно к ЛПХ законодатель не употребляет терминов «объединение граждан», «члены хозяйства», «глава хозяйства», «имущество хозяйства». Для сравнения отметим, что, например, в Федеральном законе от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» эти формулировки используются. Следовательно, само личное подсобное хозяйство правосубъектным образованием не является, рассматривать его как «лицо», «личность» нельзя.

О некоммерческом характере деятельности в личном подсобном хозяйстве свидетельствует и то обстоятельство, что к лицам, ведущим личное подсобное хозяйство, не предъявляются какие-то особые требования, связанные с наличием у них образования, сельскохозяйственной квалификации и т. п.

Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

• формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых, (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

• стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-

Экономика ^Ш]

правовых, экономических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

• проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

• ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

Порядок реализации данных мероприятий определяется постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Все меры государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, связаны с использованием средств федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому в Федеральном законе № 112-ФЗ впервые установлено, что на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств). Объемы и виды государственной поддержки личных подсобных хозяйств определяются ежегодно при принятии бюджетов на очередной год.

В настоящее время кредит для большинства сельских жителей малодоступен. По известным причинам владельцы ЛПХ не могут воспользоваться услугами коммерческих банков. Решением проблемы, на наш взгляд, должно стать развитие сельских кредитных и страховых кооперативов, а также создание муниципальных фондов сельского развития, предоставляющих займы для владельцев личных подворий.

В целях обеспечения более высокой эффективности функционирования личных подсобных хозяйств, в дополнение к действующим экономическим механизмам и нормативно-правовым актам, необходимо создать систему управления развитием личных подсобных хозяйств, обеспечивающую координацию деятельности в рамках всей страны и отслеживающую деятельность каждого ЛПХ.

Возможно ли преобразование ЛПХ в статус крестьянского (фермерского) хозяйства?

Современные ЛПХ функционируют как минимум в двух секторах - домохозяйственном (се-мейно-потребительском) и предпринимательском (товарном), отсюда и некая двойственность выполняемых ими функций. С одной стороны, функции связаны с проблемами чисто семейного характера, с другой, — хозяйствующего субъекта предпринимательского толка. ЛПХ - первая ступень сложной школы хозяйствования на земле.

ЛПХ способны к трансформации и адаптации. Они легко встраиваются в кооперативные системы, могут и готовы взаимодействовать с крупным агробизнесом на взаимовыгодных условиях (ЛПХ

- своеобразные «спутники» коллективных форм хозяйствования).

В отличие от законодательного определения личного подсобного хозяйства как непредпринимательской структуры, крестьянское (фермерское) хозяйство по российскому законодательству является корпоративной коммерческой производственной организацией. Фермер изначально - предприниматель, субъект агробизнесса. Проведенный опрос владельцев личных подсобных хозяйств в Свердловской области показал, что только 6 % ЛПХ можно отнести к товарным хозяйствам. Что касается переоформления ЛПХ в организационную правовую форму хозяйствования - крестьянское (фермерское) хозяйство, то желающих оказалось мало, на это есть основные причины, представленные ниже.

Причина первая. Возраст владельцев ЛПХ (пенсионеры, в отдельных сельских населенных пунктах Свердловской области до 70 % и более).

Причина вторая. Отсутствие необходимой материальной базы для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Причина третья. Население отпугивают трудности, которые возникают при оформлении необходимых документов при регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, налоговой и иной отчетности в установленные сроки.

Причина четвертая. У преобладающего большинства сельской молодежи сегодня отсутствует необходимый опыт и профессиональная квалификация в области сельскохозяйственной деятельности как в полеводстве, так и в животноводстве.

И это далеко не весь перечень проблемных вопросов.

Вместе с тем в отдельных сельских населенных пунктах имеется достаточное количество трудоспособных граждан, в том числе и молодежи, имеющих желание создать на базе личного подсобного хозяйства крестьянское (фермерское) хозяйство.

Финансовые рычаги для создания крестьянского (фермерского) хозяйства по программе «Начинающий фермер» были определены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 446 от 14 июля 2007 г.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 166 от 28.02.2012 г. Реализация проекта «Начинающий фермер» возможна при соблюдении определенных условий.

Получателями грантов и единовременной помощи в размере до 1,5 млн руб. и единовременной помощи на бытовое оборудование в размере до 250 тыс. руб. признаются главы крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющие деятельность в соответствии с федеральным законом № 77-ФЗ от 11.06.2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не более 12 месяцев со дня государственной регистрации КФХ на территории Российской Федерации.

