Научная статья на тему 'Особенности пореформенного порядка избрания и прекращения полномочий судей в Республике Сербия'

Особенности пореформенного порядка избрания и прекращения полномочий судей в Республике Сербия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРБСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 2006 ГОДА / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ / ЗАКОН О СУДЬЯХ / ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ СУДЬИ / СРОК ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ / ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ / НАРОДНАЯ СКУПЩИНА / ВЫСОКИЙ СУДЕБНЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

В статье представлен анализ пореформенного порядка избрания и прекращения полномочий судей в Республике Сербия. В современной Сербии сложились прочные конституционно-правовые основы правового статуса судей. При этом отдельные вопросы, касающиеся нормативного регулирования процесса избрания и прекращения полномочий судьи, вызывают справедливые нарекания сербских и зарубежных специалистов. К ним можно отнести и трехлетний испытательный срок для лица вновь избранного судьей, и чрезмерно значимую роль Народной скупщины в процессе избрания судей, председателей судов, отчетность Высокого судебного совета перед Народной скупщиной и, наконец, «деконституционализацию» оснований и условий прекращения полномочий судей. Анализируя содержание вышеперечисленных «особенностей» сербского законодательства, регулирующего избрание и прекращение полномочий судей Республики Сербия, автор приходит к выводу о том, что, они вполне соответствуют высоким международным стандартам в сфере отправления правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISTINCTIVE FEATURES OF THE POST-REFORM PROCEDURE OF JUDGES'' NOMINATION AND TERMINATION OF THEIR POWERS IN THE REPUBLIC OF SERBIA

The article presents the analysis of the post-reform procedure of nomination and termination of powers of a judge in the Republic of Serbia. Modern Serbia has a strong constitutional basis of the legal status of judges. However, some questions concerning the normative regulation of the process of election and termination of powers of a judge, cause fair criticism of Serbian and foreign experts. These include three-year probationary period for newly elected judge and the overly important role of the National Assembly in the process of election of judges and presidents of courts, as well as reporting of the High Judicial Council to the National Assembly and, finally, exception from the Constitution of grounds and conditions of judge's termination of powers. Analyzing the content of "features" of the Serbian legislation regulating the election and termination of powers of the serbian judge, the author comes to the conclusion that they are consistent with international standards in the field of administration of justice.

Текст научной работы на тему «Особенности пореформенного порядка избрания и прекращения полномочий судей в Республике Сербия»

3.3. ОСОБЕННОСТИ ПОРЕФОРМЕННОГО ПОРЯДКА ИЗБРАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: МГИМО (У) МИД России. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: В статье представлен анализ пореформенного порядка избрания и прекращения полномочий судей в Республике Сербия. В современной Сербии сложились прочные конституционно-правовые основы правового статуса судей. При этом отдельные вопросы, касающиеся нормативного регулирования процесса избрания и прекращения полномочий судьи, вызывают справедливые нарекания сербских и зарубежных специалистов. К ним можно отнести и трехлетний испытательный срок для лица вновь избранного судьей, и чрезмерно значимую роль Народной скупщины в процессе избрания судей, председателей судов, отчетность Высокого судебного совета перед Народной скупщиной и, наконец, «деконституционализацию» оснований и условий прекращения полномочий судей. Анализируя содержание вышеперечисленных «особенностей» сербского законодательства, регулирующего избрание и прекращение полномочий судей Республики Сербия, автор приходит к выводу о том, что, они вполне соответствуют высоким международным стандартам в сфере отправления правосудия.

Ключевые слова: Сербская Конституция 2006 года, Судебная система Республики Сербия, Закон о судьях, Порядок избрания судьи, Срок полномочий судьи, Основания прекращения полномочий судьи, Народная скупщина, Высокий судебный совет.

THE DISTINCTIVE FEATURES OF THE POST-REFORM PROCEDURE OF JUDGES' NOMINATION AND TERMINATION OF THEIR POWERS IN THE REPUBLIC OF SERBIA

Polovchenko Konstantin Anatolievich, PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation. Department: Constitutional Law chair. E-mail: kpolovchenko@gmail.com

Annotation: The article presents the analysis of the postreform procedure of nomination and termination of powers of a judge in the Republic of Serbia. Modern Serbia has a strong constitutional basis of the legal status of judges. However, some questions concerning the normative regulation of the process of election and termination of powers of a judge, cause fair criticism of Serbian and foreign experts. These include three-year probationary period for newly elected judge and the overly important role of the National Assembly in the process of election of judges and presidents of courts, as well as reporting of the High Judicial Council to the National Assembly and, finally, exception from the Constitution of grounds and conditions of judge's termination of powers. Analyzing the content of "features" of the Serbian legislation regulating the election and termination of powers of the serbian judge, the author comes to the conclusion that they are consistent with international standards in the field of administration of justice.

