Научная статья УДК 332.1
doi: 10.47576/2949-1916.2024.92.71.007
особенности построения мониторинговой системы анализа инфраструктурных преобразований в регионах: факторы и организационный механизм
Хагуров Галим Шабанович
Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье раскрыты особенности обеспечения конкурентных преимуществ региональной экономики с учетом местных факторов и специфики управления в сложных производственно-хозяйственных системах, требующих применения системно-комплексного подхода и предоставляющих обширные горизонты стратегического развития на основе инфраструктурных преобразований. Раскрыты персонализированные принципы реализации региональной политики инфраструктурного развития, а также представлены структурированные элементы региональной политики инфраструктурного развития, раскрыта их сущность и индикаторы для оценивания. Выделены организационные этапы организации мониторинга инфраструктурных трансформаций в региональном развитии и представлена их детализированная характеристика.
Ключевые слова: анализ; инфраструктурное развитие; инфраструктурный подход; инфраструктурные преобразования; конкурентные преимущества региона; механизм; мониторинг; региональная политика.
Для цитирования: Хагуров Г Ш. Особенности построения мониторинговой системы анализа инфраструктурных преобразований в регионах: факторы и организационный механизм // Региональная и отраслевая экономика. - 2024. - № S1. -С. 54-60. doi: 10.47576/2949-1916.2024.92.71.007.
Original article
features of building a monitoring system for analyzing infrastructure transformations in the regions: factors and organizational mechanism
Khagurov Galim Sh.
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia,
galim. [email protected]
Abstract. The article reveals the features of ensuring the competitive advantages of the regional economy, taking into account local factors and the specifics of management in complex industrial and economic systems that require a system-integrated approach and provide extensive horizons for strategic development based on infrastructural transformations. The personalized principles of the implementation of the regional infrastructure development policy are disclosed, as well as the structured elements of the
regional infrastructure development policy are presented, their essence and indicators for evaluation are disclosed. The organizational stages of monitoring infrastructure transformations in regional development are highlighted and their detailed characteristics are presented.
Keywords: analysis; infrastructural development; infrastructural approach; infrastructural transformations; competitive advantages of the region; mechanism; monitoring; regional policy.
For citation: Khagurov G. Sh. Features of building a monitoring system for analyzing infrastructure transformations in the regions: factors and organizational mechanism. Regional and branch economy, 2024, no. S1, pp. 54-60. doi: 10.47576/2949-1916.2024.92.71.007.
Глобальные тренды, наблюдающиеся последние годы на мировой арене, наряду с внутренними вызовами, вызывают необходимость поиска новых векторов обеспечения конкурентных преимуществ российских регионов. Указанные вызовы современности вызывают необходимость структурированности стратегических действий с учетом системно-комплексного подхода, на основе оптимизации ресурсов, развития инновационных технологий, улучшения инфраструктуры и социальной политики и других инструментов, результатом взаимодействия которых на региональную хозяйственную систему (РХС) является формирование основы устойчивого роста экономики и обеспечения достойного уровня жизни населения [4].
Исследование тенденций инфраструктурного развития в регионах России не теряет своей актуальности, ввиду особой значимости данного ресурса как важнейшего источника роста конкурентных преимуществ, формирования базы для наращивания темпов
экономического роста и повышение уровня устойчивости региональных отраслей к внешним и внутренним угрозам. Поэтому в современной литературе можно встретить многообразные точки зрения относительно понятийного аппарата, уточняющего сущность понятий «инфраструктура» [3], «инфраструктурный проект», «инфраструктурное региональное развитие» [11], конкретизации персональных направлений совершенствования инструментария региональной политики на основе современных подходов [5], обосновании специфики проектного развития в регионах [7], а также выстраивании интегрированных управленческих решений по повышению конкурентной привлекательности и устойчивости качества жизни [6].
Реализация региональной инфраструктурной политики основывается на нескольких ключевых принципах, которые обеспечивают ее эффективность и устойчивость (табл. 1).
