Матюшева Татьяна Николаевна,
кандидат юридических наук,
г Краснодар, заведующая кафедрой теории права и государственного права Института экономики, права и естественных специальностей
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕ ТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Р
Ш ^ ТАТЬЯ 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования1 от 19 декабря 1960 года устанавливает определение дискриминации в области образования, т.е. различение, исключение, ограничение или предпочтение по различным признакам, что имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области доступа к образованию, уровня и качества обучения, а также условий, в которых оно ведется. Вниманием к условиям, в которых ведется образование, пре-
допределяется возможность достижения поставленных обществом и государством задач перед системой образования в целом.
Современному обществу следует обратить первостепенное внимание именно на те группы населения, которые в связи с изменениями, произошедшими в стране, - распадом Советского Союза, переходом к рыночным отношениям, падением производства - оказались в крайне неблагоприятном положении. При этом совершенно очевидно, что следует усовершенствовать систему воспитания
1 Принята в г. Париже 14.12.1960 на 11-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Международные нормативные акты ЮНЕСКО.-М.: Логос, 1993. С. 49 - 54.
160
и образования групп населения, оказавшихся в крайне неблагоприятном положении, в их числе, детей-девиантов путем развития «системы образовательных учреждений различных форм, типов и видов»1.
Система образования не есть совокупность свойств составляющих ее элементов, и поэтому, отражая существенные взаимосвязи, свойства субъектов, их взаимоотношения, конкретизация правового статуса образовательного учреждения того или иного типа и вида дает основание представить систему образования как единое целое. Основными критериями выделения типа образовательных уч-реждени, на наш взгляд, прежде всего являются цели образования, особенность реализации образовательной программы - основной или дополнительной, общего или профессионального образования и характеристики статуса обучающихся.
Вопросу типологии образовательных учреждений правовая наука давно уделяет внимание. Каким образом, и в какой мере законодательство об образовании советского периода отражало требования времени? Уже в 1935 году планировалось создание спецшкол с особым режимом для тех учащихся, «которые систематически нарушают школьную дисциплину, дезорганизуют учебную работу и отрицательно влияют своим антиобщественным поведением на остальных учащихся»2.
Реализация последующих реформ общеобразовательной школы в советское и постсоветское время требовала от органов образования выявлять и устранять трудности поведения так называемых «трудновоспитуемых подростков», выбирать наиболее эффективные пути их устранения. Характерно, что статус нового типа образовательных учреждений - для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением очерчен только начиная с 1992 г.
Уже в ст. 50 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 устанавливались такие особенности данных образовательных учреждений, как необходимость создания для подростков с девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, специальных учебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих, во-первых, их медико-социальную реабилитацию, во-вторых, образование и профессиональную подготовку. Также устанавливалось, что направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда, и для граждан, содержащихся «в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях», администрацией этих уч-
реждений и государственными органами управления образованием должны быть созданы условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.
Между тем правовой статус исследуемых образовательных учреждений не стал в достаточной мере предметом научного исследования, хотя в литературе обращалось внимание на несовершенство классификации субъектов системы российского образования3. Правовыми актами различного уровня сегодня статус данных субъектов сферы образования определяется достаточно полно.
Выделение типа «специальные образовательные учреждения»: «специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», «специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением» связано с особенным субъектом.
В утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. М 420 «Типовом положении о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»4 говорится, что образование в данных образовательных учреждениях осуществляется по учебным планам, содержащим инвариантную и вариативную части. (Уместно привести суждение немецкого педагога Ф. Паульсена, который утверждал, что «не к однообразию мы должны стремиться, а к многообразию, дабы каждая наклонность, каждая потребность и каждая степень рабочей способности могла найти то, что ей подходит»)5.
В соответствии с п. 52 указанного Положения воспитанники специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением имеют право на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану и на ускоренный курс обучения в порядке, определяемом уставом учреждения и другими актами, принимаемыми учреждением.
В коррекционных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, как и в иных образовательных учреждениях, например, в профтехучилище или в профессиональном лицее, организуются общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка воспитанников, соответствующие их психофизическому развитию и имеющие практическую направленность. Им предоставляется право выбора специальности из числа тех, обучение по которым организовано в учреждении.
В образовательных учреждениях для детей и
1 Федеральная программа развития образования. Утв. Федеральным законом «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Собрание законодательства РФ, 17.04.2000, № 16, ст. 1639.
2 Приказ Наркомлроса от 19 февраля 1933 г. «О мероприятиях по развертыванию сети школ для дефективных детей и подростков на 1993 г.» // Бюл. Наркомпроса РСФСР. № 6. 1933. С. 94.
3 См.: Шкатулла В.И. Право на образование // Государство и право № 7. 1997. С. 5-13. Порфирьев А.И. Свобода доступа к образованию в России // Юридическое образование и наука. № 3. 2002.
4 Собрание законодательства РФ. 01.05.1995. № 18. Ст. 1681. 6 Паульсен Ф. Образование. М., 1900. С. 3.
