Научная статья на тему 'Моделирование системы кадрового менеджмента образовательной организации'

Моделирование системы кадрового менеджмента образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / PERSONNEL MANAGEMENT / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIALIZATION OF TEENAGERS / REHABILITATION SPACE / THE CORRECTIONAL DEVELOPING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ольга Гармаевна, Скворцова Татьяна Александровна

В условиях модернизации системы образования возникают новые вопросы системе подготовки педагогических работников. В статье рассматриваются особенности системы кадрового менеджмента в Улан-Удэнском спецучилище № 1, основные задачи учебного заведения закрытого типа, использование коррекционно-развивающих программ для развития личности. Решением задач может стать формирование новой кадровой политики, способной поддерживать профессиональный уровень членов коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Ольга Гармаевна, Скворцова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of system of Personnel management of the Educational organization

There are new questions in the pedagogical workers training in the condition of modernization of an education system. The authors of this article consider a personnel management system in the special school №. 1 of Ulan-Ude, the main objectives of the closed type educational institution, the using of the correctional developing programs for development of the personality. Formation of the new personnel policy capable to support the professional level of members of collective can become the solution of tasks.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы кадрового менеджмента образовательной организации»

УДК 338.24

© О. Г. Макарова, Т. А. Скворцова

Моделирование системы кадрового менеджмента образовательной организации

В условиях модернизации системы образования возникают новые вопросы системе подготовки педагогических работников. В статье рассматриваются особенности системы кадрового менеджмента в Улан-Удэнском спецучилище № 1, основные задачи учебного заведения закрытого типа, использование коррек-ционно-развивающих программ для развития личности. Решением задач может стать формирование новой кадровой политики, способной поддерживать профессиональный уровень членов коллектива.

Ключевые слова: кадровый менеджмент, девиантное поведение, социализация подростков, реабилитационное пространство, коррекционно-развивающие программы.

O. G. Macarova, T. A. Skvortsova

Modeling of system of Personnel management of the Educational organization

There are new questions in the pedagogical workers training in the condition of modernization of an education system. The authors of this article consider a personnel management system in the special school №. 1 of Ulan-Ude, the main objectives of the closed type educational institution, the using of the correctional developing programs for development of the personality. Formation of the new personnel policy capable to support the professional level of members of collective can become the solution of tasks.

Keywords: personnel management, deviant behavior, socialization of teenagers, rehabilitation space, the correctional developing programs.

В Улан-Удэнское специальное профессиональное училище (ПУ) по решению суда помещаются несовершеннолетние подростки с девиантным (общественно-опасным) поведением, достигшие возраста 11 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения и требующие специального педагогического подхода.

Миссия специального профессионального училища — организация и научно-методическое сопровождение деятельности по разработке и апробации модели, обеспечивающей успешную социализацию детей и подростков с де-виантным поведением через профессионально трудовую подготовку в едином реабилитационном пространстве на основе взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса.

Модель социальной компетентности воспитанниц ПУ:

Я-

будущий работник (профессионал)

Я-

гражданин

Социальная компетентность личности

Я -

будущая женщина

Я-учащаяся

Я-

друг

Основными задачами организации являются:

1) рассмотрение теоретико-методологической базы социальной дезадаптации воспитанниц, исследование психолого-педагогических основ функционирования модели по успешной социализации детей и подростков с девиант-ным поведением в едином пространстве (причины низкой правовой культуры детей и подростков с девиантным поведением, нарушений ими общечеловеческих норм, гражданской морали и нравственных позиций: доброты, взаимопонимания, толерантности и т. д.);

2) выявление особенностей профессиональной подготовки в специальном училище, технологий личностно-ориентированного образования детей и подростков с девиантным поведением в едином реабилитационном пространстве;

3) разработка совокупности психолого-педагогических, медицинских и иных условий, обеспечивающих социально-педагогическую поддержку детей и подростков с девиантным поведением;

4) реализация социально-педагогических условий, обеспечивающих лич-ностно-ориентированное образование обучающихся, способствующих развитию самопознания, самоутверждения и самореализации.

