3. Сера существенно отличается от кислорода и других неметаллов химической способностью образовывать устойчивые цепочки и циклы из атомов, являющиеся составными частями сложных веществ.
4. При пропускании хлора через расплавленную серу образуется монохлорид серы S2Сh, который затем с течением времени под воздействием потока хлора превращается в дихлорид серы SQ2
5. Монохлорид серы является хорошим растворителем для серы, йода, галогенидов металлов, органических соединений, используется для вулканизпции каучука и в производстве типографской краски.
Дидактический опыт свидетельствует о том, что последовательное и систематическое изучение физических и химических свойств серы и её монохлорида старшеклассниками на обязательных и факультативных занятиях по химии приводит к повышению академической успеваемости учащихся средних общеобразовательных школ по естественно - математическим дисциплинам.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что углубленное обязательное и факультативное изучение старшеклассниками средних общеобразовательных школ физических и химических свойств хлора и её монохлорида способствует повышению качества среднего общего образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
3. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.
© Каримов М.Ф., Гробов Е.А., 2018
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация А.А.Карамова д.филол.н,, профессор кафедры филологии, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕГО И ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Рассмотрены элементы дидактики и методики изучения студентами высших учебных заведений общих и отличительных свойств естественных и искусственных языков дисциплин высшей профессиональной школы.
Ключевые слова
Естественный и искусственный язык, общее и отличительное в языках.
В современной системе непрерывного образования учащейся молодежи профессиональная школа
изучает, использует и развивает множество естественных и искусственных языков, на которых представлены постановки и решения учебных и научных задач соответствующих дисциплин [1].
Для успешной постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулировки выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2] студентам высших учебных заведений необходимо четко знать общее и отличительное естественных и искусственных языков, представляющих модели и алгоритмы решения учебных и научных задач дисциплин высшей школы.
Согласно системно-структурно-функциональному подходу к познанию и преобразованию действительности [3] язык как система слов или знаков выполняет функцию создания, передачи и хранения информации в процессе познания объектов, процессов, явлений и общения между людьми.
Естественные языки, являющиеся вероятностными системами, к которым относятся и языки разных народов, служат основным инструментом учебного и научного познания действительности на всех стадиях развития человечества.
Студенты высшей школы такие естественные языки, как русский, английский или французский, изучают и используют при освоении учебных и научных социально - гуманитарных дисциплин.
Искусственные языки, являющиеся детерминированными системами, создаются и используются для развития науки, техники и экономики в течение последних пяти столетий.
Каждая, изучаемая студентами высших учебных заведений учебная и научная естественно -математическая, техническая или экономическая дисциплина имеет собственный искусственный язык с объектной [4] и символической [5] составляющими.
К общему признаку естественных и искусственных языков, изучаемых, используемых и развиваемых студентами высшей школы, относятся:
1. Средство научного познания и преобразования природной, технической и социальной действительности, проявляемое на разной степени детерминированности.
2. Инструмент ближней или дальней коммуникации между людьми, описывающими, изучающими и изменяющими объекты, процессы или явления окружающего их природного, технического и социального мира.
3. Хранитель познавательной и преобразовательной учебной и научной информации об ставших известными объектах, процессах и явлениях природы, технологий и общества.
К отличительному признаку, имеющемуся между естественными и искусственными языками, осваиваемыми студентами высших учебных заведений, относятся:
1. Многозначность слов естественного языка, часто приводящая к смешению понятий и к логическим ошибкам в рассуждениях начинающего субъекта познавательной и преобразовательной деятельности.
2. Семантическая неоднозначность естественного языка, возникающая из-за синонимии или тождественности значений отдельных различных по произношению и написанию слов или словосочетаний.
3. Многообразие средств передачи смысла слова естественного языка, возникающее из-за наличия функции передачи смысла у лексики, контекста и отношения между словами.
Дидактический опыт свидетельствует о том, что успешное установление общего и отличительного между естественными и искусственными языками, изучаемыми и используемыми студентами высшей школы, происходит у преподавателей - ученых постоянно ставящих и решающих вместе с начинающими исследователями учебные и научные задачи методом информационного моделирования действительности.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит о том, что систематическое изучение общего и отличительного между естественными и искусственными языками в ходе учебной и научной деятельности приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов студентов высшей школы.
Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
4. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 27 - 31.
5. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
© Каримов М.Ф., Карамова А.А., 2018
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
Е.Л.Филипов
студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ МОДЕЛЕЙ АТОМОВ ВЕЩЕСТВА В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Представлены элементы дидактики и методики изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы этапов создания и использования моделей атомов вещества от античности до современности.
Ключевые слова
Атом вещества, модель атома, электрон, протон, нейтрон.
Одной из основных учебных тем естественно-математических дисциплин содержания общего образования учащейся молодежи выделяется «Атом вещества и его строение» [1],
На основе дидактических принципов историчности [2], научности [3] и систематичности [4] обучения старшеклассников средних общеобразовательных школ рассмотрим проектирование и реализацию процесса изучения учащимися этапов создания и использования моделей атомов вещества от античных времен до двадцать первого века.
Первую атомистическую теорию строения вещества в виде качественной структурной модели создал в античности Демокрит из древнегреческих Абдер (ок. 460 - ок. 370 до н.э.). Согласно Демокриту все происходящее в мире представляет собой движение атомов - мельчайших неделимых частиц, различающихся по форме и величине, месту и расположению, находящихся в пустом пространстве в вечном движении, соединение или разъединение которых приводит к возникновению или гибели материальных тел или отдельных частей Вселенной [5].
Учителям химии и физики средних общеобразовательных школ следует перед старшеклассниками выделить о том, что открытие в конце девятнадцатого века радиоактивности химических элементов [6] способствовало усовершенствованию моделей атомов вещества.