Экономика

Использование гранта допускается:

• на покупку земли сельскохозяйственного назначения;

• разработку ПСД для строительства;

• покупку, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений, сооружений;

• регистрацию производственных объектов;

• строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам;

• подключение к инженерным сетям;

• покупку сельскохозяйственных животных;

• покупку сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

• покупку семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;

• приобретение удобрений и ядохимикатов.

Использование единовременной помощи

допускается:

• на приобретение, строительство и ремонт собственного единственного жилья;

• покупку единственного грузопассажирского автомобиля до восьми мест;

• приобретение и доставку не более одной единицы комплекта предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для во-доподачи и водоотведения;

• подключение дома к газовым и электрическим сетям, сетям связи, интернету, водопроводу и канализации;

• ремонт собственного единственного жилья.

Каждый получатель гранта должен предоставить отчет об использовании полученных средств. В случае нецелевого использования сумма гранта подлежит возврату. Имущество, приобретенное за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользованию другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в течение 10-ти лет со дня получения гранта.

В субъектах России создаются региональные конкурсные комиссии по поддержке начинающих фермеров, которые публикуют условия проведения конкурса (в каждом регионе они разнятся). Число КФХ, получающих гранты, определяется с учетом лимитов финансирования.

Для участия в конкурсе и подтверждения соответствия установленным требованиям гражданин представляет в конкурсную комиссию комплект документов, основными из которых являются:

• заявка и анкета по установленной форме;

• копия паспорта;

• копия документа об образовании заявителя, в т. ч. дополнительного;

• копия трудовой книжки, подтверждающая стаж работы заявителявсельскомхозяйстве не менееЗ -хлет;

• выписка из похозяйственной книги;

• выписка из ЕГРИП;

• копия свидетельства о госрегистрации КФХ;

• копия информационного письма об учете в ЕГРП (письмо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики);

• справка из налогового органа, подтверждающая отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

• справка территориального центра занятости населения об отсутствии оказания государственной поддержки безработным гражданам на организацию самозанятости в форме предпринимательской деятельности;

• выписка с расчетного счета, подтверждающая наличие средств в размере не менее 10 % от предусмотренных планом расходов гранта;

• справка о средней численности работников в КФХ;

• соглашение о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более З0 тыс. руб. в год;

• документы из БТИ или Регпалаты, подтверждающие наличие (отсутствие) в собственности (пользовании) у заявителя и членов его семьи единственного жилья по месту нахождения и регистрации КФХ;

• сводно-сметный расчет с приложением локально-сметного расчета и схемы объекта (при использовании гранта на строительство или реконструкцию);

• бизнес-план инвестиционного проекта с приложением плана расходов с учетом их софинансирова-ния;

• согласие на обработку персональных данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, гражданин может дополнительно

представить любые положительно характеризующие его документы. Следует учитывать, что такая господдержка оказывается главе КФХ как физическому лицу на создание или развитие своего хозяйства. Льготы по налогообложению распространяются на гранты, полученные после 1 января 2012 г., на единовременную помощь - после 1 января 2013 г.

К деятельности КФХ относятся предусмотренные этим законом изменения в статью 284 - Налогового кодекса, согласно которым для сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговая ставка по деятельности, связанной с переработкой и реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере ноль процентов.

Начиная с 2012 г. Свердловская область принимает участие в реализации ведомственных целевых программ поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

В целях реализации указанных программ принято постановление Правительства Свердловской области от 10.07.2012 № <775-ПП «О Порядках предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам», которым утверждены порядки и условия предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и развитие семейных животноводческих ферм.

За 2012-2014 гг. грантополучателями в Свердловской области признано 51 крестьянское (фермерское) хозяйство, в т. ч. по программе «Поддержка

Экономика ^Ш]

начинающих фермеров» - 39, по программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» -13. Общая сумма поддержки, выделенная на софинансирование собственных затрат, составила 150 398,2 тыс. руб.

В рамках действующих программ фермеры на средства грантовой поддержки с использованием собственных средств приобрели сельскохозяйственной техники и оборудования - 59 ед., в том числе: тракторов - 21 ед.; картофелеуборочный комбайн -1 ед.; грузовых и грузопассажирских автомобилей -9 ед.; оборудование для производства молока - 1 ед.; оборудование для животноводческих ферм - 3 ед., производственное здание - 1 ед.; 95 голов сельскохозяйственных животных, в том числе: коров - 5 голов; молодняка КРС - 88 голов, лошадей - 18 голов; овец - 66 голов, свиней - 20 голов. На единовременную помощь приобретена бытовая техника, мебель, компьютеры, произведен ремонт собственного дома.

