ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ния, обеспечивающим формирование мае- етвует ст. 43 Конституции Российской Фе-
V/ « -Г т
сового среднего класса как социальной основы общества, а следовательно, - общедоступным образованием. Это соответ-
дерации. На достижение этого результата и направлен процесс развития среднего профессионального образования.
особенности подготовки преподавателей
в красноярском госуниверситете:
опыт предметной мастерской по биологии
И.Ю. Кудинова, ассистент кафедры общей педагогики Красноярского
государственного университета,
В.А. КратасюКу зав. кафедрой биофизики Красноярского
государственного университета, доцент,
Т.Е. Черняева, аспирант кафедры педагогической психологии Красноярского государственного педагогического университета
Ряд педагогов в настоящее время де- нием проявляла себя биолюминесценция
светящихся бактерий - объект изучения. В частности, в ходе урока предстояло вы-
лают акцент на том, что учитель сам должен быть исследователем в области науки, которую он преподает. В Красноярском яснить, как изменяется свечение бактерий госуниверситете мы разрабатываем сис- под действием табачного дыма и спирта.
тему подготовки преподавателей биологии
В мире только начинают заниматься
способных к творчеству и экспериментам проблемой использования биологических
в области современного научного биологического образования. Сегодня актуально
открытий в образовании - как на уровне тенденций (биология - наука XXI в.), так и интегрированное в рамках образовательной на уровне частных методик. Видимо, по-области знание о себе, мире, способах де- этому разработанный Институтом биофи-ятельности, о ценностных ориентациях. В зики СО РАН «Школьный набор для про-
подготовке преподавателей мы реализуем известную учебно-методическую страте-
ведения визуального биолюминесцентного биотестирования» подкачал: приготов-
гию самоорганизации процесса обучения, ленные по инструкции светящиеся бакте-
принцип лабильности и незавершенности программы.
В прошедшем учебном году средняя
рии не подавали признаков жизни, т.е. не светились. В темноте смелее звучит гипотеза: «В экспериментальном наборе не вы-
школа № 106 «Универс» - подопытная шко- держана концентрация соли, требующаяся л а Красноярского госуниверситета - про- этим морским обитателям». Возможно, это вела очередную серию открытых уроков, так, но для выхода из создавшейся ситуа-
один из которых прошел в темной комнате, где использовалась педагогическая разработка студентов психолого-педагогическо-го факультета, будущих преподавателей биологии.
Успокаивающая музыка морского при-
ции педагогу приходит в голову счастливая идея - смыть бактерии с демонстрационного косяка. Это - обычная операция для ученого-биолога, но не для учителя биологии, которого готовили как исполнителя разработанных ранее методик научного обра-
боя дополнялась жужжанием старенького зования, неспособного предлагать и разра-
компьютера, позаимствованного в соседнем «модульном» классе. На экране сменялись фотографии светлячков, рыб, ось- вательской работы большинство учителей
батывать такие методики. Ведь, по словам А.Н. Тубельского, «собственной исследо-
миногов, рачков, медуз. Ученики (лучше сказать, научные коллеги) расположились за круглым столом, в центре которого загадочно светились несколько пробирок и большая колба: так сине-зеленым излуче-
никогда не вело, а потому имеет самое смутное представление о ее способах» (Учитель, который работает не так (опыт развития индивидуальности учеников и учителей в массовой школе) / Под ред.
& №2, 2001 ШШШШШШШ
.ЛЛЛЛЛ X л Л Л Л Лл У. <V V
° Гв ^ . • /. л л л /• л л л лл Л Л Л Л л л л Л л л л л
А.Н. Тубельского. М., 1996. С. 21). И дело здесь не столько в знании подробностей методик, а в «обоснованной смелости» в исследованиях, экспериментах с биологическими объектами, владении основными приемами исследования.
Большинство учителей испытывают страх перед наукой. Этот страх основан на их собственном научном опыте в высшей школе, где наука была представлена как серия разрозненных фактов и законов с минимумом вопросов. Страх от преподавателя передается студентам и школьникам. Учителя не смогут эффективно представлять и развивать научный процесс и опыты для учащихся, пока они не будут чувствовать себя комфортно в своих доказательствах и экспериментах. Сегодня при организации условий для «творческих работ» школьников по биологии, когда должен использоваться исследовательский метод обучения, большинство учителей практически полностью делегируют свои функции ученым - сотрудникам лабораторий, которые, в свою очередь, не обладают навыками организации научного творчества учащихся, методами педагогической диагностики и анализа образовательных эффектов.
