Половченко К. А.
ВЫСОКИЙ СУДЕБНЫЙ СОВЕТ СЕРБИИ КАК ОРГАН СУДЕЙСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
9.3. ВЫСОКИЙ СУДЕБНЫЙ СОВЕТ СЕРБИИ КАК ОРГАН СУДЕЙСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России
kpolovchenko@gmail.com
Аннотация: В статье представлен анализ правового статуса Высокого судебного совета Сербии. Высокий судебный совет не осуществляет судебную власть, т.е. не наделен юрисдикционными полномочиями, а является органом судейского самоуправления. Высокий судебный совет обладает широкими полномочиями в области комплектования судейского корпуса, в том числе высших судебных органов, привлечения судей к дисциплинарной ответственности, в области подготовки и переподготовки судейского корпуса, в области определения бюджетных ассигнований на осуществление судебной деятельности, в области разработки и проведение в жизнь реформы правосудия и др. Анализируя содержание правового положения Высокого судебного совета Сербии автор приходит к выводу о том, что его статус отличается, например, от статуса французского Высшего совета магистратуры, что обусловлено особенностями системы органов государственной власти Республики Сербия.
Ключевые слова: Сербская Конституция 2006 года; Судебная система Сербии; Высокий судебный совет; Избрание судей в Сербии; Статус судьи в Сербии; Иммунитет судьи в Сербии; Народная скупщина Республики Сербия.
THE HIGH JUDICIAL COUNCIL OF SERBIA AS A BODY OF JUDICIAL SELF-GOVERNMENT
Polovchenko Konstantin A., Ph.D. in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department of Constitutional Law Place of employment: MGIMO University, Moscow
kpolovchenko@gmail.com
Annotation: The article presents the analysis of the legal status of the High judicial Council of Serbia. The High judicial Council doesn't exercise judicial power, i.e. doesn't have judicial authority, but it is a body of judicial self-government. High judicial Council has broad powers in the field of recruitment of the judiciary, including the higher judiciary, of bringing judges to disciplinary responsibility, in the area of training and retraining of the judiciary, in shaping budget allocations for the implementation of judicial activities, in the development and implementation of justice reform, etc. Analyzing the content of the legal status of the High judicial Council of Serbia, the author comes up to the conclusion that the legal status of this body differs from Supreme Council of Magistracy of France status due to the peculiarities of the system of state authorities of Serbia.
Keywords: Serbian Constitution of 2006; Judicial system of the Republic of Serbia; The High Judicial Council; Order of election of judges; Immunity of judges; The National Assembly.
Большинство новейших конституций демократических государств Центральной и Восточной Европы, закрепив принцип разделения властей и независимости судебной власти учредили особые судебные органы, которые, представляя судебную власть, участия в осуществлении правосудия не принимают [11; С. 313]. Таковыми являются Высший совет магистратуры Румынии, Молдовы, Высший судебный совет Болгарии, Все-польский судебный совет Польши, Всевенгерский совет юстиции Венгрии, Высокий судебный совет Сербии. Несмотря на то, что компетенция подобных органов, как правило, связана с формированием и деятельностью судов, тем не менее, они не является судебным органом в полном смысле этого слова, поскольку не осуществляют судебную власть, т.е. не наделены юрисдикционными полномочиями. Не является они и высшими судебными инстанциями. В результате, правовую природу вышеуказанных органов не так легко определить. По сути, речь идет об органе судейского самоуправления. В этом смысле под судейским самоуправлением следует понимать решение вопросов внутренней жизни судейского корпуса через выборные органы, путем активного участия в формировании судейского корпуса, перемещение судей по должности, контроль за выполнением судьями их обязанностей по осуществлению пра-
восудия, привлечение судей к дисциплинарной ответственности. Представление интересов судей в государственных органах и общественных объединениях и т.п. Таким образом, их возникновение во многом связано с утратой министерствами юстиции своей ведущей роли в сфере управления юстицией в пользу самостоятельности судебной власти.
Как правило, в состав органа судейского самоуправления по должности входит председатель высшей судебной инстанции в системе судов общей юрисдикции, высшего административного суда, генеральный прокурор, министр юстиции. Кроме того, обычно часть членов органа судейского самоуправления назначается главой государства по предложению представительного органа, а другая часть избирается общегосударственным съездом судей.