161
подростков с девиантным поведением особым образом организовывается общение с родителями. Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает, что ребенок, родители которого даже проживают в различных государствах, имеет право регулярно поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением особых обстоятельств. В их числе особого рода обстоятельства - те, что связаны с более или менее продолжительной обособленностью несовершеннолетнего, вызванной его неправомерным поведением. Однако даже здесь существует право на общение ребенка с родителями. Как родители, так и эти лица «имеют право посещать воспитанника без каких-либо ограничений»1. При этом им создаются условия для временного проживания (п. 70 Положения от 0 1.05. 1995 )2.
В период пребывания воспитанника в учреждении закрытого типа по решению администрации учреждения он может быть отпущен на каникулы; расходы на питание за дни отсутствия возмещаются воспитаннику в натуральной или денежной форме.
Воспитанники образовательное учреждение находятся, как и обучающиеся в школах - интернатах, на полном государственном обеспечении, имеют право на переписку, на получение передач, посылок, бандеролей, денежных переводов, телефонные переговоры, пользование личными вещами. Образовательное учреждение гарантирует за прет на цензуру переписки несовершеннолетнего с органами, осуществляющими контроль за деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, с судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченным по правам чело века в субъекте Российской Федерации, с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях. Исключение составляют случая, когда достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц располагает администрация специального учебно-воспитательного учреждения за крытого типа и осуществляет контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений3. Воспитанники данных учреждений имеют особые права и обязанности, определенные типовым положением и уставами учреждений. Следует согласиться, что в этих учреждениях девианты «находятся не только на полном государственном попечении, но и подчиняются осо-
бому режиму, который предусматривает кроме временной помощи круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками»4.
Прекращение правоотношений по образованию девиантов имеет следующие особенности. Пунктом 5 статьи 19 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации» «Об образовании» установлено, что программа основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме должна быть освоена обучающимся до достижения им 18 лет, а получение среднего (полного) общего образования по очной форме возрастом обучающегося не ограничивается.
В соответствии с пунктами 10, 11 статьи 50 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации» «Об образовании» лицам, проходящим обучение по программе основного общего образования в специализированных образовательных учреждениях, создаваемых органами управления образованием (дети и подростки с отклонениями в развитии или с девиантным (общественно опасным) поведением), предельный возраст получения указанного образования может быть увеличен5.
Один из видов прекращения правоотношений по образованию девиантов регламентируется п. 13 Типового положения, которым устанавливается, что родители (законные представители) имеют право отказаться от услуг данного учреждения, в случае если обучение в учреждении открытого типа не создает комфортных условий для реабилитации воспитанника.
Вопрос особенностей учредительства данных ОУ в Законе РФ («Об образовании» от 10 июля 1992 года не упоминается. При определении же образовательных учреждений как субъектов системы образования существенным является установление целостности как основы положения субъекта, общей устремленности в достижении целей, взаимосогласованности компетенции6. Учредителем различных типов и видов образовательных учреждений могут быть (ст. 11 Закона РФ «Об образовании» 32661) органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, объединения, фонды, общественные и религиозные организации, граждане РФ, иностранцы.
Федеральный закон от 13.01. 1996 № 12-ФЗ дал качественно новые характеристики образовательных учреждениях. Конкретизировано, что учредителем специального учебно-воспитательного уч-
1 Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. И.М. Кузнецовой. М., БЕК, 1996.
2 Конечно, в этом случае «значительную сложность представляет осуществление права ребенка на общение со своими родителями в случае их проживания в другом государстве или в разных государствах» (Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу РФ. Юридический дом «Юстицинформ», 2003.)
3 Копия такого решения направляется прокурору.
4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй). Под ред. Т.Е. Абовой, А,Ю. Кабалкина. Издательство «Юрайт», 2003.
5 С этим фактом связывают выплату пенсии по случаю потери кормильца указанным лицам, достигшим 18 лет, так как выплата продлевается до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста (См.: Золотухин Г.А., Копытов А.В. Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей // За права военнослужащих. 2002)
6 Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. М.: Наука, 1985. С. 44.
162
реждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и не могут быть органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, объединения, фонды, общественные и религиозные организации, граждане РФ, иностранцы.
Каковы виды указанного типа образовательных учреждений? Постановление Правительства РФ от 08. 01. 1997 З 19 определяет следующие виды данного типа учреждений: специальную общеобразовательную школу; специальное профессиональное училище; специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.
Учреждение для создания условий для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии должно иметь, кроме комплекса жилых и учебных зданий для воспитанников, помещения для педагогического, административного и обслуживающего персонала, подсобное хозяйство, пищеблок, клуб, спортгородок, учебно-опытный участок, учебно-производственные мастерские и другие помещения, необходимые учреждению для достижения цели. Предусмотрено наличие материальной базы для проведения лечебных и специальных коррек-ционных занятий (коррекция на рушений развития -деятельность, направленная на преодоление или ослабление отклонений в развитии у соответствующих категорий граждан), в том числе медицинских кабинетов (стоматологического, процедурного, фи-зиопроцедурного, психиатра), помещения для занятий психотерапией, комнаты психологической разгрузки и других; транспортных средств (автобус, легковая и грузовая автомашины); также предусмотрено наличие санитарных уз лов с отдельными кабинами в соответствии с установленными нормами.