В последнее время возникла тенденция интеграции деятельности психолого-педагогического факультета Красноярского госуниверситета, Института биофизики СО РАН и экспериментальной школы «Уни-верс» с целью научного образования преподавателей биологических дисциплин. Согласно концепции, разрабатываемой в КрасГУ, преподаватели готовятся как биологи-исследователи-экспериментаторы, производится включение студентов в научную деятельность с 1-го года обучения. Эту концепцию мы начали реализовывать в 1996 г., после организации на базе лаборатории фотобиологии Института биофизики курса «Предметная мастерская по биологии».
Для того чтобы быть исследователем в области преподаваемой науки, «представлять и выражать науку и мысль как форму бытия, а не лишь как отдельный специальный предмет» (Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского).
М., 1994. С. 76), учитель должен владеть «арсеналом методов» этой науки и «реальными научными знаниями», которые в системе образования «каким-то образом нивелируются, изменяются, трансформируются в специально структурированные учебные предметы и подаются в школах как основа наук. Хотя что там осталось от науки, как говорится, одному Богу известно... Учебные знания соотносятся с реальными научными знаниями, изложенными в трактатах или научных статьях, как. скажем, муляж человека, его восковая копия к живому человеку» (Иванов Д.А. Педагогика самоопределения: новый взгляд на привычные педагогические понятия //Учитель, который работает не так. С. 206,208).
Отсюда можно предположить, что решать проблему «оживления биологии» следует путем более тщательного, без потерь, перенесения качеств «настоящей» науки в образование. Для современной биологии это означает необходимость отразить ее экспериментальный, статистический характер, интегрированность с другими науками и технологичность, индустриальные черты (сегодня существует развитая индустрия приборов и материалов для биологических исследований), творческую субъективность и интерпретационный характер (субъекты интерпретируют результаты эксперимента), а также демократический стиль общения внутри огромного и разномастного научного сообщества «людей от биологии».
В Красноярском госуниверситете мы разрабатываем систему подготовки преподавателей биологии, способных к творчеству и экспериментам в области современного научного биологического образования. Согласно концепции факультета основой образования исследователя-педагога должны быть классическое биологическое и психолого-педагогическое образование. Причем с I курса начинается осваивание модели научной деятельности, когда группа студентов, ряд сотрудников научной лаборатории Института биофизики, учителя биологии и активная группа учащихся школы «Универс» объединяются во временный творческий коллектив для решения актуальных задач научного образования. Это оформлено в рамках курсов специали-
ГЗ
Ш ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
зации «Теория образования и методика преподавания биологии», в которые входит и «Предметная мастерская по биологии».
Методическую основу подготовки составляет обучение «посредством деятельности», когда информация усваивается не «впрок», а для решения конкретных научных задач. Каждый студент формулирует свою научную задачу по разработке новых технологий и методик для школы и вуза с учетом характера и тенденций современной биологии и образования. Такая задача создает у студентов заказ на образование, когда они чувствуют своеобразный «информационный голод» на биологические и пси-холого-педагогические знания. Участие студентов в конференциях, в том числе международных, порождает также заказ на изучение английского языка в течение всего времени обучения.
Предметная мастерская является результатом интеграции вуза и НИИ, в ней мы пытаемся решить известные проблемы отечественного высшего образования, воплощая идеи ученых Института биофизики, всегда с удовольствием работающих со студентами. Здесь мы рассказываем и показываем видеофильмы о современных биологических научных центрах России, Европы и США, проводим обзоры новейших научных открытий на основе знакомства студентов с научной периодикой (исследования проблем старения организма, генной инженерии, иммунологии и т.д.). Цель таких обзоров - показать, что биология не является областью, ограниченной предметами учебного плана, а научные знания - живые, развивающиеся и непрерывно обновляющиеся.
Взаимодействие с исследовательскими организациями и беседы с учеными об их исследованиях и взглядах на жизнь способствуют включению студентов в научное сообщество и формированию их научного мировоззрения. Проведение экскурсий в лаборатории Института биофизики, физики, химии КФ СО РАН, а также биологические экскурсии в заповедник «Столбы», пещеры, зоологический музей, оранжерею институтов леса, дендрарий не только помогают усвоению студентами предметов учебного плана, но и расширяют кругозор и эрудицию и могут служить основой для
Г4
обсуждения ряда глобальных проблем, таких, как выживание человечества, последствия парникового эффекта и «озоновой дыры» и др.