Таблица 1 - Принципы реализации региональной политики инфраструктурного развития
Принцип региональной политики Сущностные характеристики
Комплексность Интеграция различных секторов (транспорт, энергетика, водоснабжение, социальные услуги) в рамках единой стратегии, что позволяет учитывать взаимозависимости и избегать дублирования усилий.
Устойчивое развитие Ориентация на баланс между экономическими, социальными и экологическими аспектами, чтобы удовлетворить потребности текущих поколений без ущерба для будущих.
Адаптивность Способность принимать изменения и адаптироваться к новым условиям, таким как изменения в технологиях, демографии и климате. Политика должна быть гибкой, чтобы реагировать на вызовы и возможности.
Участие заинтересованных сторон Вовлечение местных сообществ, бизнеса, неправительственных организаций и других заинтересованных сторон в процесс планирования и реализации. Это обеспечит более широкий консенсус и поддержку инициатив.
Прозрачность и подотчетность Открытость в процессах принятия решений и управления, что способствует доверию со стороны общественности. Регулярное отчетность о ходе реализации проектов и использование общественного контроля.
Эффективность и рациональность Оптимизация использования ресурсов, чтобы достигать наилучших результатов при минимальных затратах. Использование инновационных технологий и методов управления.
Долгосрочное планирование Определение стратегических целей и задач на долгосрочную перспективу, с учетом не только текущих, но и будущих потребностей региона.
Интеграция современных технологий Использование новых технологий, таких как умные сети, цифровизация и автоматизация, для повышения эффективности инфраструктурных проектов.
Региональный подход Учитывание специфики каждого региона, его экономических, социальных и культурных особенностей, что позволит создавать более целенаправленные и эффективные решения
Мониторинг и оценка Постоянный мониторинг реализации проектов и регулярная оценка их влияния на развитие региона, что позволяет вносить своевременные коррективы и улучшать стратегии.
Изложенные принципы способны обеспечить гармоничное развитие инфраструктуры и соответствовать требованиям современного общества, способствуя экономическому росту и улучшая качество жизни населения в регионах.
Результативность инфраструктурного подхода для совершенствования региональной политики зависит от фокусирования внимания на многочисленных факторах, понимания влияния их на многогранность про-
водимых трансформаций в региональной хозяйственной системе, что позволяет выработать адекватные скоординированные инструменты, применить аналитические методы исследования явных и имплицитных связей между ними, для недопущения противоречий, конструктивности мероприятий в организационном механизме, ориентированном на устойчивое развитие локалитета (табл.2).
укрупненная группа факторов Факторы второго порядка Примеры влияния на состояние региональной хозяйственной системы
Экономические факторы Уровень экономического развития Более развитые экономики, как правило, обладают более современной и развитой инфраструктурой.
Инвестиции Доступ к частным и государственным инвестициям в инфраструктурные проекты.
Налоги и льготы Политика налогообложения, которая может стимулировать или препятствовать развитию инфраструктуры.
Социальные факторы Население и демография Плотность населения и его структуру; высокий уровень урбанизации может требовать более развитой инфраструктуры [9]
Образование и квалификация рабочей силы Уровень образования населения влияет на способность управлять и развивать инфраструктурные проекты.
Социальные потребности Потребности населения в транспорте, жилище, здравоохранении и образовании.
Политические и правовые факторы Государственная политика Постановления и законы, касающиеся инфраструктурного развития и градостроительства.
Стабильность политической ситуации Политическая стабильность и уровень коррупции влияют на привлечение инвестиций и реализацию проектов.
Технологические факторы Доступ к современным технологиям Использование инновационных технологий для строительства и управления инфраструктурой.
Инфраструктурные решения Наличие современного оборудования и технологий, необходимых для эффективного функционирования инфраструктурных систем.
Экологические факторы Природные ресурсы Наличие природных ресурсов, таких как вода, леса, минералы, которые могут способствовать или ограничивать развитие инфраструктуры.
Экологические ограничения: Требования по охране окружающей среды, которые могут усложнять реализацию проектов.
Таблица 2 - Идентификация факторов для проведения факторного анализа при совершенствовании направлений региональной политики
Географические факторы Расположение и доступность Географическое положение региона, наличие природных преград и транспортных коридоров.
