Денис ЯКОВЛЕВ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена развитию личности в учреждении дополнительного образования детей. Автор рассматривает характеристики образовательного и педагогического процессов, особенности деятельности учреждений дополнительного образования детей.
The article is devoted to the development of person in the institution of additional education for children. The author considers characteristics of the educational and pedagogical processes and peculiarities of activity in institutions of additional education of children.
Ключевые слова:
ребенок, социализация, образовательный процесс, педагогический процесс, учреждения дополнительного образования детей; child, socialization, educational process, pedagogical process, institutions of additional education for children.
Современные представления о развитии детских учреждений дополнительного образования основаны на идее реализации права личности на образование, информацию, отдых и досуг, на участие в культурной жизни общества. Развитие личности в свободное от основной учебной деятельности время является основой системы работы с детьми и молодежью, обусловленной новыми стандартами образования.
В современных условиях учреждения дополнительного образования детей определяются как учреждения образовательной, воспитательной, культурно-досуговой, социально-педагогической работы с детьми и семьей. Многопрофильные и профилирующие внешкольные учреждения, действующие круглогодично или сезонно, имеют специфические признаки внешкольной работы: открытость и динамичность, возможности для самореализации как детей, так и педагогов в процессе творческого познания и преобразования окружающего мира, субъект-субъектные отношения взрослых и детей, разнообразие сфер деятельности и общения. К этому следует добавить также специфику педагогического коллектива, который может сочетать как квалифицированных педагогов-профессионалов, так и педагогов-любителей1. Изучение профессионального уровня педагогов дополнительного образования Московской обл. показало, что более 80% работников этих учреждений являются специалистами в каком-либо виде деятельности, но не имеют базовой педагогической подготовки, а 30% имеют высшее непедагогическое образование. При этом отмечается следующее распределение сотрудников по возрастам: до 30 лет — 22%, от 30 до 50 лет — 67%, свыше 50 лет
- 11%.
В качестве основных принципов внешкольной работы выделяются: разнообразие форм, массовость и общедоступность занятий по интересам, развитие творчества и самодеятельности, общественно полезная направленность деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. В настоящее время приоритетными принципами работы становятся индивидуализация и дифференциация процесса работы с детьми, добровольность и доступность, творческое сотрудничество детей и взрослых, ком-
1 См.: Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. — М., 2002; Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. — М., 1993; Штейнберг Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия. — М., 2002.
ЯКОВЛЕВ
Денис
Евгеньевич —
к.пед.н., доцент,
заведующий
кафедрой
Педагогической
академии
последипломного
образования,
г. Москва
плексный подход к постановке и решению задач воспитания, образования и развития личности.
Многофункциональность учреждений дополнительного образования детей представлена широким спектром функций: учебно-воспитательной и инструктивно-методической, культурно-просветительской и досуговой, функцией социальной адаптации, рекреационно-оздоровительной, образовательно-воспитательной, социально-педагогической функциями. Представляется, что основными здесь выступают социально-педагогическая и образовательно-воспитательная функции.
Стратегия воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей определяется как всестороннее и гармоничное развитие личности. В этой связи следует подчеркнуть следующее: воспитание является организованным и управляемым компонентом социализации личности и осуществляется путем обучения детей и организации их жизнедеятельности.
Воспитательная работа учреждений дополнительного образования детей строится на основе связи общественных и индивидуальных потребностей. Особенностью воспитательного процесса является его протекание в условиях свободного времени и включение детей в деятельность на добровольных началах. При этом социальный заказ общества на воспитательно-образовательную работу детских учреждений сопряжен с объективной необходимостью передачи и воспроизводства опыта поколений, подготовки и включения детей в сферу культуры, науки, техники, производства.
Широкий диапазон привлекательных и посильных занятий требует от детей определенного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения. Детям необходимо предоставить возможность проявлять творчество и самостоятельность, самим определять цель своей деятельности и выбирать способы ее достижения, самоутверждаться в игре, труде, познании, досуге. Занятия любимым делом обусловливают привлекательность любого компонента системы внешкольной работы для детей. Важной предпосылкой нравственного развития воспитанников является добровольность
посещения занятий творческих объединений.
