Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 2 (21)
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИСТИКИ
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
© О. С. Лапшина © А. И. Киршин
Лапшина Ольга Сергеевна кандидат юридических наук доцент кафедры гражданского права и процесса Тольяттинский
государственный университет e-mail: [email protected]
Киршин Амитрий Игоревич магистрант
Университет управления
«ТИСБИ»
г. Казань
Статья посвящена анализу законолательных изменений гражланского законолательства в свете изменений глав Гражланского колекса Российской Фелераиии, в части нормативного регулирования правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства. Авторы сравнили изменения в положениях крестьянских (фермерских) хозяйств. Позииия авторов изложена с применением современного терминологического аппарата юриспрулениии.
Ключевые слова: гражланское законолательство, правовое положение, крестьянское (фермерское) хозяйство, реформа.
Экономическое стимулирование сельскохозяйственных производителей это важнейшая составляющая для формирования новых, передовых подходов к организации производства в аграрном секторе экономики Российской Федерации является. Также необходимо создание благоприятных условий для свободного развития предпринимательства и закрепление практики эффективного развития сельскохозяйственного производства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство сыграло значительную роль в развитии рыночных отношений в сельском хозяйстве, в последние годы такие хозяйства стали существенно развиваться в сельскохозяйственном производстве. Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства регулируется ГК РФ, Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) [1] и другими законодательными актами.
Самые первые хозяйства в современной России создавались на основе Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 г. № 348-1[2].
В деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства доминируют задачи, определенные сельскохозяйственной и связанной с ней деятельностью, и те, которые направлены на получение прибыли. Исходя из этого, законодатель наделяет крестьянское (фермерское) хозяйство правами и обязанностями, которые требуются для осуществления предпринимательской деятельности.
Федеральный закон «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.12.2012 № 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) [3] внес изменения в нормативное регулирование правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.
Изменения коснулись ст. 23 «Гражданского кодекса Российской Федерации (первой части)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [4] и дополнением параграфа 2 главы 4 подпараграфом 3.1, который состоит из ст. 86.1. «Крестьянское (фермерское) хозяйство». В связи с дополнением была установлена возможность государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.
Крестьянским (фермерским) хозяйством признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или другой хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов (согласно п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).
Если бы крестьянское (фермерское) хозяйство создавалось только одним гражданином, то вопросов с определением его правового статуса не возникало. Но, как правило, крестьянское (фермерское) хозяйство это объединение нескольких граждан, один из которых будет его главой.
Изменения, которые были внесенные в ст. 23 ГК РФ, связаны с правовой основой предпринимательской деятельности граждан, а именно, с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности в форме крестьянского (фермерского) хозяйства. Ст. 23 ГК РФ была дополнена п. 5, который устанавливает право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Впервые понятие «крестьянское (фермерское) хозяйство» было введено в правовой оборот Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В ст. 1 Законом РСФСР было указано, что «крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в
Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков». Возможность пользоваться правами юридического лица не была подкреплена соответствующими обязанностями, прежде всего ответственностью по обязательствам своим собственным имуществом, а также провозглашение крестьянского (фермерского) хозяйства юридическим лицом противоречило действующему в то время законодательству.
Вновь принятый Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) закрепил за крестьянским (фермерским) хозяйством статус предпринимателя без образования юридического лица, установленный в ГК РФ. В ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указывается, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Цель подобных нововведений обусловлена созданием условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств путём сохранения за ними организационно-правовой формы юридического лица и предоставлением возможности самостоятельно выбрать наиболее подходящую для осуществления хозяйственной деятельности организационно-правовую форму крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
При смене организационно-правовой формы крестьянское (фермерское) хозяйство теряет ряд важных преимуществ.
В частности, ставится под угрозу принцип семейности. Если индивидуальный предприниматель (глава хозяйства) сталкивается с трудностями, касающимися передачи своего хозяйства в случае его нетрудоспособности, старости или болезни, а также передачи по наследству, для чего необходимо закрыть крестьянское хозяйство, а преемнику — открыть новое и зарегистрировать его в государственном органе. Данные действия будут требовать множества дополнительных расходов и разрушается принцип преемственности при передаче хозяйства от одного поколения к другому.
Другая проблема может появиться в том случае, если индивидуальный предприниматель (глава хозяйства) отвечает по обязательствам всем своим имуществом, в т. ч. личным. Глава и члены крестьянского (фермерского) хозяйства — юридического лица отвечают по обязательствам только своей долей в крестьянском хозяйстве.
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица ограничено в некоторых видах деятельности, в частности, не может заниматься племенным животноводством.
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, данное понятие применяется в законодательстве о некоммерческих организациях, соответственно такие нормы можно применить и к крестьянским (фермерским) хозяйствам. По отношению к предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств будут использоваться только положения гражданского законодательства о юридических лицах, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.
Пунктом 2 ст. 86.1 ГК РФ установлено, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве общей собственности. Крестьянское (фермерское) хозяйство владеет, распоряжается и пользуется своим имуществом по своему усмотрению, может совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, которые не противоречат закону и другим правовым актам.
В п. 3 ст. 86.1 ГК РФ введено ограничение того, что гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, которое создано в качестве юридического лица. Это связано с тем, что крестьянское (фермерское) хозяйство основано на доверительных отношениях его участников, ранее такое ограничение ГК РФ и Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержали.
В настоящее время функционируют различные организационно-правовые формы крестьянских (фермерских) хозяйств, т. е. действуют крестьянские (фермерские) хозяйства с различным правовым статусом. Росстат [5] опубликовал итоги сельскохозяйственной переписи 2016 года. Оказалось, что за 10 последних лет число фермерских хозяйств в России сократилось на 46% — с 253,1 до 136,5 тысяч. Как показывают данные переписи, в России при этом выросло число индивидуальных предпринимателей, занятых в сельской местности. Правда, эти цифры по-прежнему мизерные. Если 10 лет назад на селе трудилось 32 тысячи предпринимателей, то сегодня - 38. Лидером по числу крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей предсказуемо стал Краснодарский край — 14058. На втором месте Дагестан (11525 субъектов бизнеса), на третьем — Ставропольский край (11063). Далее с заметным отрывом идут Ростовская область (8178). А замыкает пятерку лидеров Кабардино-Балкарская республика — здесь 6527 индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Благодаря усилиям крестьянских (фермерских) хозяйств и проводимой государственной политике, за 20 с небольшим лет фермерство прочно укоренилось в Российской Федерации, и сегодня вносит существенный вклад в экономику, но, к сожалению, численность фермерских хозяйств с каждым годом уменьшается
Принятые законодателем изменения, касающиеся правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства, способствуют формированию благоприятных условий для дальнейшего успешного развития как фермерского хозяйства, в частности, так и всего аграрного комплекса в целом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Российская газета. № 115. 17.06.2003.
2. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 № 348-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 26, ст. 324 (утратил силу).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.12.2012 № 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) // Российская газета. № 3. 11.01.2013.
Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.
5. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года. Предварительные итоги: Статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. Москва : ИИЦ «Статистика России», 2016. 70 с.
LEGAL STATUS OF PEASANT (FARMER) FARMS
O. Lapshina, D. Kirshin
The article is devoted to the analysis of legislative changes in civil legislation in the light of changes in the chapters of the Civil code of the Russian Federation, in terms of regulatory legal status of the peasant (farm) economy. The authors compared the changes in the provisions of peasant (farm) farms. The author's position is stated with the use of modern terminology of jurisprudence.
Key words: civil legislation, legal status, peasant (farm) economy, reform.