Как видно, в Свердловской области реально действует экономический механизм создания крестьянских (фермерских) хозяйств по программе «Начинающий фермер». Правда, необходимо отметить, что не все желающие имеют возможность получить грант из-за недостатка бюджетных средств, а также по причине неправильного оформления документов, необходимых для участия в конкурсе. Среди мер, стимулирующих развитие фермерских хозяйств наряду с программой «Начинающий фермер», необходимо решить проблему получения кредитов в коммерческих банках.

Сегодня банки требуют залога имущества, наличие кредитной истории и другие обременения, что тяжело для многих существующих фермеров и особенно для начинающих. Должен быть выработан механизм гарантий перед банками, чтобы все желающие развивать сельскохозяйственное производство могли получить кредиты.

По нашему мнению, необходимо переориентировать фермеров с производства зерна на другие виды сельскохозяйственной деятельности, так как зерноводство влечет за собой приобретение большого количества сельскохозяйственной техники, оборудования, складов и др. Вдобавок к этому существует проблема с реализацией произведенного зерна. В бюджете субъектов РФ необходимо предусмотреть субсидирование не только молока, но и другой продукции фермерских хозяйств (коневодства, рыбоводства, пчеловодства, птицеводства, кролиководства и др.)

Необходимо принять соответствующий правовой акт, разрешающий передавать фермерским хозяйствам заброшенные или нефункционирующие фермы, склады, гаражи и другие объекты производственной инфраструктуры.

Сегодня практически во всех сельских населенных пунктах имеются такие здания и сооружения, но чтобы их запустить в работу требуется такое количество бумаг и согласований, что пропадает желание заниматься этим делом. Поэтому у людей теряется вера во власть, а также в возможность реально стать фермером.

Итоги исследований. 1. Роль личных подсобных хозяйств в обеспечении дополнительных объемов производства сельскохозяйственной продукции,

трудовой занятости сельского населения и повышении благосостояния сельских жителей очевидна. По этой причине ЛПХ в стратегическом плане должны получить новое развитие. Особенно это актуально в настоящее время в связи с обеспечением продовольственной безопасности страны и решением проблемы импортозамещения на агропродовольственном рынке Российской Федерации.

2. Поскольку федеральным законом № 112-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» (ст. 2) личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, также не является предпринимательской деятельностью, возникает вопрос о правомерности определения в официальных документах ЛПХ как товарного хозяйства.

Дабы исключить в дальнейшем двоякое толкование нормы федерального закона № 112-ФЗ от 7 июля 2003 г., на наш взгляд, необходимо внести в этот закон норму о возможности, в отдельных случаях по желанию владельца ЛПХ, функционирования личного подсобного хозяйства как товарного хозяйства без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае личное подсобное хозяйство будет двух видов: непредпринимательское (как это имеет место в настоящее время) и товарное в форме индивидуального предпринимателя. Это будет способствовать решению проблемы снижения напряженности на рынке труда и поддержке эффективной занятости сельского населения.

3. Исследования в области функционирования личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств в Свердловской области выявили ряд проблемных вопросов, требующих решения.

3.1. Органы местного самоуправления в отдельных муниципальных образованиях не очень активно занимаются проведением организационно-экономической работы по созданию условий для эффективного устойчивого развития личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе и по стимулированию перехода ЛПХ в статус крестьянского (фермерского) хозяйства.

Соглашения по взаимодействию органов местного самоуправления и органов государственной исполнительной власти в этой сфере или отсутствуют, или в полном объеме не выполняются.

3.2. Сегодня это территориальные управления агропромышленного комплекса и продовольствия в структуре органа государственной исполнительной власти - Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (1998 г. указ Губернатора управления сельского хозяйства и продовольствия). Это обстоятельство также отрицательно влияет на эффективность совместной работы с муниципальными образованиями по развитию сельскохозяйственной деятельности, сельской экономики и социальному обустройству сельских территорий.

