Научная статья на тему 'Состояние и динамика развития среднего профессионального образования'

Состояние и динамика развития среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и динамика развития среднего профессионального образования»

ОБРАЗОВАНИЯ

состояние и динамика развития среднего профессионального образования

П.Ф. Анисимов, начальник Управления среднего профессионального

образования Министерства образования России

Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования и развивается как

зуется увеличением доли населения, имеющего среднее профессиональное образование. Наиболее велика численность лиц,

звено в системе непрерывного образования, имеющих среднее профессиональное об-

призванное удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами послесреднего образо-

разование, среди населения в возрасте 25 -

29 лет (31 %), 30 - 34 (30 %), 35-44 (29 %), 20-24 и 45 - 49 лет (28 %). В экономике и

вания и профессиональной квалификации социальной сфере России занято 21,6 млн

специалиста среднего звена.

В настоящее время среднее професси-

специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 34 %

ональное образование имеют 22 % насе- от общей численности занятых или 62 %

ления России. Динамика изменения обра- от общей численности занятых специалис-зовательйого уровня населения характери- тов (табл. 1).

Таблица 1

Численность специалистов со средним профессиональным образованием, занятых в отраслях экономики, % к общей численности занятых

Всего в экономике 33,8

Промышленность 34,7

Сельское и лесное хозяйство 21,0

Строительство 32,9

Транспорт и связь 37,3

Оптовая и розничная торговля, общественное питание 38,4

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 36,3

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 46,4

Образование, культура и искусство 30,4 ;

Наука и научное обслуживание 18,7

Финансы, кредит, страхование 37,2

Управление 30,6

Другие отрасли 30,9

Специалисты со средним профессиональным образованием - это работники преимущественно интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит |>ешейке диагностических задач, требую-

щих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгоритма действий. Можно выделить следующие основные направления деятельности специалистов со средним профессиональным образованием

в отраслях экономики: обработка технической, технологической и другой информации в целях подготовки материалов для принятия инженерных решений, обеспечение функционирования сложных технических и технологических систем, управление первичными трудовыми коллективами. В социальной сфере специалисты со средним профессиональным образованием осуществляют деятельность в области образования, здравоохранения, права, физической культуры и спорта, культуры и искусства и др. Специалисты со средним профессиональным образованием экономического профиля решают оперативные экономико-организационные задачи в экономических и финансовых службах предприятий и организаций, подразделениях, ответственных за статистическую отчетность и бухгалтерский учет.

Среднее профессиональное образование в России имеет глубокие исторические корни. Жизнеспособность и востребованность этого образовательного уровня проверены и доказаны в течение многих десятилетий.

Сегодня в России функционирует разветвленная сеть учебных заведений, реализующих профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по более чем 280 специальностям. Современное среднее профессиональное образование - это пос-лесреднее образование, направленное на подготовку практико-ориентированных специалистов и являющееся в соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО первым уровнем третичного образования.

Средняя профессиональная школа включает в себя более 2 700 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов и более 150 негосударственных образовательных учреждений. В 2000 г. численность студентов, обучающихся в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях, составила 2 311 тыс. чел., прием на обучение - 844 тыс. чел., выпуск специалистов со средним профессиональным образованием - 568 тыс. чел. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около

11 % выпускников основных общеобразо-

вательных школ и около 23 % ВЫПУСКНИКОВ средних (полных) школ. Образовательный процесс в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях осуществляют 159,3 тыс. штатных преподавателей и внешних совместителей, а также 25,0 тыс. преподавателей, работающих на условиях почасовой оплаты труда.

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень, включает в себя прежде всего подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем инфраструктуры, контрольно-измерительной деятельности в различных отраслях. В то же время увеличивается роль среднего профессионального образования в развитии региональных социально-экономических комплексов.

Повышение технического уровня производства, обусловленное глобальными процессами технологизации и информатизации, требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, сочетающих интеллектуальную и практическую деятельность, обладающих достаточным объемом фундаментальных знаний и многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным активно участвовать в преобразовании экономики России.

Происходит значительное расширение таких функций специалиста среднего звена, как обеспечение административно-технической поддержки процессов управления, непосредственного управления сложными техническими, технологическими и информационными системами, контроля потребительских и экологических характеристик продукции.