Keywords: Serbian Constitution of 2006, Judicial system of the Republic of Serbia, The Law on judges, Order of election of a judge, Term of office of the judge, Grounds for termination of powers of the judge, The National Assembly, The High Judicial Council.

Новая Конституция Сербии 2006 года обусловила принятие ряда новых законов в области отправления правосудия в Сербии. Закон о судоустройстве, Закон о судьях, Закон о Высоком судебном совете и изменения и дополнения к ним ознаменовали проведение в Сербии в судебной реформы, внесшей значительные коррективы в организацию и деятельность судебной власти в Республике Сербия. В рамках проведенного в статье исследования автор акцентирует внимание на порядке избрания и освобождения от должности судьи, поскольку этот аспект нормативного регулирования представляет собой один из наиболее значительных показателей, указывающих на то, каким является положение суда и судьи в конституционной системе [8; С. 325] и, по справедливому мнению сербского профессора Марьяны Пайванчич, представляет собой важный показатель независимости судебной власти [2; С. 15].

Специфика избрания судей в Сербии определяется наличием трехлетнего тест-мандата (аналог "испытательного срока") для впервые избираемого судьи, в результате чего сербская Конституция 2006 года предусмотрела два способа избрания судей: один применяется в случае, если судьей избирается лицо, которое впервые избирается на должность судьи, а второй - если судья по истечении трехлетнего испытательного срока избирается повторно на бессрочной основе в том же или другом суде (ст. 147 Конституции). Итак, избрание судьи на трехлетний испытательный срок осуществляет Народная скупщина по предложению Высокого судебного совета. Следует обратить внимание на то, что избрание судей Парламентом критикуется научной общественностью и специалистами-практиками. В частности отмечается, что решение об избрании является дискреционным актом парламента, в принятии которого преобладающую политическую роль имеют политические (партийные) причины, а не объективные и существенные основания [3; С. 525]. Избрание судей на бессрочной основе осуществляет Высокий судебный совет. Высокий судебный совет принимает решение об избрании судей на бессрочной основе как в тот же су1, так и в другой или более высокий суд. Условием для избрания на бессрочной основе является то, что кандидат уже прошел через первое избрание, ограниченное тремя годами. Профессор Маркович отмечает, что в связи с тем, что Высокий судебный совет при избрании судей на бессрочной основе ограничивается теми кандидатами, которых в "судейскую кагорту" ввела Народная скупщина, избирая их на испытательный срок, имеются основания полагать, что Скупщина и далее, а это означает партийная политика, и в дальнейшем будет определять профиль кадров, осуществляющих правосудие [3; С. 526].

Статья 43 Закона о судьях предусматривает, что судьей может быть избран гражданин Республики Сербия, который отвечает общим требованиям для работы в государственных органах, закончивший юридический факультет, сдавший экзамен на судью и являющийся квалифицированным, компетентным и достойным осуществления судебной функции. После сдачи экзамена на должность судьи, закон требует определенного опыта практической деятельности по

юридической профессии в зависимости от уровня суда: два года для судьи деликтного суда; три года для судьи основного суда; шесть лет для судьи высшего суда, хозяйственного суда и Высшего деликтного суда; десять лет для судьи апелляционного суда, Хозяйственного апелляционного суда и Административного суда; двенадцать лет для судьи Верховного кассационного суда. В статье 45 Закона о судьях представлена детальная характеристика базовых требований, предъявляемых к кандидатам в судьи. Так, квалифицированность подразумевает владение теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для выполнения судебной функции. Компетентность подразумевает обладание навыками, которые обеспечивают возможность эффективно применять специфические правовые знания для решения судебных дел. Достоинство означает обладание судьей моральными качествами и, соответственно, поведение судьи в соответствии с этими качествами. К моральным качествам, требуемым Законом от кандидатов на должность судьи относятся: честность, совестливость, справедливость, достоинство, настойчивость и авторитеность, поведение в соответствии с этими характеристиками предполагает поддержание репутации судейского состава и суда, как при осуществлении правосудия, так и в иных жизненных обстоятельствах, осознание социальной ответственности, обеспечение независимости и беспристрастности, уверенности в себе и чувства собственного достоинства как при осуществлении полномочий судьи, так и вне суда, готовности брать на себя ответственность за внутреннюю организацию и положительный имидж судебной власти в обществе. Критерии для оценки квалификации, компетентности и достоинства устанавливаются Высоким судебным советом, в соответствии с законом. В Законе о судьях специально предусмотрено, что во время выборов или выдвижения кандидатуры на выборах судьи запрещается дискриминация по любым признакам. Кроме того, при избрании и выдвижении кандидатур судей принимается во внимание национальный состав населения, адекватное представительство национальных меньшинств, а также знание профессиональной юридической терминологии на языке национального меньшинства, которая официально используется в соответствующем суде.

