УДК 159.9.072 - 057.875
В. А. Губин, А. О. Акулов
Особенности потребностно-мотивационной сферы студентов бакалавриата разных курсов обучения в ЛГУ им. А.С. Пушкина
В статье исследуется специфика потребностно-мотивационной сферы студентов-психологов бакалавриата на разных курсах обучения в педагогическом вузе. Выявлены особенности потребностно-мотивационной сферы студентов разных курсов обучения в учебно-профессиональной деятельности: успешные студенты в обучении I-III курса стремятся приобрести глубокие и прочные знания, стать высококвалифицированными специалистами, а менее успешные студенты - приобрести диплом при формальном усвоении знаний, прибегая к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. На IV курсе студенты продолжают получать знания по дисциплинам, знакомятся с деятельностью педагога, пробуют себя в этой роли, закрепляют полученные знания на практиках.
The article gives a detailed analysis of the study of the needs-motivational sphere of undergraduate psychology students at various courses of study at a pedagogical university. The authors have revealed the peculiarities of the need-motivational sphere for students of different courses of study in the educational and professional activity: successful students in the first and third year of studies strive to acquire profound and solid knowledge, become a highly qualified specialist, and less successful students want to acquire a diploma with formal mastering of knowledge, resorting to Search for workarounds when passing exams and tests; On the 4th course students continue to receive knowledge of the disciplines, get acquainted with the activities of the teacher, try themselves in this role, consolidate the acquired knowledge in practice.
Ключевые слова: потребностно-мотивационная сфера, учебно-профессиональная деятельность, бакалавриат, педагогический вуз, студенты.
Key words: needs-motivational sphere, educational and professional activity, bachelor's degree, pedagogical high school, students.
В условиях социально-экономического преобразования общества, где выпускнику вуза предъявляются высокие требования, среди которых важное место занимают профессионализм, социальная активность и творчество, проблема подготовки высококвалифицированных специалистов приобретает все большее значение. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами, одним из которых является адекватность потребностно-мотивационной сферы учебной деятельности студен-
© Губин В. А., Акулов А. О., 2017
тов целям и задачам образовательной системы в высшем учебном заведении. В связи с этим возникает глубокий интерес именно к этой сфере личности студента, факторам, условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении [1].
Проблемный аспект исследования потребностно-мотивационной сферы личности состоит в том, что, несмотря на повышенный в последнее время интерес к этому вопросу среди психологов (А.Г. Асмолов, В.Г. Асеев, К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.), до сих пор психологическая природа данного феномена требует глубокой теоретико-методологической проработки [1].
Анализ научной литературы показывает, что широкое распространение получило изучение мотивации отдельных видов деятельности, в частности учебной деятельности (А.К. Маркова, А.Т. Матис, М.В. Матюшкин, А.Б. Орлов и др.) [1].
В современной психологии при сходности общего подхода к пониманию мотива существуют значительные расхождения в некоторых деталях и конкретике определения этого понятия. Можно даже сказать, что само определение понятия «мотив» представляет некую научную проблему. Одни под мотивом понимают психическое явление, становящееся побуждением к действию [6], другие - осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. Считают также, что мотив - это то, что, отражаясь в голове человека, побуждает к деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности [4].
Общее положение о связи мотивов с категорией «потребность» в большинстве случаев не является дискуссионным, хотя иногда и здесь имеются разночтения. Так, радикальным, по первому впечатлению, является утверждение о том, что потребности не являются мотивами. Однако, раскрывая этот тезис, обычно настаивают на признании того, что мотивом являются не сами потребности, а предметы и явления объективной действительности. Это положение уже не кажется столь радикальным.
В теории мотивации, разрабатываемой в отечественной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. Таким образом, резкое противопоставление категорий «потребность» и «предмет» в вопросе о мотивах вряд ли целесообразно. Автор психологической концепции деятельности А.Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.
Итак, под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.
Будем считать, что в качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но при этом мы предполагаем, что за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от витальных, биологических до высших социальных).
