ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316:37.035
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ ДАГЕСТАНА
Н. А. Асваров
FEATURES OF THE SENSE OF JUSTICE IN THE YOUTH OF DAGESTAN
N. A. Asvarov
В статье показаны особенности формирования правосознания и правовой культуры у дагестанской молодежи. На основе социологического опроса выяснена роль региональных факторов, положительно влияющих на процесс формирования правовой культуры дагестанской молодежи, рассматривается формирование правосознания путем организованного правового воспитания в образовательных учреждениях.
The paper presents the features of formation of the sense of justice and legal culture in Dagestan youth. On the basis of sociological poll the author identified the role of the regional factors that have positive influence on the process of formation of legal culture of the Dagestan youth; the author considers the formation of the sense ofjustice by means of organized legal education in educational institutions.
Ключевые слова: правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, дагестанская молодежь, региональные факторы.
Keywords: sense of justice, legal culture, legal nihilism, Dagestan youth, regional factors.
Эволюция правосознания молодежи не только отражает уровень социального развития молодежи, но и является важным фактором, определяющим ее социальное поведение во всех сферах жизнедеятельности. Складываясь под влиянием сложных социальных процессов, происходящих в обществе, а также впитывая многочисленные правовые идеи, функционирующие в современном обществе и тиражируемые СМИ, оно характеризуется крайней противоречивостью. Рассмотрение специфики правосознания молодежи предполагает исследование и анализ факторов, влияяющих на процесс его становления.
Существует множество факторов, влияющих на развитие правосознания молодёжи: деятельность СМИ, государственных учреждений, общественных организаций. Серьёзное значение, особенно в СевероКавказском регионе, приобретают религиозный, национальный, идеологический факторы. Большую роль в условиях современной дагестанской действительности играют также региональные факторы, к которым можно отнести влияние обычаев и традиций, о чём свидетельствует, в частности, проведённое нами социологическое исследование среди молодёжи - студентов Дагестана.
Так, 85 % из опрошенной части молодежи считают, что под влиянием адатов, обычаев, традиций вырабатывается положительное отношение к праву. У 13 % респондентов противоположное мнение, и лишь 2 % никак не смогли ответить на этот вопрос. При общей положительной оценке адатов, обычаев, традиций назвать, какие из них наиболее способствуют положительному отношению к праву, государству не смогли 45 % респондентов - они не назвали ни одного варианта ответа.
Уважение к старшим - 47 % респондентов назвали этот обычай или в качестве единственного или в сочетании с почитанием родителей. Отдельно уважение к
родителям назвали 6 % респондентов. Маслиат как адат назвали всего 3 % опрашиваемых, из них всего один раскрыл содержание названного адата как способа мирного разрешения конфликтных ситуаций. Названный адат обладает регулятивной и охранительной функциями, следовательно, знание маслиата позволило бы избежать мер государственного принуждения в тех случаях, когда возможно примирение конфликтующих сторон. Тем более что в существующем законодательстве РФ такая возможность также предусмотрена.
Остальные варианты ответов показывают в целом общую картину незнания сущности адатов, обычаев, традиций, хотя в повседневном поведении респонденты демонстрируют знание содержания этих регуляторов.
Вызывает тревогу тот факт, что среди тех, кто положительно оценивает роль адатов, обычаев, традиций в формировании позитивного отношения к государству и праву достаточно большое количество респондентов, которые могут пойти на совершение умышленного преступления для достижения каких-либо своих целей. В этом случае напрашивается вывод о неискреннем отношении при ответе на вопросы или об искаженном представлении относительно способов достижения целей. К сожалению, в социальной действительности слишком много отрицательных примеров, которые оказываются более наглядными, чем пропаганда нужных и полезных с точки зрения общества обычаев и традиций.
Характеризуя роль СМИ в формировании правосознания можно привести следующие данные опроса среди несовершеннолетних г. Махачкалы.