Наряду с традиционными местами деятельности расширяется занятость специалистов со средним профессиональным образованием в рыночной инфраструктуре (маркетинговое, финансовое, правовое

I ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

обеспечение), налогово-бюджетной сфере, ченными экономическими возможностями, управлении персоналом. Возрастает ис- При этом среднее профессиональное обра-пользование специалистов среднего звена в отраслях, осуществляющих обслужива-

зование является одной из форм социаль-

ние населения (технический, технологический, информационный, транспортно-комму-никационный сервис), где они являются наиболее массовой и мобильной частью

ной защиты для выпускников школ и, как следствие, - стабилизирующим фактором в обществе.

Таким образом, возрастание значимости среднего профессионального образова-

рабочей силы. Увеличивается потребность ния, качественное обновление его содержа-в кадрах со средним профессиональным ния является объективной закономернос-образованием в социальной сфере (пеней- тью, связанной с повышением научно-технического уровня производства, изменением профессионально-квалификационной

онное обеспечение, здравоохранение, культура, различные формы социально-психологической поддержки населения, реабилитационная деятельность, образовательные

структуры рынка труда, всей социально-экономической системы. Государственная

услуги, в том числе для лиц с особыми политика в области образования, опреде-потребностями). Развитие малого пред- ленная такими документами, как Нацио-принимательства не только расширяет сферу использования специалистов среднего звена, но и предоставляет им принципиально новые возможности по само-

нальная доктрина образования, Федеральная программа развития образования, План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и

стоятельному созданию рабочих мест модернизации экономики, предусматрива-

для себя и других.

Изменяются требования к содержанию среднего профессионального образования.

ет опережающее развитие среднего профессионального образования.

В январе 2000 г. на заседании коллегии

Перед ним ставятся принципиально новые Минобразования России была рассмотре-задачи по формированию у студентов сис- на и одобрена Программа развития сред-темного мышления, экологической, правовой, информационной и коммуникативной

культуры, предпринимательской и творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности. Выпускники средних специальных учебных заведе-

нии должны владеть знаниями и умениями, необходимыми для обеспечения конку-

него профессионального образования России. В рамках происходящего реформирования всех звеньев и уровней российской системы образования цель Программы -в период с 2000 по 2005 г. создать правовые, экономические и организационно-методические условия для стабильного развития системы среднего профессионально-

рентоспособности выпускаемых товаров и го образования, повышения его социальной оказываемых услуг, быть предельно ком- результативности на основе учета реаль-петентными и самостоятельными в реализации и обновлении своих знаний в соответ-

нои экономической ситуации и возможностей государства; обеспечить построение

ствии с высокой динамичностью сферы оптимальной траектории развития, исходя

труда.

Роль среднего профессионального образования увеличивается в условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности населения. Многочисленность средних специальных учебных заведений, их достаточно равномерное размещение по территории России, относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обусловливают важность

из той роли, которую может и должно играть среднее профессиональное образование в модернизации российской экономики.

Работа по развитию среднего профессионального образования ведется на основе взаимодействия широкого круга соисполнителей - федеральных министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, госу-

среднего профессионального образования дарственно-общественных и обществен-с точки зрения удовлетворения образова- ных организаций. Осуществляются разра-тельных потребностей населения с ограни- ботка и корректировка региональных и от-

Тл О ОПП1 л.щ:•:>::•:.:•::<>::•:х>:.:•:хх>: х хх ххх.х № 2, 1

раслевых программ, доктрин, нормативно-правовых документов в области среднего профессионального образования. Сегодня сформировано и выполняется более 70 региональных и более 20 отраслевых программ развития среднего профессионального образования - программ, ориентированных на реальное взаимодействие на основе сопряженных отраслевых и региональных векторов развития.

В соответствии с возрастанием требований к результатам деятельности средней профессиональной школы на современном этапе ее развития осуществляются увеличение масштабов реализации образовательных программ, совершенствование структуры подготовки специалистов, содержания сред-

него профессионального образования и организации образовательного процесса.

