ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРЕЯТИИ ECONOMICS, MANAGEMENT AND BUSINESS ACCOUTING
УДК 338 DOI: 10.18413/2409-1634-2024-10-2-0-6
Алахмад Алкоусса Мажд
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ_
г. Латакия, Сирия e-mail: [email protected]
Аннотация.
Промышленные предприятия выступают основой экономического развития территории. В связи с этим проблема повышения конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях трансформации рыночной среды представляет особую важность для экономики страны. Факторами повышения конкурентоспособности выступают формируемые предприятием его конкурентные преимущества, что подтверждает необходимость анализировать потенциальные возможности изучаемого хозяйствующего субъекта при оценке уровня конкурентоспособности промышленного предприятия. В современных условиях внедрение цифровых технологий на предприятии может выступить ключевым фактором, способствующим созданию и развитию дополнительных конкурентных преимуществ.
Изученные российские и зарубежные методики оценки конкурентоспособности не в полной мере отражают реальную картину функционирования промышленного предприятия. Именно поэтому целью данной статьи является совершенствованию методики оценки конкурентоспособности предприятий путем разработки системы показателей, характеризующих потенциальные возможности промышленного предприятия в условиях цифровой трансформации. Предлагаемая в статье система показателей комплексной оценки конкурентоспособности промышленного предприятия включает в себя четыре группы индикаторов-потенциалов. Отличительной особенностью такого методического подхода является включение в модель оценки конкурентоспособности индикаторов уровня цифровизации предприятия. В условиях интенсивного развития информационных технологий полученные количественные оценки конкурентоспособности промышленных предприятий позволят выявить уровень цифровой зрелости предприятия и выработать корректирующие направления его развития с целью усиления конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: промышленное предприятие, цифровая трансформация, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, цифровой потенциал, интегральная оценка.
Информация для цитирования: Алахмад Алкоусса Мажд Особенности оценки конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях цифровой трансформации экономики // Научный результат. Экономические исследования. 2024. Т.10. №2. С. 47-56. DOI: 10.18413/2409-1634-2024-10-2-0-6
Alakhmad Alkoussa Majd
FEATURES OF ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY
Latakia, Syria e-mail: [email protected]
Abstract.
Industrial enterprises are the basis for the economic development of the territory. In this regard, the problem of increasing the competitiveness of an industrial enterprise in the conditions of transformation of the market environment is of particular importance for the country's economy. The factors of increasing competitiveness are the competitive advantages formed by the enterprise. Therefore, when assessing the level of competitiveness of an industrial enterprise, it is necessary to analyze the potential capabilities of the business entity under study. In modern conditions, the introduction of digital technologies in an enterprise can be a key factor contributing to the creation and development of additional competitive advantages. The studied Russian and foreign methods of assessing competitiveness do not fully reflect the real picture of the functioning of an industrial enterprise. That is why the purpose of this article is to improve the methodology for assessing the competitiveness of enterprises by developing a quality management system.
Key words: industrial enterprise; digital transformation; competitive advantages; competitiveness; digital potential; integrated assessment
Information for citation: Alakhmad Alkoussa Majd "Competitiveness of industrial enterprises in the context of digital transformation of the economy", Research Result. Economic Research, 10(2), 47-56, DOI: 10.18413/2409-1634-2024-10-2-0-6
Введение
Актуальность Современная теория и практика ведения бизнеса доказывает, что в условиях существующих рыночных отношений высокий уровень конкурентоспособности промышленного предприятия является составляющей обеспечения его эффективного развития и формирования перспектив. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность предприятий является важнейшим локомотивом
конкурентоспособности отраслей и стран, основой их развития.
Если рассматривать вопрос сохранения и повышения уровня конкурентоспособности предприятий, то промышленная сфера считается особенно критичной отраслью, поскольку она является ключевой для современной экономики.