Называя теле- радио передачи, газеты, книги в качестве источников правовой информации большинство (56,1 %) респондентов считает, что публикации и передачи средств массовой информации, посвященные правовой тематике, содействуют улучшению правосозна-
ния, и лишь 28,0 % считают, что их эффективность низка. На желательность образовательных программ на телевидении, радио, статей в газетах по праву и законам указывают 52,4 %, очень нужными считают их -36,6 %. Если же проанализировать существующие на дагестанском телевидении передачи для молодежи правового содержания и республиканские газеты на этот же предмет, то мы обнаружим абсолютный вакуум. Изредка появляющиеся правовые рубрики в газетах не рассчитаны на молодежь.
В этой связи можно привести данные нашего социологического опроса о доверии СМИ в освещении острых социальных проблем. Более половины опрошенных не доверяют СМИ в оценке деятельности правоохранительных органов, состояния преступности, осуществляемых государством мер борьбы с преступностью, экономической ситуации в стране.
Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование правосознания молодёжи, является система организованного правового воспитания. Правовое воспитание молодежи на сегодняшний день одна из актуальнейших проблем общества и государства. В поисках оптимальных путей ее решения неплохо было бы перелистать страницы прошлого, когда эта проблема хоть и стояла остро, но, тем не менее, усилия, которые затрачивались для организации и проведении этой работы, приносили более значимый результат, чем в настоящее время.
Критерием эффективности правового воспитания необходимо считать уровень правосознания, правовой культуры молодежи, реально проявляющийся в их правомерном поведении, активном участии в общественно-правовом и производственном процессе жизни, высокой дисциплине, непримиримости к любым нарушениям законности, личном содействии борьбе с этими нарушениями. Сегодняшние реалии далеки от идеала, и предстоит большая и кропотливая работа по организации процесса, выбору средств, форм и методов правового воспитания молодежи.
Можно было бы учесть ошибки прошлого и попытаться наладить работу системы правового воспитания молодежи, если бы не трудности, связанные с изменением политической, идеологической, экономической обстановки. Изменения во всех сферах общественной жизни особенно остро ставят вопросы правового воспитания, правовой культуры.
В связи с вышеизложенным, остро встает вопрос о необходимости осуществления эффективных мер, которые позволили бы сохранить, возродить действующую ранее систему правового воспитания (в той мере, в какой это отвечает современным условиям) и постепенно перевести ее на новый уровень, который соответствовал бы требованиям формирования правового государства, требованиям сегодняшнего дня.
Правовое образование испытывает те же самые общие трудности, что и образование в целом в нашей стране, но у него есть и свои особые проблемы, т. к. многое приходится начинать с нуля, а деятельность в области правовых знаний более чем когда-либо несовместима с любительством, дилетантством, экспромтом, импровизацией, она требует строгого профессионализма, глубоких знаний, высокой культуры. Например, в учебных планах дагестанских школ на преподавание основ правоведения выделен всего один час в
неделю, в некоторых школах за счёт часов обществоз-нания указанное выше количество часов увеличено. Лишь отдельные общеобразовательные школы осуществляют углубленное изучение права, начиная с 6 класса. Указанные факты, конечно же, не могут не констатировать неблагополучную ситуацию с преподаванием права в дагестанской школе. Если учесть ещё и отсутствие единых, полноценных учебников, то преподавание представляется проблематичным вдвойне.
О низком уровне юридической грамотности молодежи свидетельствуют также данные социологического опроса, проведенного на разных факультетах Даггос-педуниверситета. Данный опрос был проведен для определения результативности, а также для выявления путей развития правовоспитательной работы среди студентов старших курсов. Это исследование подтвердило некоторые наблюдения о качестве знаний студентов и позволило обосновать их с помощью количественных показателей. Анализ опросных данных свидетельствует о низком уровне правосознания, о существующих различиях в структуре правовых знаний, а в некоторых случаях и полных пробелах знаний.
