Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА
УДК 340.12
МЕСТО СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В деле исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей немаловажную роль играет организация их образования и трудового обучения. Освоение основного общего, среднего общего образования и получение среднего профессионального образования позволят несовершеннолетнему во взрослой жизни занять общественно полезное место в социуме. В тоже время для свободного развития личности необходимо было создать несовершеннолетнему такие условия, при которых он мог бы, обладая определенной свободой действий, активно проявлять свою инициативу. В условиях воспитательно-трудовой колонии, где жизнь воспитанника строго регламентирована проявление инициативы весьма ограниченно. По мнению ряда ученых «решающую роль в воспитании несовершеннолетних играет не словесное воздействие, а практическая деятельность, упражнения в нравственных поступках»1. Органы МВД, в ведении которых находились воспитательно-трудовые колонии, не могли в должной степени обеспечить условия ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Для повышения эффективности работы по перевоспитанию последних возникла идея о необходимости усиления психолого-педагогического воздействия и социальной работы, которую гораздо лучше могли осуществить педагоги. Видимо, исходя из этих соображений, воспитательно-трудовые колонии были преобразованы в специальные школы и специальные профессионально-технические училища, с передачей их в ведение Министерства просвеще-ния2. Министерство охраны общественного порядка (МВД) РСФСР должно было передать
1 Муратов Ф.Н., С.В. Сербина. Использование системы А.С. Макаренко в условиях современных специальных учреждениях // Тезисы докладов и сообщений межведомственной научно-практической конференции Института общих проблем воспитания АПН СССР, Главного управления школ Министерства просвещения СССР, Управления уголовного розыска МВД СССР, Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (отдел по делам несовершеннолетних) Прокуратуры СССР. М., 1970. С. 155.
2 См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 2 октября 1964 г. № 1233 «О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессио-
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
С.В. КАРА
Рассматриваются вопросы создания специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, роль и место этих учреждений в системе профилактики преступности несовершеннолетних.
е-таИ:котогзкауа86@таИ.ги
Ключевые слова: специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, профилактика преступности несовершеннолетних, девиантное поведение несовершеннолетних.
к 1 января 1965 г. воспитательные колонии для несовершеннолетних в ведение Министерство просвещения РСФСР и Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР. Новые специальные школы и специальные профессионально-технические училища по мере необходимости должны были впредь открываться Министерством просвещения РСФСР и Главным управлением профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР.
Специальная школа и специальное профессионально-техническое училище стали «учебно-воспитательным учреждением для трудновоспитуемых несовершеннолетних, совершивших правонарушения, но освобожденных от уголовной ответственности по возрасту или в связи с нецелесообразностью применения к ним мер уголовного наказания и нуждающихся в особых условиях воспитания и строгом педагогическом режиме»3.
Направлению в специальную школу подлежали дети и подростки в возрасте от 11 до 14 лети могли содержаться до достижения ими 15 лет.
В статье 11 Положения о специальной школе говорилось, что «не подлежат приему в специальную школу умственно отсталые дети, глухонемые, слепые, психически больные, а также дети, имеющие иные заболевания, предусмотренные инструкцией, издаваемой Министерством здравоохранения РСФСР совместно с Министерством просвещения
Специальное профессионально-техническое училище комплектовалось несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, отвечающими по состоянию здоровья требованиям, устанавливаемым для учащихся профессионально-технических училищ инструкцией Министерства здравоохранения СССР и Государственного комитета по профессионально- техническому образованию при Госплане СССР4. Общая продолжительность пребывания учащегося в специальном профессионально-техническом училище не может превышать трех лет. В необходимых случаях, когда это требуется для перевоспитания, получения трудовой квалификации или окончания учебы нахождение в училище может продлить пребывание в нем учащегося, но не более чем на один год (ст. 58).
Специальные школы и училища организовывались раздельно для юношей и девушек. Эти учебные заведениями были закрытого типа «исключающие возможность свободного выхода учащихся за пределы территории школы, училища».
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. было утверждено «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних»5. Вп. «и» ст. 18 этого Положения указывалось, что районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних могут «поместить несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, ав возрасте от 14 до 18 лет - в специальное профессионально-техническое училище». В ст. 17 перечислялись ситуации, когда несовершеннолетние могли быть направлены в специальную школу и специальное профессионально-техническое училище:
а) совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия;
б) совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, не предусмотренные статьей 10 Уголовного кодекса РСФСР;
в) совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело в порядке, предусмотренном статьями 8 и 10 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР;
нально-технические училища» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. С. 287-289.