Вопрос организации конкурентной политики управления промышленностью как на теоретическом уровне, так и на уровне
практической реализации является актуальным во всех странах мира. Учитывая наличие глобального кризиса, промышленный сектор также испытал значительные негативные последствия, что вынудило ведущие страны мира искать пути преодоления этих кризисных явлений. Правительства большинства стран давно осознали тот факт, что сфера и специфика функционирования промышленных предприятий претерпели радикальные изменения под влиянием глобализации, проявления влияния Индустрии 4.0, интернационализации рынков сбыта и локальных кризисных явлений, которые так или иначе возникают в любой экономике всего мира за все эти годы [Зинина О.В.,2021; Таруть-ко, О.А., 2019]. Промышленные предприятия больше не могли эффективно реализо-вывать свой производственный потенциал и развивать конкурентные преимущества. В связи с этим в большинстве стран встал вопрос об анализе и создании новой парадигмы сотрудничества и управления промышленными предприятиями.
Степень изученности проблемы. Вопросу формирования и развития конкурентных отношений по конкретным отраслям, а также проблемам конкурентоспособности предприятий в целом, посвящено большое количество научных работ. Так, различные теоретические и практические аспекты конкурентоспособности были предметом изучения М. Портера, И. Ансоффа, Дж. Робинсона, Ф. Котлера, Г. Г. Фатхудинова и ряда других ученых [1, Котлер Ф, 2012; Портер М.Э., 2017; Робинсон Дж,1986; Фатхутдинов Р.А., 2016]. В ходе исследования значительное число исследователей приступили к систематизации подходов к оценке конкурентоспособности предприятий, в том числе, в частности, такие, как В. Белоусов, П. Забелин, Е. Завьялова, В. Фомин и др. [Белоусов, В.В., 2008; Забелин, П. В., 2017]. Од-
нако оценку конкурентоспособности предприятия и выявление его конкурентной позиции каждый исследователь выполняет по-разному, принимая во внимание условия функционирования конкретной территории, свой опыт и доступную информацию. Цель такой оценки является поиск и использование методов эффективной и выгодной конкуренции.
Большое количество исследований конкурентоспособности, особенно по ее составляющим, специфичным для разных предприятий и рынков, особенностям анализа, управления, развития, диагностики и оценки, указывает на отсутствие единой методологии ее оценки. Существуют только методологии, соответствующие функционированию конкретной отрасли. Но эти предпосылки не всегда совпадают с другими отраслями, что, безусловно, не способствует освещению реального положения дел.
Целесообразность разработки темы. Для обоснования принятия управленческих решений по развитию промышленным предприятием важное значение имеет количественная оценка его конкурентных преимуществ, оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Именно поэтому данная тема привлекает внимание российских и зарубежных ученых.
Основная часть
Анализ основных методов оценки уровня конкурентоспособности предприятия
При управлении конкурентоспособностью предприятия существенное место занимают определение, оценка и контроль уровня конкурентоспособности. Для оценки уровня конкурентоспособности предприятия сегодня существует множество общенаучных методов оценки (рис. 1).
Оценка конкурентоспособности
Конкурентоспособность продукции
Эффективность деятельности
Методы оценки
Экспертные
Расчетные X
Расчетно-экспертные
Критерии оценки
Качественные Количественные
Методы оценки конкурентоспособности по форме предоставления результатов
Матричный
Графический
Факторный
Интегральный
Стоимостной
.. J
Рис. 1. Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия Fig. 1. Methods and criteria for assessing the competitiveness of an enterprise
Как уже говорилось ранее, до сих пор нет общепринятой системы оценки конкурентоспособности предприятий, однако все методы можно объединить в 2 группы. К первой группе относятся методы, рассматривающие конкурентоспособность предприятия, как конкурентоспособность продукции, производимой данным предприятием, а ко второй группе методов -сводящиеся к интегральной оценке, что требует отбора показателей для расчета частных индикаторов (экономических, финансовых, инвестиционных и т.д.). Первую группу методов следует признать мало
обоснованной, поскольку на конкурентоспособность предприятий влияют различные экономические, финансовые и социальные факторы природного характера. Вторую группу можно определить, как более обоснованную, поскольку она базируется на системном подходе к решению сложных экономических задач.
В настоящее время широкое применение приобрели факторные модели оценки конкурентоспособности предприятия, и среди них наиболее удачным является метод главных компонент. Этот метод имеет ряд преимуществ:
- сокращение числа переменных, описывающих объект, т.е. сжатие исходной размерности пространства признаков;
- косвенная количественная оценка скрытых показателей;
- классификация переменных, обычно считающихся более распространенными, с введением вторичных переменных, основанных на агрегировании первичных атрибутов объектов.;
- создание или проверка структурной теории изучаемого массива информации, то есть проведение поискового (эксплора-торного) или подтверждающего (конфир-маторного) структурного анализа;
- преобразование исходных данных в более удобные для использования или интерпретации результатов, например, это ортогонализация переменных для дальнейшего корреляционного анализа.