В учреждении работает стабильный, творческий коллектив, средний стаж работы в закрытом учебном заведении — 13 лет. Средний возраст педагогических работников составляет 45 лет.

Педагоги постоянно совершенствуют профессиональную компетентность через курсы повышения квалификации. Училище сотрудничает с ИРСОТ г. Москвы: организуются выездные тематические семинары, индивидуальные консультации, тренинги, курсы. Инженерно-педагогические работники повышают квалификацию в высших учебных заведениях городов Москвы,

Санкт-Петербурга, Новосибирска. Педагоги учреждения участвуют в конкурсах педагогического мастерства учрежденческого и регионального уровней.

Учитывая специфику организации особенностью образовательного, учебно-воспитательного процесса специального училища является использование различных программ развития личности (коррекционно-развивающих) программ: «Мир моего Я», «Гражданское воспитание», «Второе рождение», «Барышня», «Ступени развития».

Обучение на всех ступенях реализации программ реализуется по индивидуальным программам, скорректированным в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащихся. Развитию личности учащегося способствует психолого-педагогическая служба сопровождения воспитанников.

На ступени адаптационного периода (первые 5 месяцев пребывания воспитанниц в училище):

• оказание помощи в успешной адаптации;

• проведение психодиагностики, знакомство, установление контакта;

• выделение черт характера, особенностей поведения, требующих коррекции (медицинской, психологической, педагогической, социальной);

• выявление среди воспитанниц носителей элементов криминальной субкультуры;

• выявление ключевых фигур в формирующейся группе (лидеров, отрицательных лидеров, манипуляторов, аутсайдеров) с целью определения общего настроя группы, степени управляемости ею, выделения складывающихся межличностных отношений, иерархической структуры группы;

• начало терапевтической, коррекционной, воспитательной работы с воспитанницами;

• разработка индивидуальных комплексных программ коррекции и развития воспитанниц.

На ступени основного периода (16 месяцев):

• обеспечение получения профессионального и общего образования воспитанницами;

• развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию воспитанниц в обществе;

• формирование навыков здорового образа жизни;

• развитие умений разумного использования досуга, правильного выбора социально значимых общекультурных и индивидуальных ценностей в новых социально-экономических условиях.

На ступени предвыпускного периода (3 месяца):

• подготовка воспитанниц к выпуску из училища;

• выяснение реальных возможностей и перспектив ближайшего будущего воспитанниц;

• подготовка к итоговой аттестации по профессии и общеобразовательной школе.

На этапе после выпускного периода:

• отслеживание жизни и деятельности выпускницы по опросным листам;

• коррекция социально-трудовой адаптации выпускницы, коррекционная, психолого-педагогическая работа с ней психолога, психиатра, социального педагога, инспектора по делам несовершеннолетних.

Организация активно использует инновационные технологии. В практику образовательной деятельности внедряются современные программы и методики обучения: метод учебного проектирования, проблемные методы, проблемно-поисковые, творческие проекты, позволяющие сформировать у обучающихся способность к самообучению, научить их активности, инициативности и самостоятельности. Кроме этого учреждение реализует программы дополнительной образовательной, физической и социальной подготовки учащихся.

Структура инновационной системы образования специального ПУ

Инновационная особенность специального ПУ заключается в том, что образовательный процесс ориентирован на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом его индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждой воспитанницы.

Спецучилище является одним из компонентов общегосударственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. От того, как складывается наше взаимодействие с различными структурами этой системы, во многом зависит продуктивность ее деятельности.

Несмотря на закрытость образовательного учреждения, организация взаимодействует с социальными институтами города:

Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по решениям вопросов:

• досрочный выпуск учащихся;

• рассмотрение дел воспитанниц, состоящих на учете в ОППН;

Судами:

• досрочный выпуск учащихся;

Прокуратурой:

• помощь в решении правовых вопросов;

• профилактика правонарушений через беседы, консультации, встречи и т. д.