3 См.: Статья 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494 «Об утверждения положения о специальной школе» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. С. 289-303.
4 Статья 10 Постановления Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494 «Об утверждения положения о специальном профессионально-техническом училище» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М.,
1969. т. XII. с. 303-319.
5 Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1967 г., № 23, ст. 536.
РСФСР».
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
г) совершивших в возрасте до 16 лет мелкое хулиганство или в возрасте до 18 лет мелкую спекуляцию и другие административные нарушения, ответственность за которые прямо предусмотрена актами высших органов государственной власти и государственного управления Союза ССР, РСФСР и автономных республик, а также решениями местных Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов; совершивших в возрасте от 16 до 18 лет мелкое хулиганство, если начальник органа милиции или народный судья с учетом личности нарушителя и характера совершенного проступка найдет целесообразным передать материалы на рассмотрение комиссии;
д) совершивших иные антиобщественные поступки;
е) уклоняющихся от учебы или работы.
Министром здравоохранения СССР и Министром просвещения СССР 23 июля 1968 г. была утверждена «Инструкция о медицинском обследовании детей и подростков, направляемых в специальные школы для несовершеннолетних правонарушителей и трудновоспитуемых детей Министерства просвещения СССР»6. В ней был приведен перечень заболеваний несовершеннолетних, препятствующих помещению в специальные школы. В инструкции указывалось, что «вспециальные школы для несовершеннолетних правонарушителей и трудновоспитуемых детей Министерства просвещения СССР направляются дети и подростки в возрасте 11-14-летнего возраста, имеющие сохранный интеллект и нормальное здоровье»7. Из приведенного выше следует, что в специальные учебно-воспитательное учреждение направлялись несовершеннолетние:
а) совершившие предусмотренные Уголовным законом деяния;
б) совершившие мелкие правонарушения;
в) трудновоспитуемые, педагогически запущенные, но еще не вступившие в конфликт с законом.
Положительным моментом в этом было то, что еще на ранней стадии социальной дезадаптации части несовершеннолетних, когда она не переросла в преступную установку личности с подростками начинали проводить активную исправительную работу.
Исследования показали, что ведущую роль в формировании антиобщественных наклонностей играет сфера взаимоотношений с ближайшим окружением8. Семейное неблагополучие, утрата позитивного контакта с одноклассниками, учителями игнорирование требований учебного заведения не редко приводят к переходу подростка к тесному общению с асоциальной уличной компанией. Активная потребность в самоутверждении, свойственная подростковому возрасту и основанный на ней уровень притязаний вступает в противоречие несовершеннолетнего с его положением в семье, школьном коллективе. Изоляция подростка в закрытое учебно-воспитательное учреждение, отрыв его от неблагополучной семьи и «дурной компании», создание специального трудового и учебного режима, работа педагогического коллектива, направленная на организацию положительного отношения воспитанников к труду и учебе и на установление между воспитанниками правильных взаимоотношений, вытекающих из трудового учебного общения между собой, часто приводят к изменению направленности личности несовершеннолетних в позитивное общественно приемлемое русло9.
6 Средняя школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. М.: Изд-во Просвещение», 1970.
7 Инструкция о медицинском обследовании детей и подростков, направляемых в специальные школы для несовершеннолетних правонарушителей и трудновоспитуемых детей Министерства просвещения СССР. Утверждена Министром здравоохранения СССР и Министром просвещения СССР 23 июля 1968 г. // Средняя школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций, изд. «Просвещение», 1970 г.
8 Дранищева Э.И. Нарушения в сфере общения как фактор, способствующий антиобщественной направленности личности // Тезисы докладов и сообщений межведомственной научно-практической конференции Института общих проблем воспитания АПН СССР, Главного управления школ Министерства просвещения СССР, Управления уголовного розыска МВД СССР, Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (отдел по делам несовершеннолетних) Прокуратуры СССР. М., 1970. С. 160.
9 Дранищева Э.И. Нарушения в сфере общения как фактор, способствующий антиобщественной направленности личности // Тезисы докладов и сообщений межведомственной научно-практической конференции Института общих проблем воспитания АПН СССР, Главного управления школ Министер-
Следовательно, специальные школы и специальные профессионально-технические училища выступили как учреждения альтернативные учреждениям исполнения уголовного наказания, преследующие такие же цели исправления и ресоциализации несовершеннолетних, но с помощью методов и подходов10.
Однако еще с самого преобразования воспитательно-трудовых колоний в специальные школы и специальные профессионально-технические училища органы просвещения воспринимали эти специализированные учебные заведения как нечто чужеродное, считая мало приемлемым для своей системы работу с несовершеннолетними правонарушителями. Так и не была на должном уровне налажена система ресоциализации несовершеннолетних делинквентов тогда, не налажена она и в наше время.
«Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением 1995 г.»11 установило, что учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода (ст. 14). Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасное деяние, по решению суда направляются в учреждение закрытого типа (ст. 25).
Законодатель Типовым положением сузил категорию несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа только теми, кто совершил предусмотренное Уголовным законом деяние, почему-то приравненное к общественно опасному деянию. То есть дано более узкое понимание «общественной опасности», включающее уголовно наказуемое деяние не административный проступок, не девиантное поведение. Девиантное поведение (также социальная девиация) - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Де-виантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное)12, а не единичный проступок.
С средины 90-х гг. учебно-воспитательные учреждения закрытого типа лишались возможности осуществлять раннюю превенцию, до вступления несовершеннолетнего в конфликт с законом. К ним уже направлялись лишь несовершеннолетние с, нередко ставшими устойчивыми, преступными наклонностями личности.
Закон РФ «Об образовании» 1992 г.13[12] и «Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» 1995 г. исключили существующее прежде возрастное разграничение направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних (от 11 до 14 лет - в специальные школы, от 14 до 18 лет - в специальные профессионально-технические училища). Нахождение в учебном заведении закрытого типа несовершеннолетних с большой разницей в возрасте (от 11 до 18 лет) вряд ли благоприятствует проведению успешной исправительно-воспитательной работы. Это связано не столько подбором соответствующих каждой возрастной группе несовершеннолетних методов и приемов воспитательного воздействия, сколько с проблемами урегулирования межличностного взаимодействия воспитанников с большой разницей в возрасте.
ства просвещения СССР, Управления уголовного розыска МВД СССР, Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (отдел по делам несовершеннолетних) Прокуратуры СССР. М., 1970. С. 160.
10 Подробнее см.: Кара С.В.Некоторые аспекты правовой природы помещения несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 2. С. 233-236.
11 Постановление Правительства РФ от 25апкеля 1995 г. № 420 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» // Собрание законодательства РФ. 01.05.1995, № 18, ст. 168.
12 Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. С. 532.
13 Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. № 172, 31.07.1992.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
Сокращение категорий несовершеннолетних, помещаемых специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, существенно снизило наполняемость этих учреждений. Контингент работников рассматриваемых учебно-воспитательных учреждений пропорционально сократить невозможно. Вследствие этого затраты на содержание учебно-воспитательных учреждений практически не сократились при снижении наполняемости воспитанниками. Создалось впечатление о снижении эффективности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа исходя из критерия «затратности их деятельности».
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»14, указал основания и категории несовершеннолетних, которые могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. К ним относятся несовершеннолетние:
1) не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
2) достигшие возраста, предусмотренного чч. 1 или 2 ст. 20 УК РФ, и не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
3) осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобожденные судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Принятые в 90-е годы нормативные акты о специальных учебно-воспитательных учреждениях не закрепили важного и необходимого положения о том, что такие учреждения (открытого и закрытого типов) нужно создать в каждом субъекте Российской Федерации. Наличие в каждом субъекте Российской Федерации хотя бы по одному учебно-воспитательного учреждения открытого и закрытого типа позволит поддерживать необходимые для исправления контакты с близкими родственниками. Кроме того, возможно более успешно наладить работу по созданию благоприятных условий в семье к возвращению подростка из специального учебно-воспитательного учреждения.
В сентябре 2001 г. проходило заседания Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Российской Федерации на тему «О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними». В протоколе указанной Межведомственной комиссии отмечалась: «результативность деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и необходимость развития сети указанных учреждений в Российской Федерации, имея в виду создание специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа в каждом крупном городе, районе с большой численностью детского населения, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа - в каждом субъекте Российской Федерации»15 (курсив наш). Тогдашний министр образования М.В. Филиппов в Приказе, разосланном в субъекты РФ, по поводу работы указанной межведомственной комиссии указал: «прошу обеспечить выполнение в пределах своей компетенции указанного решения Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, обратив особое внимание на меры по развитию сети и укреплению материальной базы специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, обеспечению межведомственного взаимодействия в решении
14 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26, ст. 3177.
15 См.: Приказ Минобразования России от 2 ноября 2001 г. № 1303/285 «О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними» // Вестник образования. № 23. 2001.
вопросов направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и социальной адаптации выпускников этих учреждений».