С 1995 г. динамика подготовки специалистов в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях характеризуется стабильным ростом приема и численности студентов, с 1996 -увеличением выпуска специалистов. За последние 5 лет прием студентов вырос на 179 тыс. чел., или на 27 %, численность студентов - на 388 тыс., или на 20 %, выпуск специалистов - на 95 тыс. чел., или на 20 % (табл. 2).

Увеличивается численность абитуриентов, подавших заявления для поступления в средние специальные учебные заведения. В 2000 г. она составила 1 243 тыс. чел. (на

Таблица 2

Прием и численность студентов государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, выпуск специалистов

со средним профессиональным образованием

Год

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Прием, тыс. чел. 732 652 644 630 665 662 685 707 766 844

в том числе очная форма обучения 500 464 459 451 478 480 498 525 564 614

Численность студентов, тыс. 2 202 2 090 1 994 1 871 1 923 1 976 2 011 2 052 2 147 2 311

чев.том числе очная форма обучения 1 500 1 442 1 399 1 324 1 377 1 434 1 473 1 522 1 599 1 700

Выпуск специалистов, тыс. чел. 623 585 546 532 473 494 538 545 563 568

_—---------- в том числе очная форма обучения 409 415 384 372 330 342 380 386 404 421

Численность студентов на 10 тыс. чел. населения, чел. 148 141 134 126 130 134 137 139 146 158

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

7 % больше, чем в 1999 г.). Конкурс при поступлении в средние специальные учебные заведения на бюджетной основе составил по всем формам обучения - 1,77 чел. на место, по очной форме обучения - 1,88 чел. на место.

счет сокращения доли приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям.

В то же время в последние годы сформировалась тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля.

Расширяется подготовка специалистов В период с 1995 г. произошло увеличение

со средним профессиональным образованием по договорам с юридическими и фи-

приема по всем основным направлениям среднего технического образования, в том

зическими лицами с оплатой ими стоимос- числе по группе специальностей «2200 Ин-

ти обучения. Прием в средние специаль- форматика и вычислительная техника» в

ные учебные заведения на платной основе 2,3 раза, «1000 Энергетика» - в 2 раза, «3400

в 2000 г. составил 327 тыс. чел. (39 % от Метрология, стандартизация и контроль

общего приема студентов), численность качества» - в 1,9 раза, «2700 Технология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

студентов - 721 тыс. (31 % от общей численности студентов), выпуск специалистов - 154 тыс. чел. (27 % от общего выпуска специалистов). Развивается система ведка полезных ископаемых» - в 1,4 раза,

продовольственных продуктов» - в 1,8 раза, «1700 Технологические машины и оборудование» - в 1,5 раза, «0800 Геология и раз-

«0900 Разработка полезных ископаемых», «2400 Эксплуатация транспорта», «2900

целевой контрактной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, в рамках которой обучается 128 Строительство и архитектура» и «3200 тыс. студентов (8 % от общей численное- Окружающая среда и обеспечение жиз-ти студентов, обучающихся за счет бюд- недеятельности» - в 1,3 раза, «1100 Ме-

жегных средств).

таллургия», «1800 Электротехника» и

Изменяется профильная структура под- «1900 Приборостроение» - в 1,2 раза, готовки специалистов со средним профес- Быстрым развитием характеризуется сиональным образованием. Доля приема по подготовка специалистов в области сер-специальностям экономического и гуманитарного профилей от общего приема воз-

виса: в 1995 -2000 годах прием по груп-пе,специальностей «2300 Сервис» увели-

росла с 11 % в 1980 г. до 36 % в 2000 г. за чился в 7 раз (табл. 3).

Таблица 3

Прием студентов в средние специальные учебные заведения

по профилям подготовки специалистов, тыс. чел.

Специальности Год

1990 1996 1997 1998 1999 2000

Всего 754 662 685 707 766 844

Технические 343 215 217 218 226 242

Сервис 6 11 15 25 46 68

Сельскохозяйственные 68 41 41 39 40 41

Экономические и гуманитарно-социальные 92 211 231 244 267 303

Здравоохранение 114 81 81 80 82 83

Педагогические, культура и искусство 131 103 100 101 105 107

Ш № 2, 2001

новном направленных на расширение спектра подготовки кадров для социальной сфе-

Развиваются дифференциация содержания среднего профессионального образования, гибкость и вариативность профес- ры, в области сервиса, информационных сиональных образовательных программ. В технологий.

