Научная статья на тему 'Специфика статуса судьи коституционного суда: опыт Республики Сербия'

Специфика статуса судьи коституционного суда: опыт Республики Сербия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сербская Конституция 2006 года. Конституционность и законность. Конституционный суд. Закон о Кон-ституционном суде. Избрание судей Конституционного суда. Статус судей Конституционного суда. Иммунитет судьи Конституционного суда / Serbian Constitution of 2006. Constitutionality and legality. Constitutional Court. The Law on the Constitutional Court. Elec-tion of Constitutional Court judges. Status of Constitutional Court judges. Immunity of Constitutional Court judges

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

В статье представлен анализ правового статуса судей Конституционного суда Сербии. Конституционный суд Сербии является самостоятельным и независимым государственным органом, осуществляющим защиту консти-туционности и законности. Независимость Конституционного суда обеспечивается помимо прочего особым порядком избрания и освобождения от должности конституционных судей. Судья Конституционного суда обладает неприкосно-венностью народного депутата Республики Сербия. О неприкосновенности конституционного судьи решение принима-ется непосредственно Конституционным судом. Судья Конституционного суда не может занимать другие государ-ственные должности или осуществлять иную профессиональную деятельность. Анализируя содержание статуса судьи Конституционного суда Сербии автор приходит к выводу о том, что его статус отличается от статуса судьи судов общей и специальной юрисдикции, что обусловлено особым положением Конституционного суда в система разде-ления властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE CONSTITUTIONAL COURT JUDGES STATUS: THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF SERBIA

The article presents analysis of the legal status of the judges of the Constitutional Court of Serbia. The Constitutional Court of Serbia is autonomous and independent state body exercising protection of constitutionality and legality. The independence of the Constitu-tional Court is guaranteed inter alia by the special procedure of elections and dismissal of constitutional judges. A Judge of the Constitution-al Court enjoys the same immunity as a Member of Parliament. The decision on the immunity of the judges of the Constitutional Court is taken by the Constitutional Court. A Judge of the Constitutional Court may not engage in another public function or professional activity. Exploring the contents of status of a judge of the Constitutional Court of Serbia the author comes to the conclusion that his status differ from the status of a judge of courts of general and special jurisdiction that can be explained by the special position of the Constitutional Court in the system of separation of powers.

Текст научной работы на тему «Специфика статуса судьи коституционного суда: опыт Республики Сербия»

11. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

11.1. СПЕЦИФИКА СТАТУСА СУДЬИ КОСТИТУЦИОННОГО СУДА:

ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России

kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: В статье представлен анализ правового статуса судей Конституционного суда Сербии. Конституционный суд Сербии является самостоятельным и независимым государственным органом, осуществляющим защиту конституционности и законности. Независимость Конституционного суда обеспечивается помимо прочего особым порядком избрания и освобождения от должности конституционных судей. Судья Конституционного суда обладает неприкосновенностью народного депутата Республики Сербия. О неприкосновенности конституционного судьи решение принимается непосредственно Конституционным судом. Судья Конституционного суда не может занимать другие государственные должности или осуществлять иную профессиональную деятельность. Анализируя содержание статуса судьи Конституционного суда Сербии автор приходит к выводу о том, что его статус отличается от статуса судьи судов общей и специальной юрисдикции, что обусловлено особым положением Конституционного суда в система разделения властей.

Ключевые слова: Сербская Конституция 2006 года. Конституционность и законность. Конституционный суд. Закон о Конституционном суде. Избрание судей Конституционного суда. Статус судей Конституционного суда. Иммунитет судьи Конституционного суда.