В 2012 г. был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В части 12 статьи 66 Федерального закона РФ «Об образовании Российской Федерации»16 говорится, что для обучающихся лиц с девиантным (общественно опасным) поведением в целях получения начального общего, основного общего и среднего общего образования и нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа по этому же Федеральному закону создаются Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации (ч. 9 ст. 22). Подобное положение было закреплено и в ч. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»17, после принятия «Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением». Однако в упомянутых законах не содержится требования об обязательном создании в каждом субъекте РФ специализированных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Учебно-воспитательные учреждения не были созданы в каждом субъекте РФ. Большая отдаленность СУВУЗТ от места жительства вызывает некоторые трудности в осуществлении регулярного приезда из другого региона родителей или законных представителей к несовершеннолетним, помещенным в эти СУВУЗТ. Педагоги-психологи этих учреждений призваны проводить консультативную и профилактическую работу с родителями (законными представителями) (п. 21 Типового положения). Социальные педагоги должны поддерживают связь с родителями (законными представителями) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний (п. 22 Типового положения). Педагоги-психологи, медицинские работники учреждения должны проводить просветительскую работу среди родителей (законных представителей) (п. 23 Типового положения). Проведение всей этой деятельности может стать эффективной в случае наличия возможности и доступности систематического приезда родителей (законных представителей) в СУВУЗТ.
В ряде субъектов РФ, где были и функционировали СУВУЗТ происходит их закрытие. В частности в Брянской области Дубровская спецшкола закрытого типа в 2013 г. была закрыта и на ее месте планируют открыть авиационный космический кадетский кор-пус18. Мы ничего против открытия кадетского корпуса не имеем, но ведь в него не будут набирать несовершеннолетних правонарушителей, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Подростки нескольких регионов РФ, которые ранее направлялись в Дубровскую спецшколу, как и брянские несовершеннолетние направляются в другие еще более отдаленные регионы страны.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ19 внес изменения в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, согласно которых из ст. 15 последнего закона был убран пункт 3 в котором указывались виды специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа:
1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;
2) специальные профессиональные училища закрытого типа;
3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа).
16 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» / / Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
17 См.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // Ведомости СНД и ВС РФ.1992. № 30с. Ст. 1797.
18 См.: Дубровская спецшкола превратится в космическое заведение / Наш Брянск.ги. 19 сентября 2013 г. // http://www.news.nashbryansk.rU/2013/09/19/_
19 Федеральный закон от 2 июля 2013 г. 185-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в российской федерации».
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
Из Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ указание виды видов СУВУЗТ законодатель исключил, а в «Типовом положении о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» в его последней редакции выше указанные виды СУВУЗТ указаны. Возникает дилемма перед судьей в плане того, какого нормативного акта придерживаться при необходимости выбора вида СУВУЗТ в случаях вынесения решения о помещении осужденного несовершеннолетнего
В 2014 г. Министерство внутренних дел РФ выступило с инициативой по усилению контроля за несовершеннолетними преступниками, а также за детьми-беспризорниками. Ведомство подготовило поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК), согласно которым детей, которых подозревают или обвиняют в преступлениях, начиная с 9-летнего возраста будут размещать в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Как считает председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, инициатива МВД поможет усилить профилактическую работу с данной категорией детей20. Получается, что если в 60-е годы прошлого века политика государства в отношении несовершеннолетних правонарушителей была сориентирована на уход от репрессивных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей к мерам направленным на их ресоциализацию, то в наше время (не взирая на накопленный в нашей стране научный и педагогический опыт и на опыт зарубежных стран) власти ориентируются не на социальную адаптацию проблемных подростков, а оборот на усиление применения репрессивных мер воздействия в отношении таких несовершеннолетних.
Несмотря на то, что помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ сопряжено с существенным ограничением его свободы передвижения, общения, установлением специальных требований к учебе, организации труда, это более мягкая мера, чем помещение в воспитательную колонию, так как указанные учреждения подведомственны органам управления образованием, а не исполнения уголовных наказаний, они не относятся к местам лишения свободы и пребывание в них не влечет судимости21. Методы и подходы, применяемые в образовательных учреждениях, по априори должны быть иными, чем применяемые в исправительных учреждениях. По мнению Н.В. Артеменко, помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа является одной из альтернатив уголовному наказанию в отношении несовершеннолет-них22. «Помещая подростка в колонию для малолетних преступников, общество изолирует себя от него, так как он представляет собой угрозу для общества, а в случае со спецшколой, надо успеть изолировать ребенка от того социума, ... который представляет для ребенка»23.
