И. ГИТЕЛЬЗОН, В. КРАТАСЮК, А. ПРОВОРОВ, О. ПРОВОРОВА
Красноярский государственный университет
Концепция курса «Биосфера и Ноосфера» (автор - академик РАН И.И. Гительзон) выстроена в русле экологических дисциплин, читаемых теперь во многих университетах России, но с большим акцентом на ноосферное мышление и опорой на уникальный опыт создания экспериментальных замкнутых экосистем, которым располагает Красноярский научный центр СО РАН и тесно связанный с ним Красноярский государственный университет. Система жизнеобеспечения человека - экспериментальный комплекс «Биос-3»,- созданная и в течение многих лет используемая в Институте биофизики СО РАН, - является первой и пока единственной в мире предельно упрощенной функционирующей моделью ноосферы.
Чтение курса «Биосфера и Ноосфера» вводится на биологическом, химическом и физическом факультетах в сопровождении большого практикума по экологической биофизике (со специальным разделом «Законы существования биосферы»). В последующем планируется распространить этот курс на другие факультеты университета, включая гуманитарные, и предложить его для других учебных заведений Красноярска.
Курс будет выставлен также в Интернете с целью его продвижения в мировое образовательное пространство.
Цель формирования биосферно-но-осферного мышления требует использования различных образовательных технологий. Особое место среди них занимают практические методы. Со-
Курс ноосферного мировоззрения
ставляя уникальный опыт исследовательской деятельности, они являются эффективными методами экологического образования и воспитания. Поэтому важное место в курсе занимает Практикум по экологической биофизике, который предстает в следующих формах:
• классический практикум - лабораторные работы, воспроизводящие классические (исторические) эксперименты в области экологической биофизики;
• виртуальный (компьютерный, дистанционный) практикум -лабораторные работы, осуществляемые через Интернет; необходимость такого практикума обусловлена невозможностью проведения длительных (в течение столетий) экспериментов с экологическими системами; моделирование позволяет взглянуть «в будущее из настоящего»;
• современный практикум по экологической биофизике - лабораторные работы, подготовленные на основе адаптации результатов исследований по темам научного блока, и работы, связанные с современными методическими подходами в области экологической биофизики, например, с использованием результатов наиболее интересных опубликованных исследований;
• экспериментальный исследовательский практикум -исследовательские работы, осуществляемые на оборудовании разной степени сложности (уникальные и дорогостоящие приборы, нерутинные методы и подходы), для проведения экспериментов в рамках
курсовых, дипломных, аспирантских научных работ;
• школьный практикум по экологической биофизике, состоящий из лабораторных работ, адаптированных для научной работы школьников в области экологической биофизики, и демонстрационных методов. Первый такой практикум начал действовать в 1996 году в Институте биофизики СО РАН (лаборатория фотобиологии). В 1999 г. он переместился в университетскую гимназию «Универс». Важность организации ступенчатого непрерывного образования, когда научной работой школьников руководят студенты, делает необходимым создание филиала школьного практикума в КрасГУ.
Программа тиражирования экологического образования в крае
Поскольку формирование мировоззрения требует длительного времени и экологическое образование необходимо разным по квалификации и уровню подготовки людям, мы выделяем следующие виды образовательной деятельности:
1. Подготовка специалистов.
2. Дополнительные образовательные программы для преподавателей школ.
3. Дополнительные образовательные программы для подготовки преподавателей высшей школы.
4. Послевузовская подготовка и переподготовка учителей.
5. Переподготовка специалистов в области экологии, охраны и рационального использования природных ресурсов края.
6. Переподготовка и повышение квалификации специалистов, государственных служащих и руководящих работников края.
Чтение лекционных курсов, прове-
дение семинаров, практикумов и т.д. ещё недостаточно для формирования экологического мировоззрения. Поэтому предусматривается комплекс постоянно действующих воспитательных мероприятий: организация конференций, специальных занятий, школ.
Методическое обеспечение
Во-первых, требуется создание материальной базы и учебно-методической литературы, оборудование методического кабинета и лабораторий с применением новых методов мониторинга различного уровня, специальных экспериментов с использованием современного оборудования. Во-вторых, необходимо введение и развитие новых образовательных технологий. В Красноярском государственном университете накоплен большой опыт встраивания образовательных программ в основной учебный процесс для получения дополнительных квалификаций: «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы», «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций».
Кроме того, имеется опыт развития образовательных технологий при реализации различных программ обучения взрослых.
Реализация программы
В настоящее время государственные стандарты и нормативные документы предусматривают два типа высшего педагогического образования: в педагогических институтах или педагогических университетах и в классических университетах. Это вызвано обострением основного противоречия высшего педагогического образования -между фундаментальной предметной подготовкой и методическим, психолого-педагогическим обеспечением будущего преподавателя, учителя. Особен-
но заметно это противоречие проявляется при подготовке педагогов для инновационных школ, решающих специфические образовательные задачи. В данном рассматриваемом нами случае добавляется ещё и формирование особого экологического мировоззрения.
