УДК 34.014
ББК 74.200
Манукян Рудик Сережаевич
аспирант г. Тюмень
Особенности педагогического взаимодействия субъектов воспитательного пространства в системе дополнительного образования
Автор данной статьи попытался рассмотреть особенности системы дополнительного образования педагогического образования для решения этой проблемы. Особое внимание уделено роли педагога дополнительного образования, направленной на формирование межличностных отношений в процессе педагогического взаимодействия.
Разнообразные направления дополнительного образования детей с одной стороны предназначены для обеспечения равных возможностей для воспитания всех членов общества, а с другой стороны - для реализации каждым своих потенциальных возможностей. Дополнительное образование не может находиться сегодня в стороне от социально-педагогических проблем общества в целом, микросоциума или отдельного воспитанника. Именно учреждения дополнительного образования позволяют педагогизировать досуг детей, привлечь их к организованным формам досуговой деятельности в формализованных группах. Что является альтернативой неорганизованного досуга детей, создающего риск появления социально-педагогических проблем.
Конечно, нужно учитывать, что для сегодняшних подростков характерно одновременное вхождение в несколько групп. Причем, чаще всего, они входят, и в формализованные группы и неформальные, общение и взаимодействие, в которых может иметь существенные отличия. Формализованные группы (класс, спортивная секция, кружок в детском клубе и т.д.) могут играть различную роль в социализации подростков. Это во многом зависит от содержания
жизнедеятельности, характера сложившихся взаимоотношений внутри группы, степени значимости для ее членов. Позитивную роль в формализованные группы играют в том случае, если деятельность предлагаемая в ней подростку общественно и личностно значима, взаимодействие в группе интенсивно и содержательно, подросток чувствует себя принятым в данную группу на равных, имеет в ней друзей и приятелей. А также, если взаимодействие подростка с представителями других групп или его жизнедеятельность в данной группе не рассматривается представителями первой как нечто враждебное[5; 235].
Однако в формализованных подростковых группах существуют факторы, затрудняющие позитивную социализацию детей и подростков. Одним из них является противоречие между педагогическими задачами институтов социального воспитания, в рамках которого действуют такие детские группы и отрицательным социальным опытом, который часто приобретают дети в формализованных группах во время неформального общения. Кроме того, содержание деятельности в такой группе не всегда насыщено полезными делами. Оно может подменяться бесполезным времяпровождением, ничегонеделанием. И, наконец, в формализованных группах нередко происходит социальная дифференциация детей. Те из них, кто попадает в категорию аутсайдеров не чувствуют психологического комфорта от пребывания в данной группе и отношения к ним со стороны сверстников не способствуют их позитивной социализации. Большинство перечисленных минусов формализованных подростковых групп чаще всего проявляются в школьном классе. Специфика психолого-педагогического взаимодействия в дополнительном образовании позволяет свести отрицательный эффект до минимума [1; 55].
Дополнительное образование имеет свои особенности педагогического взаимодействия при организации воспитательной образовательной работы с детьми. Вычленение и осознание этих особенностей, их использование в практической деятельности позволяет более эффективно строить процесс
воспитания и образования детей в системе дополнительного образования, решать их социально-педагогические проблемы и более плодотворно осуществлять взаимодействие с другими институтами социального воспитания. Практические все исследователи условий деятельности учреждений дополнительного образования отмечали приоритетность этой проблемы. Отмечается также, что особенности педагогического взаимодействия находятся в состоянии постоянного развития и комбинирования. Реформирование российской педагогики и общая социокультурная ситуация придала этим особенностям больший динамизм, гуманистическую направленность, что стимулировало обогащение и развитие воспитательного потенциала дополнительного образования.