Исходя из современных психологических представлений по поводу категории «мотивация» (В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.), мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Была поставлена цель - выявить доминирующие потребности и мотивы студентов бакалавриата с разным уровнем академических достижений на разных курсах обучения. Объектом исследования являются студенты бакалавриата, обучающиеся на разных курсах факультета психологии педагогического вуза. Предмет исследования - особенности потребностно-мотивационной сферы студентов бакалавриата разных курсов обучения педагогического вуза.
Об актуальности исследования свидетельствует тот факт, что в нем впервые систематически изучаются особенности развития по-требностно-мотивационной сферы студентов бакалавриата педагогического вуза в процессе учебной деятельности.
На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); организация учебного процесса в вузе, индивидуальные психологические особенности студентов, которые отражаются в успешности обучения и входят в мотивационную сферу студентов.
Анализ полученных результатов показал, что учебно-профессиональная деятельность студентов полимотивирована; в ее основе лежат широкие и узкие социальные мотивы, профессиональные, познавательные, мотив боязни неуспеха, мотив достижения, мотивы материального поощрения.
В рамках данного исследования были предприняты попытки изучить особенности потребностно-мотивационной сферы на успешность обучения студентов разных курсов педагогического вуза. Выборку составили 209 студентов с I—IV курса ЛГУ им. А.С. Пушкина.
Гипотеза исследования: структура потребностей и мотивов студентов бакалавриата на разных курсах закономерно меняется от желания получить диплом к приобретению знаний по специальности.
В ходе проведения обследования с помощью математико-статистической обработки данных (t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа), было выявлено, что структура потребностей и мотивов меняется как у успешных, так и неуспешных студентов на разных курсах обучения. У более успешных студентов с I по III курс доминирующим мотивом является «приобретение знаний», а у менее успешных студентов - «получение диплома». У студентов VI курса (у более успешных) доминирующим мотивом является «приобретение знаний» и «овладение профессией», у менее успешных - «получение диплома».
Результаты корреляционного анализа подтверждают, что существует значимая взаимосвязь между успешностью обучения и потребностями, а также мотивами студентов.
После всех проведенных анализов была проанализирована динамика удовлетворения основных потребностей и мотивов. Чтобы посмотреть, какие есть отличия в потребностно-мотивационной сфере у студентов, была составлена таблица доминирующих потребностей и мотивов на каждом курсе обучения. Таблица составлена по средним значениям для группы и проранжирована от большего значения к меньшему.
Таблица
Динамика потребностей и мотивов на разных курсах обучения в бакалавриате
Потребности
Курс I II III IV
Все студенты Межличностные Материальные В безопасности В самовыражении В признании В самовыражении Материальные Межличностные В признании В безопасности В самовыражении В признании Межличностные Материальные В безопасности В самовыражении Материальные В признании Межличностные В безопасности
Успешные Межличностные Материальные В самовыражении В безопасности В признании В самовыражении Материальные В признании Межличностные В безопасности В самовыражении В признании Межличностные Материальные В безопасности В самовыражении Материальные Межличностные В признании В безопасности
Неуспешные Межличностные В безопасности В самовыражении Материальные В признании Материальные В самовыражении Межличностные В признании В безопасности В самовыражении В признании Межличностные Материальные В безопасности Материальные В самовыражении В признании Межличностные В безопасности
Мотивы
Получение Получение Получение Получение
знаний знаний знаний знаний
Все Получение Получение Получение Получение
студенты диплома Овладение профессией диплома Овладение профессией диплома Овладение профессией диплома Овладение профессией
Получение Получение Получение Получение
знаний знаний знаний знаний
Успешные Получение Получение Получение Получение
диплома Овладение профессией диплома Овладение профессией диплома Овладение профессией диплома Овладение профессией
Получение Получение Получение Получение
Неуспешные диплома Получение знаний диплома Получение знаний диплома Получение знаний диплома Получение знаний
Овладение профессией Овладение профессией Овладение профессией Овладение профессией
Результаты исследования показали, какие потребности и мотивы у студентов являются ведущими на каждом курсе обучения. У успешных студентов на всех курсах обучения доминирующим является мотив «приобретение знаний», а у неуспешных — «получение диплома». На каждом курсе обучения картина остается неизменной. Это можно объяснить тем, что изначально одни студенты приходят за знаниями с желанием учиться, а другие, соблюдая формальности, ждут получения диплома.
