Научная статья на тему 'Правовое воспитание учащейся молодежи в цивилизованном государстве'

Правовое воспитание учащейся молодежи в цивилизованном государстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ / SENSE OF JUSTICE / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаварсланова М. Г.

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы правового воспитания учащейся молодёжи (на примере старшеклассников школ республики Дагестан), раскрыты права и обязанности человека. При этом автор считает важным привитие уже с раннего возраста уважения к праву, включающего: уровень правовой информированности личности или объединения людей; оценка самой системы права; престиж юридической профессии в обществе; отношение к деятельности юридических и образовательных учреждений и правопорядку; степень общественной активности субъектов права. В статье показано, что формирование правосознания и правовой культуры учащихся это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN A CIVILIZED STATE

This article deals with topical problems of legal education of students (for example, high school students of the schools of the Republic of Dagestan). The author discloses the rights and duties of the man. The author considers the importance of instilling at an early age respect for the law, including the level of legal awareness of the person or Association of persons, evaluation of the system of law, the prestige of the legal profession in society, respect to the legal and educational institutions and the rule of law, the degree of public activity of subjects of law. The article shows that the formation of legal consciousness and legal culture of students is a system of social, legal, educational and other measures aimed at identifying and eliminating the causes and conditions conducive to crime and anti-social actions. On the whole the formation of a democratic legal state and a civil society is an interrelating process.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание учащейся молодежи в цивилизованном государстве»

Личностно-развивающий подход обеспечивает учет индивидуальных особенностей студентов, их устремлений, жизненных ценностей, индивидуальных учебных достижений.

В целом, формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, что включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также средствами активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни ВУЗа. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию [4].

Раскрывая отдельные аспекты процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, следует определить перечень педагогических условий, которые бы позволяли эффективно решать поставленную цель с учетом специфики и особенностей будущей профессиональной деятельности. К основным педагогическим условиям процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов относятся:

1) системный подход к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, отражающий сущность профессиональной компетентности;

2) организация процесса усвоения профессионально важных знаний, умений и навыков, норм и ценностей, личностного

Библиографический список:

отношения, опыта самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных особенностей студентов;

3) создание условий учебной деятельности через организацию предметной среды. Считаем, что совокупность именно этих педагогических и психологических принципов и условий в учебно-воспитательном процессе ВУЗа способствует формированию профессиональной компетентности будущих педагогов.

Процесс формирования компетентности будущих педагогов профессионального обучения предполагает использование таких форм организации обучения: лекционных, семинарских, практических, индивидуальных занятий, а также самостоятельной работы студентов; пропедевтической и педагогической практик; предметных олимпиад, научно-практических конференций, встреч с ведущими педагогами и мастерами прикладного творчества.

Подытоживая, подчеркнем, что исследования вопроса формирования компетенций будущего педагога профессионального обучения, позволяет утверждать, что формирование компетенций является целью профессиональной подготовки специалистов, ведь оно содержит требования в отношении знаний, умений, навыков, норм и ценностей. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов целесообразно осуществлять на основе общих положений системного подхода и использовании других научно обоснованных подходов, в частности: межкультурного, деятельностного, акмеологического, лич-ностно-развивающего.

1. Андреев А. Знания или компетенция? Высшее образование в России. 2005; 2.

2. Большой толковый словарь русского языка. Составитель и главный редактор С.А. Кузнецов. Санкт-Петербург: Рипол-Но-ринт, 2008.

3. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования. Дополнительное образование. 2005; 7: 9-11.

4. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского федерального университета). Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 26 - 28.

References

1. Andreev A. Znaniya ili kompetenciya? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005; 2.

2. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Sostavitel' i glavnyj redaktor S.A. Kuznecov. Sankt-Peterburg: Ripol-Norint, 2008.

3. Filatova L.O. Kompetentnostnyj podhod k postroeniyu soderzhaniya obucheniya kak faktor razvitiya preemstvennosti shkol'nogo i vuzovskogo obrazovaniya. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2005; 7: 9-11.

4. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu «Pedagog-icheskoe obrazovanie» v kontekste metodologii TUNING (opyt Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 26 - 28.

Статья поступила в редакцию 21.02.15

УДК 378

Lovarslanova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Civil and Criminal Law, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.vazipat@mail.ru

LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN A CIVILIZED STATE. This article deals with topical problems of legal education of students (for example, high school students of the schools of the Republic of Dagestan). The author discloses the rights and duties of the man. The author considers the importance of instilling at an early age respect for the law, including the level of legal awareness of the person or Association of persons, evaluation of the system of law, the prestige of the legal profession in society, respect to the legal and educational institutions and the rule of law, the degree of public activity of subjects of law. The article shows that the formation of legal consciousness and legal culture of students is a system of social, legal, educational and other measures aimed at identifying and eliminating the causes and conditions conducive to crime and anti-social actions. On the whole the formation of a democratic legal state and a civil society is an interrelating process.

Key words: sense of justice, legal education, legal culture of students.

М.Г. Лаварсланова, канд. пед. наук, ГАОУ ВПО «Дагестанский Государственный институт народного хозяйства»,

г. Махачкала, E-mail: m.vazipat@mail.ru

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ЦИВИЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы правового воспитания учащейся молодёжи (на примере старшеклассников школ республики Дагестан), раскрыты права и обязанности человека. При этом автор считает важным привитие уже с раннего возраста уважения к праву, включающего: уровень правовой информированности личности или объединения

людей; оценка самой системы права; престиж юридической профессии в обществе; отношение к деятельности юридических и образовательных учреждений и правопорядку; степень общественной активности субъектов права. В статье показано, что формирование правосознания и правовой культуры учащихся - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям.

Ключевые слова: правосознание, правовое воспитание молодёжи, правовая культура учащихся.

Начало XXI века ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются: практико-ориенти-рованный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов, опора на социальный опыт ребёнка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни; формирование активной гражданской позиции личности; уважение к правам человека и нормам международного права; обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника; решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребёнка в дальнейшем.

Формирование демократического правового государства и гражданского общества - это единый, взаимосвязанный и взаимообусловленный комплексный процесс, где одно без второго не может сформироваться и эффективно функционировать. Отсюда и демократические реформы, и формирование правового государства предполагают строительство такого гражданского общества, которое призвано быть на страже интересов людей, их прав и свобод.

Общеизвестно, что важнейшим показателем правового воспитания общества выступает уровень правосознания людей, живущих в нем. Существенный вклад в учение о правосознании внёс известный правовед И.А. Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой ещё более значительный феномен, чем право. Правосознание понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», некая универсалия, которая имеет формально - юридическое, естественно - правовое измерение [1].

Главными целями правового воспитания и обучения в условиях становления правового государства стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности [2]. Правовое воспитание молодёжи, и особенно школьников, осуществляемое в неразрывной связи с политическим, нравственным, трудовым, интернационально-патриотическим и другими направлениями воспитательной деятельности, является одним из основных направлений воспитательной работы, поэтому его следует вести не изолированно от развития социальных условий, а в тесной связи с экономическим, политическим и социальным строем общества, с конкретными этапами его развития.

Анализ литературы по исследуемой проблеме правового воспитания детей и подростков показывает, что, несмотря на их множественность, в основном они ориентированы на изучение прав и свобод человека (в том числе и ребёнка), ознакомление с нормативно-правовой базой государства, юридической терминологией и т. д. Представляется, что такой подход значительно снижает эффективность правовоспитательной работы. С одной стороны (и это аксиома), любой человек, не знающий своих прав, не сможет ими воспользоваться и, естественно, его отношение к правам и свободам других людей будет безразличным, что приводит к девальвации самого понятия «права человека» [3].