Деятельность учреждений дополнительного образования протекает в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. В отличие от занятий в школе, которые он обязан посещать, посещение занятий в кружке или секции становится результатом осознанного добровольного решения. Находясь в ситуации выбора, ребенок сам определяет в каком кружке или секции, он будет заниматься, выбирает время занятий, удобное для него, перераспределяет свое время с учетом будущих занятий. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Часто именно эти факторы оказывают прямое влияние на первичный выбор воспитанником студии, секции или кружка. Добровольность в системе дополнительного образования проявляется и в том, сто воспитанник в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги дополнительного образования не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов ее
организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском сообществе и, наконец, яркая индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что воспитанник в течение длительного времени проводит свой досуг в учреждении дополнительного образования. Сам факт данной добровольности высоко оценивается детьми, которые, как одним из наиболее привлекательных моментов в системе дополнительного образования, выделяют возможность самостоятельного выбора интересующего их вида деятельности. Поэтому, изучение интересов и запросов воспитанников, их динамики в условиях изменяющейся социокультурной ситуации - одна из важнейших задач педагогов дополнительного образования. Именно ее решение может способствовать преодолению основного объективного противоречия в деятельности учреждений дополнительного образования - противоречия между пониманием детьми своего свободного времени как отдыха и деятельностью внешкольного учреждения как института социального воспитания, решающего соответствующие педагогические задачи [6; 39].
Глобальные изменения, происшедшие в нашем обществе в последнее время, затронули все сферы жизнедеятельности человеческой жизнедеятельности. В педагогике эти изменения, кроме всего прочего, привели к уходу массовых детских идеологических организации из стен школ и внешкольных учреждений, способствовали бурному развитию форм и направлений удовлетворения интересов детей, их потребностей в творческом и познавательном досуге. Номенклатура учреждений дополнительного образования сегодня довольно широка. К ним относятся Дома и центры детского и юношеского творчества, муниципальные подростковые клубы, станции юных туристов, клубы юных техников, археологов, краеведов, центры эстетического воспитания, различные студии, спорткомплексы, летние загородные лагеря и целый ряд других учреждений, целенаправленно создаваемых государством, обществом и отдельными ее представителями для организации досуга воспитанников. Многие из вышеназванных интегрируют в себе различные направления познавательной деятельности и становятся
комплексными воспитательно-образовательными учреждениями. В любом случае одной из основных задач таких учреждений является удовлетворение интересов детей, их потребностей в познавательной, творческой, спортивной деятельности. Ведь именно интерес становится одним из ведущих факторов при добровольном выборе воспитанником кружка, студии или секции. На удовлетворении интереса (на разных стадиях его формирования - от любопытства до теоретического интереса) базируется мотивация того, что воспитанник в течение длительного периода посещает занятия в учреждении дополнительного образования. Педагог дополнительного образования в отличие от школьного учителя находится в более выигрышной позиции. Это связано с тем, что во внешкольных учреждениях происходит дифференциация детей по интересам, что, как, уже говорилось выше, становится мотивацией не только для выбора направления деятельности, но и способствует заинтересованности воспитанника в получении тех знаний. Умений и навыков, которые передает ему педагог. А приближенность результатов деятельности к исходной цели становится еще одним стимулом к такой деятельности. Положительным моментом дифференциации становится и то, что воспитанник удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности в сообществе единомышленников, то есть людей (как детей, так и педагогов) для которых значимы те же интересы, цели, а во многом и ценности. Это способствует созданию доброжелательной дружеской атмосферы, повышению творческой активности детей, развитию их инициативности и самостоятельности[2; 12].
Повышение роли системы дополнительного образования привело к росту качества образовательных услуг, предлагаемые учреждениями дополнительного образования. Сегодня большинство из них выходят на уровень комплексных образовательных программ, основанных на базисном плане учреждения дополнительного образования. Программы, авторами которых чаще всего становятся сами педагоги дополнительного образования, являются результатом творческой интеграции осмысления и анализа серьезной
научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции, с учетом индивидуальных способностей и уровней подготовленности воспитанников. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей воспитанников, создаются условия для опережающего развития более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности воспитанников в различных возрастных группах и другие психофизические особенности возраста. Особенностью процесса дополнительного образования детей является то, что он предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в программе дополнительного образования особой методики творческого сотрудничества, деятельности педагога и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Специфика педагогического взаимодействия в системе дополнительного образования позволяет более полно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми, так как в сфере дополнительного образования нет столь жесткой, как в школе, привязанности к государственным образовательным стандартам и количество детей, с которыми одновременно занимается педагог изначально меньше, чем в обычном школьном классе. Все это способствует раскрытию индивидуальных способностей личности, ее самореализации и самоопределению в новых условиях сферы свободного времени[1; 23].
