Из жизни вуза
57
чести студента предусматривает и полный отказ от курения даже вне стен университета. Главная цель создания Кодекса чести студента - воспитать таких выпускников
РГСУ, которые бы всегда помнили, что они являются представителями университета, и старались не уронить его достоинство и престиж.
В. ЧЕШИХИНА, профессор, декан
Факультет социальной медицины и реабилитационных технологий - перспективный и приоритетный факультет РГСУ, созданный в 2004 г. Основным направлением в его работе является подготовка высококвалифицированных специалистов для реабилитации и абилитации различных социальных групп населения.
В последние годы значительный рост числа инвалидов и лиц с нарушениями в развитии, ухудшение соматического, психического и психологического здоровья населения требуют профессионально подготовленных специалистов для абилитации и реабилитации этих социальных групп населения. Подготовка таких специалистов открыта лишь в некоторых вузах России, они остро востребованы в современных условиях.
Для решения этой проблемы факультет готовит студентов по новым специальностям - «Адаптивная физическая культура », «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Специальнаяпсихология».
Адаптивная физическая культура. Выпускникам присваивается квалификация специалиста по адаптивной физической культуре (АФК). Студенты изучают такие дисциплины, как анатомия и физиология человека, физическая реабилитация и лечебная физическая культура (ЛФК), биохимия и биомеханика, специальная психология и педагогика, теория и методика
Реабилитационные технологии как средство повышения качества жизни
АФК, массаж (классический и лечебный), спортивные и подвижные игры и др. Имеется возможность получить одну из специализаций: физическая реабилитация, лечебная физическая культура, спортивная подготовка инвалидов. Учебные и производственные практики организованы на различныхбазах (в т. ч. восстановительно-реабилитационные центры, медицинские учреждения различного профиля, специализированные образовательные учреждения, спортивные школы). Выпускники по данной специальности находят работу в государственных органах управления физической культурой и спортом, восстановительных и реабилитационных государственных и коммерческих центрах, лечебно-профилактических учреждениях, физкультурно-оздоровительных центрах, санаториях, домах отдыха, туристических клубах, образовательных учреждениях различных видов. Специалист по адаптивной физической культуре помогает человеку восстановить свое здоровье после перенесенных заболеваний и травм, обучает методам, формам двигательной активности.
Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм. Выпускники получают квалификацию специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму. Студенты изучают такие дисциплины, как анатомия и морфология человека, курорто-
58
Высшее образование в России • № 8, 2006
логия, маркетинг рекреации и туризма, экономика рекреации и туризма, правовые основы рекреации и туризма, массаж (классический и лечебный), физическая реабилитация и другие. Стандарт специальности предусматривает ряд специализаций,в частности, менеджмент в сфере рекреации и туризма. Студенты проходят практику на базе учреждений санаторно-курортного профиля, туристических фирм, восстановительно-реабилитационных центров, медицинских учреждений различного профиля, специализированных образовательных учреждений, спортивных школ. Варианты трудоустройства выпускников по данной специальности - государственные органы управления физической культурой и спортом, восстановительные и реабилитационные государственные и коммерческие центры, лечебно-профилактические учреждения, физкультурно-оздоровительные центры, санатории, дома отдыха, туристические фирмы, образовательные учреждения различных видов. Специалист по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму помогает сделать отдых людей более разнообразным и интересным, увлекательным и необычным, помогает укрепить жизненные силы организма.
Специальная психология. Выпускники получают квалификацию «Специальный психолог ». Основными дисциплинами учебного плана является общая, возрастная, экспериментальная, специальная психология, невропатология, психопатология, основы генетики, нейропсихология и другие. Имеются следующие специализации: практическая психология и консультирование, организация и содержание работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, социально-психологические основы реабилитации детей-инвалидов. Базами для прохождения практики являются медицинские учреждения различного профиля, восстановительно-реабилитационные центры, специализированные образовательные учреждения. Выпускники могут устроиться на работу в восстановительные
и реабилитационные государственные и коммерческие центры, различные медицинские учреждения, центры для работы с ветеранами спорта и бывшими военнослужащими, социально-психологические и медико-психологические службы, кризисные центры. Специальный психолог помогает человеку выйти из трудных жизненных ситуаций, почувствовать себя способным решить свои проблемы, проблемы близких людей.