SPECIFICS OF THE CONSTITUTIONAL COURT JUDGES STATUS: THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF SERBIA

Polovchenko Konstantin A., Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional Law Place of employment: MGIMO University, Moscow

kpolovchenko@gmail.com

Annotation: The article presents analysis of the legal status of the judges of the Constitutional Court of Serbia. The Constitutional Court of Serbia is autonomous and independent state body exercising protection of constitutionality and legality. The independence of the Constitutional Court is guaranteed inter alia by the special procedure of elections and dismissal of constitutional judges. A Judge of the Constitutional Court enjoys the same immunity as a Member of Parliament. The decision on the immunity of the judges of the Constitutional Court is taken by the Constitutional Court. A Judge of the Constitutional Court may not engage in another public function or professional activity. Exploring the contents of status of a judge of the Constitutional Court of Serbia the author comes to the conclusion that his status differ from the status of a judge of courts of general and special jurisdiction that can be explained by the special position of the Constitutional Court in the system of separation of powers.

Keywords: Serbian Constitution of2006. Constitutionality and legality. Constitutional Court. The Law on the Constitutional Court. Election of Constitutional Court judges. Status of Constitutional Court judges. Immunity of Constitutional Court judges.

Конституцией Республики Сербия 2006 года установлено, что Конституционный суд Сербии является самостоятельным и независимым государственным органом, осуществляющим защиту конституционности и законности. Согласно позиции ведущего сербского конституционалиста Ратко Марковича, «это специальный конституционный орган, который не является судом, хотя в названии содержит слово «суд» [1; С.23]. В результате, Конституционный суд Сербии является особым государственным органом, не входящим в судебную систему. Вполне закономерным является то, что статус судей Конституционного суда Сербии принципиально отличается от правового положения судей судов общей юрисдикции. Это, прежде всего, проявляется в требованиях, предъявляемых Конститу-

цией и законодательством Сербии к конституцион-ным судьям. Так, согласно части 2 статьи 172 Конституции Республики Сербия на должность судьи Конституционного суда избирается (назначается) лицо не моложе 40 лет из числа выдающихся юристов со стажем работы по юридической специальности не менее пятнадцати лет. Профессор Маркович подчеркивает, что речь идет о лице являющимся «юристом, который выделяется профессиональными достижениями», а не только сорокалетним возрастом и пятнадцатилетним опытом работы в юридической профессии. [1; С.23]. В принципе такие возрастные и квалификационные требования вполне соответствуют принципам европейской теории конституционного правосудия. При этом бывшая председатель Конституционного суда

Проблемы экономики и юридической практики

Сербии Босса Ненадич отмечает, что «хотя Конституция нормативно не требует определенных личностных характеристик от кандидатов на должности судей Конституционного суда (например, «высочайших моральных качеств», «безупречной репутации» и «честности»), но она сама по себе их подразумевает для носителей этой важной функции. Конституционное закрепление вышеупомянутых условий является, по мнению профессора Ненадич, выражением зрелого понимания творцов Конституции того, что право, соответвет-ствено, Конституция, не могут быть истолкованы только из «логики здравого смысла», поскольку толкование Основного закона государства дело «профессии, соответственно, науки и знаний», которыми распологают только те, кто к этому «пришли длительным обучением и опытом». [3; С.24], [19; С. 207].

В соответствии с общим запретом конфликта интересов, являющимся одним из важнейших конституционных принципов, установленных в статье 6 Конституции Республики Сербия, в статье 173 Конституции предусматривается обязанность судей Конституционного суда соблюдать требования несовместимости. Босса Ненадич подчеркивает, что правовой институт несовместимости конституционного судьи имеет двоякую цель: предотвратить возникновение конфликта интересов и обеспечить, чтобы деятельность судей Конституционного суда осуществлялась в общественных интересах. [4; С.179]. Так, судьи Конституционного суда Сербии не могут осуществлять какие-либо иные публичные или профессиональные полномочия или деятельность, за исключением преподавания на юридических факультетах университетов Республики Сербия в соответствии с законом (ч.1 ст. 173 Конституции РС). Причем в Законе о Конституционном суде Республики Сербия развиваются и детализируются вышеуказанные положения Конституции Сербии. Так, к публичным или профессиональным полномочиям, с точки зрения Закона о Конституционном суде, не относится деятельность конституционного судьи в творческих, гуманитарных, спортивных или иных объединениях, не предусматривающая вознаграждение. При этом о такой деятельности судья обязан сообщить Конституционному суду (ч. 2, 3 ст.16 Закона о Конституционном суде РС). В случае наличия сомнений относительно существования конфликта интересов, конституционный судья может по собственной инициативе обратиться в Конституционный суд для получения его официальной позиции. Профессором юридического факультета в контексте Закона о Конституционном суде считается лицо, осуществляющее преподавание на юридическом факультете в качестве профессора или доцента. Вероятно, предусмотренное конституционным законодателем исключение в отношении профессуры юридических факультетов является положительной реакцией на отрицательный опыт реализации положений Конституции 1990 года, которая предусматривала абсолютная несовместимость конституционно-судебной функции со всеми иными публичными функциями и иной профессиональной деятельностью. Так, профессор Драган Стоянович сразу после принятия Конституции Республики Сербия 1990 года, в своем комментарии к новому Основному закону высказал разумные сомнения относительно того, что «Конституция не сделала исключение даже для университетских профессоров, что может значительно снизить качество состава Конституционного суда.» [5; С.118]. И действительно, за шестнадцать лет действия этой Конституции в составе Конституционного суда не было ни одного профессора правового факультета. Этот факт показал,

