Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ'

УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / менеджмент организации / промышленное предприятие / конкурентоспособность / digital transformation / management of the organization / industrial enterprise / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Васильевич Веретёхин

Цифровая трансформация обеспечивает предприятие уникальными ресурсами, что ведет к росту его конкурентоспособности. Цель данной работы — определение характеристик цифровой трансформации промышленного предприятия, играющих ключевую роль в обеспечении конкурентного преимущества в современных условиях. Для выявления условий устойчивой конкурентоспособности предприятия, проводящего цифровые преобразования, используется модель VRIN. Выделены основные факторы, способствующие масштабированию цифровой трансформации промышленного предприятия. В современных условиях, отличающихся упрощением и ускорением имитируемости ресурсов, цифровая трансформация промышленного предприятия в контексте достижения конкурентных преимуществ должна быть непрерывной, или постоянной, или периодичной, но никак не эпизодичной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION MANAGEMENT OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE IN THE CONTEXT OF ENSURING COMPETITIVE ADVANTAGES

The enterprise digital transformation allows management to create unique resources and helps ensure competitiveness. The purpose of paper is to determine the main characteristics of enterprise digital transformation, which play a key role in providing management with a competitive advantage of the organization. The paper applies the VRIN model. The author identified the factors contributing to the scaling of the enterprise digital transformation. In the context of competitive advantage, management needs to undertake an industrial enterprise digital transformation that is continuous, ongoing, or at least periodic rather than one-time.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 12 (494). С. 127-132. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(12(494):127-132

Обзорная статья УДК 338:658

doi: 10.47475/1994-2796-2024-494-12-127-132

УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ

ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Андрей Васильевич Веретёхин

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия, [email protected], 0000-0002-6287-4091

Аннотация. Цифровая трансформация обеспечивает предприятие уникальными ресурсами, что ведет к росту его конкурентоспособности. Цель данной работы — определение характеристик цифровой трансформации промышленного предприятия, играющих ключевую роль в обеспечении конкурентного преимущества в современных условиях. Для выявления условий устойчивой конкурентоспособности предприятия, проводящего цифровые преобразования, используется модель VRIN. Выделены основные факторы, способствующие масштабированию цифровой трансформации промышленного предприятия. В современных условиях, отличающихся упрощением и ускорением имитируемости ресурсов, цифровая трансформация промышленного предприятия в контексте достижения конкурентных преимуществ должна быть непрерывной, или постоянной, или периодичной, но никак не эпизодичной.

Ключевые слова: цифровая трансформация, менеджмент организации, промышленное предприятие, конкурентоспособность

Для цитирования: Веретёхин А. В. Управление цифровой трансформацией промышленного предприятия в контексте обеспечения конкурентных преимуществ // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 12 (494). С. 127-132. DOI: 10.47475/1994-2796-2024-494-12-127-132.

Review article

DIGITAL TRANSFORMATION MANAGEMENT OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE IN THE CONTEXT OF ENSURING COMPETITIVE ADVANTAGES

Andrey V. Veretyokhin

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia, [email protected], 0000-0002-6287-4091

Abstract. The enterprise digital transformation allows management to create unique resources and helps ensure competitiveness. The purpose of paper is to determine the main characteristics of enterprise digital transformation, which play a key role in providing management with a competitive advantage of the organization. The paper applies the VRIN model. The author identified the factors contributing to the scaling of the enterprise digital transformation. In the context of competitive advantage, management needs to undertake an industrial enterprise digital transformation that is continuous, ongoing, or at least periodic rather than one-time.

Keywords: digital transformation, management of the organization, industrial enterprise, competitiveness

For citation: Veretyokhin AV. Digital Transformation Management of an Industrial Enterprise in the Context of Ensuring Competitive Advantages. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(12(494):127-132. (In Russ.). DOI: 10.47475/1994-2796-2024-494-12-127-132.

Введение

В эпоху стремительного технологического прогресса и становления цифровой экономики руководству предприятия необходимо прилагать нема-

© Веретёхин А. В., 2024

лые усилия, чтобы обеспечить своей организации конкурентные преимущества. Результаты ряда научных исследований показывают ключевую роль цифровой трансформации в этом вопросе.