Исходя из вышесказанного, СУВУЗТ занимают свою специфическую нишу в системе органов и учреждений профилактики преступности несовершеннолетних. Их роль в деле предупреждения преступности несовершеннолетних специфична, а эффективность весьма высока. Профилактическая деятельность СУВУЗТ осуществляется не только с поднадзорными несовершеннолетними, но и с их близкими, что благотворно скажется на дальнейшей ресоциализации этих несовершеннолетних после выхода их из СУВУЗТ.
20 Сивкова А. МВД требует помещать юных преступников и беспризорников в спеццентры // Известия 4 января 2014 г. / http://izvestia.ru/news/563581; Беспризорников разместят в специальных центрах (МВД намерено усилить контроль за юными беглецами) // Агентство информационной национальной безопасности / http://ainЪnews.su/Ъezopasnost/Ъesprizornikov-razmestyat-v-speczialnyix-czentrax.html.
21 Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010.
22 Артеменко Н.В. помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение: теоретические и правоприменительные аспекты // Вопросы юве-нальной юстиции. 2009.№ 6.
23 Галлямов Н.А. Детство без жестокости и насилия: защита и помощь // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3.
в СУВУЗТ.
Список литературы
1. Муратов Ф.Н., С.В. Сербина. Использование системы А.С. Макаренко в условиях современных специальных учреждениях // Тезисы докладов и сообщений межведомственной научно-практической конференции Института общих проблем воспитания АПН СССР, Главного управления школ Министерства просвещения СССР, Управления уголовного розыска МВД СССР, Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (отдел по делам несовершеннолетних) Прокуратуры СССР. М., 1970. С. 155.
2. См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 2 октября 1964 г. № 1233 «О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. C. 287-289.
3. См.: Статья 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494 «Об утверждения положения о специальной школе» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. C. 289-303.
4. Статья 10 Постановления Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494 «Об утверждения положения о специальном профессионально-техническом училище» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. C. 303-319.
5. Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1967 г., № 23, ст. 536.
6. См.: Средняя школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. М.: Изд-во Просвещение», 1970.
7. См.: Инструкция о медицинском обследовании детей и подростков, направляемых в специальные школы для несовершеннолетних правонарушителей и трудновоспитуемых детей Министерства просвещения СССР. Утверждена Министром здравоохранения СССР и Министром просвещения СССР 23 июля 1968 г. // Средняя школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций, изд. «Просвещение», 1970 г.
8. Дранищева Э.И. Нарушения в сфере общения как фактор, способствующий антиобщественной направленности личности // Тезисы докладов и сообщений межведомственной научно-практической конференции Института общих проблем воспитания АПН СССР, Главного управления школ Министерства просвещения СССР, Управления уголовного розыска МВД СССР, Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (отдел по делам несовершеннолетних) Прокуратуры СССР. М., 1970. С. 160.
9. Подробнее см.: Кара С.В.Некоторые аспекты правовой природы помещения несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 2. С. 233-236.
10. Постановление Правительства РФ от 25апкеля 1995 г. № 420 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» // Собрание законодательства РФ. 01.05.1995, № 18, ст. 168.
11. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. С. 532.
12. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. № 172, 31.07.1992.
13. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26, ст. 3177.
14. См.: Приказ Минобразования России от 2 ноября 2001 г. № 1303/285 «О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними» // Вестник образования. № 23. 2001.
15. См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
16. См.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // Ведомости СНД и ВС РФ.1992. № 30с. Ст. 1797.
17. См. : Дубровская спецшкола превратится в космическое заведение / Наш Брянск.ги. 19 сентября 2013 г. // http://www.news.nashbryansk.rU/2013/09/19/_
18. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. 185-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в российской федерации».
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
19. Сивкова А. МВД требует помещать юных преступников и беспризорников в спеццентры // Известия 4 января 2014 г. / http://izvestia.ru/news/563581; Беспризорников разместят в специальных центрах (МВД намерено усилить контроль за юными беглецами) // Агентство информационной национальной безопасности / http://ainbnews.su/bezopasnost/besprizornikov-razmestyat-v-speczialnyix-czentrax.html.
20. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010.
21. Артеменко Н.В. помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение: теоретические и правоприменительные аспекты // Вопросы ювенальной юстиции. 2009.№ 6.
22. Галлямов Н.А. Детство без жестокости и насилия: защита и помощь // Вопросы ювеналь-ной юстиции. 2010. № 3.
PLACE SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS CLOSED IN THE PREVENTION
OF CRIME JUVENILES
Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky
S.V. KARA
This article is devoted on the questions of creation a a special educational closed houses, place of these houses in the system of prevention of juvenile delinquency.
e-mail:[email protected]
Keywords: special educational closed houses, prevention of juvenile delinquency, deviant activities of adolescents.