В своем исследовании М.Б. Коваль отмечает, что учреждения дополнительного образования отличаются от школ и других социальных
институтов социального воспитания детей и подростков своеобразием педагогической работы с ними. Говоря о том, что для этих учреждений характерен общедостпуный, массовый, самодеятельный и общественно полезный характер деятельности воспитанников, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи, она выделяет различные виды такой работы. Это, во-первых, массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение, требуют от него проявления умений и добросовестного отношения к делу. К ним М.Б. Коваль относит комплексные игры-соревнования, творческие праздники, конкурсы и фестивали. Именно такие формы, по мнению исследователя, дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями сверстников. Можно добавить, что часто такие виды деятельности становятся своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить свой досуг во внешкольном учреждении, а также стимулируют подростков к достижению новых результатов, и, наконец, становятся тестовым показателем результативности деятельности воспитанников и педагогов дополнительного образования [3; 65].
Ко второй категории М.Б. Коваль относит кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами и возможностями. Эти организационные формы обеспечивают равенство возможностей участия всех желающих школьников, независимо от их способностей и подготовленности. Можно также отметить, деятельность воспитанников в таких сообществах носит регулярный и долговременный характер, а формы, описанные выше используются периодически, и выступают в качестве своеобразного творческого итогового отчета за деятельность какого-либо кружка, секции или студии в определенный период времени. Кроме того, автор выделяет формы и виды работ для наиболее подготовленных детей и подростков. К ним относятся научные сообщества учащихся, детские научные конференции, летние
выездные лагеря и экспедиции. Участие в них позволяет детям расширить свои теоретические знания и апробировать их в практической деятельности. Такая деятельность, несомненно, имеет общественную значимость, а часто и возлагает на подростков высокую ответственность, а это, в свою очередь, способствует росту самоуважения и самоактуализации личности воспитанника [3; 69].
Общение - одно из важнейших средств педагогического взаимодействия. В системе дополнительного образования оно имеет свои специфические особенности, связанные в первую очередь, с тем, что общение в этой системе -это общение в сообществе единомышленников, то есть людей, живущих общими интересами и увлечениями. Совместная творческая увлеченность педагога и воспитанников приводит к неформальности общения, что имеет высокую привлекательность в глазах воспитанников, так как не только способствует установлению доброжелательной атмосферы, но и росту их самоуважения, чувства социальной значимости и взрослости. Как уже упоминалось выше, преимущественными стилями, используемыми педагогами дополнительного образования, являются общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения. Для этих стилей характерно устойчиво-положительное отношение педагога к воспитанникам, совместное продумывание законов и правил общения, совместный контроль за выполнением этих правил, ровный тон и доброжелательные отношения. Такое общение создает подлинные демократические и гуманистические отношения, выводит воспитанника на уровень активного участника взаимодействия, усиливает возможности дополнительного образования в организации досуга детей, в расширении и углублении их знаний, в обучении к конкретному делу, в развитии индивидуальных наклонностей и самоопределения личности[4; 32].
И, наконец, творческая доброжелательная атмосфера, возникающая в различных детских сообществах учреждений дополнительного образования благодаря перечисленным выше особенностям педагогического
взаимодействия, дает реальный шанс для воспитанника изменить свой социальный статус среди сверстников. Это может быть связано с тем, что, приходя в учреждение дополнительного образования, воспитанник попадает в детское сообщество, которому неизвестен статус этого ребенка в школьном коллективе. На благоприятную социализацию в новом сообществе оказывают влияние уже другие факторы и требования, предъявляемые сообществом к воспитаннику. Кроме того, во внешкольных учреждениях детские сообщества достаточно часто носят разновозрастной характер. Это способствует тому, что старший ребенок, даже занимающий в одновозрастном школьном коллективе невысокий социальный статус, может проще реализовывать свои лидерские амбиции, пользуясь более высоким интеллектуальным и физическим развитием, чем младшие воспитанники.