Климатические условия Влияние климата на проектирование и эксплуатацию инфраструктуры.
Историко-культурные факторы Уровень исторического и культурного наследия Как история региона определяет его инфраструктурные потребности и особенности.
Социальные и культурные традиции Взаимодействие местной культуры с проектами по развитию инфраструктуры.
Следует учесть, что представленные группы факторов взаимодействуют между собой и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на уровень развития инфраструктуры в регионах. Поэтому, комплексный подход к анализу факторов позволяет лучше понять динамику и потребности конкретного региона, что вызывает необходимость формирования единой системы мониторинга.
В общем виде региональная инфраструктурная политика представляет собой совокупность стратегий, мер и действий, направленных на развитие и улучшение инфраструктуры в определенном регионе, которая охватывает различные аспекты и уровни управления, а также сочетает экономические, социальные и экологические цели.
Раскроем основные структурные компоненты региональной инфраструктурной политики:
1. Цели и задачи.
Экономическое развитие: Поддержка и стимулирование экономической активности через создание и улучшение транспортных, энергетических, жилищных и социальных инфраструктур.
Социальная устойчивость: Устранение социального неравенства и обеспечение доступа к услугам для всех групп населения.
Экологическая устойчивость: Реализация проектов с учетом экологии, снижение негативного воздействия на окружающую среду.
2. Планирование и проектирование.
Стратегическое планирование: Разработка долгосрочных планов по развитию инфраструктуры с учетом потребностей региона.
Проектирование: Современные методы проектирования, включая использование цифровых технологий, для повышения качества и эффективности.
3. Финансирование и инвестиции.
Источники финансирования: Определение источников финансирования, включая
государственные бюджеты, частные инвестиции и международные гранты.
Инвестиционные программы: Разработка программ, нацеленных на привлечение инвестирования в ключевые инфраструктурные проекты.
4. Управление и регулирование.
Институциональные структуры: Создание
и оптимизация институтов, ответственных за реализацию инфраструктурной политики.
Координация действий: Обеспечение взаимодействия различных уровней власти и заинтересованных сторон, таких как бизнес и общественные организации.
5. Мониторинг и оценка эффективности.
Показатели эффективности: Разработка
системы индикаторов для оценки успешности реализации инфраструктурных проектов.
Оценка воздействия: Анализ социального и экономического воздействия реализованных проектов на регион.
6. Инновации и технологии.
Современные технологии: Внедрение новых технологий для повышения качества и безопасности инфраструктуры, включая умные города и устойчивую инфраструктуру.
Научные исследования: Поддержка исследований и разработок для улучшения инфраструктурных решений.
7. Долгосрочное развитие.
Устойчивое развитие: Стратегии, направленные на достижение сбалансированного роста, который учитывает экономические, социальные и экологические аспекты.
Адаптация к изменениям: Готовность инфраструктуры к изменениям климата и другим вызовам, таким как миграция населения или демографические изменения.
Ключевую роль при оценке эффективности региональной политики инфраструктурного развития играет организационный механизм мониторинга, обеспечивая непрерывное и систематическое наблюдение за реализацией проектов и программ, анализ
обоснованности внедрения инфраструктурных проектов и предоставляет широкие возможности для оценки текущего уровня развития инфраструктуры в регионе [4], прозрачности и объективности внедряемых проектов, анализа их результативности и систематизации «узких» мест [11], разработки резервов повышения устойчивости инновационной инфраструктуры к новым вызовам [8], совершенствование форм взаимодействия между стейкхолдерами [10], а также актуализации методов и методов аналитической обработки исходных и итоговых данных.
Эффективная система мониторинга не только способствует повышению качества инфраструктуры, но и предоставляет возможности для улучшения качества жизни в регионах [1], что усиливает устойчивое развитие и общие конкурентные преимущества территории [2]. В свою очередь, построение мониторинговой системы анализа инфраструктурных преобразований в регионе представляет собой многоэтапный процесс, которые состоит из двух укрупненных подсистем: проектирование самого алгоритма и реализацию системы (табл. 3).