По мнению Х. Го, Д. Ли, Ф. Рен, Х. Чэнь, К. Ши и др. цифровая трансформация предприятия

позволяет создавать уникальные ресурсы, которые обеспечивают устойчивое конкурентное преимущество хотя бы по одному из базовых направлений (технологическое, ресурсное, управленческое, инновационное и т. д.) [1]. Фактором роста конкурентоспособности российские ученые (В. Н. Ро -дионова, И. С. Антонов и др.) считают цифровую трансформацию основных подсистем предприятия с реорганизацией отдельных процессов и преобразованием всей компании на основе цифровых платформ и экосистем [2]. Э. Д. Малевская-Малевич, В. В. Глухов, Т. А. Гилева и др. отмечают, что для укрепления конкурентоспособности промышленному предприятию необходимо осуществлять цифровую трансформацию по обоснованной траектории [3]. Исследователи главным образом рассматривают обеспечение конкурентных преимуществ фирмы за счет выбора «верного» направления и «подходящего» объекта для цифровой трансформации. При этом уделяется недостаточное внимание условиям, которым должна соответствовать сама цифровая трансформация.

Целью настоящей работы является определение основных характеристик цифровой трансформации промышленного предприятия, играющих ключевую роль в обеспечении динамического конкурентного преимущества организации в условиях становления цифровой экономики.

Материалы и методы исследования

В работе используются данные из открытых источников. Основу исследования составляют следующие методы: всеобщие (диалектический); общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия). Применяется модель VRIN (автор профессор Джей Б. Барни, 1991 г.), которая в рамках ресурсного подхода определяет условия достижения предприятием устойчивой конкурентоспособности [4]. Под предприятием-первопроходцем понимается такое предприятие, которое в результате цифровой трансформации первым создает определенный (а значит, уникальный) ресурс.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно модели VRIN, предприятие может достичь устойчивой конкурентоспособности, если его ресурсы ценны (англ. Value), редки (англ. Rarity), плохо поддаются имитации (т. е. трудно повторимы, англ. Inimitable) и не подлежат замене (англ. Nonsubstitutable) [4]. Отметим, что наряду с классическим VRIN-фреймворком иногда используется его модификация — VRIO (или VRINO у других авторов). При этом, в модель

VRIN вводится критерий «О» — «организованность» (англ. Organization). Однако понимается он исследователями по-разному.

Сущность критериев VRIN/VRIO и их аналитические выражения достаточно подробно представили Д. Б. Шульгин, Л. Д. Сон и др. [5]. Отметим некоторую сложность практического использования предложенных этими авторами сентенций, поскольку необходимо, среди прочего, знать доли рынка каждого конкурирующего продукта и проводить корректную градацию и оценку ресурсов конкурентов. Вместе с тем как модель VRIN, так и фреймворк VRIO фокусируются на атрибутировании ресурсов, которые позволяют предприятию получить устойчивое конкурентное преимущество. Подчеркнем, что парадигма VRIN довольно широко представлена в научной литературе, и, за более чем 30-летнюю историю ее использования, достаточно апробирована в эмпирических исследованиях российских и зарубежных авторов [6; 7]. Модель VRIN значительно проще в применении, чем VRINO, т. к. содержит меньше критериев, и в ней отсутствует дискуссионный показатель «Organization». Все это делает VRIN предпочтительной для наших исследований.

В результате цифровой трансформации промышленное предприятие получает различные новые ресурсы, способствующие стратегическому корпоративному развитию [1-4]. С целью выявления атрибутов цифровой трансформации промышленного предприятия, которые менеджмент предприятия должен обеспечить для получения организацией конкурентного преимущества, воспользуемся критериями VRIN, как характеристиками приобретенных ресурсов. При этом в рассуждениях будем руководствоваться «разделяющим равновесием», которое соответствует ситуации, «когда агенты с различными характеристиками выбирают разные типы поведения» [6]. Это может обуславливаться различными причинами. Поведенческая вариативность зачастую наблюдается, например, из-за разницы в транзакцион-ных издержках и/или из-за неодинакового доступа к источникам финансирования. В нашем случае это означает, что предприятию-первопроходцу достаточно выгодно инвестировать в создание специфических цифровизированных активов, а его конкурентам — нет.