что профессора права просто были «не готовы к тому, чтобы после избрания судьей Конституционного суда прекратить деятельность на правовом факультете, что реально «значительно ослабило кадровый состав Конституционного суда, поскольку бесспорным является то, что на правовых факультетах преподают «выдающиеся юристы». [2; С.181].

Кроме того, важнейшим положением Конституции Республики Сербия, обеспечивающим независимость конституционного судьи в процессе осуществления полномочий, является то, что судья не имеет права состоять в членстве политической партии (ч.5 ст. 55 Конституции РС), что должно, вероятно, предотвратить «фаворизацию» партийных кандидатов во время избрания и назначения конституционных судей.

Согласно статье 173 Конституции Республики Сербия судья Конституционного суда обладает неприкосновенностью народного депутата Республики Сербия. Таким образом, в новой сербской Конституции 2006 года иммунитет конституционного судьи специально не урегулирован, и конституционный текст по аналогии отсылает к регулированию неприкосновенности депутата Народной Скупщины (ст.103 Конституции РС). Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что судья Конституционного суда обладает как материальным, так и процессуальным иммунитетами. Материальный иммунитет защищает конституционного судью как за мнение, высказанное в ходе судопроизводства по делу, так и за голосование при вынесении решений Конституционным судом. Процессуальный иммунитет защищает конституционного судью от произвольного лишения свободы. При этом непосредственные решения о правах конституционного судьи, обеспечивающих его иммунитет и защиту его неприкосновенности принимаются непосредствен-но Конституционным судом (ч.2 ст. 173 Конституции РС).

В Законе о Конституционном суде Республики Сербия достаточно подробно регламентируется индемнитет конституционного судьи, в частности, его заработная плата. Это явилось результатом комплекса мер, направленных на обеспечение независимости и самостоятельности Конституционного суда и было связано с внесением ряда дополнений в Закон о Конституционном суде1. Так, согласно статье 20а Закона зарплата судьи Конституционного суда, должна соответствовать статусу и компетенции Конституционного суда и ответственности судьи за выполнение своих обязанностей и является одной из гарантий его независимости при защите конституционности и законности, прав и свобод человека, прав и свобод меньшинств.

Зарплата председателя и судей Конституционного суда, определяется на основе базового оклада. Базовый оклад, в соответствии с законом, это значение, которое не включает в себя процент, связанный с оценкой предыдущей деятельности. Финансовая основа для расчета и выплаты заработной платы председателю и судьям Конституционного суда утверждается Законом о бюджете Республики Сербия. Таким образом, по мнению инициатора Закона о изменения и дополнениях к Закону о Конституционном суде Сербии, они обеспечили достижение большей независимости судей Конституционного суда, так как теперь элементы для расчета и выплаты заработной платы судей Конституционного суда

1 Закон о внесении изменений и дополнений в Закон о Конституционном суде вступил в силу в 2012 году.