Большинство студентов не обладает устойчивыми и достаточно полными правовыми знаниями, у них отсутствует точность знаний. Хотя знания - не всегда гарантия законопослушания и более важным представляется осознание социальной ценности права, вряд ли можно считать образованным студента старшего курса, не имеющего четкого представления о государственных органах своей страны, даже названия парламента государства студенты не смогли назвать правильно. Без знания элементарных основ вряд ли можно ценить и уважать право. Не опираясь на правовые знания, невозможно сформировать у студентов уважительного, ценностного отношения к праву.
В связи с этим возникает задача - повысить эффективность правового обучения, т. к. эти знания имеют и общемировоззренческое значение и являются основой правовой культуры. В этой связи следует отметить некоторые особенности воспитательной работы в вузе, которая составляет одну из важнейших и необходимых сторон его деятельности.
Воспитательная работа в вузе - это система мероприятий, направленных на формирование личности, которая осуществляется по следующим направлениям: аудиторная работа, внеаудиторная работа, массовая работа, индивидуальная работа.
Учитывая комплексность и серьезность факторов, оказывающих влияние на процесс формирования личности, следует отметить, что кураторская работа может скоординировать этот процесс в позитивном направлении и весьма существенно позицировать на правовом его аспекте.
Основными направлениями воспитательных мероприятий, проводимых преподавателями кафедр исторического факультета Дагестанского государственного педагогического университета, являются следующие: проведение кураторских часов, на которых обсуждаются как вопросы посещения, успеваемости, поведения студентов, так и вопросы организации их досуга; участие в мероприятиях, проводимых факультетом и университетом. В соответствии с университетским планом воспитательной работы составлен факультетский план, в котором каждая из кафедр является ответственной за
то или иное мероприятие; ежедневное участие преподавателей в воспитании студентов на лекциях и практических занятиях. Работа в вузе проводится по трем основным направлениям: учебная, научная и воспитательная. Если в предыдущие годы преподавателю вуза предписывалось заниматься только учебной и научной работой, не вмешиваясь в процесс воспитания студентов, то ряд последних приказов Министерства образования содержит прямое указание на обязанность преподавателя вести эту работу по формированию личности студентов.
Таким образом, процесс воспитания не может рассматриваться в отрыве от процесса обучения, потому данное направление работы преподавателей имеет важное значение, хотя зачастую это самая невидимая часть воспитательной работы. Помимо общих мероприятий необходимо уделять должное внимание отдельным студентам, которые требуют повышенного внимания к себе из-за отсутствия должного контроля со стороны родителей и общественности. Вовремя подмеченные и скорректированные недостатки в воспитании отдельного студента позволяют создать хорошую атмосферу в студенческой аудитории. В этой связи индивидуальная воспитательная работа со студентами представляется важной частью общей системы воспитательных мероприятий.
Все эти направления работы кураторов преподавателями используются в различных вариантах и в комплексе. Кафедрами проводятся социологические опросы, которые позволяют скорректировать воспитательную работу со студентами. Представляется целесообразным продолжить эту работу в будущем для определения основных направлений воспитательной работы среди студентов.
Правовое воспитание должно осуществляться на всех ступенях образования, притом не только через юридические науки, но и через другие общественно-гуманитарного цикла дисциплины, должно охватывать все многообразие проявлений права в социальной и духовной жизни [2, с. 32]. Это тем более актуально в условиях формирования новой правовой системы России, стремящейся в своей основе к международным стандартам и сохранению одновременно своей самобытности.
Представленная в нашем опросе следующая группа вопросов была предусмотрена для углубленного изучения оценочной функции правового сознания студентов через изучение качественного состояния оценочных суждений студентов в отношении различного рода правовых явлений. Так на вопрос о том, можно ли нарушить закон, ответила утвердительно значительная часть студентов, правда, редкие из них дали оговорку, если это несправедливый закон. В ответах подчеркивалось недовольство несовершенством законодательства, отсюда и возможность нарушения закона. Если об этом нарушении никто не узнает, опять-таки то же количество студентов готово нарушить закон.