Таким образом, важнейшей предпосылкой оценки конкурентоспособности предприятия является определение факторов и их критериев, по которым эта оценка будет проводиться. Определение и расчет коэффициентов, используемых при оценке конкурентоспособности предприятий, основан на количественной интерпретации всех сфер деятельности предприятия и факторов, влияющих на его деятельность и результаты, а, следовательно, цифровые технологии совершенствуют процесс [Кривола-пова Ю. А., Орлова Т. И., Соловьева Н. Е., 2023].
При оценке конкурентоспособности промышленного предприятия нельзя не учитывать новые экономические условия функционирования хозяйствующего субъекта. Интенсивное развитие информационных технологий способствуют трансформации рыночной среды промышленных предприятий, где базовой основой конкурентоспособности будет выступать наличие и использование современных цифровых технологий. Цифровизация промышленности, на сегодняшний день является концепцией нового цифрового пространства, способствующей повыше-
нию эффективности бизнес-процессов [Дубровина Т.А., 2022]. Внедрение цифровых компонентов на промышленном предприятии решает проблему обработки BigData, повышает автоматизацию, роботизацию производства. При чем речь идет не об автоматизации отдельно взятых этапов производства, а в целом о внедрении цифровых технологий в финансовую и организационную деятельность предприятия, что обеспечивает гибкость, вариативность и скорость принятия управленческих решений на всех уровнях менеджмента. Наглядно цифровая трансформация промышленного предприятия, включающая в себя модернизацию производственных и других видов деятельности, представлена на рисунке 2.
Основными преимуществами цифро-визации промышленного предприятия выступают:
- увеличение гибкости производства;
- повышение качества производимой продукции;
- безопасность и надежность производства;
- ускорение вывода продукции на рынок;
- рост эффективности производства.
Перечисленные эффекты от внедрения цифровых технологий оказывают влияние на рост конкурентоспособности промышленного предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынках [Фролов В. Г., 2020]. В связи с этим качественное совершенствование производственного процесса и организационной деятельности в части технико-технологической модернизации производства является ключевой точкой роста и одним из главных конкурентных преимуществ в современных реалиях. Поэтому при оценке конкурентоспособности промышленного предприятия важно учитывать его цифровой потенциал и «цифровую зрелость» предприятия.
модернизаци
я процесса производства
/
кадровая
логистика
\
политика
Цифровая трансформация предприятия
эксплуатация
финансовая производств
деятельность енных
площадей
Рис. 2. Влияние цифровых технологий на деятельность промышленного предприятия Fig. 2. The impact of digital technologies on the activities of an industrial enterprise
Авторская методика оценки конкурентоспособности промышленного предприятия
На основании вышеизложенного, предлагаем подход к оценке конкурентоспособности, который заключается в расчете интегрального индикатора, включающего в себя следующие группы показателей, определяющих потенциальные возможности промышленного предприятия:
• финансовые;
• управленческие;
• маркетинговые;
• цифровые.
Формирование системы показателей основано как на исследовании методов и методик оценки конкурентоспособности предприятий, так и на подходах по оценке качества управления бизнес-процессами промышленного предприятия. Учитывая тот факт, что финансовый, управленческий и маркетинговый потенциал предприятия рассматривается в ряде авторских методик, использующих интегральную оценку [Белоусов, В.Л., 2017; Васильева А.В., 2013; Зулькарнаев, И.У., 2016; Целикова, Л.В.,
2000], следовательно, показатели для анализа данных потенциалов были нами дополнены и отражены на рисунке 3.
Относительно цифрового потенциала промышленного предприятия необходимо отметить то, что в ряде методик его анализ отсутствует, либо представлен узким кругом показателей, что не в полной мере отражает реальную картину цифро-визации предприятия. Особый интерес к формированию системы показателей для оценки цифрового потенциала предприятия представляет точка зрения ученых А.В. Козлова и А.Б. Тесля. Они предлагают изучать уровень цифровизации промышленного предприятия на основе интегральной оценки, включающей в себя группы показателей, отражающих текущие и будущие возможности по использованию предприятием цифровых технологий с учетом развития внешней среды. По сути, проводится анализ внешней и внутренней среды предприятия в контексте его цифровой трансформации [Козлов А.В., Тесля А.Б., 2019].
