18
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEMS OF DAGESTAN YOUTH’S EDUCATION
© 2015 Агарагимова В. К.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Agaragimova V.K.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье выявляются социально-педагогические проблемы воспитания современной молодежи Дагестана. На основе полученных результатов проведенного экспериментального исследования, направленного на изучение социально-педагогических проблем воспитания современной дагестанской молодежи, обосновываются и предлагаются решения обозначенных проблем.
Abstract. The author of the article identifies socio-pedagogical problems of modern youth’s education in Dagestan. Based on the obtained results of the experimental research aimed at studying the socio-pedagogical problems of modern Dagestan youth’s education, she justifies and proposes solutions for these problems.
Rezjume. V stat'e vyjavljajutsja social'no-pedagogicheskie problemy vospitanija sovremennoj molodezhi Dage-stana. Na osnove poluchennyh rezul'tatov provedennogo jeksperimental'nogo issledovanija, napravlennogo na izuchenie social'no-pedagogicheskih problem vospitanija sovremennoj dagestanskoj molodezhi, obosnovyvajutsja i predlagajutsja reshenija oboznachennyh problem.
Ключевые слова: молодежь Дагестана, воспитание, социальные проблемы, ценности, интеграция, традиции, обычаи, материальная заинтересованность, семья, родители, студенты, учреждения образования, безработица, исследование.
Keywords: Dagestan youth, education, social issues, values, integration, traditions, customs, financial interest, family, parents, students, institutions of education, unemployment, study.
Kljuchevyeslova: molodezh'Dagestana, vospitanie, social'nyeproblemy, cennosti, integracija, tradicii, obychai, material'naja zainteresovannost', sem'ja, roditeli, studenty, uchrezhdenija obrazovanija, bezrabotica, issledovanie.
В последнее время Республика Дагестан переживает сложные явления во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и социальной. Социальная нестабильность, тотальная безработица молодого поколения, ослабление духовно-нравственной культуры, девальвация ценностей создают благоприятную почву для вовлечения дагестанской молодежи в неприятные ситуации.
Актуальными социально - педагогическими проблемами воспитания молодежи Дагестана, на наш взгляд, являются: неопределенность в ценностях; подверженность деструктивному влиянию (СМИ, представители преступных организаций и т. п.); пассивная гражданская позиция при выраженной склонности к протестным настроениям и правовой нигилизм; проявления ксенофобии и интолерант-ности; неопределенность жизненных перспектив и профессиональных планов; ощущение собственной невостребованности обществом;
неспособность или невозможность рациональной организации своего досуга и др.
Происходит коренная ломка социальной жизни. Вследствие этого, студенчество как наиболее социально-активная и образованная макрогруппа острее ощущает стремительно происходящие перемены в жизни общества. Молодежь в силу несформированности мировоззренческих взглядов и убеждений оказываются под влиянием СМИ, интернет, различных преступных группировок. В таких условиях на всех уровнях общественной жизни становится востребованным социальнопедагогическое воспитание.
Основными социально-педагогическими причинами отрицательных проявлений, по мнению специалистов, являются: отсутствие для молодежи привлекательных общественно значимых идей, не менее действенных, чем декларируемые идеи этнорелигиозных организаций преступного толка (Муртазалиев
Психолого-педагогические науки •••
А. М., 2009; Саидов А. А., 2013), ослабление гражданско-патриотического и духовнонравственного воспитания молодежи, «замена его пустыми призывами и лозунгами» (Эмир-гамзаев А. Н., 2012), лишение молодежи привлекательной сферы общественной самореализации, соответствующей возрастным, индивидуальным и профессионально-ориентированным потребностям и интересам подрастающего поколения (Гапурова М. С., 2006; Исра-пилов С., 2007), отсутствие организаций, клубов по интересам, кружков, дворовых площадок, в целом, развал системы организации круглогодичного детского отдыха, в том числе, по месту проживанияи пр. (Чупанова А. Ч., 2009).
Анализ ряда исследований, в том числе и выше названных авторов, по данной проблеме, показывает, что главные причины создавшейся ситуации - это факторы политического и экономического характера, менее освещаются социально-педагогические истоки. К последним можно отнести слабую духовнонравственную воспитанность молодежи, отсутствие у данной категории граждан легальных способов применения сил и знаний (социальная безысходность, отсутствие перспектив), национальную и религиозную интолерант-ность, что является, прежде всего, следствием недостатков школьного и семейного воспитания. «В советское время, - отмечает
А. А. Саидов, -государство заботилось о подрастающем поколении, о реализации молодежной энергии в общественно полезной сфере (молодежные стройки, стройотряды, освоение целины, городки и т. д.). В постсоветской России же молодежь оказалась практически предоставленной самой себе» (Саидов А. А., 2013).