Начало процедуры избрания судей объявляет Высокий судебный совет. Объявление публикуется в "Официальном вестнике Республики Сербия" и других средствах массовой информации, распространяющих информацию на территории Республики Сербия. Предложения для избрания вносятся в Высокий судебный совет в течение 15 дней с момента объявления. Предложение об избрании должно сопровождаться представлением доказательств о соблюдении требований для избрания. Высокий судебный совет должен получить данные и заключения о квалификации, компетентности и достоинстве кандидатов. Все данные и заключения собираются от органов и организаций, в которых кандидат работал по юридической профессии, а в отношении кандидатов, выдвигаемых от судов, последние обязаны представить заключение общего заседания судей суда, из которого кандидат выдвигается, а также заключение заседания всех судей непосредственно высшего суда, который вправе провести проверку данных о кандидате перед избранием. При выдвижении кандидатов на должность судьи, впервые избираемых на эту должность, помимо соблюдения требований к квалификации, компетент-

ности и достоинстве Высокий судебный совет принимает во внимание оценку деятельности, осуществляемой кандидатом после прохождения квалификационного экзамена. До внесения кандидатуры Высокий судебный совет вправе проводить собеседования с кандидатами.

При избрании кандидатов впервые избирающихся на должность судьи, Высокий судебный совет вправе предложить Народной скупщине для избрания одну или несколько кандидатур для избрания на одно вакантное место судьи. Решение Народной скупщины по предложению Высокого судебного совета об избрании судьи впервые на трехлетний срок должно быть обоснованным и в обязательном порядке публикуется в «Официальном вестнике Республики Сербия».

Как указывалось выше, судей для осуществления судебной деятельности на бессрочной основе избирает Высокий судебный совет. Судья, деятельность которого в течение трехлетнего испытательного срока оценивается оценкой "очень успешно осуществляет судебную функцию" в обязательном порядке избирается на судейскую должность на бессрочной основе. В то время как судья, деятельность которого в течение трехлетнего испытательного срока оценивается оценкой «неудовлетворительно» не может быть избран для осуществления судебной функции на бессрочной основе. Решение Высокого судебного совета об избрании судьи на бессрочной основе также должно быть обоснованным и публикуется в «Официальном вестнике Республики Сербия».

Согласно статья 53 Закона о судьях до вступления в должность судья приносит присягу перед председателем Народной скупщины. Судья, который избирается на бессрочной основе, не приносит присягу повторно. Присяга судьи гласит: "Клянусь своей честью осуществлять судебную функцию, проявляя верность Конституции и закону, в меру моих знаний и способностей и служить только истине и справедливости". Избранный судья вступает в должность на торжественном заседании в присутствии всех судей суда, в который он был избран. С вступлением в должность судьи прекращаются его полномочия в ином суде, в котором избранный на бессрочной основе судья ранее осуществлял судебную функцию. При этом считается, что судья не был избран, если без обоснованных причин он не вступает в должность в течение 30 дней со дня избрания. Решение об этом по представлению председателя суда принимает Высокий судебный совет и информирует об этом Народную скупщину, если это решение принимается в отношении судьи, который впервые был избран на должность. Судья имеет право обратиться с жалобой на решение Высокого судебного совета в Конституционный суд [6; С. 234], [7; С. 118].