Для будущих учителей особенно важны коммуникативные способности и умение популяризовать научные знания. Наши студенты делают доклады и пишут научно-популярные обзоры по разным темам, сотрудничая с газетой «Университетская жизнь». Мы практикуем пересказ научных статей на иностранном языке в доступной форме, «биологические конференции», проводимые в том числе и на иностранном языке, просмотр и обсуждение различных сообщений средств массовой информации о науке, фильмов и т.д. «Предметная мастерская по биологии» может явиться существенным дополнением к гуманитарным дисциплинам, так как здесь можно провести целый ряд семинаров с обсуждением таких вопросов, как ответственность ученых за результаты их работы, качества настоящего ученого (с привлечением фактов биографии известных ученых), концепции происхождения и эволюции человека и тенденции его развития, природа сознания, суперкомпьютеры в восстановлении экологии, пути к истине: наука и религия, творческие альтернативы войны и мира, исторический обзор взглядов на устройство и закономерности природы с древнейших времен до наших дней, современная картина мира, учитель и ученик и т.д.
Приведем некоторые из высказываний студентов о занятиях в Предметной мастерской.
«Было очень интересно, появился реальный шанс реализовать себя и стимул хорошо учиться, чтобы добиться чего-то в жизни».
«Больше всего меня удивило отношение людей, которые с нами работают. В их работе сочетаются два важных для нас момента: уважение к нам как к личностям, людям взрослым, и в то же время забота о нас, как о своих детях».
«Меня очень заинтересовало то, что кишечник рыб не поражают другие бактерии, и уровень светящихся бактерий регулируется. Если выяснить причины, то можно найти этому огромное применение».
№ 2, 2001
' • О Л • ... Л л л л л л л л л Л Л Л .4 Л Л .V л А Л X X
«Очень интересно, мне даже спать расхотелось, надо думать о будущем».
«Все больше и больше с течением времени понимаю, как важно учиться (особенно нужному тебе делу), докапываться до мелочей».
«Нужно сделать какое-нибудь открытие (хотя бы для себя)».
«Узнала много нового. Изменилось мнение об обыкновенных фильмах (не ожидала таких биологических ошибок в художественных фильмах)».
В Предметной мастерской происходит усвоение образцов проведения исследований, организации работы, обучения. Об этом говорят наблюдения за действиями студентов, проводящих факультативные занятия со старшеклассниками. На таких занятиях школьники выполняют научно-исследовательские работы, которые затем представляются на конференции (школьную, районную, краевую).
Приемы, которые использовались студентами, помогающими школьникам выполнить исследование и представить его на конференцию, были аналогичны приемам, которые применяли преподаватели Предметной мастерской во время выполнения исследования самими студентами, включая выстраивание учебных отношений типа «исследователь - исследователь», в значительной мере опирающихся на признание качеств автономности учащихся. Для этого студенты должны были создать предметное поле, которое могло бы совместно и «равноправно» обрабатываться как учителем, так и учащимся, т.е., во-первых, найти интересующую обоих тему исследования, имеющую научную новизну. Во-вторых, оценить имеющиеся и необходимые ресурсы для выполнения эксперимента. В-третьих, найти недостающую информацию и ресурсы, например, построить коммуникацию, интегрировать усилия со «сторонними» организациями, написать проект в фонд для получения гранта, изменить, адаптировать исходную методику и т.д.
Осенью 1999 г. был получен грант на реализацию проекта учебно-научной экспе-риментальной лаборатории (УНЭЛ) в
школе № 106 «Универс» - площадки для экспериментов в области современного научного биологического образования, в том числе для реализации студентами своих разработок в условиях школы.
В начале этой работы студенты столкнулись с проблемами, с которыми часто встречаются профессиональные педагоги:
, 1) установление контакта с учениками:
2) работа с «трудными» детьми;
3) установление контакта с коллегами по работе, администрацией:
4) переутомление.
Для преодоления указанных проблем стало необходимо помимо углубленного изучения научных материалов, новых педагогических методик обучение студентов навыкам проведения психокоррекционной разгрузки. Это важно в связи с тем, что психологические перегрузки, которые ежедневно испытывает педагог в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику и в конечном счете приводят к астенизации (снижению продуктивной деятельности). Педагог, находящийся в режиме астенизации, не может адекватно реагировать на нестандартные ситуации, что обычно приводит к конфликтам и трудностям восприятия таким учителем нововведений в школе, снижению способности повышать профессиональный уровень. Со студентами была проведена серия психо-коррекционных тренингов. Данный комплекс методик включает релаксационные упражнения; адаптационные занятия; методики, направленные на выработку уверенности в себе; методики по подготовке педагогов к умению посмотреть на ситуацию со стороны; тренинг коммуникативного общения; упражнения, направленные на укрепление внутреннего равновесия.
Сегодня «Предметная мастерская по биологии» - курс с лабильной, принципиально незавершенной программой, «зона неопределенности», которая заполнила экологическую нишу, где студенты госуниверситета могут общаться по поводу науки и переносить свои знания и умения в школьное обучение.