Для извлечения материальной выгоды для помощи близким, готовы нарушать закон также достаточно большое количество опрошенных. Свой ответ они мотивируют тем, что сейчас все так живут и редко кого за это наказывают. Таким образом, пренебрежительное отношение к закону - результат многочисленных случаев правонарушений, оставшихся без последствий,
без наказания, когда, нарушая закон, граждане зарабатывают собственное благосостояние. Все это становится более действующими факторами, чем голые призывы быть законопослушным гражданином. Когда нормой становится нарушение законности - воспитание уважительного отношения к праву невозможно. Крайне неблагоприятное влияние на правовое сознание молодежи оказывает общая ситуация в стране.
Молодые люди весьма чувствительны к распространению правового нигилизма в стране, к кримина-лизиции государственной и общественной жизни. Это рассматривается ими как основание для формирования личной позиции в данной сфере и как оправдание собственных противоправных действий. Еще одна причина такого рода ответов, на наш взгляд, это отсутствие реальной возможности зарабатывать своим трудом для решения своих насущных проблем, которое провоцирует молодежь к преступным и аморальным деяниям.
Исследователи в этой связи отмечают следующую особенность современного менталитета дагестанской молодежи - ориентация на денежный успех, определенную склонность к риску, деловую хватку. Эти качества привели к формированию двух противоположных моделей экономического поведения: первая, имеющая ярко выраженный инновационный характер предпринимательской деятельности, который выразился в создании новых предпринимательских структур в банковской области, в сферах торговли и услуг (на первом этапе реформирования), затем стремительное формирование новых рыночных инфраструктур - страховые компании, фонды, предпринимательские центры. Однако эффективное функционирование новых рыночных структур, создание которых инициировалось молодежью, оказалось проблематичным из-за отсутствия законодательных основ поддержки молодежного бизнеса.
Первая модель экономического поведения (инновационно-ориентированная) тесно переплетается в последнее время со второй, которую условно можно определить как криминально-ориентированную. В молодежной среде, нацеленной на вторую модель, в значительных масштабах присутствуют контингенты, склонные действовать вне правового и морального пространства. Именно в этой среде было инициировано подчеркнутое культивирование силовых методов ведения бизнеса, недобросовестная конкуренция, продемонстрированы худшие образцы кланово-этнической консолидации в переделе сфер влияния и вытеснения мелких, не организованных в какие-либо структуры частных предпринимателей. Симптоматичным для республики стало повсеместное утверждение превосходства силы над интеллектом как в сфере бизнеса, так и в области внешкольного образования. Это привело к миграции высокопрофессиональной молодежи (не только русских) за пределы республики [2, с. 234].
Под влиянием реальной практики участие в выборах также рассматривается молодежью как формальное, декларативное право, от которого в принципе не зависит исход голосования. В результате у студентов складываются твердые противоправные установки, которые впоследствии мешают формированию правовой культуры, способствуют ее деформации.
Все существующие тревожные тенденции в сфере криминализации молодежи соотносятся с правовой
безграмотностью и неумением дать правовую оценку тем или иным деяниям. Если дачу взятки, нарушение законов для извлечения собственной выгоды студенты не воспринимают как незаконное деяние, можно говорить о глубоком нравственно-правовом кризисе в среде молодежи, лучшую часть которой, как представляется, составляет студенчество.
Происходящие в стране перемены в политической и социально-экономической жизни, естественно, оказывают влияние на формирующееся самосознание молодежи, стремящейся подготовить себя к самореализации в условиях формирования рыночных отношений. В этих условиях важно не допустить влияния денег, власти, вещей на умы молодежи как разлагающих ценностных потенциалов, задача состоит в аргументированном обосновании системы соотношения между целью и средствами. Важно добиться осуществления законных средств для достижения законных целей. Конечно, предстоит большая работа всех государственных, общественных, правоохранительных органов для устранения многолетних ошибок и возрождения системы правового воспитания молодежи.