Специфика педагогического взаимодействия в системе дополнительного образования способствует компенсации недостатка внимания и участия, которые испытывает определенная часть детей в школе и семье, она во многом направлена на помощь в решении проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей, через создание им условий для посильной и интересной работы, поднимающий их статус в детском сообществе.
Традиции педагогического взаимодействия, исторически сложившиеся в системе дополнительного образования предполагают активное участие детей на всех этапах организации их жизнедеятельности. Тем не менее, важным субъектом такого взаимодействия остается педагогический коллектив учреждения, так как именно от педагога дополнительного образования зависит включение воспитанников в воспитательное пространство, в основе которого лежит построение эффективного педагогического взаимодействия. Именно межличностные отношения, возникающие в процессе педагогического взаимодействия, часто становятся необходимой базой для решения социально-педагогических проблем детей, посещающих различные кружки, студии и секции в учреждениях дополнительного образования. Необходимо отметить, что быстрый рост разнообразных форм внешкольной работы с детьми
способствовал количественному росту различных категорий педагогов дополнительного образования. Однако многие из них не имеют специального педагогического образования, и их профессиональное становление в сфере педагогического труда начинается одновременно с реализацией в самостоятельной практической деятельности. Это является серьезной проблемой системы дополнительного образования, которую пытаются решить через систему повышения квалификации и переподготовки работников образования. Но, с другой стороны, отсутствие практики в школьной системе позволяет таким педагогам легче привыкнуть к особенностям педагогического взаимодействия, а творческий и личностный потенциал, в какой-то мере, компенсирует недостаток педагогических и социально-педагогических знаний[4; 18].
Особенности педагогического коллектива системы дополнительного образования, специфика его педагогической деятельности в данной системе и возможности педагогического руководства детскими сообществами внутри таких учреждений становились предметами ряда исследований. В ходе исследований было установлено, что деятельность руководителя кружка, секции или любого сообщества детей представляет собой педагогическое явление, которое развивается в единстве общепедагогических закономерностей и специфических особенностей. При этом отмечалось, что общепедагогические закономерности определяют педагогическую сущность деятельности педагога дополнительного образования, а специфические особенности его деятельности касаются: характера взаимоотношений руководителя кружка и воспитанника, в основе которого лежит добровольное сотрудничество, совместная деятельность, диалогически равноправное взаимодействие через формирование межличностных отношений субъектов этого взаимодействия, общность интересов и увлечений.
Таким образом, можно отметить, что особенности педагогического взаимодействия педагога дополнительного образования касаются его задач, характера, средств, соотношения педагогического руководства и
самостоятельности воспитанников, позиции педагога во взаимоотношениях с подростками и в единстве с общепедагогическими закономерностями представляют специфические воспитательные возможности такого взаимодействия. Решение педагогических задач в совместной деятельности с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками. Система внутренних мотивов, возникающая при педагогическом взаимодействии переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения репродуктивных задач за счет создания целостного смыслового поля в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования.
Библиографический список
1. Бирюкова H.A. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве/Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития. Сборник научных статей,- Йошкар-Ола, 1999,- 172с.
2. Бруднов А.К. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования//Воспигание школьников,- 1996.-№4,-С.10-14.
3. Коваль М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Автореф. дисс. ...доктора пед.наук. -М., 1991,- 25с.
4. Морева H.A. Техника взаимодействия на тренингах педагогического общения//Мир образования - образование в мире,-2001.-№4,- С.31-33.
5. Мудрик A.B. Психология и воспитание,- М.: Московский психолого-социальный институт, 2006,- 472с.
6. Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: (Инновационная социально-педагогическая модель): учебно-метод. пособие. -М, 1996.-122с.