определяются исключительно законом, а именно Законом о Конституционном суде и Законом о бюджете Республики Сербия. Поправки к Закону о Конституционном суде исключили возможность принятия решения Правительством о зарплатах судей Конституционного суда, при том, что в соответствии с первоначальными положениями Закона о Конституционном суде именно Правительство своим заключением устанавливало основу для выплаты заработной платы судей. Коэффициентом для расчета и выплаты заработной платы председателя Конституционного суда является 12,00, а судей Конституционного суда - 10,50. Если остаются вакантными должности судьи Конституционного суда, то до их заполнения зарплата председателя и судей Конституционного суда увеличивается на 10% за каждую вакантную должность судьи. Судья Конституционного суда, избранный (назначенный) на должность из профессорско-преподавательского состава юридического факультета, состоящий в трудовых отношениях с юридическим факультетом, имеет право на ежемесячные надбавки в размере разницы между окладом судьи Конституционного суда, начисляемой за полный рабочий день и заработной платой на юридическом факультете (ст. 20а Закона о Конституционном суде РС). По мнению профессора Марко Станковича вышеперечисленные новеллы Закона о Конституционном суде Республики Сербия несомненно являются полезными и долгожданными нововведениями. [6; С.247].

Судья Конституционного суда после прекращения исполнения полномочий судьи имеет право на компенсацию в течение шести месяцев в размере месячного оклада судьи Конституционного суда. Выплата компенсации прекращается до истечения вышеуказанных шести месяцев, если конституционный судья в отставке до истечения этого срока вступит в новые трудовые отношения или выйдет на пенсию. При этом срок выплаты компенсации может быть продлен еще на шесть месяцев, если по истечении дополнительных шести месяцев судья в отставке получает право на трудовую пенсию. Судья Конституционного суда, досрочно прекративший исполнение полномочий в связи с достижением пенсионного возраста или отстраненный от должности из-за его членства в политической партии, нарушения запретов, связанных с конфликтом интересов, привлеченный к уголовной ответственности в виде лишения свободы, не имеет право на компенсацию (ч.1-3 ст. 21 Закона о КС РС).

Судья Конституционного суда после истечения срока полномочий, на который он был избран (назначен), имеет право в течение трех месяцев со дня прекращения полномочий вернуться на работу в государственный и иной орган или юридическое лицо, от которого избран или назначен на должность судьи Конституционного суда, вернуться к деятельности, которую он осуществлял до избрания (назначения) или исполнению иных обязанностей, соответствующих его уровню профессионализма и способностей.

За судьей Конституционного суда, избранного (назначенного) из числа судей и заместителей прокуроров, сохраняется право на возвращение к исполнению своих должностных полномочий в течение всего срока исполнения полномочий судьи Конституционного суда. Таким образом, судья Конституционного суда, избранный (назначенный) из числа прокуроров, судей судов общей и специальной юрисдикции со дня вступления в должность конституционного судьи прекращает исполнять функции прокурора, судьи общей и специальной

юрисдикции, но после прекращения исполнения полномочий судьи Конституционного суда в связи с истечением срока, на который он был избран (назначен), Государственное вече прокуроров, соответственно, Высокий судебный совет в течение 30 дней, принимают решение о восстановлении в должности лица в органе, из которого он был избран (назначен) на должность судьи Конституционного суда (ч. 4-6 ст. 21 Закона о Конституционном суде РС).

По общему правилу, установленному статьей 174 Конституции Республики Сербия полномочия судьи Конституционного суда прекращаются истечением срока, на который он был избран (назначен). При этом председатель Конституционного суда за шесть месяцев до истечения девятилетнего срока полномочий конституционного судьи обязан уведомить об этом лицо, уполномоченное на внесение кандидатур конституционных судей и Народную Скупщину (ст. 12 Закона о Конституционном суде РС).

Согласно статье 174 Конституции Республики Сербия досрочное прекращение полномочий конституционного судьи предусмотрено в случае:

1. отставки по собственному желанию;

2. при достижении установленного законом пенсионного возраста;

3. смерти;

4. освобождения от должности (ч.1 ст.174 Конституции РС).