В связи с вышесказанным, нами было проведено социологическое исследование, направленное на изучение социальнопедагогических проблем воспитания современной молодежи.
В эксперименте приняло участие 82 студента социального факультета и факультета информатики и информационных технологий Дагестанского государственного университета.
Самой актуальной проблемой у молодежи большинство респондентов считают алкоголизм и наркоманию (26 %). На безработицу указало 22 %, 16 % - на преступность, 15 % -на слабую духовно-нравственную воспитанность, 11 % - на социальную безысходность, отсутствие дальнейших перспектив, 10 % - на образование.
Молодых людей более волнуют социальные проблемы, такие как наркомания, алкоголизм, чем социально-педагогические. Видимо это связано с тем, что в последнее время большое внимание уделяется именно социальным проблемам, а социальнопедагогические обходят стороной.
Важную роль в интеграции системы личности и социума играют ценности. Под ценностями мы понимаем значимость явлений и предметов реальной действительности с точки
19
зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, личности, социальной группы.
Если в моральных ценностях выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, то статусные ценности позволяют человеку достичь определенного положения, статуса в жизни.
От предпочтений нынешней молодёжи, являющейся довольно широкой социальнодемографической группой, составляющей основу будущего, зависит дальнейшая жизнь общества, его развитие в культурном и материальном плане. Поэтому вопрос о ценностях современной молодёжи приобретает всё большее значение. В нашем опросе выяснилось, что для представителей молодого поколения базовыми являются такие моральные ценности, как честность, порядочность (54 %), на доброту ориентировано 22 %, одинаково ценится молодыми людьми трудолюбие (16 %) и любовь (8 %).
По поводу статусных ценностей, полученные данные указывают на то, что для молодых людей особенно важны семья (36 %), предприимчивость (21 %), образование (19 %), материальное обогащение (15 %), 8 % молодежи выбрали вариант другое, но не указали что именно.
Таким образом, дагестанская молодежь выше всего ценит семью. Для молодого поколения немаловажную ценность представляет самостоятельность, предприимчивость и целеустремленность. Возможно, это связано с ограниченными стартовыми возможностями молодежи и необходимостью решения многих проблем, которые сами молодые люди решить не могут. Молодежь как социальная когорта склонна, с одной стороны, к достижению прибыли и успеха любым путем, с другой стороны - считает, что лучше не достигнуть положения в обществе, но не перешагнуть через моральные нормы и свою совесть.
Выбор молодым поколением ценностных ориентаций как основных обусловлен многими факторами. Во-первых, сегодняшняя ситуация ставит молодежь в такие условия, что им иногда приходится прибегать к криминальным способам получения прибыли и достижения успеха, что говорит о моральной деградации некоторых представителей дагестанской молодежи. Во-вторых, у молодого поколения ограничены возможности для продолжения обучения. Хотя многие молодые люди и получают высшее образование, трудоустроиться по специальности удается не многим, и перспективы карьерного роста почти нет. Кроме того, в ориентациях молодого поколения очень сильное влияние оказывает западная культура.
Таким образом, моральные и статусные ценности являются устойчивыми категориями.
На вопрос «кто или что оказало наибольшее влияние на формирование Ваших ценностных ориентаций» молодые люди ответили следующим образом: 64 % - семья, родители; 12 % - учреждения образования; 9 % - друзья;
20
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
8 % - интернет; 3 % - книги; 3 % - телевидение.
Семья и учреждения образования играют главную роль в воспитании подрастающего поколения. Увы, не в почете книги.
Проблема патриотического воспитания дагестанской молодежи является одной из актуальных проблем в настоящее время. В качестве индикатора уровня патриотизма нами был предложен вопрос-ситуация о возможности работы без вознаграждения на благо страны в период кризиса.