В целях повышения качества образовательного процесса факультет активно сотрудничает с такими организациями и учреждениями, как Московский комитет «Специальная олимпиада», Всероссийское общество глухих, Федерация спорта слепых, Центр Рональда Макдональда для детей с ограниченными возможностями и др. Студенты факультета участвуют в подготовке и проведении спортивных соревнований и праздников по многим видам спорта инвалидов, за что факультет неоднократно получал благодарственные письма и грамоты от этих организаций. Многие студенты факультета уже на 2-3-м курсах работают по специальности, причем «спрос» на них значительно превышает возможности факультета. На наш взгляд, это служит одним из подтверждений востребованности наших специальностей.
Важным направлением в работе факультета, помимо его основной образовательной деятельности, является повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в социальной сфере. Нами разработан ряд программ и направлений в этой области.
В частности, для руководителей фирм и предприятий различныхформ, менеджеров, специалистов кадровых служб, государственных и муниципальных служащих разработаны программы «Психология профессионально-делового общения», «Профилактика и реабилитация стресса »; для руководителей и специалистов социальных служб - «Социально-психологические основы работы с инвалидами », «Медико-со-
Из жизни вуза
59
циальная помощь пожилым и старым людям», «Оккупациональная терапия»; для руководителей и специалистов медицинских и реабилитационных учреждений различного профиля - «Лечебная физическая культура в педиатрии », «Лечебная физическая культура в работе с инвалидами », «Технологии комплексной реабилитации инвалидов», «Технологии комплексной реабилитации пожилых людей»; для руководителей и специалистов образовательных учреждений различного профиля - «Практическая психология образования », «Социально-психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с минимальными мозговыми дисфункциями ». Производится подготовка и переподготовка тренеров, учителей и преподавателей по физической культуре, а также дополнительная подготовка по различным видам спортивного и лечебного массажа.
На факультете учатся известные спортсмены. Среди них абсолютная чемпионка мира по художественной гимнастике О. Капранова, чемпионка Европы по художественной гимнастике Д. Горбунова, мастер спорта международного класса А. Ви-чидомини, чемпионы России по спортивно-
му ориентированию К. Алёшин, П. Благих, В. Олейниченков, И. Голышев, Р. Мерзли-кин. Также учатся студенты - победители всероссийских межвузовских соревнований по плаванию, самбо, баскетболу, восточным единоборствам, теннису и др. видам спорта. Студенты принимают участие в организации спортивных соревнований для инвалидов, проводимых Специальным олимпийским комитетом, Параолимпийским комитетом и Сурдоолимпийским комитетом г. Москвы.
Создан Студенческий совет факультета. Проводятся различные воспитательные мероприятия - День первокурсника, День факультета, Мисс и Мистер факультета, выставки рисунков и поделок студентов и т. д.
На факультете во главе с ведущими учёными РГСУ ведётся большая научно-исследовательская работа по подготовке востребованных специалистов по различным направлениям физической и психологической реабилитации, создаются инновационные проекты по реабилитации и рекреации населения, которые, как мы надеемся, будут поддержаны на федеральном уровне. РГСУ является одним из первых вузов в нашей стране, которые начали подготовку специалистов по физической и психологической реабилитации.
А. КОСТЬЕВ, доцент, заведующий кафедрой
Сегодня шахматы преподают во всех школах Турции, Венесуэлы, Швеции, Китая, Словении, Кубы; на региональном уровне «шахматный всеобуч» ведется во многих европейских странах, ряде штатов Индии, ЮАР, Аргентины; Конгресс США заслушивал доклад о шахматах, в Нью-Йорке учрежден фонд «СЬезз-т-Ше-ЗсЬоок» («Шахматы в школах»).
В России «шахматный всеобуч» расцвел
Шахматное образование
в 1960-х гг., и сейчас наступил ренессанс интереса к шахматам. Достаточно сказать, что в разбросанных по всей стране отдельно взятых школах энтузиасты древней игры ведут уроки шахмат уже много лет, благодаря их подвижнической деятельности была создана Ассоциация школьных шахматных клубов, которая затем переросла в Международный школьный шахматный союз - член ФИДЕ. Уникальный экс-