Таким образом, в Конституции предусмотрен закрытый перечень оснований для досрочного прекращения полномочий судьи Конституционного суда.

В случае добровольной отставки судья Конституционного суда направляет заявление об отставке лицу, уполномочен-ному на внесение кандидатур для назначения на должность конституционного судьи и Народной Скупщине, а также председателю Конституционного суда (ст.12 Закона о Конституционном суде РС).

Если Народная Скупщина не принимает решение по заявлению об отставке в течение трех месяцев со дня обращения с заявлением, то полномочия судьи Конституционного суда прекращаются на основании Закона по истечении этого периода, что констатируется решением председателя Конституционного суда.

Прекращение полномочий судьи Конституционного суда в связи с достижением пенсионного возраста связано с удовлетворением общих условий, необходимых для выхода на пенсию (ч.1 ст.14 Закона о Конституционном суде РС). О наступлении обстоятельств, являющихся основанием для выхода конституционного судьи на пенсию по достижении пенсионного возраста, председатель Конституционного суда уведомляет лицо, уполномоченное на внесение кандидатур для избрания (назначения) на должность судьи Конституционного суда, а также Народную Скупщину не позднее, чем за шесть месяцев до наступления таких обстоятельств. В этом случае уполномоченное лицо обязано инициировать процедуру прекращения полномочий судьи Конституционного суда. Если Народная Скупщина не принимает решение о прекращении полномочий конституционного судьи, достигшего пенсионного возраста, то судья прекращает исполнение полномочий с момента достижения пенсионного возраста, и этот факт устанавливается решением, принятым председателем Конституционного суда (ст.14 Закона о Конституционного суда РС).

При этом следует обратить внимание на то, что Законом об изменениях и дополнениях в Закон о Конституционном суде

Проблемы экономики и юридической практики

2012 года было предусмотрено, что в порядке исключения из правила, предусмотренного в части 1 статьи 14 Конституционный суд при наличии согласия судьи, срок полномочий которого истек, вправе продлить срок его полномочий до завершения рассмотрения конкретного дела, в котором данный судья принимает участие. Эта новелла вызвала неоднозначную реакцию в научной среде. В частности, Марко Стан-кович подверг критике это новое дискреционное право Конституционного суда по своему усмотрению продлевать срок полномочий конституционного судьи, без учета мнения органов, избравших (назначивших) соответствующего судью Конституционного суда. [6; С.256].

В случае смерти судьи Конституционного суда председатель Конституционного суда уведомляет об этом лицо, уполномоченное на внесение кандидатур для избрания (назначения) на должность конституционного судьи и Народную Скупщину (ч. 3 ст. 13 Закона о Конституционном суде РС).

В отличие от конституционных положений, регулирующих вопросы освобождения от должности судей судов общей и специальной компетенции (ст.148), прокуроров и заместителей прокуроров Сербии, в части 2 статьи 174 Конституции Республики Сербия перечислены конкретные основания для освобождения от должности конституционного судьи. К ним относятся:

1. нарушение запрета относительно конфликта интересов;

2. утрата на длительный срок трудоспособности осуществлять полномочия судьи Конституционного суда;

3. приговор, предусматривающий отбывание наказания в местах лишения свободы;

4. совершение правонарушения, характеризующее лицо как недостойное осуществлять полномочия судьи Конституционного суда.

Что касается запрета на деятельность, вызывающую конфликт интересов судьи Конституционного суда, то конституционный законодатель предусмотрел аналогичные запреты и в отношении народный депутатов (ч.3 ст. 102), Президента (ст. 115), министров (ст. 126), судей (ст. 148), прокуроров и их заместителей (ст. 161). При этом ответственность в виде освобождения от должности предусмотрена только в отношении конституционных судей, что свидетельствует о стремлении конституционного законодателя наиболее надежным образом обеспечить независимость и прозрачность деятельности судей Конституционного суда.

