Научная статья на тему 'Учебное моделирование электромагнитных процессов и явлений'

Учебное моделирование электромагнитных процессов и явлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Порозова Э. В.

Выделены основные элементы дидактики освоения школьниками и студентами учебного моделирования электромагнитных процессов и явлений природной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное моделирование электромагнитных процессов и явлений»

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Порозова Э.В. студент факультета физики и математики, г. Бирск, Российская Федерация

УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ

Аннотация

Выделены основные элементы дидактики освоения школьниками и студентами учебного моделирования электромагнитных процессов и явлений природной действительности.

Ключевые слова Электромагнитное моделирование процессов и явлений реальности.

Из основных видов учебного моделирования природных объектов, процессов и явлений - словесного, изобразительного и математического представления фрагментов реальности в старших классах средних общеобразовательных школ и на младших курсах высших учебных заведений приоритетным является математическое моделирование электромагнитных процессов и явлений действительности [1].

Учебное математическое моделирование электромагнитных процессов и явлений состоит из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

Постановка учебной задачи по электромагнетизму в современной средней общеобразовательной школе сводится к выделению изучаемого процесса или явления, определению известных электромагнитных величин и указанию на неизвестные физические величины, которых следует найти согласно требованию учебной задачи по физике [3].

Построение физической и математической моделей рассматриваемой учебной задачи по электромагнетизму осуществляется на основе законов электромагнетизма и логических приёмов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения учащимися средней общей образовательной школы под руководством учителя - исследователя [4].

При построении математической модели электромагнитного процесса или явления необходимо учащимся средней общеобразовательной школы хорошо знать о том, что какие из величин, входящих в формулы физики, являются скалярными, какие - векторными [5].

Учитель - исследователь физики отмечает, что скалярная величина определяется только числовым значением, векторная характеризуется числовым значением и направлением.

Старшеклассникам средней общеобразовательной школы для полного определения векторных величин необходимо учитывать не только их числовое значение, но и направление. При этом всегда нужно помнить, что число и направление - это две неотъемлемые характеристики любого вектора. Если происходит изменение векторной величины, то это значит, что меняется или её числовое значение, или направление, или то и другое вместе. Векторные величины равны только в том случае, если их модули и направления одинаковы.

Учитель - исследователь физики особо выделяет, что действия с векторами существенно отличаются от действий с обычными числами.

Разработка и исполнение алгоритма решения задачи по электромагнетизму в настоящее время учащимися средней общеобразовательной школы могут осуществляться либо в ручную на бумаге с

авторучкой, либо с помощью персональных компьютеров, оснащённых языками программирования высокого уровня, системами электронных таблиц или системами математического проектирования.

Достоверная разработка и точное исполнение алгоритма решения учебной задачи по электромагнетизму требует от старшеклассников средней общеобразовательной школы хороших знаний и умений по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, планиметрии и стереометрии.

Анализ результатов ручного или компьютерного решения учебной задачи по электромагнетизму производится под руководством учителя - исследователя учащимися средней общеобразовательной школы на основе приёмов формальной и диалектической логики с учётом требований здравого смысла.

Формулировка выводов по решению учебной задачи по электромагнетизму осуществляется под руководством учителя - исследователя учащимися на основе правил вывода дедуктивного, индуктивного и традуктивного умозаключения.

Следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала вывод состоит в том, что проектирование и реализация учебного физического и математического моделирования электромагнитных процессов и явлений служит необходимым средством повышения качества современного среднего общего образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

5. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.

© Каримов М.Ф., Порозова Э.В., 2018

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Хасанова Э.Н. студент факультета физики и математики, г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены основные элементы дидактики освоения студентами высшей школы методов математической физики для успешного информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.