В ряде западно-европейских демократий (Италии, Франции и др.) подобный орган (Высший совет магистратуры) имеет длинные исторические корни и существует более сотни лет и за это время претерпел ряд нормативных реконструкций. Так, французский Высший совет магистратуры является важной составляющей конституционной традиции этой страны. При этом в соответствии с Конституцией Франции 1958 года он стал вспомогательным органом при президенте Республики. Пре-
Проблемы экономики и юридической практики
2'2017
зидент Франции, является в соответствии со статьей 64 Конституции 1958 года гарантом независимой судебной власти, назначал всех девять членов Высшего совета магистратуры и председательствовал на всех его заседаниях. Несколько изменился статус Высший совета магистратуры в соответствии с реформами 1993 и 2008 годов. В настоящее время Высший совет магистратуры состоит из двух отделений по пятнадцать членов каждое. Одно отделение обладает компетенцией в отношении судей, а другое отделение решает вопросы, связанные с прокурорами. Отделение по вопросам судей состоит из первого председателя Кассационного суда, являющегося председателем этого отделения, пяти судей, одного прокурора, одного государственного советника, назначаемого Государственным советом, одного адвоката и шести выдающихся граждан, не представляющих ни законодательную, ни исполнительную, ни судебную власть. Причем двоих назначает президент Республики, двоих председатель Национального собрания и двоих председатель Сената. В состав прокурорского отделения входит Государственный прокурор при Кассационном суде, председательствующий в этом отделении, пять прокуроров, судья, государственный советник, адвокат и шесть выдающихся граждан, назначаемых в том же порядке, что и члены судейского отделения. Компетенция судейского отделения связана с назначением и надзором за деятельностью судей, а прокурорского - прокуроров. При этом Высший совет магистратуры может по требованию президента Республики собираться на пленарные заседания для представления заключений по вопросам, поставленным президентом Республики в качестве гаранта судебной власти. Кроме того, на пленарных заседаниях по запросу министра юстиции Высший совет магистратуры рассматривает вопросы, связанные с состоянием правосудия в государстве и высказывает свою позицию по вопросам судейской этики. При этом, очевидным является то, что после проведения вышеуказанных реформ, направленных в том числе и на обеспечение самостоятельности в деятельности Высшего совета магистратуры, влияние президента Республики, как гаранта судебной власти, на Высокий совет магистратуры значительно снизилось.
В свете вышеизложенного важней новеллой законодательства Сербии новейшего времени стало принятие Закона о Высоком судебном совете 2001 года, что, несомненно, явилось свидетельством растущего значения самостоятельности и независимости судебной власти как основополагающего компонента правовой государственности Сербии. При этом следует заметить, что значительное влияние при разработке сербского Закона о Высоком судебном совете 2001 года оказали законодательство и практика деятельности французского Высшего совета магистратуры [3; С. 530]. Очередным этапом упрочения позиций Высокого судебного совета в судебной системе Сербии стало принятие Конституции Республики Сербия 2006 года. Конституция 2006 года уделила особое внимание Высокому судебному совету, определив основы его статуса, порядка организации и деятельности. Часть 1 статьи 153 Конституции 2006 года определяет его как «независимый и самостоятельный орган, обеспечивающий и гарантирующий независимость и самостоятельность судов и судей». Как справедливо замечает профессор Маркович, несмотря на то, что Высокий судебный совет осуществляет часть функций судебной администрации, при этом нельзя его отнести и к органам государственного управления (каким является, например, Министерство юстиции), поскольку это противоречило бы базовому принципу,
установленному в части 4 статьи 4 Конституции Сербии о независимости судебной власти [3; С. 528]. В соответствии с полномочиями, возложенными на него Конституцией и законом, ближе всего к сущности его деятельности было бы его определение как представительного и распорядительного органа судейского сообщества Сербии.