настоящее время среднее профессионала В связи с окончанием в 2002 г. срока

ное образование реализуется по двум ос- действия ГОС СПО первого поколения на-

новным профессиональным образователь- чата работа по формированию нового по-

ным программам - базового уровня и по- коления стандарта и учебно-программной

вышенного уровня. Если базовый уровень обеспечивает подготовку специалистов с

документации. На основе мониторинга и анализа реализации образовательных про-

присвоением традиционных квалификаций, грамм разработана модель Государствен-то повышенный уровень дает возможность ного образовательного стандарта средне-выпускнику приобрести качественно новую го профессионального образования нового квалификацию, обеспечивает усиление фун- поколения. В результате совместной работы Минобразования России и отраслевых министерств и ведомств сформирован проект обновленной версии Классификатора специальностей среднего профессионального образования, обеспечивающий сокраще-

даментальнои и гуманитарной подготовки, изменение соотношения теоретической и практической подготовки в сторону увеличения доли теоретической подготовки, повышение ориентации на овладение информационными технологиями, освоение новых знаний и умений, востребованных на рынке труда. Гибкость и вариативность содержания образования обеспечиваются

ние перечня специальностей, его упорядочение, повышение адекватности развитию экономики и социальной сферы.

Активно внедряются в образователь-

путем предоставления образовательным ный процесс средних специальных учебных

учреждениям академических свобод в формировании содержания образования с уче-

заведении личностно ориентированные, модульные, интенсивные информационные

том интересов студентов, работодателей, технологии. Осуществляется развитие

перспектив развития экономики и социальной сферы.

Важными тенденциями развития содер-

форм обучения и их гибкого сочетания с

использованием новых технологии организации обучения в целях формирования ин-жания среднего профессионального обра- дивидуальных образовательных маршру-

зования являются его гуманизация и гуманитаризация, усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, расширение преемственности с другими образовательными уровнями.

Введение, Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО) в образовательный процесс средних специальных

тов студентов. Ведется работа по апробированию и внедрению технологий дистанционного образования, обеспечивающего

ч-/

повышение территориальной доступности обучения в средних специальных учебных заведениях путем использования средств и методов телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам.

В настоящее время одной из наиболее

учебных заведений позволило обеспечить важных тенденций развития образователь-реализацию общегосударственных требо- ной системы является регионализация, сухц-

ваний к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Для более эффективной организации образовательного процесса в соответствии с ГОС СПО сформирована соответствующая учебно-методическая и учебно-программная база.

ность которой состоит в последовательной ориентации деятельности учебных заведений на нужды региона с формированием на этой основе единой, многофункциональной, скоординированной системы образования

как органичной составной части региональ-

Составной частью стандартизации ного социально-экономического комплекса, среднего профессионального образования Тенденция регионализации играет значи-является совершенствование перечня спе-

тельную роль в развитии средней профессиональной школы, что обусловлено, с од-

дено более 20 новых специальностей, в ос- ной стороны, многочисленностью средних

9

циальностей. За последние три года вве

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ?

специальных учебных заведений и их рас- образования, программы начального про-пределенностью по территории страны, фессионального образования, широкий с другой стороны - значимостью среднего профессионального образования как

одного из системообразующих элементов региональных социально-экономических структур.

Анализ сети средних специальных учебных заведений показывает достаточ-

спектр программ дополнительного образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка кадров, оказание содействия органам службы занятости населения в виде организации курсов,

ч-/

семинаров, индивидуальной подготовки и др.), осуществляющие профориентацию

ную оптимальность их размещения. Под- школьников, методическую, научно-мето-

готовка специалистов осуществляется не только в региональных центрах, но и в небольших городах и поселках. В более чем

дическую, научно-исследовательскую и опытно- конструкторскую работу, а также

л

производственную деятельность по профи-

90 % субъектов Российской Федерации лям подготовки специалистов.

прием студентов в средние специальные учебные заведения (в расчете на 10 тыс. чел.