3.3. Анализ участия сельских жителей в программах «Начинающий фермер» и «Семейная животно-

Экономика

водческая ферма на базе крестьянского (фермерского) хозяйства» показал, что почти 70 % из числа желающих не смогли участвовать в конкурсе грантов по причине неправильного оформления заявочной документации, некачественных бизнес-планов и других материалов, определенных условиями проводимых конкурсов. Этот фактор объективно востребует перестройки работы территориальных органов управления АПК в части оказания практической помощи владельцам ЛПХ и крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также создания в Свердловской области информационно-консультационной службы, которую возможно организовать при Уральском государственном аграрном университете.

3.4. Экономический механизм стимулирования создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства реально работает в виде программ «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма на базе крестьянского (фермерского) хозяйства», финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации, а в отдельных муниципальных образованиях и за счет муниципального бюджета.

4. После проведения съездов крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, обсуждения на этих съездах концепций программ развития кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств прошел практически год, но в Свердловской области такие программы отсутствуют и естественно не работают.

5. Недостаточно вопросы развития ЛПХ и КФХ освещаются в средствах массовой информации как областных, так и местных.

Рекомендации авторов. Принять в Свердловской области и в Российской Федерации целевую Программу развития личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, в которой предусмотреть:

а) государственную экономическую поддержку этих форм хозяйствования в аграрной сфере;

б) подготовку, повышение квалификации, дополнительное образование глав личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Решение поставленных в программе задач станет важным фактором оживления сельской (в том числе аграрной) экономики, снижения социальной напряженности и роста реального уровня жизни сельского населения.

Литература

1. Чиназирова С. К. Личные подсобные хозяйства России: проблемы и перспективы развития // Новые технологии. 2007. № 4. С. 118-122.

2. Дорофеев А. Ф., Китаёв Ю. А. ЛПХ как форма существования крестьянства в России // АПК: экономика, управление. 2011. № 12. С. 37-41.

3. Зинина Л. И., Федякова Н. Н. Организация производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах региона // Вестник Мордовского университета. 2009. № 3. С. 174-180.

4. Михайлюк О. Н. Особенности государственной поддержки личных подсобных хозяйств граждан // Аграрный вестник Урала. 2009. № 7 (61) С. 27-29.

5. Тусков А. А., Казаченко О. В. Эконометрический анализ развития крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств Пензенской области // Аграрная наука. 2010. № 9. С. 5-6.

6. Стовба Е. В., Шарафутдинов А. Г. Оптимизация производственных параметров личных подсобных хозяйств как составная часть моделирования развития сельских территорий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 74. С. 460-475.

7. Личные подсобные хозяйства: вопросы идентификации // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 4. С. 48-59.

8. Воронин Б. А. Крестьянские (фермерские) хозяйства: правовые проблемы и тенденции развития // Аграрное и земельное право. 2004. № 1 С. 7-8.

9. Воронин Б. А. Аграрно-правовая наука России // Аграрное и земельное право, 2005. № 1. С. 21-26.

10. Воронин Б. А. Крестьянское (фермерское) хозяйство: правовые проблемы функционирования и развития // Аграрный вестник Урала. 2011. № 11. С. 69-71.

References

1. Chinazirov S. K. Private farms in Russia: problems and prospects of development of New technologies. 2007. No. 4. P. 118-122.

2. Dorofeev A. F., Y. Kitaev, A. LPH as a form of existence of the peasantry in Russia // AIC: Economics, management. 2011. No. 12. P. 37-41.

3. Zinin, L. I., Fedyakov N. N. The organization of agricultural production in private farms of the region // Bulletin of the University of Mordovia. 2009. No. 3. P. 174-180.

4. Mikhailyuk O. N. Peculiarities of state support of private farms of citizens // Agrarian Bulletin of the Urals. 2009. No. 7 (61) P. 27-29.

5. Moscow A. A., O. V. Kazachenko Econometric analysis of the development of peasant (farmer) farms and private farms Penza region // agricultural science. 2010. No. 9. P. 5-6.

6. Stovba E. V. Sharafutdinov, A. G. Optimization of the production parameters of private households as an integral part of modeling the development of rural territories // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University. 2011. No. 74. P. 460-475.

7. Households: issues identification // Economics of agriculture of Russia. 2011. No. 4. P. 48-59.

8. Voronin B. A. Peasant (farmer) economy: legal problems and tendencies of development of Agrarian and land law. 2004. No. 1 P. 7-8.

9. Voronin B. A. Agrarian legal science in Russia // Agrarian and land law, 2005. No. 1. P. 21-26.

10. Voronin B. A. Peasant (farmer) economy: legal problems of functioning and development // journal of Agricultural Urals. 2011. No. 11. P. 69-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.