Исходя из принятого в работе подхода, наличие устойчивого конкурентного преимущества означает выполнение неравенства [7]:

V < < V

0 1'

где У0 — стоимость ценного, редкого ресурса, полученного предприятием в результате цифровой трансформации; У1 — затраты конкурента или стоимость масштабирования этого ресурса, или ресурса, заменяющего его.

Следовательно, устойчивое конкурентное преимущество предприятие может себе обеспечить либо путем владения неиметируемым ресурсом, либо если конкурентам невыгодно масштабировать уникальный ресурс из-за значительных затрат (которые намного больше, чем у предприятия-первопроходца), либо в сочетании этих двух условий.

Подчеркнем, что в рассматриваемом контексте уникальный ресурс предприятие получает в результате своей цифровой трансформации, т. е. на основе цифровых технологий. Последние сейчас стремительно развиваются и постоянно расширяют сферу своего применения. В настоящее время цифровые технологии достигли такого уровня развития, что стали легко доступными для пользователей. В итоге количество предприятий, внедряющих цифровые технологии и различные цифровые продукты на их основе, в мире перманентно растет.

Современное информационное поле способствует интегрированию и быстрому распространению информации не только о результатах цифровой трансформации, но подчас даже о намерении менеджмента предприятия ее провести. Тенденция к ускорению инфообмена в ближайшем будущем скорее всего сохранится, т. к. глобально наблюдается рост скорости инфообмена, емкости ин-фопространства и развитие инфоресурсов (СМИ, сайты, новостные агрегаторы, соцсети и т. д.). По прогнозам к 2025 г. количество наличествующей информации вырастет до 175-200 зетта-байт с 33 зеттабайт в 2018 г. [8]. В таких условиях эффективность информационного воздействия на хозяйствующие субъекты безусловно возрастет.

Руководители функционирующих промышленных предприятий при проведении цифровой трансформации нередко пользуются услугами консалтинговых компаний и/или разработчиков программного обеспечения. Быстрая технологическая эволюция сделала специализированный информационно-технологический (ИТ) консалтинг достаточно востребованным в мире. В РФ он особенно важен для успешного осуществления цифровой трансформации промышленного предприятия из-за высокой неопределенности внешних экономических факторов и различных ограничений, ставших особенно ощутимыми с 2020 г.

Таким образом, компании сектора ИТ и консалтинговые фирмы накапливают опыт внедрения одной или нескольких цифровых технологий, а также их сочетаний. Эти компании аккумулируют и интегрируют цифровые знания. Развитие консалтинговых фирм и компаний-разработчиков программного обеспечения способствует распространению опыта цифровой трансформации. Это, в свою очередь, приводит к снижению риска и затрат предприятий-последователей, масштабирующих результаты предприятий-первопроходцев.

Проведение цифровой трансформации менеджментом предприятия должно быть хорошо продуманным и обоснованным, поскольку такие преобразования, как правило, сопряжены с риском и требуют больших капиталовложений. В то же время проекты цифровой трансформации, опирающиеся на положительный, реально уже кем-то полученный инновационный результат, могут быть вполне обоснованными и достаточно привлекательными для исполнения. Именно такие проекты имеют больше шансов получить финансовую поддержку различных фондов, кредитных организаций и инвесторов, чем предложения предприятий-первопроходцев. Такая ситуация обусловлена наличием у собственников (и иных ресурсодержателей) жестких требований к инвестиционной безопасности. Защищенность вкладываемых материальных и иных ресурсов предполагает умеренность рисков и обоснованность диджитал-проектов предприятия-реципиента.

Обобщая вышеизложенное представим основные факторы, способствующие масштабированию результатов цифровой трансформации промышленных предприятий (рис. 1).