Таблица 3 - Организационные этапы организации мониторинга инфраструктурных трансформаций в региональном развитии
Этап Составляющие характерные аспекты
Определение целей и задач мониторинга Цели Определяет тип трансформационных изменений в зависимости от вида инфраструктуры (транспорт, энергетика, ЖКХ и т.д.)
Задачи Формирование системы качественных индикаторов, которые будут применяться для анализа изменений
Сбор исходных данных Типы данных Статистические, геоинформационные, данные социологических опросов и т.д.
Источники данных Государственные и региональные органы статистики, данные специализированных союзов и организаций, открытые данные, результаты исследований рейтинговых агентств и т.д.
Методы сбора данных Цифровые платформы, опросы, анкетирование, методы стратегического анализа и т.д.
Обработка и анализ данных Аналитические методы Использование инструментов статистического анализа, машинного обучения, технологий искусственного интеллекта и т.д.
Идентификация трендов Выявление тенденций и закономерностей влияния факторов на тренды инфраструктурных трансформаций
Обоснование системы качественных показателей Ключевые показатели эффективности Определение перечня обоснованных индикаторов для оценки успешности и целесообразности инфраструктурных преобразований
Индикаторы развития Формирование системы визуализации расчетных качественных параметров
Создание и поддержание информационной системы Платформа для проведения мониторинга Выбор технологий и платформ для разработки системы (мобильные приложения, веб-приложения и т.д.)
Интерфейсы Разработка пользовательских интерфейсов для доступа к данным и результатам анализа
Визуализация значений Инструменты визуализации Использование графиков, карт, дашбордов для предоставления информации пользователям
Динамическое обновление данных Реализация системы, которая будет автоматически обновлять данные для актуальности информации
Обратная связь и кор -ректировка Система обратной связи Установка механизмов для сбора отзывов пользователей и их совершенствование
Корректировка алгоритмов анализа Настройка алгоритмов и методов на основе полученных данных и обратной связи
Обучение пользователей Тренинги и семинары Обучение персонала, который будет непосредственно осуществлять мониторинговые исследования, новым алгоритмам и инструментам анализа
Документация Создание документации по использованию системы мониторинга
Поддержка и обслуживание Техническая поддержка Обеспечение пользователей технической поддержкой, решение возникающих проблем
Регулярные обновления Актуализация системы и данных, внедрение новых технологий и ме -тодов
Оценка эффективности системы Мониторинг результатов Проведение анализа, направленного на выявление положительных и отрицательных эффектов от функционирования системы мониторинга
Адаптация к изменениям Внесение изменений в систему в соответствии с новыми требованиями и условиями
Создание комплексной системы мониторинговых исследований инфраструктурных трансформаций требует четкого планирования, организации командной работы, обладающей необходимыми знаниями и компетенциями в данной сфере деятельности. Наличие реверсивной связи между представ-
ленными этапами мониторингового исследования инфраструктурных преобразований предоставляет возможности эффективности анализа протекающих изменений, вносить своевременные изменения в инструменты региональной политики и стратегию развития региона в целом.
Список источников
1. Адаменко А. А., Есенкова Г А., Евченко А. В. Проблемно-ориентированный мониторинг и регулирование территориальной социально-экономической асимметрии в системе регионального и муниципального менеджмента // Вестник Академии знаний. 2024. № 1 (60). С. 477-481.
2. Бордяшов А. С. Формирование системы мониторинга устойчивого экономического развития регионального хозяйства : автореф. дис. ... канд. экон. наук, Владимир, 2008. 24 с.
3. Бахтин М. Н., Кособуцкая А. Ю., Дядюн И. А. Генезис и развитие понятия «инфраструктура» в работах зарубежных и отечественных исследователей // Вестник Воронежского государственного университета. 2020. № 1. С. 5-10.
4. Владыка М. В., Стрябкова Е. А., Лыщикова Ю. В., Горбунова Е. И. Факторы развития конкурентоспособности российских макрорегионов // Экономика. Информатика. 2022. Т. 49. № 1. С. 5-16.