Близким по назначению к запрету на конфликт интересов является запрет на членство в политических партиях. Так, Конституция Республики Сербия содержит специальный запрет для судей Конституционного суда на членство в политических партиях (ч.5 ст. 55 Конституции РС). Причем нарушение этого запрета является, как и нарушение запрета на конфликт интересов, по Закону о Конституционном суде Республики Сербия самостоятельным основанием для отстранения конституционного судьи от должности (ч.1. ст. 15 Закона о Конституционном суде РС).

Утрата трудоспособности осуществлять полномочия судьи Конституционного суда устанавливается на основе экспертного заключения уполномоченного учреждения здравоохранения (ст. 17 Закона о Конституционном суде РС).

Что же касается приговора, предусматривающего отбывание наказания в местах лишения свободы как основания для освобождения от должности конституционного судьи, то компетентный суд обязан представить лицу, уполномочен-ному на

выдвижение кандидатур для избрания (назначения) судей Конституционного суда и непосредственно Конституционному суду вступивший в законную силу приговор, предусматривающий наказание в виде лишения свободы судьи Конституционного суда или иной акт, устанавливающий ответственность и характеризующее лицо как недостойное осуществлять полномочия конституционного судьи (ст. 18 Закона о Конституционном суде РС).

На время производства по установлению оснований для освобождения конституционного судьи от должности его полномочия могут быть приостановлены. Предложение о приостановлении полномочий судьи Конституционного суда вправе внести не менее трех судей Конституционного суда. Решение о приостановлении полномочий судьи Конститу-ционного суда принимается большинством голосов от общего числа судей, в соответствии с Регламентом (ст. 19 Закона о Конституционном суде РС).

Возбуждать производство о досрочном прекращении полномочий конституционного судьи путем освобождения от должности вправе лица, уполномоченные на внесение кандидатур для избрания (назначения) судьи Конститу-ционного суда. Согласно статье 172 Конституции Республики Сербия такими лицами являются Президент Сербии, Народная Скупщина, Высокий судебный совет и Государственное вече прокуроров. При этом право инициировать освобождение от должности конституционного судьи принадлежит также непосредственно Конституционному суду (ч. 3 ст. 174 Конституции РС), который устанавливает наличие условий для освобождения от должности конституционного судьи (ч.2 ст. 15 Закона о Конституционном суде РС). Это право Конституционного суда инициировать освобождение конституционного судьи от должности к настоящему моменту не конкретизировано в сербском законодательстве. Однако, по мнению профессора Марьяны Пай-ванчич, это право Конституционного суда гораздо уже по сравнению с правом на возбуждение производства об освобождении от должности, принадлежащего Президенту Сербии, Народной Скупщине, Высокому судебному совету и Государственному вече прокуроров, поскольку предусматривает лишь право обращения с инициативой об освобождении от должности в вышеперечисленные органы. [7; С.222].

Решение о прекращении полномочий судьи принимает Народная Скупщина (ч. 3 ст. 174; п. 2 ч. 2 ст. 99 Конституции РС). Решение об этом Народная Скупщина принимает абсолютным большинством голосов народных депутатов (п. 11 ч. 2 ст. 105 Конституции РС).

Однако следует иметь в виду то, что если в случае досрочного прекращения полномочий конституционного судьи путем освобождения от должности полномочия Народной Скупщины включают ее право оценивать обстоятельства, предусмотренные в Конституции Республики Сербия в качестве оснований для освобождения судьи и в связи с этим выносить решение об освобождении конституционного судьи от должности, то во всех иных случаях досрочного прекращения полномочий конституционного судьи речь идет лишь о констатации Народной Скупщиной оснований, по которым полномочия судьи досрочно прекращаются. Следует заметить, что аналогичный порядок принятия решения Народной Скупщиной о прекращении полномочий предусмотрен и для судей судов общей и специальной юрисдикции, и для прокуроров.