В сложившихся условиях цифровые разработки и достижения предприятий зачастую относительно легко имитируются конкурентами. В итоге менеджменту промышленного предприятия сложно обеспечить выполнение критериев УЯШ в течение длительного промежутка времени. Единичное цифровое преобразование (даже весьма масштабное) не всегда может быть залогом устойчивой конкурентоспособности предприятия. В результате цифровой трансформации предприятие, как правило, получает конкурентные преимущества на сравнительно небольшие промежутки времени. В современных работах научно-практической направленности приводится множество примеров достаточно быстрого масштабирования результатов цифровой трансформации. Скорость масштабирования все время растет, и даже существенные

Рис. 1. Основные факторы, способствующие расширению масштабирования результатов цифровой

трансформации промышленных предприятий Fig. 1. Main factors contributing to the spread of scaling of the industrial enterprises' digital transformation results Источник: составлено автором

цифровые прорывы не гарантируют длительного конкурентного доминирования.

В данном ключе показателен пример распространения популярной в автомобилестроении бизнес-модели «подключенный автомобиль». Исторически первый подключенный автомобиль был создан General Motors (GM) в сотрудничестве с Motorola Automotive и выведен на рынок в 1996 г. На тот момент данная концепция воспринималась многими как футуристичный способ демонстрации технологических возможностей концерна. Подключенный автомобиль оставался редким видом продукции достаточно долго.

Развитие цифровых технологий, их удешевление и упрощение использования, а также обусловленное этим появление и распространение новых технических возможностей (таких, как сотовая связь, Интернет, интернет вещей и др.) привело к тому, что с 2007 г. автоконцерны один за другим стали массово выпускать соответствующую продукцию [9]. В настоящее время практически все крупные компании отрасли (в т. ч. Ford Motor Company, Volvo Car Corporation, Toyota Group, Volkswagen Group и др.) имеют и постоянно совершенствуют научно-техническую базу, необходимую для производства подключенного автомобиля. При этом менеджмент корпораций внедряет новые цифровые технологии во все сферы деятельности предприятий. В частности, автомобильные компании активно и массово интегрируют инструменты управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и аналитику больших данных. Современный подключенный автомобиль обменивается информацией с другими объектами и устройствами, сетями и сервисами, охватывающими сам автомобиль, дорогу, дом, офис/

работу и т. п. [9]. По сути сейчас продукт «подключенный автомобиль» создается компаниями как элемент экосистемы пользователя. Причем, с точки зрения потребителя, автоконцерны часто почти одновременно оснащают как свои офисы, так и автомобили практически идентичными сервисами. Например, на современном этапе несколько компаний (Tesla, КамАЗ, BMW и др.) заявляют о технологической готовности к полноценному использованию систем автопилотирования в своей продукции. По мнению экспертов, основным препятствием к серийному выпуску беспилотных авто являются законодательные ограничения.

Выпуск того или иного продукта как элемента пользовательской экосистемы является современным трендом не только в автомобилестроении. Например, становится популярным производство умных гаджетов в категории «Здоровье» (умные часы, умные очки, фитнес-трекеры, умная одежда и т. п.), происходит интеграция бытовой техники и различных устройств в систему «Умный дом» и т. д. Каждая интегрированная в инновационный продукт функциональная цифровая инновация придает ему особые свойства, тем самым вызывая интерес потребителя и обеспечивая определенное конкурентное преимущество. Однако, поскольку срок масштабируемости в современном производстве постоянно сокращается, полученные преференции остаются таковыми недолго.

Приведенные в работе примеры наглядно показывают, что цифровая трансформация (в контексте обеспечения конкурентных преимуществ) должна быть непрерывной, постоянной или хотя бы регулярной. Проведение одноразовой кампании не гарантирует предприятию долгосрочного превосходства над оппонентами.

Заключение

Исследования российских и зарубежных авторов демонстрируют, что цифровая трансформация промышленного предприятия является важным источником конкурентных преимуществ. Согласно модели УЯШ, предприятие может достичь устойчивой конкурентоспособности, если его ресурсы ценны, редки, плохо поддаются имитации (т. е. неповторимы) и не подлежат замене.

В работе выявлены основные факторы, способствующие масштабированию успешных практик цифровизируемых предприятий. Показано, что современные реалии содействуют распространению результатов цифровой трансформации предприятия. Именно таким образом сейчас формируются

и развиваются локальные и глобальные пользовательские экосистемы.

В условиях перманентного упрощения и ускорения имитируемости ресурсов менеджменту современного промышленного предприятия, в контексте обеспечения конкурентных преимуществ, необходимо осуществлять такую цифровую трансформацию, которая будет непрерывной и постоянной (или хотя бы регулярно-периодической), но не эпизодической.