Без преодоления этого кризиса невозможно говорить ни о становлении новых экономических, политических отношений, ни о формировании гражданского общества и правового государства, ни о будущем государстве вообще. Молодежь - будущее общества, являясь нравственно-правовым больным, не может быть субъектом этих отношений. Государство с такой молодежью обречено на постоянные проблемы поисков способов устранения ошибок во всех сферах деятельности. Один из важнейших путей - формирование здоровой молодежи через правовое образование, нравственно-правовое воспитание и применение для этого усилий всего общества и государства [3, с. 25].
Нетрудоустроенность, нерешённость многих социальных проблем молодёжи, духовный и идеологический кризис создают негативный фон, на котором положительная деятельность по правовому воспитанию просто незаметна. Названные выше факторы - неполный перечень условий, тормозящих процесс формирования правосознания и правовой культуры молодёжи.
Давая характеристику реального состояния гражданского общества в Республике Дагестан, следует обратить внимание не только и даже не столько на его количественные, сколько на его качественные параметры, и в первую очередь на особенности общественного сознания и базовых ценностей масс, так как без развитого сознания и наличия единой ценностной основы у населения говорить о возможности становления гражданского общества представляется весьма проблематичным.
Одним из ключевых составляющих концепции гражданского общества является наличие базового социально-психологического потенциала, существующего в обществе и способствующего самоорганизации его граждан и приданию их активности демократической направленности. В нашей республике, к сожалению, приходится говорить не только о нехватке подобного позитивного с точки зрения интересов демократического общества социального капитала, но даже скорее о наличии негативного социального капитала, служащего питательной средой антидемократических сценариев общественного развития. Одной из причин этого
является желание некоторых лидеров от политики строить демократическое общество без соответствующих культурологических предпосылок, т. е. при отсутствии ценностной приверженности масс идеям и принципам демократической системы, основываясь либо на опыте Запада, либо сугубо на экономической основе без учета политических и ментальных особенностей населения.
В этой связи правосознание как одна из форм общественного сознания, отражающая чувства, представления, желания, идеи о правовой действительности, является одним из важнейших факторов формирования и функционирования гражданского общества. Современное состояние правосознания населения Республики Дагестан в целом и молодежи в частности, можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительное, близкое к правовому нигилизму, что можно объяснить целым рядом причин, как общих для всей страны, так и специфичных для нашей республики.
Важной причиной низкого уровня правосознания населения в целом и молодежи в частности является отсутствие учета национальных особенностей, традиций, обычаев, менталитета народов нашей республики при принятии нормативно-правовых актов. Продиктованные «сверху», без учета вышеперечисленных факторов законы могут остаться лишь на бумаге, что зачастую и происходит. А для эффективного функционирования гражданского общества одним из важнейших условий является соблюдение требований норм права, так как подлинный правопорядок устанавливается не государством, а складывается в недрах гражданского общества, члены которого на собственном опыте убедились, что лишь так они могут гарантировать свою свободу, безопасность и собственность.
Условиями, при которых становление гражданского общества представляется реальным, являются, на наш взгляд, следующие: защита свободной конкуренции, создание возможностей свободного существования прессы, бизнеса, развитие судебных, а не административных способов разрешения конфликтов. Эти условия реализуемы лишь при наличии у граждан высокого уровня правосознания.