Финансовый потенциал
■ in ■■-ГЩГСГч -TUU3-7
" fi &рз1г/лцтп7 itthcbltk:
■ р ента 5 ельноеть; ■оёъем продаж; ■деоиторская у. Ервднторская
задолженность:
■ гпчф^.п—HiP-.-T соора'ЕЕаемостн; ■динанина п-эяоянньэ; и пвреиЕнхых
затрат
Г 1
• текуче lit Е^лрсв:
■ уровень квалификации.
Управление ский компетентность:
■ дапн реализованных кхнозаднонных
потенциал предложении:
■ качество управления оизнес-
процессаи;:.
L Л
■ дддм^ндцд поигЕшиков:
■ елтичйлзс реЕпшалшш
■ удаленность -оставщикоз. время доставши
■ страховой запас;
■ структура продаж;
■ ¿оля прнныпн от реализации кннозационн-ой -уд щтздш в оощем ооъеме щлтоклн;
■ время огыенкя продукта.:
■ те^шы роста, н ооста продаж;
■ еоличйлзс- послс-яниьл; клиентов
Г 1
Маркетинговый потенциал
Цифровой потенциал
■:то(снсть цирямыдт обЕсгелення:
■ рапиць; на. ПО:
■^ткзееь исгсльзоелнеп it- текволо:та: ■"оля оагзупннЕов. ЕкпалЕлуЕосцн; IT-текксЬопш;
■-олг нюемх озггупшЕов с гзеоуышыи шкт^оеъош компетенции;!]: ■кдщпесис внирехкък ннфг^нЕиионньЕ. технологии за отчетный пкноз;
■ к^лтесгао «¡зданных клк -^йотеннее сотр^'^никамЕп^едп^кзпЕ ннск р и зцвонных программ;
■}рэ€жь о^:пнлешшинфорыацнок:-гак Зезошс-мсти иегтЕльности предлркглил
Рис. 3. Система показателей для оценки конкурентоспособности промышленного предприятия Fig. 3. The system of indicators for assessing the competitiveness of an industrial enterprise
Федеральная служба статистики для оценки развития высокотехнологичных предприятий использует порядка 30 показателей. Среди которых индикаторы, характеризующие модернизацию промышленного производства; динамику и структуру затрат на совершенствование производства с целью внедрения передовых 1Т-технологий; объемы производства с использование передовых технологий. Но несмотря на значительное число показателей, не проводится оценка результативности использования передовых технологий промышленными предприятиями.
Для включения в методику этапа оценки цифрового потенциала промышленного предприятия мы предлагаем использовать группу показателей, которые отражают готовность предприятия к цифровой трансформации (ресурсная составляющая) и результативность от внедрения современных 1Т-технологий.
Предложенная система показателей обладает следующими свойствами:
- обеспечивает максимальную информативность полученных результатов оценки конкурентоспособности промышленного предприятия;
- предусматривает оценку ключевых характеристик среды функционирования предприятия с учетом ее цифровой трансформации;
- достоверность и адекватность отражения реального состояния промышленного предприятия с учетом изменяющихся условий среды функционирования;
- обеспечивает возможность проведения динамического анализа уровня конкурентоспособности промышленного предприятия;
- доступность представленных показателей для упрощения расчетов оценки конкурентоспособности.
Заключение
Представленная система показателей оценки и анализа конкурентоспособности промышленного предприятия позволяет комплексно исследовать деятельность хо-
зяйствующего субъекта в разрезе его потенциальных возможностей. Отличительной особенностью предложенной совокупности индикаторов выступает включение в модель оценки конкурентоспособности показателей, характеризующих цифровой потенциал и «цифровую готовность» предприятия. Такой подход повышает практическую значимость разработанной системы показателей и обеспечивает ее применение в условиях цифровой трансформации современных промышленных предприятий. Кроме того, опираясь на полученные результаты в ходе оценки конкурентоспособности предприятия, можно отметить обладает ли изучаемое предприятие дополнительными конкурентными преимуществами относительно других промышленных предприятий, в том числе выявить уровень его цифровой зрелости. В условиях интенсивного развития информационных технологий своевременное определение уровня цифрового потенциала хозяйствующего субъекта позволит выработать корректирующие направления его развития, тем самым усилить конкурентные преимущества и повысить конкурентоспособность промышленного предприятия.