В Высокий судебный совет состоит из 11 членов. В него входит три члена по должности: Председатель Верховного кассационного суда, министр юстиции и председатель уполномоченного комитета Народной скупщины. Все они заняли свои должности путем избрания Народной скупщиной. Еще восемь членов Высокого судебного совета, также же избираются Народной скупщиной в соответствии с законом. Из этих восьми выборных членов шесть избираются из судей, занимающих свою должность на бессрочной основе, из которых, по крайней мере, один должен быть с территории автономного края. Еще два члена Высокого судебного совета избираются из «выдающихся и авторитетных юристов» с не менее чем пятнадцатилетним профессиональным опытом, один из которых - адвокат, а другой - профессор юридического факультета (принимая во внимание то, что звание профессора факультета предоставляется на постоянной основе, профессор может и не состоять в трудовых отношениях с факультетом, а быть, в том числе, и пенсионером).
Шестеро выборных членов Высокого судебного совета, представляющих судебную власть, избираются от следующих судов: один от Верховного кассационного суда, Хозяйственного апелляционного суда и Административного суда; один от апелляционных судов; один от высших и хозяйственных судов; два от основных судов, деликтных судов и Высшего деликтного суда; один от судов с территории автономного края (ст. 22 Закона о Высоком судебном совете). Председатели судов не могут быть избираемыми членами Высокого судебного совета (ч. 5 ст. 153 Конституции Сербии). Как можно заметить, большинство членов Высокого судебного совета составляют избираемые на эту должность судьи, что является абсолютно закономерным, поскольку таким образом обеспечивается независимость этого органа [1; С. 18]. При этом бросается в глаза то, что члены Высокого судебного совета, прямо или косвенно, избираются Народной скупщиной, что послужило поводом для критики со стороны ряда сербских конституционалистов, поскольку формирование органа, который призван быть полностью автономным и высокопрофессиональным, полностью зависит от Народной скупщины, в которой депутаты принимают решения, руководствуясь установками политической партии или партийной коалиции, по списку которой они были избраны депутатами [3; С. 528].
Срок полномочий члена Высокого судебного совета составляет пять лет, за исключением членов, назначаемых по должности. Члены Высокого судебного совета пользуются иммунитетом судьи. Об иммунитете своих членов решение принимает Высокий судебный совет, как, собственно, и об иммунитете судей. Избранные члены Высокого судебного совета могут быть переизбраны, но не подряд, а судья-член Высокого судебного совета не может в течение срока исполнения полномочий члена Высокого судебного совета быть избранным судьей другого суда [12; С. 48].
Председателем Высокого судебного совета по должности является Председатель Верховного кассационного суда. Он представляет Высокий судебный совет, руководит его деятельностью и осуществляет иные полномочия в соответствии
Половченко К. А.
ВЫСОКИЙ СУДЕБНЫЙ СОВЕТ СЕРБИИ КАК ОРГАН СУДЕЙСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
с законом. Кроме того, в Высоком судебном совете имеется и заместитель председателя, которого избирает и освобождает от должности Высокий судебный совет самостоятельно в соответствии со своим Регламентом. Заместитель председателя осуществляет полномочия председателя в отсутствие или в случае занятости председателя (ст. 7 Закона о Высоком судебном совете).
Основаниями для прекращения полномочий избранных членов Высокого судебного совета являются:
1. стойкая утрата трудоспособности, препятствующая осуществлению должностных полномочий;
2. добровольная отставка;
3. истечение срока мандата;
4. освобождение от должности.
Избранные члены лишаются членства и когда они утратили статус, на основании которого они были избраны, а именно:
- члены из числа судей лишаются членства с прекращением осуществления судебной функции;
- члены из числа адвокатов лишаются членства при исключении из реестра адвокатов;
- члены из числа профессоров лишаются членства с утратой звания профессора на юридическом факультете (ст. 39 Закона о Высоком судебном совете).
Специальным основанием для прекращения полномочий членов Высокого судебного совета по должности является освобождение от должности, занятие которой и являлось основанием для членства в Высоком судебном совете.
Избранный член Высокого судебного совета освобождается от должности до истечения срока своих полномочий в следующих случаях:
1. если не осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией и законом;
2. если осужден за совершение преступления и приговор предусматривает безусловное тюремное заключение;
3. если осужден за совершение преступления, которое делает его недостойным осуществлять полномочия члена Высокого судебного совета.
