Научная статья на тему 'Изучение общего и отличительного естественных и искусственных языков студентами высшей школы'

Изучение общего и отличительного естественных и искусственных языков студентами высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ИСКУССТВЕННЫЙ ЯЗЫК / ОБЩЕЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНОЕ В ЯЗЫКАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Карамова А. А.

Рассмотрены элементы дидактики и методики изучения студентами высших учебных заведений общих и отличительных свойств естественных и искусственных языков дисциплин высшей профессиональной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение общего и отличительного естественных и искусственных языков студентами высшей школы»

3. Сера существенно отличается от кислорода и других неметаллов химической способностью образовывать устойчивые цепочки и циклы из атомов, являющиеся составными частями сложных веществ.

4. При пропускании хлора через расплавленную серу образуется монохлорид серы S2Сh, который затем с течением времени под воздействием потока хлора превращается в дихлорид серы SQ2

5. Монохлорид серы является хорошим растворителем для серы, йода, галогенидов металлов, органических соединений, используется для вулканизпции каучука и в производстве типографской краски.

Дидактический опыт свидетельствует о том, что последовательное и систематическое изучение физических и химических свойств серы и её монохлорида старшеклассниками на обязательных и факультативных занятиях по химии приводит к повышению академической успеваемости учащихся средних общеобразовательных школ по естественно - математическим дисциплинам.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что углубленное обязательное и факультативное изучение старшеклассниками средних общеобразовательных школ физических и химических свойств хлора и её монохлорида способствует повышению качества среднего общего образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

3. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.

© Каримов М.Ф., Гробов Е.А., 2018

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация А.А.Карамова д.филол.н,, профессор кафедры филологии, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕГО И ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Рассмотрены элементы дидактики и методики изучения студентами высших учебных заведений общих и отличительных свойств естественных и искусственных языков дисциплин высшей профессиональной школы.

Ключевые слова

Естественный и искусственный язык, общее и отличительное в языках.

В современной системе непрерывного образования учащейся молодежи профессиональная школа

изучает, использует и развивает множество естественных и искусственных языков, на которых представлены постановки и решения учебных и научных задач соответствующих дисциплин [1].

Для успешной постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулировки выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2] студентам высших учебных заведений необходимо четко знать общее и отличительное естественных и искусственных языков, представляющих модели и алгоритмы решения учебных и научных задач дисциплин высшей школы.

Согласно системно-структурно-функциональному подходу к познанию и преобразованию действительности [3] язык как система слов или знаков выполняет функцию создания, передачи и хранения информации в процессе познания объектов, процессов, явлений и общения между людьми.

Естественные языки, являющиеся вероятностными системами, к которым относятся и языки разных народов, служат основным инструментом учебного и научного познания действительности на всех стадиях развития человечества.

Студенты высшей школы такие естественные языки, как русский, английский или французский, изучают и используют при освоении учебных и научных социально - гуманитарных дисциплин.

Искусственные языки, являющиеся детерминированными системами, создаются и используются для развития науки, техники и экономики в течение последних пяти столетий.

Каждая, изучаемая студентами высших учебных заведений учебная и научная естественно -математическая, техническая или экономическая дисциплина имеет собственный искусственный язык с объектной [4] и символической [5] составляющими.

К общему признаку естественных и искусственных языков, изучаемых, используемых и развиваемых студентами высшей школы, относятся:

1. Средство научного познания и преобразования природной, технической и социальной действительности, проявляемое на разной степени детерминированности.

2. Инструмент ближней или дальней коммуникации между людьми, описывающими, изучающими и изменяющими объекты, процессы или явления окружающего их природного, технического и социального мира.

3. Хранитель познавательной и преобразовательной учебной и научной информации об ставших известными объектах, процессах и явлениях природы, технологий и общества.

К отличительному признаку, имеющемуся между естественными и искусственными языками, осваиваемыми студентами высших учебных заведений, относятся:

1. Многозначность слов естественного языка, часто приводящая к смешению понятий и к логическим ошибкам в рассуждениях начинающего субъекта познавательной и преобразовательной деятельности.

2. Семантическая неоднозначность естественного языка, возникающая из-за синонимии или тождественности значений отдельных различных по произношению и написанию слов или словосочетаний.

3. Многообразие средств передачи смысла слова естественного языка, возникающее из-за наличия функции передачи смысла у лексики, контекста и отношения между словами.

Дидактический опыт свидетельствует о том, что успешное установление общего и отличительного между естественными и искусственными языками, изучаемыми и используемыми студентами высшей школы, происходит у преподавателей - ученых постоянно ставящих и решающих вместе с начинающими исследователями учебные и научные задачи методом информационного моделирования действительности.

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит о том, что систематическое изучение общего и отличительного между естественными и искусственными языками в ходе учебной и научной деятельности приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов студентов высшей школы.

Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.

4. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 27 - 31.

5. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

© Каримов М.Ф., Карамова А.А., 2018

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация

Е.Л.Филипов

студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ МОДЕЛЕЙ АТОМОВ ВЕЩЕСТВА В СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Представлены элементы дидактики и методики изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы этапов создания и использования моделей атомов вещества от античности до современности.

Ключевые слова

Атом вещества, модель атома, электрон, протон, нейтрон.

Одной из основных учебных тем естественно-математических дисциплин содержания общего образования учащейся молодежи выделяется «Атом вещества и его строение» [1],

На основе дидактических принципов историчности [2], научности [3] и систематичности [4] обучения старшеклассников средних общеобразовательных школ рассмотрим проектирование и реализацию процесса изучения учащимися этапов создания и использования моделей атомов вещества от античных времен до двадцать первого века.

Первую атомистическую теорию строения вещества в виде качественной структурной модели создал в античности Демокрит из древнегреческих Абдер (ок. 460 - ок. 370 до н.э.). Согласно Демокриту все происходящее в мире представляет собой движение атомов - мельчайших неделимых частиц, различающихся по форме и величине, месту и расположению, находящихся в пустом пространстве в вечном движении, соединение или разъединение которых приводит к возникновению или гибели материальных тел или отдельных частей Вселенной [5].

Учителям химии и физики средних общеобразовательных школ следует перед старшеклассниками выделить о том, что открытие в конце девятнадцатого века радиоактивности химических элементов [6] способствовало усовершенствованию моделей атомов вещества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.