Список литературы
1. Ансофф, И. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. / И. Ансофф; науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. - М.: Экономика, 2016. - 519 с.
2. Белоусов, В.В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: дис канд. эконом. наук: 08.00.05 / Белоусов Владимир Владимирович. - Ижевск, 2008. -169 с.
3. Белоусов, В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 6: 3039.
4. Владыка М.В., Ваганова О.В., Куче-рявенко С.А., Быканова Н.И. Анализ эффективности показателей экономики макрорегиона (на примере центрального федерального округа) Общественные науки. 2016. № 11.
С.3728.
5. Васильева А.В. Методики оценки конкурентоспособности предприятия: Учебно-методическое пособие / А.В.Васильева. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2013. - 114 с.
6. Дубровина, Т.А. Цифровые технологии как фактор повышения конкурентоспособности промышленного предприятия / Т.А. Дубровина, Е.О. Пилавиду // Белгородский экономический вестник. - 2022. -№ 3 (107): 51-55.
7. Забелин, П. В. Основы стратегического управления / П. В. Забелин, И. К. Моисеева. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2017. - 195 с.
8. Завьялова, Е.М. Конкурентоспособное управление промышленным предприятием / Екатерина Михайловна Завьялова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. - Москва. -2012 - 213 с.
9. Зинина, О.В. Разработка механизма повышения конкурентоспособности предприятия / О.В. Зинина, З.Е. Шапорова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2021. - Т. 10. - № 2(35): 172-175.
10. Зулькарнаев, И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 4.: 24-26.
11. Криволапова Ю. А., Орлова Т. И., Соловьева Н. Е. Новые финансовые технологии: глобальные тренды в России // Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - № 1. - С. 190-197. ао1: 10.47576/2949-1916_2023_1_190.
12. Козлов А.В., Тесля А.Б. Цифровой потенциал промышленных предприятий: сущность, определение и методы расчета // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т.25 №6: 101-110.
13. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2012. - 800 с.
14.Портер, М.Э. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. 7-е изд./ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. -М.: Альпина Паблишер, - 2017. - 454 с.
15. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, -1986. -421 с.
16. Тарутько, О.А. Развитие методов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях экономиче-
ской нестабильности / Тарутько Ольга Алексеевна 08.00.05 дисс... канд. экон. наук. 2019. -185 с.
17. Фатхутдинов Р.А. Оценка конкурентоспособности / Р.А. Фатхутдинов // Промышленность России.2016.№ 3.
18.Целикова, Л.В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки /
Л.В. Целикова // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2000. №2: 57-67.
19.Совершенствование инновационного развития национальной экономики в условиях глобализации. Абдуллаева Р.Г., Абулкасимов
Х.П., Амбарцумян А.А., Аранжин В.В. и др.Ташкент, 2021
20. Сизьунго Муненге, Московкин В. М., Ваганова О.В. Пространственно-временной анализ процессов цифровизации россиских регионов // Научный результат. Экономические исследования. 2022. Т. 8. № 3. С. 48-62. DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-3-0-4
21. Фролов, В. Г. Формирование механизма развития промышленного предприятия в условиях цифровизации / В. Г. Фролов, О. В. Трофимов, Т. С. Мартынова // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. -Т. 10. - № 8: 2243-2262.