Результаты показали, что 28 % студентов не согласились бы работать на благо страны без вознаграждения, столько же выразили готовность помочь своей стране и 44 % молодых людей предполагают такую возможность, но при определенных условиях, таких как наличие полных или частичных выплат по выходу страны из кризиса и возможность получить в дальнейшем любое вознаграждение. Это говорит о том, что студенты в основном не поставили бы интересы государства выше собственных, так как человек в первую очередь ориентирован на обеспечение собственного комфорта и комфорта своей семьи.
В ходе дальнейшего анализа мы выявили, что подавляющее большинство дагестанской молодежи (84 %) знают традиции и обычаи своих народов, 16 % студентов не знает ни одной традиции своей страны.
Также подавляющее большинство молодежи (94 %) гордятся историческим прошлым и социальным опытом своего народа, это очень радует, но есть и такие, которые отрицательно относятся к историческому прошлому Дагестана (6 %). Хотя процент и очень низкий, но это печально, что нынешняя молодежь не ценит и не гордится историей своего народа.
Большинство дагестанской молодежи хоть и знает историю своей республики, гордится ее прошлым, но не готово безвозмездно помочь своей родине в трудной ситуации.
В последнее время сложилась такая тенденция, что обычаи и традиции стали воспринимать как пережитки прошлого. Нужно понимать, что обычаи и традиции, а также историческое прошлое и социальный опыт своего народа составляет нравственную основу дагестанских народов и, чтобы воспитать высоконравственного человека нужно использовать выработанный народом исторический опыт.
Молодые люди в последнее время очень часто совмещают учебу с работой. Это связано с тем, чтобы иметь дополнительный доход. В связи с этим был задан вопрос: «Можно ли современному молодому человеку совмещать учебу с работой?». Подавляющее большинство студентов (92 %) ответили, что можно, 8 %, что нельзя.
Чтобы узнать отношение молодежи к образованию был задан вопрос: «Обязательно ли современному молодому человеку иметь высшее образование?». 70 % ответили, что обязательно, 30 % - нет.
Сложилось противоречивое отношение молодежи к высшему образованию. С одной
стороны, большая часть молодежи понимает, что современному человеку необходимо высшее образование, с другой стороны, оно играет в жизни молодежи не главную роль. Мы предположили, что это может быть связано с отсутствием дальнейших перспектив. Молодых людей не берут на работу по специальности по причине отсутствия опыта, также в республике тотальная безработица именно среди молодежи.
Сложилось противоречивое отношение молодежи к высшему образованию. С одной стороны, большая часть молодежи понимает, что современному человеку необходимо высшее образование, с другой стороны, оно играет в жизни молодежи не главную роль. Мы предположили, что это может быть связано с отсутствием дальнейших перспектив. Молодых людей не берут на работу по специальности по причине отсутствия опыта, также в республике тотальная безработица именно среди молодежи.
И наконец, заключительный вопрос, который подытоживал все предыдущие - «Ваша цель в жизни».
Анализируя ответы на данный вопрос, можно сказать, что половина опрошенных студентов (50 %) ориентирована на высокооплачиваемую работу, у 32 % молодежи основной целью в жизни является создание семьи, 8 % хотят переехать за границу, и только у 4 % молодых людей целью в жизне является работать на благо своей Родины, 6 % так и не определились с ответом (см. рис.).
В разряд базовых ценностей дагестанской молодежи, определяющих значимость выбора места работы, образования, сегодня вышло материальное благополучие, деньги - символ жизненного успеха и жизненной стабильности. Жизненной целью подрастающего поколения стало, прежде всего, достижение материальных благ, обеспечение семьи; в ней не находит отражения тема служения Отечеству, пользы обществу, даже реализации своих способностей, интересов, талантов.
Полученные результаты экспериментального исследования позволяют сделать некоторые выводы.
Современную дагестанскую молодежь более всего волнуют социальные проблемы, нежели социально-педагогические. Связано это, на наш взгляд, с частым обсуждением социальных проблем и меньше социальнопедагогических.
Несмотря на возраст, молодые люди уже имеют сложившиеся ценностные ориентации.
Противоречивое отношение молодежи к высшему образованию объясняется отсутствием дальнейших перспектив, то есть поиск работы по специальности.
Для решения указанных проблем мы предлагаем следующее:
- проводить просветительскую работу (ан-тиэкстремисткая пропаганда, предоставление возможной общественно полезной деятельно-
Психолого-педагогические науки •••
21
сти, социально одобряемых образцов для подражания и др.);
- организация общественно полезной деятельности в соответствии с интересами молодежи, ориентированной на повышение чувства собственной социальной полезности, гражданской активности;
- пропаганда занятий спортом и физической культурой, организация активного отдыха детей, подростков, молодежи.