В дальнейшем предполагается выявить отраслевую специфику управления цифровой трансформацией с целью укрепления конку рентоспо-собности промышленного предприятия.

Список источников

1. Guo X., Chen X. The Impact of Digital Transformation on Manufacturing-Enterprise Innovation: Empirical Evidence from China // Sustainability. 2023. Vol. 15(4). 3124.

2. Антонов И. С., Родионова В. Н. Цифровая трансформация предприятия как условие обеспечения его конкурентоспособности // Организатор производства. 2023. Т. 31, № 1. С. 145-158.

3. Glukhov V. V., Gileva T. A., Galimova M. P. et al. Industrial Enterprise Digital Transformation Navigator: Stages and Tools for Strategic Change // Digital Transformation on Manufacturing, Infrastructure & Service. 2023. Vol. 684. P. 908-920.

4. Barney J. Firm resources and sustained competitive advantage //Journal of management. 1991. Vol. 17, no. 1. P. 99-120.

5. Оглуздина О. Б., Шульгин Д. Б., Сон Л. Д. Конкурентный ресурсный VRIO-профиль высокотехнологичного предприятия // Вестник УрФ У. Серия экономика и управление. 2016. Т. 15, № 6. С. 830-847.

6. Обыденов А. Ю. Стратегическое конкурентное преимущество: ресурсно-институциональный взгляд // Российский журнал менеджмента. 2016. № 14(1). С. 87-110.

7. Oluoch F. O., K'Aol G., Koshal J. Firm's Resource Portfolio and its Influence on Financial Sustainability of NGOs in Kenya // The University Journal. 2022. Vol. 4 (2). P. 73-86.

8. Sullivan T. AI and the Global 'Datasphere': How Much Information Will Humanity Have By 2025? // Data Universe. Jun 27. 2023.

9. Постолит А. В. Перспективы применения искусственного интеллекта и компьютерного зрения в транспортных системах и подключенных автомобилях // Мир транспорта. 2021. Т. 19, № 1. С. 74-90.

References

1. Guo X, Chen X. The Impact of Digital Transformation on Manufacturing-Enterprise Innovation: Empirical Evidence from China. Sustainability. 2023;15(4):3124.

2. Antonov IS, Rodionova VN. Digital transformation of the enterprise as a condition for its competitiveness. Organizatorproizvodstva = Organizer of Production. 2023;31(3):145-158. (In Russ.).

3. Glukhov VV, Gileva TA, Galimova MP et al. Industrial Enterprise Digital Transformation Navigator: Stages and Tools for Strategic Change. Digital Transformation on Manufacturing, Infrastructure & Service. 2023;(684):908-920.

4. Barney J. Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of management. 1991;(17):99-120.

5. Ogluzdina OB, Shulgin DB, Son LD. Competitive Resource Vrio-Profile of a High-Tech Enterprise. Vest-nik UrF U. Seriya ekonomika i upravlenie = Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management. 2016;15(6):830-847. (In Russ.).

6. Obydenov AY. Strategic Competitive Advantage: Resource and Institutional Approach. Rossijskij zhurnal menedzhmenta = Russian Management Journal. 2016;14(1):87-110. (In Russ.).

7. Oluoch FO, K'Aol G, Koshal J. Firm's Resource Portfolio and its Influence on Financial Sustainability of NGOs in Kenya. The University Journal. 2022;4(2):73-86.

8. Sullivan T. AI and the Global 'Datasphere': How Much Information Will Humanity Have By 2025? In: Data Universe. Jun 27, 2023.

9. Postolit AV. Prospects for the Use of Artificial Intelligence and Computer Vision in Transport Systems and Connected Cars. Mir transporta = World of transport and transportation. 2021;19(l):74-90. (In Russ.).

Информация об авторе

А. В. Веретёхин — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела.

Information about the author

A. V. Veretyokhin — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of the Advertising, Public Relations and Publishing.

Статья поступила в редакцию 14.06.2024; одобрена после рецензирования 03.12.2024; принята к публикации 16.12.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 14.06.2024; approved after reviewing 03.12.2024; accepted for publication 16.12.2024.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.