Следует обратить внимание на то, что для избрания председателя Верховного кассационного суда и председателей судов предусмотрен специальный порядок. Так, председатель Верховного кассационного суда избирается на пятилетний срок Народной скупщиной по предложению Высокого судебного совета после получения заключения совместного заседания Верховного кассационного суда и компетентного комитета Народной скупщины, и он не может быть переизбран. Председатели судов избираются Народной скупщиной по предложению Высокого судебного совета сроком на четыре года, и могут быть переизбраны. Такая форма избрания председателей судов вызывает критику со стороны научной общественности. Так, еще Джордже Тасич в свое время указывал на то, что оптимальным

является порядок, когда председателей судов избирают их коллеги, судьи, аналогично тому, как в университете избираются ректор и деканы. По его мнению, такой порядок избрания "создает наиболее моральную атмосферу среди коллег - солидарность и большее чувство независимости каждого судьи" [3; С. 526].

Согласно части 1 статьи 148 Конституции Республики Сербия судья прекращает осуществление полномочий: 1) по своему желанию, 2) наступлением законом установленных условий, 3) освобождением от должности по основаниям, предусмотренным законом, 4) если не будет избран для осуществления судебной функции на постоянной основе после истечения трехлетнего испытательного срока. Таким образом, конституционный законодатель переложил ответственность за установление оснований для прекращения осуществления судебной функции и освобождения от должности судьи на законодателя, что по справедливому мнению профессора Марковича является слабой гарантией независимости суда [3; С. 527]. По этому поводу профессор Марьяна Пайванчич задается закономерным вопросом: чем руководствовались разработчики Конституции 2006 года, определившие регулирование процесса принятия решения об избрании судей в качестве конституционной материи, в то время как много более деликатный и чувствительный вопрос прекращения мандата и освобождения от должности судьи отнесли к прерогативе закона? [1; С. 17] Справедливости ради следует заметить, что для исправления этой ошибки разработчиков Конституции законодатель установил строго объективные основания, уделив вопросу прекращения полномочий судьи особое внимание и выделив специальную главу 4 Закона о судьях, в которой четко установил объективные основания прекращения полномочий сербского судьи. Так, согласно части 1 статьи 57 этого Закона судья прекращает осуществление судебной функции по следующим основаниям: 1) по желанию судьи, 2) когда судья достигнет пенсионного возраста, 3) если стойко утратит способность осуществлять функции судьи, 4) если не будет избран на постоянной основе, 5) если будет освобожден от должности. Решение о прекращении полномочий судьи принимается Высоким судебным советом и может быть оспорено в Высоком судебном совете в течение 15 дней с момента получения решения. Высокий судебный совет может отклонить жалобу, если она не подана вовремя, удовлетворить жалобу и изменить решение о прекращении полномочий или отклонить жалобу и подтвердить решение о прекращении полномочий. Решение о прекращении полномочий судьи вступает в законную силу после подтверждения в процедуре рассмотрения жалобы или истечением срока для подачи жалобы, если жалоба не была подана.

Теперь рассмотрим более подробно все установленные Законом о судьях основания для прекращения полномочий судьи. Согласно статье 58 этого Закона судья, который по собственному желанию намерен прекратить исполнение полномочий вправе подать письменное заявление в Высокий судебный совет. Заявление может быть отозвано до принятия решения о прекращении полномочий Высоким судебным советом или истечения срока, предусмотренного Законом. Если по заявлению о прекращении полномочий судьи не буде принято решения в течение 30 дней, то считается, что полномочия судьи прекращены по истечении 30 дней с даты подачи заявления. В иных случаях

полномочия судьи прекращаются со дня принятия решения Высоким судебным советом. Если судья после возбуждения дела об освобождении от должности подаст заявление о прекращении полномочий, то оно не подлежит рассмотрению до завершения производства об освобождении от должности. Еще одним основанием прекращения полномочий судьи является достижение пенсионного возраста. Судья уходит на пенсию по достижении шестидесятипятилетнего возраста или сорокалетнего стажа работы. В исключительных случаях по просьбе председателя суда Высокий судебный совет может продлить срок полномочий судьи еще на два года при наличии его согласия. По общему правилу по достижении указанных выше сроков выхода на пенсию судья вправе ходатайствовать о продлении срока полномочий до завершения дел, находящихся в его рассмотрении. Кроме того, еще одним основанием прекращения полномочий судьи является стойкая утрата трудоспособности, препятствующая осуществлению судьей профессиональных полномочий. Непременным условием для этого является заключение экспертной комиссии компетентного органа, которым устанавливается, что состояние здоровья судьи является непригодным для осуществления судебной функции. Решение о проведении обязательного медицинского обследования принимает Высокий судебный совет по предложению председателя суда, председателя непосредственно высшего суда и самого судьи. Что же касается судьи, который был избран на трехлетний испытательный срок, то его полномочия прекращаются в том числе, если он не избран на бессрочной основе, в день истечения трехлетнего срока полномочий.