• контроль за соблюдением закона;

ОППН:

• профилактика правонарушений через индивидуальные беседы, участие в общеучилищных мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию;

• постановка на учет воспитанниц.

Деятельность специальных профессиональных училищ женского типа сегодня осложняется также тем, что педагогический коллектив имеет дело с девочками не из обычных семей, а из семей социального риска, семей, имеющих трудноразрешимые проблемы, ограничивающие их возможности в создании благоприятных условий жизни и полноценного развития девушки до и после выпуска из училища. При этом училище призвано выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, способной адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор, осваивать профессиональные образовательные программы.

Таким образом, развитие социального партнерства специального учреждения с учреждениями науки, культуры, здравоохранения и т. д. жизненно необходимо для комплексного решения проблем укрепления и сохранения здоровья детей и подростков, а также заключения договоров с социальными партнерами о прохождении производственного обучения и практики, трудо-

устройства воспитанниц:

Городским центром культуры:

• предоставление кинофильмов для показа воспитанницам;

• организация вечеров отдыха;

• участие воспитанниц в концертных программах, фестивалях художественной самодеятельности;

Музеями:

• экскурсии;

Детским Домом Творчества:

• участие в конкурсах, КВН,

• смотры художественной самодеятельности;

Домом ребенка «Аистенок»:

• шефская помощь (в ремонте, изготовлении детской одежды, игрушек);

• изготовление поделок для оформления помещений;

• посещение малышей и организация игровой деятельности;

• стрижка детей;

• а также, детской юношеской библиотекой им. Батожабая;

• профессиональными лицеями, колледжами;

• социальными факультетами ВСГАКИ;

• кафедрой бурятского языка БГУ;

• специальными учреждениями г. Куртамыш, Ишимбай, Санкт-Петербург, Покров;

• ИРСОТ г. Москва;

• Центром диагностики и коррекции;

• Лабораторией соционики и психоанализа.

Организационное построение учреждения представляет собой линейно-функциональную схему с расширением функций коллегиальных органов управления (Общее собрание, Совет учреждения) Руководство училища осуществляет функции стратегического планирования, координации деятельности педагогического состава и перераспределение ресурсов.

Функция перевоспитания — сложный и трудоемкий процесс. Используя богатый опыт российских педагогов А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, которые заложили и развили основные принципы, методы, содержания социальной педагогики в работе с детьми и подростками с девиантным поведением, изучая и применяя в своей деятельности инновационные формы и методы, соответствующие веяниям времени.

На первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний. Технология обучения и воспитания в сотрудничестве, развитие социального партнерства предоставляет возможности для решения этих задач.

Однако эти возможности можно реализовать при условии высокопрофессионального кадрового состава. Поэтому необходимо формировать новую

кадровую политику, которая позволила бы организации поддерживать профессиональные качества членов коллектива на высоком конкурентоспособном уровне.

Литература

1. Бавина П.А. Структурирование содержания уровневых образовательных программ // Высшее образование. — 2012. № 2. С. 3-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ким И. Н., Лисиенко С. В. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФГОС // Высшее образование. — 2012. — № 2. — С. 16-24.

3. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура организации, поведения. — М.: ЮристЪ, 2011. — 114 с.

4. Программа перспективного развития организации на период до 2015 года.

5. Устав Улан-Удэнского спец. ПУ

Макарова Ольга Гармаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания.

E-mail: [email protected];

Скворцова Татьяна Александровна, зам. директора по учебно-производственной работе Улан-Удэнского специальное ПУ №1.

E-mail: [email protected]

Makarova Olga G., candidate of pedagogical science, the associate professor, Department of the Buryat language and methods of teaching, Oriental Studies Institute, Buryat State University.

Skvortsova Tatyana A., deputy director for industrial practice work of the Ulan-Ude special school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.