Комплексное решение молодежных проблем будет эффективным только при активности самой молодежи, а также при наличии реальных условий в развитии гражданского общества в республике. В повышении социальной активности молодежи, в свою очередь, должна быть задействована целенаправленная социально-педагогическая работа на территории муниципального образования, в том числе и во время каникул; организация массового отдыха населения, досуга; развитие спорта и физической культуры, организация проведения спортивных, физкультурно-
оздоровительных мероприятий и муниципальном образовании; предоставление дополнительного образования; создание или возобновление работы спортивных секций и кружков по интересам, возможностей для проявления молодежью социальной инициативы, участия в общественно-полезной деятельности.
Именно социально-педагогическое воспитание должно оказывать сегодня влияние на формирование у молодежи ценностных ориентаций, мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.
Литература
1. Гапурова М. С. Роль народных традиций в нравственном воспитании детей / Искусство, традиции и культура народов Дагестана в системе образования: проблемы и перспективы. Материалы республиканской научно -практической конференции ДНИИП им. А. А. Тахо - Годи. Махачкала, 2006. С. 57-74. 2. Исрапилов С. Основные
факторы нестабильности [Электронный ресурс] / С. Исрапилов // Режим доступа: URL:http://www.riadagestan.ru/news/2007/10/23/32105/, свободный. 3. Муртазалиев А. М. Проблемы правового воспитания молодежи на современном этапе и пути их решения / А. М. Муртазалиев // Состояние и перспективы развития молодежной политики в Дагестане: материалы заседаний Общественной палаты Республики Дагестан / Отв. ред. А. М. Муртазалиев, К. Г. Гусаева. Махачкала: РГЖТ, 2009. С. 48-52. 4 Саидов А. А. Проблемы противодействия молодёжному экстремизму и терроризму в Дагестане [Электронный ресурс] / А. А. Саидов // Режим доступа: URL: http://scienceport.ru/content/, свободный. 5. Чупанова А. Ч. Нравственноправовое воспитание молодежи / А. Ч. Чупанова // Состояние и перспективы развития молодежной политики в Дагестане: материалы заседаний Общественной палаты Республики Дагестан / Отв. ред. А. М. Муртазалиев, К. Г. Гусаева. Махачкала: РГЖТ, 2009. С. 37-41. 6. Эмиргамзаев А. Н. Воспитание молодёжи в духе патриотизма
(проблемы и пути их решения) [Электронный ресурс] / А. Н. Эмиргамзаев // Режим доступа: URL:http://hadji-davud.ru/site/index.php, свободный.
References
1. Gapurova M. S. The role of folk traditions in the moral education of children / Art, traditions and culture of the peoples of Dagestan in the education system: problems and prospects. Materials of Republican scientific practical conference of A. A. Takho-Godi DSRIP. Makhachkala, 2006. P. 57-74. 2. Israpilov S. Main factors of instability
[Electronic resource] / S. Israpilov // access mode: URL:http://www.riadagestan.EN/news/2007/10/23/32105/, free. 3. Murtazaliev A. M. Problems of legal education of the youth at the present stage and their solutions / A. M. Murtazaliev // State and prospects of development of youth policy in Dagestan: the proceedings of the meetings of the Public chamber of the Republic of Dagestan / Resp. Ed. A. M. Murtazaliev, K. G. Gusaeva. Makhachkala: RGZhT, 2009. P. 48-52. 4. Saidov A. A. Combating youth extremism and terrorism in Dagestan [Electronic resource] / A. A. Saidov // access mode: URL: http://scienceport.ru/content/ free. 5. Chupanova A. Ch. Moral and legal education of the youth / A. Ch. Chupanova // State and prospects of development of youth policy in Dagestan: the proceedings of the meetings of the Public chamber of the Republic of Dagestan / Resp. Ed. A. M. Murtazaliev, K. G. Gusaeva. Makhachkala: RGZhT, 2009. P. 37-41. 6. Emirgamzaev A. N. The education of youth in the spirit of patriotism (problems and their solutions) [Electronic resource] / A. N. Emirgamzaev // access mode: URL:http://hadji-davud.ru/site/index.php free.
