УДК 372.881.111.1
Е.В. Михеева
педагог дополнительного образования 1-ой категории МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»
г. Оренбург, РФ
ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Актуальность обучения английскому языку в постсоветское время стало важной и перспективной задачей современной педагогики, однако, несмотря на большое количество различных учебных пособий, систематизированных методик по освоению иностранного языка детьми дошкольного возраста не хватает. Цель статьи - рассмотреть особенности освоения английского языка детьми дошкольного возраста, выявить цели и задачи методики обучения. В работе рассматриваются метод обучения с использованием модели игр, разработанной учеными для повышения эффективности обучения детей английскому языку. Автор исследовал как отечественный опыт методики обучения, так и зарубежный, при этом автор выделил рекомендации для повышения уровня обучения английскому языку.
Ключевые слова:
Методика, английский язык, модели игр, педагогика, дошкольное образование.
В настоящее время наблюдается рост интереса к раннему обучению иностранному языку, особенно к английскому языку. По данным исследователей, изучение языков положительно влияет на разностороннее воспитание дошкольника, включая его общие способности. Поэтому остро стоит вопрос разработки методики обучения с учетом всех особенностей для эффективного овладения ими английским языком. Выбор определённых образовательных технологий, организация методических материалов, определение целей, задач дошкольного образования необходимо для повышения эффективности обучения английскому языку.
Обучение языку является нелегким процессом, требующим большого количества времени, систематизированной организации со стороны как педагога, так и родителей. В настоящее время педагог использует в практике преподавания различные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр на английском языке. Однако, методика обучения так и не приведена к общему знаменателю.
Дошкольное развитие детей представляется как самостоятельный и длительный этап современной модели образования. На сегодняшний момент отсутствует единый стандарт и методика обучения, поэтому каждый педагог выбирает и решает сам каким путем идти в образовательном процессе.
Одной из самых эффективных с точки зрения автора является методика, основанная на игровой деятельности. Данная методика базируется на ученых разработках Зимней И.А., Полат С.С., Пиаже Ж., Ливинг К., Порта Е.Ю., Вронской И.В. и др. В ее основе лежит освоение языка через общение, во время игровой деятельности в частности. Во время освоения английского языка ребенок в игровой форме изучает лексику, фонетику и грамматику. Невербальные средства общения (мимика, интонация, жесты, наглядность) в данном случае играют очень важную роль [1, с. 2].
Методика реализуется через призму задач, в основе которой игры разного характера, с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Основные задачи данной методики подлежат классификации, так как являются ее неотъемлемой частью и необходимы для решения проблемы использования занимательных материалов и игровых приемов обучения иностранному языку.
Данные задачи могут быть организованы и представлены следующим образом (рис 1):
Задачи методики
~ \
научить читать простые предложения, тексты на английском языке, а также развить навыки монологической и диалогической речи
Рисунок 1 - Задачи методики
Опираясь на труд ученого Пиаже Ж., можно выделить три типа игры на основе этапов развития ребенка:
— игры — упражнения, которые связаны с захватыванием, действиями с игрушками;
— символические игры на основе подражания миру взрослых с помощью особой системы символов;
— игры с правилами или ролевыми играми [2, с. 12].
Вышеуказанная классификация игр базируется на этапах взросления ребенка и его развития с учетом сензитивности каждого периода. Воображая реальность в дошкольном детстве в виде символов, например, организуя «поход в лес», мы можем познакомить детей с лексикой английского языка по теме природа, посмотреть мультфильм про животных, тем самым развить навыки восприятия речи на слух и пройти физическую подготовку.
Также игры классифицируются по таким факторам, как:
— характер педагогического процесса (обучающие, познавательные, тренировочные, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие, коммуникативные и др.)
— характер игровой методики (предметные, сюжетные ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации) [3, с. 23]. Данная классификация является наиболее продуктивной. Так, например, активный и пассивный словарный запас формируется с помощью обучающих, тренировочных игр, среди которых, например, игра «I pack my bag for a hike», которая стимулирует тренировку лексики по теме «clothes». Собирая сумку в поход, дети берут одежду или предметы обихода в алфавитном порядке (an apple, a bag, a dress).
Ролевые и коммуникативные игры (пальчиковые игры, стихи, песни) формируют навыки монологического и диалогического общения. В век информационных технологий и интернета методику данных игр разработать совсем несложно.
Используя данную методику, педагог получает возможность подготовить занятия для дошкольников в развлекательной форме, реализовать весь их потенциал и возбудить желание и дальше осваивать английский язык.
Список использованной литературы: 1. Бодрова Е.В. Методика освоения английского языка детьми дошкольного возраста // Дискуссия. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodika-osvoeniya-angliyskogo-yazyka-detmi-doshkolnogo-vozrasta
~ 153 ~
(дата обращения: 03.04.2018).
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 400 с.
© Михеева Е.В., 2018
УДК 37.013
О.В.Фролов
д-р пед. наук, профессор ОГУ г. Оренбург, РФ e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В современных условиях актуализируется проблема предупреждения проявления правового нигилизма в государственном управлении. Профессиональная подготовка будущих менеджеров государственного управления не содержит комплекса социально-педагогических условий, обеспечивающих формирование механизма противодействия проявлениям правового нигилизма. Обоснована необходимость изменения теоретико-методологических подходов к образовательному процессу управленческого вуза.
Ключевые слова
Государственная служба, культура, право, правовой нигилизм, правосознание, правовая культура.
Деятельность менеджеров государственного управления зачастую характеризуется игнорированием интересов государственной службы, проявлением правового нигилизма. Культурной доминантой является концепция личной пользы, отрицающая общественное служение - интериоризированный комплекс социальной ответственности и способности к социальному взаимодействию. Природа правового нигилизма и проблемы формирования правовой культуры как его антипода рассматривались философами (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер и др.), правоведами (С.С. Алексеев, В.И. Гойман, Н.П. Гранат и др.), социологами (Э. Дюркгейм, Ж. Карбонье, Р.К. Мертон и др.), педагогами (В.И.Байденко, Серяева И.Ю., Татаринцева Е.В. и др.). В современной научной литературе правовой нигилизм трактуется как: «черта российской правовой культуры» (К.А. Костина); «часть субъективного мироощущения правовой действительности» (Д.К. Нурпеисов); мировоззренческая позиция (В.С.Степин). Нам близка научная позиция проф. В.Н.Кудрявцева, который рассматривает правовой нигилизм как показатель изменения духовно-нравственной регламентации поведения человека [2]. Оставаясь на позициях культурологического подхода, считаем, что правовой нигилизм является культурной системой, комплексом ценностей и норм, определяющих девиантную поведенческую ориентацию определенных членов общества или социальных (социально-профессиональных) групп, изменяющих смысл и значение правовой нормы, превращающих асоциальные установки в традиционный эталон повседневности. Разновидностью правового нигилизма личности является правовой нигилизм государственных служащих, содержание которого, по мнению М.А.Месилова, заключается в сознательном мотивированном отторжении должностным лицом законов государства и выборе иного способа регулирования общественных отношений с использованием служебного положения и властных полномочий [3]. Критическое осмысление
~ 154 ~