Процесс включения среднего профессионального образования в региональные

населения) превышает 2/3 от среднего по системы требует проведения последова-России (для сравнения: прием в вузы со- тельной, целенаправленной политики. Для ставляет более 2/3 от среднего по России этого необходимо прежде всего развивать

только в 60 % субъектов Российской Федерации). Важное место в образовательных системах практически всех регионов занимают колледжи, представляющие собой средние специальные учебные заведе-

систему договоров и соглашении между федеральными и региональными органами управления, предоставить региональным органам управления возможность более эффективного финансового влияния на де-

ния повышенного уровня. В настоящее вре- ятельность образовательных учреждений мя в системе среднего профессионального путем формирования регионального заказа на подготовку кадров.

С целью обеспечения такого подхода

образования функционируют более 960 колледжей (37 % от общего количества сред-

них специальных учебных заведений), ко- , осуществляются подготовка и анализ реа-

торые осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профес-

лизации соглашений о разграничении полномочий между Минобразованием России

сиональным образованием, являются, как и органами управления образованием правило, многопрофильными образователь- субъектов Российской Федерации в части ными учреждениями.

Свыше 45 % от общего приема в сред-

среднего профессионального образования. Одним из направлений развития сети сред-

ние специальные учебные заведения при- них специальных учебных заведений явля-

ходится на долю городов, не являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, и других населен-

ется создание образовательных учреждений несколькими учредителями - как правило, федеральными министерствами (ве-

ных пунктов, не имеющих статуса города, домствами) и региональными органами

где нет вузов и возможность получения высшего профессионального образования ограничена. В этом случае среднее профес-

управления образованием. Имеется первый опыт соучредительства средних специальных учебных заведений Минобразованием

сиональное образование приобретает осо- России и органами исполнительной власти бую социальную и экономическую значи- субъектов Российской Федерации (Иркут-мость: средние специальные учебные за- екая, Самарская, Сахалинская области).

В соответствии с необходимостью по-

ведения выполняют функции образовательно-методических и культурно-просветительных центров, объединяющих вокруг себя другие учебные заведения, выступа-

вышения вертикальной мобильности обучающихся важной составляющей регионализации образования является развитие

ют как многофункциональные образова- преемственности образовательных про-

тельные учреждения, реализующие, помимо программ среднего профессионального

грамм различных уровней, реализация многоуровневого образовательного процесса

как в отдельных учебных заведениях, так и в рамках образовательных комплексов. В практике регионализации среднего профессионального образования накоплен значительный опыт такой деятельности.

Расширяется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием по сопряженным учебным планам с вузами, что позволяет выпускникам средних специальных учебных заведений получать высшее профессиональное образование в сокращенные сроки. Функционируют более 160 подразделений высших учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Развитие взаимодействия между средними специальными и высшими учебными заведениями способствует повышению территориальной и экономической доступности получения высшего профессионального образования.

Численность выпускников со средним профессиональным образованием, поступивших в вузы для продолжения образования, составила в 2000 г. 286 тыс. чел., или ►

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 % от общего приема в вузы (для сравнения: в 1995 г. ~ 112 тыс. чел., или 18 %). При этом более 80 % выпускников средних специальных учебных заведений, поступивших в вузы, обучаются по вечерней и заочной формам обучения, сочетая учебу с работой по специальности, полученной в среднем специальном учебном заведении. Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает подготовку специалистов, но и создает условия для дальнейшего продвижения лично-

/

сти в образовательной системе.

В 1997 - 2000 гг. в ряде регионов осуществлена интеграция средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования. Активизировался процесс формирования средних специальных учебных заведений на базе учреждений начального профессионального образования. Только в 2000 г. 22

профессиональных лицея реорганизованы в средние специальные учебные заведения, которые реализуют образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, в том числе в интегрированной форме.

Расширяется деятельность образовательных комплексов на базе средних специальных учебных заведений, созданных в различных формах (в том числе на основе двусторонних и многосторонних договоров) и включающих в себя профессионально-технические училища, общеобразовательные школы, а также производственные организации.

В целом интеграционные процессы не только позволяют развивать взаимодействие среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями в части реализации преемственных образовательных программ, но и обеспечивают активизацию контактов между педагогическими коллективами учебных заведений различных типов, совместное проведение методической, научно-исследовательской работы, повышение рациональности использования трудовых, материальных и информационных ресурсов.