References
1. Ansoff, I. (2016). Strategic management: short translation from English/ I. Ansoff; scientific ed. and author's preface by L. I. Evenko. - M.: Economics, 2016. - 519 p. (in Russian)
2. Belousov, V.V., (2008). Management of competitiveness of an industrial enterprise: dissertation... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / Belousov Vladimir Vladimirovich. Izhevsk, 2008. 169 p. (in Russian)
3. Belousov, V.L., (2017). Analysis of the competitiveness of the company / V. L. Bel-ousov // Marketing in Russia and abroad. 2017. No. 6. pp. 30-39. (in Russian)
4. Vladyka M.V., Vaganova O.V., Ku-cheryavenko S.A., Bykanova N.I. (2016). Analysis of the effectiveness of economic indicators of a macroregion (using the example of the Central Federal District) Social sciences. 2016. No. 11. P. 3728. (in Russian)
5. Dubrovina, T.A., (2022). Digital technologies as a factor in increasing the competitiveness of an industrial enterprise / T.A. Dubrovina, E.O. Pilavidu // Belgorod Economic Bulletin. 2022. № 3 (107). Pp. 51-55. (in Russian)
6. Improving the innovative development of the national economy in the context of globalization. (2021). Abdullaeva R.G., Abulkasimov Kh.P., Ambartsumyan A.A., Arangin V.V. and others. 2021. Tashkent, (in Uzbekistan).
7. Fatkhutdinov R.A., (2016). Assessment of competitiveness / R.A. Fatkhutdinov // Industry of Russia. 2016. N° 3. (in Russian)
8. Frolov, V. G., (2020). Formation of the mechanism of industrial enterprise development in the conditions of digitalization / V. G. Frolov, O. V. Trofimov, T. S. Martynova // Economics, entrepreneurship and Law. 2020. vol. 10. No. 8. pp. 2243-2262. (in Russian)
9. Krivolapova Yu. A., Orlova T. I., Solovieva N. E. New financial technologies: global trends in Russia. Regional and branch economy, 2023, no. 1, pp. 190-197. doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_190
10. Kotler, F., (2012). Marketing management. St. Petersburg: St. Petersburg, 2012. -800 p. (in Russian)
11. Kozlov A.V., Teslya A.B., (2019). Digital potential of industrial enterprises: essence, definition and calculation methods // Bulletin of the Trans-Baikal State University. 2019. Vol.25 No.6 From 101-110. (in Russian)
12. Porter, M.E., (2017). Competitive strategy: A methodology for analyzing industries and competitors. 7th ed./ Michael E. Porter; Transl. from English. M.: Alpina Publisher, 2017. 454 p. (in Russian)
13. Robinson, J., (1986). The economic theory of imperfect competition. M.: Progress, 1986. From 421. (in Russian)
14. Tarutko, O A., (2019). The development of methods to ensure the competitiveness of entrepreneurial structures in conditions of economic instability / Tarutko Olga Alekseevna 08.00.05 dissertation of the Candidate of Economic Sciences. 2019. 185 p. (in Russian)
15. Tselikova, L.V., (2000). Competitiveness of market entities and the mechanism of its assessment / L.V. Tselikova // Bulletin of Moscow University. Ser. 6. Economics. 2000. No.2. pp. 57-67. (in Russian)
16. Vasilyeva A.V., (2013). Methods of assessing the competitiveness of an enterprise: An educational and methodical manual / A.V. Vasi-lyeva. Blagoveshchensk: Publishing House of the AmSU, 2013. 114 p. (in Russian)
17. Zabelin, P. V., (2017). Fundamentals of strategic management / P. V. Zabelin,
I. K. Moiseeva. M.: Information and implementation center "Marketing", 2017. 195 p. (in Russian)
18. Zavyalova, E.M., (2912). Competitive management of an industrial enterprise / Ekaterina Mikhailovna Zavyalova // Dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences: 08.00.05. Moscow. 2012. 213. (in Russian)
19. Zinina, O.V., (2021). Development of a mechanism for increasing the competitiveness of an enterprise / O.V. Zinina, Z.E. Shaporova // Azimut of scientific research: economics and management. 2021. Vol. 10. № 2(35). Pp. 172-175. (in Russian)
20. Zulkarnaev, I.U., (2016). The method for calculating the integral competitiveness of industrial, commercial and financial enterprises / I.U. Zulkarnaev, L.R. Ilyasova // Marketing in Russia and abroad. 2016. No. 4. pp. 24-26. (in Russian)
21. Munenge Sizyoongo, Moskovkin V. M., Vaganova O. V. "Spatio-temporal analysis of digitalization protsesses in Russian regions", Research Result. Economic Research, 8(3), 48-62, DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-3-0-4(in Russian)
Информация о конфликте интересов:
авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interest to declare.
Алахмад Алкоусса Мажд, научный исследователь, (Сирия, г. Латакия)
Alakhmad Alkoussa Majd, Scientific Researcher, (Syria, Latakia)