В Красноярском государственном университете были определены две основные задачи, которые нужно решать при подготовке преподавателей: фундаментальная предметная и психолого-педагогическая подготовка; перенос акцента в практико-ориентированной педагогической подготовке с освоения конкретных методик и техник на освоение общих способов анализа, проектирования и реализации педагогической деятельности, на выработку исследовательской позиции [1].
Таким образом наши выпускники получают навыки исследовательской работы, что позволяет им осваивать и проектировать новые образовательные технологии и новое оборудование.
В 1995 г. появился стандарт дополнительной квалификации (общим объемом 600 часов), и оказалось, что мы в него не укладываемся. Наш опыт говорил о том, что ни предметной, ни педагогической составляющей жертвовать нельзя. К настоящему времени появился новый стандарт дополнительной квалификации объемом 1400 часов. Так как в нашем университете мы никогда не работали по стандарту 600 часов, наш опыт может оказаться полезным и для других вузов.
Предлагаются два пути реализации дополнительной подготовки для получения педагогической квалификации «Преподаватель».
Первый путь. Введение на предметных факультетах специализаций, связанных с педагогической составляющей, например:
• на биологическом факультете -«Теория образования и методика преподавания биологии» ;
• на физическом - «Дидактика физики» или «Преподавание физики в гимназиях и лицеях»;
• на химическом - «Методика преподавания химии».
В этом случае дипломные работы пишутся по методике, теории образования и защищаются в ГАКе ППФ.
Второй путь. Студенты, выбравшие другую специализацию, инвариантную часть изучают вместе со всеми, а методическую часть - по индивидуальному плану. В этом случае дипломная работа диктуется специализацией и защищается на своем факультете. Аттестационная работа оформляется как отчет о практике. Студенту предоставляется возможность выбора своего пути.
В данном случае второй путь представляется более перспективным при получении экологического образования для преподавателей разных предметов. Кроме того, дипломная работа также может быть связана с методикой построения специальных курсов для школьников, лабораторных работ для методического кабинета и учебной лаборатории.
Подготовка учителей биологии
На преподавателей биологических дисциплин ложится основная ответственность за формирование биосфер-но-ноосферного мышления. В нашем университете создается материальная, кадровая и методическая база для реализации концепции подготовки преподавателей биологии, которая исходит из следующих моделей специалиста:
• преподаватель-организатор учебно-научных экологических лабораторий, в которых деятельность взрослых и учащихся объединяется для решения экологических проблем и научного образования, а отношения строятся по типу «исследователь-исследователь»;
• преподаватель-разработчик учебных программ и учебно-методических и дидактических материалов, которые он проектирует и создает совместно с учащимися;
• преподаватель-популяризатор современного научного экологического знания, ведущий просветительскую деятельность по формированию экологической компетентности среди общественности;
• преподаватель-инициатор и руководитель социально-экологических проектов.
Для воплощения данной концепции были разработаны курсы, которые вошли в специализацию «Теория образования и методика преподавания биологии»:
1. Курс «Предметная мастерская по биологии». Предназначен для вовлечения студентов первых курсов в научно-исследовательскую работу, формирования заказа на образование. Студенты индивидуально выбирают научную задачу, которую решают в ходе занятий в мастерской, заказывая те или иные необходимые им темы лекций, практических занятий, экскурсии, консультации, просмотры видеоматериалов, и т.д. К проведению занятий привлекаются сотрудники научно-исследовательских институтов: Института биофизики СО РАН, Института физики им Л.В. Киренского СО РАН, Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН и Красноярского государственного университета. Результаты исследований студенты представляют в форме проектов, статей, в тезисах и докладах на конференциях (отечественных и зарубежных).
2. Курс «Техника лабораторного и демонстрационного эксперимента в школе». Реализуется с 1999 г., предназначен для обучения студентов навыкам научного руководства, адаптации лабораторных методик современной
науки к использованию в школе, получения навыков популяризации науки (демонстраций, в том числе с использованием современных технических средств обучения), создания методик и инструкций для школьных исследовательских работ и экспериментов по биологии и экологии.
В рамках этого курса студентами начал разрабатываться школьный практикум по экологической биофизике, для которого в настоящий момент подготовлены учебно-методические пособия: «Школьный экологический биолюминесцентный практикум с использованием светящихся бактерий»; «Физико-химические методы в биологии и экологии: хроматография»; «Физико-химические методы в биологии и экологии: фотометрия»; «Знакомство с физико-химическими методами в экологии: определение и значение водородного показателя»; «Биологические мембраны».
Созданы серии методических руководств, например: «Основные понятия экологии», «Биохимия в цвете», «Изучаем себя». Каждая из серий включает несколько хорошо иллюстрированных и структурированных инструкций для лабораторных и демонстрационных работ и образцы «Наборов для проведения опытов и игр по экологии и биологии в школьных и домашних условиях». Например, в серию «Основные понятия экологии» входят исследовательские опыты «Экологические факторы: что влияет на транспирацию», настольные обучающие игры «Естественный отбор» и «Круговорот».
Разработки применяются студентами в ходе преподавания и научного руководства школьниками в «Учебно-научной экологической лаборатории» гимназии №1 «Универс». Лаборатория была создана в 1999 г. как пространство совместной исследовательской и социально-экологической деятельности уча-
щихся, школьных учителей и студентов - будущих преподавателей биологии.