С другой стороны, даже глубокое знание человеком своих прав, не подкреплённое знанием своих обязанностей, т. е. того, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям, пониманием необходимости их исполнения, может привести к формированию у несовершеннолетнего эгоизма, чрезмерно завышенной самооценки, пренебрежения к правам других людей и т. д. И такую тенденцию мы уже наблюдаем в ряде стран Западной Европы и Америки (как принято их называть, «государства с устоявшейся демократией»), где родители боятся потребовать что-либо от своих детей, т. к. те могут обратиться (и довольно часто обращаются) в суд с заявлением об ущемлении родителями их прав и личного достоинства; по той же причине учителя в школах боятся потребовать от учеников выполнения уроков и т. д. Этот перечень перегибов можно продолжать до бесконечности. Результат известен: даже в этих богатых государствах наблюдается значительный рост преступности среди несовершеннолетних.

Опросы, проведённые в ряде школ республики Дагестан, показывают, что учащиеся лучше знают свои права, чем обязанности. Так, 78 % респондентов смогли назвать только несколько основных прав ребёнка и всего 18,5% вспомнили о том, что у человека есть ещё и обязанности.

Большинство называют только право на жизнь, на образование, на фамилию и имя, право проживание в семье, некоторые называют правом на личное достоинство. Об обязанностях же сводятся в основном к «службе в армии».

Около 80 % старшеклассников считают, что права человека играют ведущую роль в общественном развитии, а обязанности воспринимаются как насилие. В то же время всего 20 % опрошенных считают, что обязанности выступают необходимым атрибутом общества, без которого оно не сможет развиваться.

Каков же выход? Ключ к разрешению этой проблемы находится во второй главе Конституции РФ, включающей 47 статей, которая называется «Права и свободы человека и гражданина» [4]. Формирование у ребёнка ценностного отношения к правам и свободам личности невозможно без формирования у него потребности соотносить своё поведение с уважением прав и свобод других людей. Чем же отличаются права человека от его обязанностей? Различие состоит в том, что право представляет собой меру возможного поведения, а обязанность - это мера должного поведения. Из этого следует, что за невыполнение своих прав человек не несёт никакой ответственности. Неисполнение же обязанностей влечёт за собой применение мер юридической ответственности. В зависимости от неисполненной или нарушенной обязанности могут применяться её различные виды: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная. Обязанности человека (в том числе и ребёнка) можно разделить на три группы: конституционные (или общественные), личные и специальные. Соблюдение этих обязанностей предполагает соответствие нормативному поведению.

Конституционные: признавать личное достоинство, права и свободы других людей; беречь и охранять природу, окружающую среду; беречь памятники истории и культуры; защищать своё Отечество; платить законно установленные налоги и сборы; получить основное общее образование; знать и соблюдать установленные нормы и правила поведения; уважать обычаи и традиции других народов; уважать чужую собственность и др.

Личные: не допускать самому и удерживать других от противоправного поведения; формировать своё человеческое достоинство, быть честным, добросовестным, справедливым; оказывать помощь нуждающимся и слабым; заботиться и своей семье, о родных и близких, воспитании детей; стремиться к повышению образовательного и культурного уровня; быть патриотом своего Отечества; стремиться к физическому, нравственному и духовному здоровью, постоянно заниматься самовоспитанием и др.

Данный перечень нельзя считать полным, так как существуют и специальные обязанности. К ним можно отнести, например, обязанности учащегося, студента (нормы и правила поведения закреплены в уставах образовательных учреждений); обязанности работника регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, (коллективным договором, внутренним трудовым распорядком, должностными обязанностями, инструкциями, приказами); обязанности военнослужащих (регламентируются общевоинскими уставами) и др.. Человек обладает не только широким спектром прав, но не менее солидным объёмом обязанностей. Из чего следует, что необходимо создать поэтапную систему правового обучения, которое напрямую связано с формированием нормативного поведения личности в социуме. При этом надо целенаправленно готовить студентов соответствующих специальностей к формированию правосознания у подрастающего населения, начиная с самых первых ступеней образования [5].

Уважение к праву представляет собой некую формулу, элементами которой являются: уровень правовой информированности личности или объединения людей; оценка самой системы права; престиж юридической профессии в обществе; отношение

к деятельности юридических и образовательных учреждений и правопорядку; степень общественной активности субъектов права. Формирование правосознания и правовой культуры учащихся - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном

Библиографический список

положении. Такое толкование правового воспитания создаёт чёткие ориентиры на дальнейшую деятельность школ в рамках формирования правосознания и правовой культуры учеников. Необходимость формирования активной гражданской позиции должна стать одной из базовых точек в правовом воспитании, призванном формировать социально-психологическую основу для нормативного поведения в нашем обществе. Воплощение идей, правового государства во многом обусловлено уровнем правовой культуры граждан.