Спальные помещения должны быть рассчитаны на 1 - З человек, что также способствует реабилитационному процессу, создает условия для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии.
Правительство РФ обязало органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерству труда России в 1997 обеспечить укрепление материально-технической базы и увеличение числа учреждений, оказывающих помощь семье и детям, на территории субъектов Российской Федерации: специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением1.
Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
создаются двух подвидов: закрытого и открытого.
Чем отличаются учреждения этих подвидов?
Особенности правового статуса специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением открытого и закрытого типа
Таблица 1
учреждение закрытого учреждение
типа открытого типа
выполняет обеспечения медико- обеспечен
функции социальной ия получения
реабилитации, образования,
образования и профессиональной
профессиональной под готовки,
подготовки, профилактики
формирования преступлений,
личности обучающихся формирования
личности
обучающиеся- несовершеннолетние, дети и подростки с
совершившие устойчивым
общественно опасные противоправным
деяния, поведением,
предусмотренные УК подвергшиеся
РФ. любым формам
психологического
насилия,
отказывающиеся
посещать ОУ,
испытывающие
трудности в общении
с родителями
возраст от 11 до 18 лет от 8 до 18 лет
применение допустимо применение
меры в целях пресечения
физического совершения ими
сдерживания общественно опасных
деяний, причинения
ущерба своей жизни
или здоровью и когда
иные меры не дали
результата.
Недопустимые меры
физического
сдерживания,
унижающие
человеческое
достоинство
1 Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г.) 1565 «0 Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 годы» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51, ст. 5815.
163
Возникнове- издание приказа о издание приказа о
ние зачислении зачислении
образователь- несовершеннолетнег несовершеннолетнег
ных о, направленного по о при наличии
правоотноше- становлению судьи, заключения
ний если не подлежат психолого-медико-
уголовной педагогической
ответственности в консультаций,
связи с тем, что к рекомендации (В
моменту совершения соответствии с Ф3
общественно «Об основах
опасного деяния не системы
достигли возраста, с профилактики...» -
которого наступает постановления
уголовная комиссии по делам
ответственность. несовершеннолетни
Если достигли х и защите их прав)
возраста, комиссии по делам
предусмотренного несовершеннолет-
частями первой или них по месту их
второй статьи 20 УК жительства,
РФ, и не подлежат заявления родите
уголовной лей и с согласия
ответственности в подростка старше 15
связи с тем, что лет (В соответствии
вследствие с ФЗ «Об основах
отставания в системы
психическом профилактики...» - с
развитии, не согласия
связанного с несовершеннолет-
психическим них, достигших
расстройством, во возраста
время совершения четырнадцати лет,
общественно их родителей или
опасного деяния не законных
могли в полной мере представителей)
осознавать
фактический
характер и
общественную
опасность своих
действий
(бездействия) либо
руководить ими. По
приговору суда, если
осуждены за
совершение
преступления
средней тяжести и
освобождены судом
от наказания в порядке,
предусмотренном
частью второй статьи
92 УК РФ.
Особен- в связи с выпуском в связи с
ности воспитанника из исключением из
прекраще- учреждения, который образовательного
ния производится по учреждения на
правоот- решению суда по месту основании
ношений нахождения этого постановления
учреждения на комиссии по делам
основании заключения несовершеннолет-
администрации них и защите их
учреждения. Возможен прав1 родители
досрочный выпуск (законные
воспитанника при представители)
позитивных имеют право
результатах, либо если отказаться от услуг
у них выявлены данного учреждения
заболевания,
препятствующие
содержанию и
обучению
несовершеннолетних в
образовательных
учреждениях закрытого
типа.
правовая может быть только может быть
форма государственным, а государственным,
коррекционное муниципальным или
учреждение может негосударственным
быть только
учреждением закрытого
типа
Особен- режимная
ности (вспомогательная)
оргдеятель- служба, обеспечивает
ности специальные условия
содержания
воспитанников: охрану
территорий учреждения
и материальных
ценностей;
организацию
безопасных условий
содержания
воспитанников и т. д.
создается система,
обеспечивающая
развитие личности
1 Ст. 8. 1. Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.07.2003) «06 основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
164
воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите.
Наполняемость группы устанавливается в коррекционных учреждениях в количестве - 5 - 8 человек устанавливается в количестве не более 8 - 10 человек
В соответствии с п. З ст. 15. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся 1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа; 2) специальные профессиональные училища закрытого типа; З) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.
На основании вышеизложенного следует сделать следующие выводы.
Одним из основных направлений развития общего образования в соответствии с Федеральной программой развития образования является совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Для осуществления гарантий реализации права на образование данными субъектами, которые в системе образования СССР назывались «трудными», органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения.
165