В потребностной сфере есть различия как между успешными и неуспешными студентами, так и по курсам обучения. Так, мы видим, что у успешных студентов первого курса главной потребностью является «межличностная потребность в общении», а уже на остальных курсах неизменно главной становится «потребность в самовыражении».
У неуспешных студентов первого курса главной также является «межличностная потребность общении», далее потребности изменяются, на каждом курсе есть своя значимая, но доминирует все же «материальная потребность». Все это можно объяснить тем, что когда студенты приходят в учебное заведение, они стремятся к знакомству с одногруппниками, узнают друг друга, преподавателей, заводят новые знакомства и когда привыкают к новой роли, то на первый план выдвигаются именно те потребности, какие являются важными для каждого из них. Так, успешным студентам важно выразить себя, раскрыть свой творческий потенциал, тогда как у неуспешных студентов основой является удовлетворение базовых потребностей.
Для всех студентов на всех курсах обучения самой маловажной является «потребность в безопасности». Это можно объяснить тем, что в нашем университете создана благоприятная психологическая атмосфера, где студенты чувствуют себя комфортно.
Исходя из задач исследования и полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
Успешные в обучении студенты 1-111 курса стремятся приобрести глубокие и прочные знания, стать высококвалифицированными специалистами, а менее успешные - приобрести диплом при формальном усвоении знаний, прибегая к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
На IV курсе студенты продолжают получать знания по дисциплинам, непосредственно относящимся к выбранной ими специализации, а также набираются опыта практической работы психолога на производственных практиках, знакомятся с деятельностью педагога, пробуют себя в этой роли, закрепляют полученные знания на практиках.
Список литературы
1. Авдиенко Г.Ю., Колбина Е.В., Томашев А.Н. Мотивационная сфера личности студентов вуза: моногр. / под науч. ред. А.Н. Томашева. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. - 60 с.
2. Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность молодежи на военно-профессиональную деятельность: классификация факторов, диагностика и пути развития. - Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, 2011. -248 с.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. -202 с.
5. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.
6. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. - М., 1975.
7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. -Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 250 с.
8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
УДК 316.612 : 378.022
А. Г. Маклаков, Е. В. Павлова
Особенности формирования профессионально-психологических характеристик у будущих учителей-предметников разных профилей обучения в контексте компетентностного подхода
В статье систематизированы представления о специфике формирования профессионально-психологических характеристик обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями обучения: «Информатика», «Физика» и «Математика», «Информатика». Выявлена неравномерность изменений анализируемых характеристик в процессе обучения в вузе в зависимости от этапа и профиля подготовки.
The article systematizes the concept of the formation of professional psychological characteristics of students in the field of training «Pedagogical education» with two profiles of training: «Informatics», «Physics» and «Mathematics», «Informatics». The unevenness of the changes in the characteristics analyzed during the training in the university, depending on the stage and profile of training, has been revealed.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессионально-психологические характеристики, МЛО «Адаптивность», личностный адаптационный потенциал.
Key words: rampetence approach, professional psychological characteristics, MLO «Adaptability», personal adaptive potential.
Модернизация российской высшей школы происходит в контексте современного процесса реформирования европейской системы высшего образования. Обновление образовательной практики осуществляется с позиции компетентностного подхода, заключающегося в том, что результативно-целевая основа высшего профессионального образования определяется «в терминах компетенции» [1, с. 5].
И.А. Зимняя выделила три основных, относительно независимых толкования понятия «компетенция»: собственно педагогическое, психологическое и лингво-психологическое. С психологической точки зрения «компетенции понимаются как все интеллектуальные, личностные качества, психологические характеристики человека, которые способствуют освоению содержания обучения и его последующей деятельности. Компетенции суть дополнительные к знаниям и умениям психологические условия» [1, с. 6].
© Маклаков А. Г., Павлова Е. В., 2017