Инициировать освобождение от должности избранного члена Высокого судебного совета может любой его член. Кроме того, инициировать освобождение от должности выборного члена Высокого судебного совета из судей может и председатель любого суда на основании решения общего заседания судей. А инициировать освобождение от должности избранного члена Высокого судебного совета из адвокатов, соответственно, профессоров юридического факультета могут их уполномоченные представители. При этом Высокий судебный совет в течение семи дней после получения инициативы обязан оценить вероятность оснований, по которым инициируется освобождение. Если Высокий судебный совет оценит, что основания для освобождения от должности не являются достаточно вероятными, то он письменно оповещает инициатора о том, что инициатива не принята. Если же Высокий судебный совет поддерживает инициативу, то он до принятия решения о возбуждении производства обеспечивает возможность своему члену, освобождение от должности которого было инициировано, дать пояснения по предмету инициативы. Решение о возбуждении производства о внесении в Народную скупщину предложения об освобождении от должности своего члена Высокий судебный совет принимает в течение 15 дней со дня получения инициативы. Решение о внесении предложения в Народную скупщину об освобождении от должности своего члена Высокий судебный совет принимает в течение 30 дней
со дня возбуждения производства. При этом в принятии этого решения участвует член Высокого судебного совета, по которому принимается решение. Окончательное решение об освобождении от должности члена Высокого судебного совета принимает Народная скупщина.
Компетенция Высокого судебного совета устанавливается Конституцией Сербии (ст. 154). При этом в статье 154 Конституции предусмотрено, что компетенция Высокого судебного совета может быть расширена законом. Как результат, Законом о Высоком судебном совете компетенция последнего была значительно расширена. В итоге в настоящее время к компетенции Высокого судебного совета относится:
- избрание судей для осуществления полномочий на бессрочной основе;
- принятие решения о прекращении полномочий судьи;
- внесение кандидатур Народной скупщине для избрания судей на трехлетний (испытательный) срок;
- внесение предложения Народной скупщине относительно избрания и освобождения от должности председателя Верховного кассационного суда и председателя суда;
- внесение кандидатур Верховному кассационному суду для избрания судьями Конституционного суда [6], [7];
- назначение судей-заседателей;
- принятие решения о переводе судьи;
- принятие решения о несовместимости иной деятельности с осуществления полномочий судьи;
- принятие решения в производстве оценки деятельности судьи и председателя суда;
- определение состава, длительности и прекращения мандата членов дисциплинарных органов,
- назначение членов дисциплинарных органов и определение порядка деятельности и принятия решения дисциплинарными органами;
- принятие решения в рамках дисциплинарного производства;
- предоставление согласия на проведение программы обучения судей и работников судов и осуществление надзора за его проведением;
- утверждение программ начальной подготовки для судей;
- принятие Этического кодекса;
- определение количества судей и судей-заседателей для каждого суда;
- принятие решения по вопросам иммунитета судей и членов Высокого судебного совета;
- внесение предложения по объему и структуре бюджетных средств, необходимых для деятельности судов в рамках текущих расходов и осуществление надзора за их использованием в соответствии с законом;
- принятие решения по жалобам в процессе избрания членов Высокого судебного совета из судей;
- образование своих рабочих органов и постоянных и временных комиссий и избрание их членов;
- дача заключения о внесении изменений в действующие или о принятии новых законов, регулирующих статус судей, организацию и деятельность судов, как и других системных законов, применяемых судами или имеющих значение для осуществления судебной функции;
- принятие решения о наличии условий для возмещения ущерба, причиненного незаконной и ошибочной деятельностью судьи;
- представление ежегодного доклада о своей деятельности Народной скупщине;
- осуществление деятельности в связи с проведением Национальной стратегии реформы правосудия в рамках своей компетенции;
- оповещение общественности о своей деятельности;
- сотрудничество с судебными советами других государств и международными организациями;
- принятие актов предусмотренных законом;
- осуществление и иной деятельности, предусмотренной законом (ч. 1 ст. 19 Закона о Высоком судебном совете).
Проблемы экономики и юридической практики
2'2017
Таким образом, достаточно обширные полномочия Высокого судебного совета можно свести к следующим основным блокам:
1. полномочия в области комплектования судейского корпуса, в том числе высших судебных органов;
2. полномочия в области надзора за судейской деятельностью и привлечения судей к дисциплинарной ответственности, включая формирование и контроль за деятельностью дисциплинарных органов, решения об иммунитете судей и прекращение полномочий судей;
3. полномочия в области подготовки и переподготовки судебного корпуса;
4. полномочия в области определения бюджетных ассигнований на осуществление судебной деятельности;
5. полномочия в области разработки и проведение в жизнь реформы правосудия;
6. полномочия в области представление интересов судей в иных органах государства и сотрудничество с судебными советами других государств и международными организациями. Особо бросается в глаза предусмотренная Законом о Высоком судебном совете обязанность последнего представлять ежегодный доклад о своей деятельности Народной скупщине, что ставит дополнительные вопросы относительно независимости деятельности этого органа.