3. Курс «Разработка учебных программ и материалов». Предназначен для освоения студентами технологии разработки учебных программ и материалов: формулирования целей, построения структуры и учебных сценариев, подбора адекватного содержания, способов проверки результатов достижения целей. Студенты знакомятся с современными тенденциями в области разработки учебных материалов, с практикой использования прогрессивных педагогических и информационных технологий, компьютерных программ для создания отдельных элементов учебных материалов, разрабатывают наборы компьютерной анимации для иллюстрации различных процессов, изучаемых современной биологией и экологией.
4. Курс «Современная биология в школе» является одним из завершающих в программе подготовки. В ходе занятий делается обзор современных открытий в биологии, производится анализ учебной и научной информации по биологическим дисциплинам, совместно строится концепция преподавания современной биологии в школе.
Преподаватель высшей школы
Вторая педагогическая квалификация появилась сравнительно недавно [2]. В целях совершенствования преподавательской деятельности в вузах минобразования России создало научно-методический совет по подготовке, переподготовке и повышению квалификации преподавателей в сфере психолого-педагогических, социально-экономических и информационно-технологических дисциплин. Председателем совета был назначен член-корреспондент РАО А.С. Проворов. Основной задачей совета явилась разработка государственных
требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации. Такая работа была проделана, и сегодня мы имеем соответствующий документ, утвержденный Министерством образования РФ [3].
Программа «Преподаватель высшей школы» в Красноярском государственном университете была реализована для аспирантов и молодых преподавателей. Они уже столкнулись с преподавательской работой, и их желание получить педагогическую квалификацию было вполне мотивированным: они точно знали, что хотят получить, и по существу являлись первыми нашими экспертами. Учебная группа состояла из аспирантов и преподавателей биологического и химического факультетов - всего 14 человек; срок обучения - два семестра. При составлении программы учитывалось то, что курсы педагогики и психологии, история и методология соответствующей науки входят в учебные планы специальностей. Слушателям читаются следующие курсы:
«Психология человека», «Педагогика и психология высшей школы», «Педагогические теории и системы», «Технологии и основания профессионального обучения», «Правовые и экономические вопросы высшего и послевузовского профессионального образования» [4].
При этом слушатели целенаправленно готовятся к работе в высших учебных заведениях и могут использовать свои знания новых образовательных технологий, форм и методов обучения для создания современного и квалифицированного учебного продукта.
Литература
1. А.С. Проворов, О.Г. Проворова, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан. Стандарт для классического университета // Высшее образование в России. - 1998.- № 4.
2. А.С. Проборов, О.Г. Проворова, Н.Р. Се-
наторова. О роли магистратуры и аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. - 1999.- № 2.
3. Нормативное обеспечение дополнитель-
ных профессиональных образователь-
ных программ для получения дополнительных квалификаций. - М.: Министерство образования РФ, 2000. - С.35-41.
4. Сборник программ для подготовки по дополнительной квалификации. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 1999.
С. ШМЕЛЕВА, канд. физ.-мат. наук Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
Основным нормативным актом в области информационной подготовки юристов является Указ Президента РФ «Об основах государственной политики в сфере информатизации», в котором одним из направлений утверждена профессиональная подготовка юридических кадров на основе работы с новейшими информационными технологиями. В дополнении № 03-2000 к Госстандарту введена новая специальность «Прикладная информатика в юриспруденции», учитывающая потребности современного российского общества в высококвалифицированных юристах. Вместе с тем скачкообразный переход от устоявшегося, традиционного понимания сущности подготовки юриста к нормативному закреплению необходимости знания будущими правоведами основ информатики, естественных наук, овладения техникой работы на компьютере порождает нетривиальные проблемы содержательного и методического характера.
Последние обусловили введение нами понятия «информационно-коммуникационная подготовка» юристов, подчеркивающего повышение роли коммуникативного аспекта современных информационных технологий в профессиональной подготовке правоведов в вузе, необ-
Информатика в юриспруденции
ходимость развития новых возможностей реализации информационных процессов в области юриспруденции и актуализации тех аспектов профессиональной готовности к юридической деятельности, которые связаны с преступлениями в сфере высоких технологий.
Нам представляется перспективной концепция формирования готовности студентов к профессиональной деятельности средствами общенаучных дисциплин.. Исследователи этого направления (Г.А. Бокарева М.Ю. Бока-рев, В.А. Денбров, Е.Н. Кикоть, И.Л. Куликова, И.Б. Кошелева, Е.А. Мажа-ева, А.М. Подрейко и другие) отмечают, что «цели обучения и воспитания специально планируются главным образом в знаниях и умениях» [1,2].
Базируясь на данной методологической позиции, мы полагаем, что в качестве прогностической цели информационной подготовки может быть принята «информационно-коммуникационная готовность» как целостное свойство личности юриста, характеризующее единство ее знаний, умений, способностей и навыков к творческому использованию информационных систем в профессиональной деятельности.
Данная цель интегрирует оптимальный объем фундаментальных общена-