А. Е. Митин,
доцент кафедры оздоровительной физической культуры ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
При проведении практики студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура», к общим проблемам добавляется еще одна, достаточно сложная, связанная с необходимостью построения конструктивного общения студентов с инвалидами. Для многих студентов в процессе педагогической практики психологически сложной является работа с людьми, имеющими тяжелые заболевания (особенно это касается людей с глубокой умственной отста-
лостью). В связи с этим остро встает вопрос о создании в учебном процессе педагогических условий для формирования у студентов психологической готовности к работе с инвалидами.
Чтобы у студентов не возникало сомнений в правильности профессионального выбора, на первых этапах освоения студентами профессии преподаватели кафедры стараются создать у студентов эмоционально положительное отношение к профессии
31
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
за счет ознакомления с новыми интересными технологиями, применяемыми в адаптивной физической культуре (такими как иппотерапия и дельфинотерапия). На начальном этапе обучения для формирования у студентов представлений о будущей профессии практикуются посещения дошкольных учреждений компенсирующего вида, реабилитационных центров, спортивных инвалидных клубов . Для формирования у студентов более полного представления о деятельности специалиста по адаптивной физической культуре на факультет приглашаются педагоги, имеющие большой опыт работы в коррекцион-ных и реабилитационных учреждениях .
Студенты включены в волонтерское движение. Они принимают участие в судействе соревнований на первенство Санкт-Петер-бурга для лиц с нарушением зрения, работают в качестве волонтеров в конно-оздоро-вительном лагере «Солнечный остров» с детьми, страдающими ДЦП и нарушением интеллекта.
Немаловажную роль в подготовке к профессиональной деятельности играет общение со студентами других вузов, осваивающих эту же профессию. Наши студенты принимают участие во всероссийской студенческой универсиаде по адаптивной физической культуре, где знакомятся с инновациями в области адаптивного спорта и их внедрением в практику.
На практических занятиях у студентов создается состояние «услов-
ной депривации». Например, студенты участвуют в учебно-тренировочных играх по баскетболу на колясках совместно со спортсменами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Новое направление учебно-исследовательской работы кафедры -инклюзивная физическая рекреация. Здесь формируется толерантное отношение здоровых детей к сверстни-кам-инвалидам. Именно необходимость помощи, которую должен оказать студент здоровым школьникам в преодолении стереотипов в восприятии школьников-инвалидов, позволяет постепенно психологически подготовить будущего специалиста к профессиональной деятельности.
В заключение следует отметить, что направления деятельности специалиста по адаптивной физической культуре имеют очень широкий диапазон, как по возрасту (от дошкольников до людей пожилого возраста) , так и по направленности воздействия занятий физическими упражнениями (образование, рекреация, реабилитация, спорт). В этой связи задачей кафедры оздоровительной физической культуры является специально организованная работа по освоению студентами идеологии будущей профессии и выбору профессиональной
специализации, в которой студенты будут наиболее успешны.