Literatura
1. Gapurova M. S. Rol' narodnyh tradicij v nravstvennom vospitanii detej / Iskusstvo, tradicii i kul'tura narodov Dagestana v sisteme obrazovanija: problemy i perspektivy. Materialy respublikanskoj nauchno - prakticheskoj konferencii DNIIP im. A. A. Taho - Godi. Mahachkala, 2006. S. 57-74. 2. Israpilov S. Osnovnye faktory nestabil'nosti
[Jelektronnyj resurs] / S. Israpilov // Rezhim dostupa: URL: http://www.riadagestan.ru/news/2007/10/23/32105/, svobodnyj. 3. Murtazaliev A. M. Problemy pravovogo vospitanija molodezhi na sovremennom jetape i puti ih reshenija / A. M. Murtazaliev // Sostojanie i perspektivy razvitija molodezhnoj politiki v Dagestane: materialy zasedanij Obshhestvennoj palaty Respubliki Dagestan / Otv. red. A. M. Murtazaliev, K. G. Gusaeva. Mahachkala: RGZhT, 2009. S. 48-52. 4. Saidov A. A. Problemy protivodejstvija molodjozhnomu jekstremizmu i terrorizmu v Dagestane
[Jelektronnyj resurs] / A. A. Saidov // Rezhim dostupa: URL:http://scienceport.ru/content/, svobodnyj. 5. Chupanova
22
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2015
A. Ch. Nravstvenno - pravovoe vospitanie molodezhi / A. Ch. Chupanova // Sostojanie i perspektivy razvitija molodezhnoj politiki v Dagestane: materialy zasedanij Obshhestvennoj palaty Respubliki Dagestan / Otv. red. A. M. Murtazaliev, K. G. Gusaeva. Mahachkala: RGZhT, 2009. S. 37-41. 6. Jemirgamzaev A. N. Vospitanie molodjozhi v duhe patriotizma (problemy i puti ih reshenija) [Jelektronnyj resurs] / A. N. Jemirgamzaev // Rezhim dostupa: URL: http://hadji-davud.ru/site/index.php, svobodnyj.
Статья поступила в редакцию 08.04.2015 г.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИИ
БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
DEVELOPING THE FUTURE ECONOMISTS’ ECONOMIC KNOWLEDGE IN THE PROFESSIONAL TRAINING
© 2015 Алижанова Х. А., Мухидинов З. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Alizhanova H. A., Muhidinov Z. M.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье проанализирована структура и содержание подготовки будущих экономистов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Выявлены причины недостаточной эффективности информационной подготовки студентов в системе СПО и определено содержание курса «Информатика» для 1-го курса экономического колледжа.
Abstract. The authors of the article analyze the structure and the content of training the future economists for using the information technologies in the professional activity. They identify the reasons for lack of the effectiveness of the students’ information training in the system of SPE and determine the content of the course "Computer Science” for the 1st year of the Economics College.
Rezjume. V stat'e proanalizirovana struktura i soderzhanie podgotovki budushhih jekonomistov k primeneniju informacionnyh tehnologij v professional'noj dejatel'nosti. Vyjavleny prichiny nedostatochnoj jeffektivnosti infor-macionnoj podgotovki studentov v sisteme SPO i opredelenno soderzhanie kursa «Informatika» dlja 1-go kursa jekonomicheskogo kolledzha.
Ключевые слова: экономические знания, профессиональное обучение, информационные технологии.
Keywords: economic knowledge, professional training, information technology.
Kljuchevyeslova: jekonomicheskie znanija, professional'noe obuchenie, informacionnye tehnologii.
Профессиональная деятельность будущих экономистов в современном обществе реализуется в экономической информационной системе, где базовым компонентом являются информационные технологии. Информатизация образования, как известно, предполагает воспитание общей информационной культуры, позволяющей им эффективно использовать программно-технические средства и информационные технологии в профессиональной деятельности. Следовательно, практическая реализация образовательных проектов, на всех уровнях экономического образования предусматривает решение следующих задач:
• пересмотр структуры и содержания базового курса «Информатика»;
• совершенствование навыков решения стандартных экономических задач с использования информационных технологий (планирование бизнеса, экономическое прогнозирование, бухгалтерский учет и анализ, финансовый анализ и т. д.);
• подготовка будущих экономистов к применению информационных технологий для маркетинга, внутренних бизнес-процессов;
• периодическое техническое переоснащение образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) позволяет расширить содержание учебного