1. Основы правовых знаний: пробный учебник для VIII—IX классов. Москва: Вита-Пресс, 1999.

2. Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке. Актуальные проблемы специального образования. Махачкала: ДГПУ, 2003: 3-6.

3. Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для IV класса общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2001.

4. Лаварсланова М.Г. Роль правового воспитания в формировании правовой культуры общества. Актуальные проблемы специального образования. Махачкала, 2007: 287.

5. Абдуразакова Д.М., Исмаилова С.А. Подготовка студентов к реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49).

References

1. Osnovy pravovyh znanij: probnyj uchebnik dlya VIII-IX klassov. Moskva: Vita-Press, 1999.

2. Mallaev D.M. Novaya politika i podhody k mirovomu obrazovaniyu v XXI veke. Aktual'nyeproblemyspecial'nogo obrazovaniya. Mahachkala: DGPU, 2003: 3-6.

3. Nikitin A.F. Pravo i politika: uchebnoe posobie dlya IV klassa obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Prosveschenie, 2001.

4. Lavarslanova M.G. Rol' pravovogo vospitaniya v formirovanii pravovoj kul'tury obschestva. Aktual'nye problemy special'nogo obrazovaniya. Mahachkala, 2007: 287.

5. Abdurazakova D.M., Ismailova S.A. Podgotovka studentov k realizacii prav rebenka v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49).

Статья поступила в редакцию 02.03.15

УДК 371

Magomadova H.S., teacher, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), E-mail: grozny-gymn-2@yandex.ru

THE USE OF INFORMATION SYSTEMS IN EDUCATIONAL SPACE OF MODERN SECONDARY SCHOOLS. The article considers three main types of information systems that are used to control the educational process in modern secondary school: information and content systems; automated control systems; system testing. The author considers in detail the software products that are developed in Russia, which allow creating automated jobs and to organize professional activities with the active use of information technology to all categories of employees of the educational institution: Director, Deputy Director, teacher, Secretary, librarian, accounting specialists, teachers, health workers, psychologists and others, providing network interaction of all participants of educational process. This article shows the possibility of using information systems in constant communication with parents. One of the systems discussed in the paper is eTest. It is a program complex used for preparation and conducting tests on computers.

Key words: educational institution, information and content systems; automated control systems; system testing.

З.С. Магомадова, ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт»,

г. Грозный, E-mail: grozny-gymn-2@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассмотрены три основных типа информационных систем, которые используются для управления учебно-воспитательным процессом в современной общеобразовательной школе: информационно-контентные системы; автоматизированные системы управления; системы тестирования. Автор подробно рассматривает программные продукты, разработанные в России, которые позволяют создавать автоматизированные рабочие места и организовывать профессиональную деятельность с активным использованием информационных технологий всех категорий работников образовательного учреждения: директора, заместителя директора, классных руководителей, секретаря, библиотекаря, работников бухгалтерии, учителей, медработников, психологов и др., обеспечивая сетевое взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Ключевые слова: образовательное учреждение, информационно-контентные системы; автоматизированные системы управления; системы тестирования.

В «Окинавской хартии глобального информационного общества», принятой странами «большой восьмерки», отмечено, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века [1]. Уровень развития информационных технологий является одним из важнейших критериев экономического и политического могущества государства. Квалифицированный профессионал, носитель знаний, становится главным источником инноваций, определяющих в конечном счёте гло-

бальную конкурентоспособность социально-экономической системы, поэтому информатизация должна охватывать все ступени образования - об этом говорится в Государственной Программе РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [2].

В этой связи большое внимание уделяется внедрению и последующему эффективному функционированию информационных систем в образовательных учреждениях. Остановимся подробнее на структуре и содержании Информационной системы современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.