Многогранный воспитательный процесс во внешкольных учреждениях включает все сферы и направления развития личности: нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, физическое, а также формирование гражданского самосознания. Специализированные учреждения (музыкальные, спортивные, художественные школы) создают условия для углубленного образования наиболее одаренных детей. Педагоги дополнительного образования направляют свое воспитательное воздействие на формирование личности таким образом, чтобы в технических, художественных, туристическо-краеведческих, натуралистических, спортивных и других объединениях воспитанники развивались нравственно и эстетически, закалялись физически, приобретали навыки индивидуального и коллективного труда, учились сознательно и творчески относиться к делу
Решая задачи образовательновоспитательного характера, учреждения дополнительного образования расширяют и углубляют общий объем знаний и умений, предусмотренных школьной учебной программой, прививают стремление к самообразованию, формируют необходимые для этого навыки. Их деятельность позволяет обеспечить условия для опережающего прохождения детьми различных предметных курсов школьной программы, компенсацию пробелов в учебе, получение допрофессиональной и профессиональной подготовки. Здесь воспитанники приобщаются к тем областям знаний, которые выходят за рамки общеобразовательных программ, а одаренные дети получают возможность раскрыть и развить свои таланты.
Последовательно включая детей и подростков в репродуктивную, поисковую деятельность, учреждения дополнительного образования детей способствуют усвоению разнообразных приемов и способов деятельности, закреплению необходимых умений и навыков (предметных и социальных), стимулируют инициативу и самостоятельность в поиске рациональных приемов и способов выполнения поставленных задач, позволяют находить новые пути их решения. В научных обществах подростки овладевают методами и приемами исследова-
2012’ 1 2
ВЛАСТЬ
101
тельской и экспериментальной работы, учатся работать с научной литературой, приборами и оборудованием, принимают посильное участие в созидательном творчестве.
Учреждения дополнительного образования имеют возможности создания условий для выбора детьми не только содержания и форм занятий по своим интересам, но и удобного для них темпа и режима деятельности, а также педагогов. Индивидуальный подход должен пронизывать весь образовательный процесс. Для практического его осуществления важно определить наиболее эффективные методы педагогического воздействия, формы и приемы организации жизнедеятельности детей, помочь воспитанникам найти свое место в коллективе.
Сегодня учреждения дополнительного образования детей представляют собой совокупность разнообразных объединений. Они могут быть как постоянными, так и временными: клуб, студия, ансамбль, кружок и т.п. Они должны обладать собственным образовательно-воспитательным потенциалом, который можно рассматривать как сообщество педагогов, воспитанников и родителей, основанное на принципах добровольности, самоопределения и самодеятельности, сотрудничества и сотворчества, реализуемых путем опо-
средованных контактов, межличностного общения и совместной работы.
Жизненный опыт, накопленные знания, личные увлечения каждого из названных субъектов и атмосфера взаимного уважения помогают взрослым и детям сблизиться в разных видах совместной деятельности. Это взаимодействие характеризуется целенаправленностью, возможностью проектирования. Появляется возможность в большей степени использовать взаимодействие природных и социальных факторов, усилить интеграцию разных социальных институтов и субъектов общества в едином воспитательном процессе, активизировать семейную сферу.
Важно учитывать, что общественное воспитание направлено на формирование способности человека адаптироваться к конкретной социокультурной ситуации с сохранением собственной индивидуальности, на оказание помощи в организации жизнедеятельности детей и детских объединений, использование факторов социальной микросреды, ускоряющих процесс социализации и социальной самореализации личности.
Цель воспитания заключается не в приспособлении к уже существующей среде
— она должна быть направлена на формирование человека, воспитание не каких-либо отдельных его качеств, а личности в целом.