В условиях социально-экономических преобразований среднее профессиональное образование показало высокую устойчивость, обусловленную традиционной ориентацией на образовательные нужды населения, значимостью в решении важнейших задач образовательно-культурного и экономического развития страны. Усиление ориентации среднего профессионального образования на региональные условия и потребности, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, диверсификации средних специальных учебных заведений в направлении многопрофильное™, многоуровневое™ и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими уровнями в системе профессионального образования - все это способствует улучшению удовлетворения образовательных запросов населения, кадровых потребностей сферы труда.

Возрастание роли среднего профессионального образования в социально-экономическом развитии страны обусловливает необходимость повышения охвата молодежи образованием этого уровня. В перспективе среднее профессиональное образование должно стать обязательным минимумом профессионального образова-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ния, обеспечивающим формирование мае- ствует ст. 43 Конституции Российской Фе-

V/ « -Г т

сового среднего класса как социальной основы общества, а следовательно, - общедоступным образованием. Это соответ-

дерации. На достижение этого результата и направлен процесс развития среднего профессионального образования.

особенности подготовки преподавателей

в красноярском госуниверситете:

опыт предметной мастерской по биологии

И.Ю. Кудинова, ассистент кафедры общей педагогики Красноярского

государственного университета,

В.А. КратасюКу зав. кафедрой биофизики Красноярского

государственного университета, доцент,

Т.Е. Черняева, аспирант кафедры педагогической психологии Красноярского государственного педагогического университета

Ряд педагогов в настоящее время де- нием проявляла себя биолюминесценция

светящихся бактерий - объект изучения. В частности, в ходе урока предстояло вы-

лают акцент на том, что учитель сам должен быть исследователем в области науки, которую он преподает. В Красноярском яснить, как изменяется свечение бактерий госуниверситете мы разрабатываем сис- под действием табачного дыма и спирта.

тему подготовки преподавателей биологии

В мире только начинают заниматься

способных к творчеству и экспериментам проблемой использования биологических

в области современного научного биологического образования. Сегодня актуально

открытий в образовании - как на уровне тенденций (биология - наука XXI в.), так и интегрированное в рамках образовательной на уровне частных методик. Видимо, по-области знание о себе, мире, способах де- этому разработанный Институтом биофи-ятельности, о ценностных ориентациях. В зики СО РАН «Школьный набор для про-

подготовке преподавателей мы реализуем известную учебно-методическую страте-

ведения визуального биолюминесцентного биотестирования» подкачал: приготов-

гию самоорганизации процесса обучения, ленные по инструкции светящиеся бакте-

принцип лабильности и незавершенности программы.

В прошедшем учебном году средняя

рии не подавали признаков жизни, т.е. не светились. В темноте смелее звучит гипотеза: «В экспериментальном наборе не вы-

школа № 106 «Универс» - подопытная шко- держана концентрация соли, требующаяся л а Красноярского госуниверситета - про- этим морским обитателям». Возможно, это вела очередную серию открытых уроков, так, но для выхода из создавшейся ситуа-

один из которых прошел в темной комнате, где использовалась педагогическая разработка студентов психолого-педагогическо-го факультета, будущих преподавателей биологии.

Успокаивающая музыка морского при-

ции педагогу приходит в голову счастливая идея - смыть бактерии с демонстрационного косяка. Это - обычная операция для ученого-биолога, но не для учителя биологии, которого готовили как исполнителя разработанных ранее методик научного обра-

боя дополнялась жужжанием старенького зования, неспособного предлагать и разра-

компьютера, позаимствованного в соседнем «модульном» классе. На экране сменялись фотографии светлячков, рыб, ось- вательской работы большинство учителей

батывать такие методики. Ведь, по словам А.Н. Тубельского, «собственной исследо-

миногов, рачков, медуз. Ученики (лучше сказать, научные коллеги) расположились за круглым столом, в центре которого загадочно светились несколько пробирок и большая колба: так сине-зеленым излуче-

никогда не вело, а потому имеет самое смутное представление о ее способах» (Учитель, который работает не так (опыт развития индивидуальности учеников и учителей в массовой школе) / Под ред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.