УДК 378
Каримов М. Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Ахмеров Ю.И. студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИКЕ
Аннотация
Выделены особенности постановки и решения методом информационного моделирования действительности задач общей физики студентами высших учебных заведений на лекционных и практических занятиях.
Ключевые слова
Информационное моделирование природной и технической действительности.
Для постановки и решения учебных задач по общей физике с разделами механика, термодинамика, молекулярная физика, электричество, магнетизм, электромагнетизм, оптика, атомная физика, ядерная физика и физика элементарных частиц нами используется метод информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной и технической действительности с такими этапами - элементами, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
Выделим особенности преодоления студентами естественно-математических, технических и технологических факультетов высших учебных заведений перечисленных этапов постановки и решения учебных задач по общей физике.
При постановке учебной задачи по общей физике студентам высшей школы под руководством преподавателя следует хорошо вникнуть в её смысл и суть перечисленных в ней вопросов. Необходимо студентам установить, все ли данные, востребованные для решения учебной задачи по общей физике, приведены в её условии. Недостающие для решения физической задачи необходимо субъектам учебной деятельности найти в таблицах, представленных в начале или конце задачника по общей физике. Студентам следует при этом указать размерности единиц измерения известных и искомых физических величин.
Построение модели решения учебной задачи по общей физике студентам следует начать с оформления схематического рисунка или простейшего чертежа с выделением в них известных и искомых физических величин [2].
Разработку алгоритма решения учебной задачи по общей физике следует производить в общем виде, используя буквенные обозначения физических величин.
Алгоритм решения учебной задачи по общей физике придает окончательному результату определенную ценность, позволяя студентам высшей школы увидеть закономерность, показывающую как зависит искомая физическая величина от заданных в условии задачи исходных величин.
Студентам высших учебных заведений следует иметь в виду, что ответ задачи, полученный в общем виде, позволяет им судить в значительной степени о правильности самого алгоритма решения учебной задачи по общей физике.
До исполнения алгоритма решения учебной задачи по общей физике студентам необходимо проверить, правильную ли имеет полученный результат решения задачи. Необходимо учащейся в высшей школе молодежи принять во внимание то, что неверная размерность ответа задачи есть явный признак
ошибочности алгоритма решения учебной задачи по общей физике. Поэтому студентам следует выяснить, нельзя ли исследовать поведение решения задачи в предельных частных случаях.
Исполняя алгоритм решения учебной задачи по общей физике, студентам следует иметь в виду, что числовые значения известных физических величин являются приближенными.
При традиционном ручном на страницах тетради или компьютерном в среде новых информационных технологиях исполнении алгоритмов решения задач по общей физике студентам высших учебных заведений необходимо при математических расчётах следует руководствоваться правилами действий с приближенными числами.
В полученном в результате решения учебной задачи по общей физике значении вычисленной физической величины необходимо сохранить лишь то, что не превышает погрешность вычисления этой физической величины.
На этапе анализа результат решения учебной задачи по общей физике студентам высшей школы необходимо оценить его правдоподобность. Во многих случаях выполнение студентами этого логического действия позволяет обнаружить ошибочность решения учебной задачи по общей физике.
Дидактический опыт выделения особенностей постановки и решения студентами высших учебных задач по общей физике показывает его эффективность в повышении уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи [3].
Анализируя и обобщая изложенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что выявление и учет особенностей постановки и решения учебных задач по общей физики служит необходимым элементом дидактики высшей школы для повышения качества образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2. - С.99-100.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Ахмеров Ю.И., 2019
УДК 378
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Порозова Э. В. студент факультета физики и математики, г. Бирск, Российская Федерация
ВЕКТОРНАЯ АЛГЕБРА И АНАЛИЗ В КУРСЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Рассмотрены основные элементы дидактики освоения студентами высших учебных заведений математических начал векторной алгебры и анализа, необходимых для изучения ими классической электродинамики.