Подводя итог проведенному в статье исследованию следует обратить внимание на то, что статус судьи Конституционного суда Сербии принципиально отличается от статуса судей судов общей и специальной юрисдикции. Это проявляется и в особых (выше, чем для судей судов общей и специальной юрисдикции) требованиях к кандидату на должность судьи, и в специфике запрета на конфликт интересов, и в иммунитете, приравненном к иммунитету депутата Народной Скупщины, и в индемнитете и, наконец, основаниях для освобождения от должности конституционного судьи. Все это свидетельствует в пользу того, что сербский конституционный законодатель, регламентируя статус судьи Конституционного суда, стремился максимально обеспечить профессионализм, независимость и прозрачность деятельности судей Конституционного суда, что напрямую связано с особым местом Конституционного суда в системе разделения властей Республики Сербия в качестве защитника конституционности и законности, прав и свобод человека в Республике Сербия.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 89,53%.

Список литературы:

1. Р. Маркович. Уставни Суд у Уставу Републике Србие од 2006 године. Анали Правног факултета у Београду. 2/2007.

2. Р. Маркович. Уставно право. Београд, 2009.

3. Б. Ненадий. Уставни суд у Уставу Републике Срб^е од 2006 године. Предговор Закону о Уставном суду. Београд. 2008.

4. Б. Ненадий. «Инкомпатибилност функци]е суди]е Уставног суда са другим функци]ама и делатностима - упоредно правни осврт». Уставни суд Срби]е у сусрет новом Уставу. Београд 2004.

5. Д. Становий. Устав и политичко законодавство Републике Срби]е. Ниш. 1991.

6. М. Станковий. Измене и допуне Закона о Уставном суду - критички поглед. Perspektive implementacije evropskih standarda u pravni sistem Srbije - Knjiga 2. Zbornik radova. Priredio prof. dr Stevan ЫИсс. Pravni fakultet Univerziteta u Beogradu. 2012.

7. M. Pajvancic. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

8. W. Sudarski. Rihgts before Courts - A Study of Constitutional Courts in Postcommunist States of Central and Eastern Europe. Springer. AA Dordrecht. 2005.

9. L. Favoreu et al., Droit constitutionnel. Paris. 2007.

10. Половченко К.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.

11. Половченко К.А. Институт судебного конституционного контроля в постсоветских государствах. Вестник МГИМО. №3. 2013.

12. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

13. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кре-мянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

14. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кре-мянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

15. Чок В. Врсте и де]ство одлука уставних судова. Београд. 1972.

16. Лейбо Ю.И. Конституционный контроль во Федеративной Республике Германия. / Конституционный контроль в зарубежных странах : коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (унт) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

17. Карпенко К.В. Конституционный контроль во Франции. / Конституционный контроль в зарубежных странах : коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

18. Водяницкая Е.А. Конституционный контроль в Австрии. / Конституционный контроль в зарубежных странах : коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

19. Половченко К. А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии. Социально-политические науки. 2016. № 4.

РЕЦЕНЗИЯ

Статью Половченко Константина Анатольевича отличает научная новизна и актуальность заявленной темы. Поскольку Конституционный суд Сербии является особым государственным органом, не входящим в судебную систему, поскольку вполне закономерным является то, что статус судей Конституционного суда Сербии принципиально отличается от правового положения судей судов общей юрисдикции. Это проявляется в требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи Конституционного суда, иммунитете, индемнитете, наконец, в порядке и основаниях прекращения полномочий конституционного судьи. Спектрально исследовав особенности статуса судьи Конституционного суда Сербии, автор пришел к справедливому заключению о том, что эти особенности направлены на то, чтобы в максимальной степени обеспечить профессионализм, независимость и прозрачность деятельности судей Конституционного суда.

Статью Половченко К.А. отличает строгий научный стиль, содержательность выводов автора. Статья выполнена на высоком теоретико-методологическом уровне, представляет несомненный практический интерес и будет полезна как для ученых-конституционалистов, исследующих конституционное правосудие в государствах «новой демократии», так и для широко круга читателей, интересующихся конституционным развитием государств Балканского полуострова.

Доцент, канд. юрид. наук,

доцент кафедры Конституционного права

МГИМО МИД РФ

Славкина Н.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.