Что же касается принудительного освобождения судьи от должности, то в соответствии со статьей 62 Закона о судьях судья освобождается от должности по следующим основаниям: 1) если осужден за правонарушение, предусматривающего заключение на срок не менее шести месяцев, 2) если привлечен к юридической ответственности за правонарушение, которое его характеризует как недостойного осуществлять судебную функцию, 3) если неквалифицированно осуществляет судебную функцию, 4) за совершение тяжкого дисциплинарного проступка. Согласно статье 63 Закона о судьях «неквалифицированным» считается недостаточно успешное осуществление судебной функции, если судья получит оценку «неудовлетворительно» согласно критериям оценки деятельности судьи. Инициировать освобождение от должности судьи может любое лицо, а производство по освобождению от должности судьи возбуждается Высоким судебным советом по собственной или по предложению председателя суда, председателя непосредственно более высокого суда, председателя Кассационного суда, органов уполномоченных оценивать деятельность судей и Дисциплинарной комиссии. Наличие оснований для освобождения от должности судьи устанавливает Высокий судебный совет. Он же устанавливает факты и принимает решение в рамках закрытого производства. Высокий судебный совет обязан провести производство и вынести решение в течение 45 дней со дня доставки акта, на основании которого возбуждается производство по освобождению от должности судьи. Такое решение должно быть обоснованным. В рамках производства об освобождении от должности судья имеет право на незамедлительное информирование о причинах возбуждения дела. Также он вправе знакомиться с делом, документацией по делу, с ходом су-

дебного разбирательства, самостоятельно или через представителя давать объяснения и представлять доказательства, подтверждающие его позицию. Судья вправе свои доводы устно изложить в Высоком судебном совете. Кроме того, решение Высокого судебного совета о прекращении полномочий судьи может быть оспорено судьей в порядке жалобы в Конституционном суде в течение 30 дней со дня доставки решения. Конституционный суд своим решением может отклонить жалобу или удовлетворить жалобу и отменить решение о прекращении полномочий судьи. При этом решение Конституционного суда является окончательным.

Подводя итог проведенному в статье исследованию, следует обратить внимание на то, что с принятием новой Конституции Сербии 2006 года и проведением последующей судебной реформы в этом государстве сложились прочные конституционно-правовые основы правового статуса судей. При этом отдельные вопросы, касающиеся нормативного регулирования и реализации процедур избрания и прекращения полномочий судьи, вызывают справедливые нарекания как сербских и зарубежных специалистов [1; С. 17], [3; С. 52б], [4; str. 216], так и международных организаций [5; str. 49]. К ним можно отнести и трехлетний испытательный срок для лица вновь избранного судьи, чрезмерно значимую роль Народной скупщины в процессе избрания судей, председателей судов, отчетнсть Высокого судебного совета перед Народной скупщиной, наконец, отсутствие непосредственно в тексте Конституции Сербии 2006 года оснований и условий прекращения полномочий судей. Тем не менее, все вышеперечисленные «особенности» сербского законодательства, регулирующего избрание и прекращение полномочий судей, в целом соответствуют современным международным стандартам, установленным международным актом ООН - Основными принципами независимости судебных органов1, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод в интерпритации Европейского суда по правам человека о независимом и справедливом правосудии.

Список литературы

1. М. Па]ванчи^. О судско власти у уставном систему Србие у контексту ме^ународних стандарда. Зборник радова Правног факултета у Новом Саду, 3/2011.

2. M. PajvanciC. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

3. Р. Маркович. Уставно право и политичке институци]е. Београд. 2011.

4. V. RakiC-Vodinelic, A. KnezeviC Bojovic, M. Reljanovic. Reforma pravosuda u Srbiji 2008-2012. Beograd. 2012.

5. European Commission. Brussels. 9 November 2010. SEC(2010) 1330. Serbia

2010 Progress Report.

6. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

7. Половченко К.А. Институт судебного конституционного контроля в постсоветских государствах. Вестник МГИМО. №3. 2013.

8. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

Оригинальность статьи - 95,5 %

1 Принят Седьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.