Что же касается порядка деятельности и принятия решений Высоким судебным советом, то они детально регламентируются принимаемым им Регламентом, который, как и иные общие акты Высокого судебного совета, подлежит обязательному опубликованию в «Официальном вестнике Республики Сербия» (ст. 18 Закона о Высоком судебном совете). По общему правилу его заседания носят закрытый характер, но Высокий судебный совет может принять решение о проведении открытого заседания в соответствии со своим Регламентом. Заседания Высокого судебного совета созывает председатель по собственной инициативе или по предложению не менее трех членов Высокого судебного совета. Он проводит свои заседания при участии не менее шести своих членов и принимает решения большинством голосов от общего числа всех членов. Решения всегда должны быть мотивированными, если предусмотрен порядок их оспаривания или это предписано законом и Регламентом Высокого судебного совета (ст. 17 Закона о Высоком судебном совете). Решение Высокого судебного совета может быть обжаловано в Конституционном суде в случаях, предусмотренных законом [6; С. 234].
При Высоком судебном совете образуются постоянные рабочие органы: Комиссия по оценке деятельности судей и председателей судов, Избирательная комиссия и дисциплинарные органы, состав и порядок деятельности которых регулируется специальным актом Высокого судебного совета, в соответствии с законом. Кроме того, для рассмотрения отдельных вопросов, относящихся к его компетенции Высокий судебный совет вправе образовывать временные рабочие органы, образование, состав и порядок деятельности которых детально регламентируется Регламентом Высокого судебного совета.
Подводя итог исследованию, проведенному в данной статье,
следует обратить внимание на то, что при введении в судебную систему Сербии нового органа судейского самоуправления, сербский нормотворец использовал опыт государств, в которых подобный орган имеет длительную практику деятельности. Так, в определенной мере в Сербии использовался опыт, в том числе и отрицательный, Французской Республики в этой области. При этом можно констатировать, что при разработке нормативной базы организации и деятельности Высокого судебного совета Сербии были, прежде всего, учтены сербские национальные традиции конституционализма. В результате, в отличие от французского Высшего совета магистратуры, Высокий судебный совет оказался органом судейского самоуправления, чрезмерно зависимым от представительного органа Сербии, Народной скупщины, что, несомненно, связано с особенностями системы органов государственной власти Республики Сербия [9], [10]. Кроме того, в отличие от французского «прототипа», учитывая отсутствие отделений, компетенция Высокого судебного совета является более обширной и затрагивает, в том числе и такие важные сферы, как участие в разработке и проведении в жизнь реформы правосудия в Сербии.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,75%.
Список литературы:
1. М. Па]ванчий. О судско] власти у уставном систему Србие у контексту ме^ународних стандарда. Зборник радова Правног факултета у Новом Саду, 3/2011.
2. M. PajvanciC. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.
3. Р. Маркович. Уставно право и политичке институци]е. Београд. 2014.
4. V. RakiC-Vodinelic, A. Knezevic Bojovic, M. Reljanovic. Reforma pra-vosuda u Srbiji 2008-2012. Beograd. 2012.
5. European Commission. Brussels. 9 November 2010. SEC (2010) 1330. Serbia
2010 Progress Report.
6. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия // Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремян-ской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.
7. Половченко К.А. Институт судебного конституционного контроля в постсоветских государствах // Вестник МГИМО. 2013. №3.
8. Половченко К.А. Конституционная юстиция в России и Украине (сравнительно-правовой анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.
9. Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №5.
10. Половченко К.А. Особенности правового статуса президента в системе органов государственной власти Республики Сербия // Право и управление. XXI век. 2015. №2.
11. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти // Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма. ИНФРА-М. 2016.
12. Половченко К.А. Особенности пореформенного порядка избрания и прекращения полномочий судей в Республике Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №2.