5. Голикова Г В., Полшков Ю. Н., Гарин Л. К. Направления совершенствования инструментария региональной политики в сфере услуг на основе кросс-факторного анализа // Региональная экономика: теория и практика. 2024. Т. 22. № 1 (520). С. 81-106.
6. Гринчель Б. М., Назарова Е. А. Конкурентная привлекательность и устойчивость качества жизни регионов в территориальном пространстве России // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 6 (188). С. 410-425.
7. Еремина И. А., Полянин А. В. Инструментарий определения специализации проектной деятельности региона в производственной сфере // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2022. Т. 10. № 1 (56). С. 34-56.
8. Кулагина Н. А., Аношина Ю. Ф., Чепикова Е. М. Исследование детерминант инновационной безопасности на основе статистических данных региона // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2023. № 4. С. 302-321.
9. Кулагина Н. А., Чепикова Е. М., Кособоков А. Ю. Совершенствование социальной политики регионов на основе мониторинга деятельности субъектов социального предпринимательства // Экономические науки. 2022. № 206. С. 118-124.
10. Полянин А. В., Родионов Д. Г Методологические аспекты направлений экономической политики в отношении предпринимательских структур региона // Прикладные экономические исследования. 2024. № 1. С. 221-229.
11. Теория и практика стратегического управления экономическими системами / И.Л. Авдеева и др. Орел, 2021.
References
1. Adamenko A. A., Esenkova G. A., Evchenko A.V. Problem-oriented monitoring and regulation of territorial socio-economic asymmetry in the system of regional and municipal management. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2024. No. 1 (60). Pp. 477-481.
2. Bordyashov A. S. Formation of a monitoring system for sustainable economic development of regional economy: abstract.... Candidate of Economic Sciences, Vladimir, 2008. 24 p.
3. Bakhtin M. N., Kosobutskaya A. Yu., Dyadyun I. A. Genesis and development of the concept of "infrastructure" in the works of foreign and domestic researchers. Bulletin of the Voronezh State University. 2020. No. 1. Pp. 5-10.
4. Vladyka M. V., Stryabkova E. A., Lyschikova Yu. V., Gorbunova E. I. Factors of development of competitiveness of Russian macroregions. Economy. Computer science. 2022. Vol. 49. No. 1. Pp. 5-16.
5. Golikova G. V., Polshkov Yu. N., Garin L. K. Directions for improving the tools of regional policy in the service sector based on cross-factor analysis. Regional economics: theory and practice. 2024. Vol. 22. No. 1 (520). Pp. 81-106.
6. Grinchel B. M., Nazarova E. A. Competitive attractiveness and sustainability of the quality of life of regions in the territorial space of Russia. Economics and management. 2021. Vol. 27. No. 6 (188). Pp. 410425.
7. Eremina I. A., Polyanin A.V. Tools for determining the specialization of the project activity of the region in the industrial sphere. Actual directions of scientific research of the XXI century: theory and practice. 2022. Vol. 10. No. 1 (56). Pp. 34-56.
8. Kulagina N. A., Anoshina Yu. F., Chepikova E. M. Research of determinants of innovation security based on statistical data of the region. Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socioeconomic sciences. 2023. No. 4. Pp. 302-321.
9. Kulagina N. A., Chepikova E. M., Kosobokov A. Yu. Improving the social policy of regions based on monitoring the activities of social entrepreneurship entities. Economic sciences. 2022. No. 206. Pp. 118124.
10. Polyanin A.V., Rodionov D. G. Methodological aspects of economic policy directions in relation to business structures in the region. Applied economic research. 2024. No. 1. Pp. 221-229.
11. Theory and practice of strategic management of economic systems /1. L. Avdeeva et al. Eagle, 2021.
Сведения об авторе
хАГуРОВ ГАЛИМ ШАБАНОВИЧ - аспирант кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Pоссия, galim. [email protected]
Information about the author
KHAGuroV GALIM SH. - Postgraduate student of the Department of Accounting Theory, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia, [email protected]