Таким образом, рассматривая специфику правосознания молодежи, необходимо отметить, что оно (правосознание) определяется факторами, которые влияют на процесс его становления, и ему присущи следующие особенности: правосознание современной молодежи - особой социальной группы, которая имеет свой главный отличительный признак - возраст (от 14 до 30 лет), характеризуется недостаточно высоким уровнем; молодежное правосознание является частью молодежной субкультуры, присущей ей как особой социально-демографической группе, для которой характерны соответствующие психологические черты, нормы и ценности; молодежное правосознание является разновидностью группового правосознания и частью общественного правосознания; в групповом правосознании отражаются особенности индивидуального правосознания молодого человека, так как по качественному содержанию правосознание всегда индивидуально. На индивидуальное правосознание молодого человека существенное влияние оказывают его личные нравственные качества и условия его жизни - социально-политические, экономические, национальные, рели-
гиозные, геополитические и другие; молодежное правосознание содержит в себе следующие компоненты: правовые знания; эмоциональное отношение к праву; поведенческий аспект; правосознание молодежи предопределяется её социальным положением, её экономическим и социальным статусом.
Влияние факторов, определяющих специфику молодежного правосознания, может быть рассмотрено лишь на фоне общесоциальных факторов, детермини-
рующих его становление. Среди них: уровень развития экономики и культуры, демографическая ситуация, общий правовой климат в стране, состояние образования, деятельности правоохранительных органов и др. Результатом негативного воздействия этих факторов является существенное разрушение положительного отношения молодежи к заложенным в праве ценностям и идеям.
Литература
1. Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития. М., 1998. 298 с.
2. Муслимова М. Ш. Проблемы формирования профессиональной модели юриста // Юридический вестник ДГУ. № 1. Махачкала, 2004. С. 30 - 38.
3. Чупанова А. Ч. Правосознание молодежи: теоретико-региональный аспект: на материалах Республики Дагестан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005. 28 с.
Информация об авторе:
Асваров Нариман Асварович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории государства и права, декан исторического факультета Дагестанского государственного педагогического университета, smagaramov@list.ru.
Nariman A. Asvarov - Candidate of History, Assistant Professor at the Department of History and Theory of the State and the Right, Dean of the Faculty of History, Dagestan State Pedagogical University.
Статья поступила в редколлегию 17.04.2015 г.
УДК 324
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2015 ГОДА В КАЗАХСТАНЕ: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
С. В. Бирюков
2015 PRESIDENTIAL ELECTIONS IN KAZAKHSTAN: DOMESTIC AND FOREIGN POLICY VALUE
S. V. Biryukov
В статье рассказывается о президентских выборах 2015 года в Казахстане, которые имели стратегическое значение для дальнейшего развития политических процессов как в самой стране, так и в рамках евразийского пространства. Автор рассматривает роль Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как в деле разработки и реализации долгосрочной стратегии политического и социально-экономического развития его страны, так и в процессе реализации проекта евразийской интеграции.
The paper considers the 2015 presidential elections in Kazakhstan, which has a strategic importance for the further development of political processes in the country itself, and within the framework of the Eurasian space. The author examines the role of the President of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev in the development and implementation of long-term strategy of political and socio-economic development of his country and in the process of realization of the project of Eurasian integration.
Ключевые слова: глобальные вызовы, президентские выборы в Казахстане, Нурсултан Назарбаев, стратегия развития, стабильность, консолидация, евразийская интеграция.
Keywords: global challenges, presidential elections in Kazakhstan, Nursultan Nazarbayev, development strategy, stability, consolidation, Eurasian integration.
26 апреля 2015 г. в Казахстане прошли внеочередные выборы Президента республики. Явка составила рекордные 95,22 %. Действующий Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев одержал уверенную победу на выборах Главы государства, заручившись поддержкой согласно итоговым результатам -97,75 %, что позволяет ему считаться переизбранным на свой пост. Состоявшиеся 26 апреля с. г. выборы Президента Республики Казахстан побуждают нас в
очередной задуматься о роли политических лидеров в рамках современных политических процессов.
Мир вступил в очередную полосу политической турбулентности - серьезным вызовам подвергаются такие основы современного политического порядка, как международное право, национальный суверенитет, неприкосновенность границ и прочность уже образованных межгосударственных союзов. Размывание устоявшихся правил и ограничений требует все новых усилий к укреплению политической стабильности, к