Особенности осуществления экспертно-криминалистического сопровождения процессов расследования... УДК 343.9
Макаренко Бладимир геннадьевич
Российская таможенная академия, Московский институт юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Автором статьи рассмотрены вопросы, касающиеся осуществления экспертного и криминалистического сопровождения правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации при выявлении и расследовании таможенных преступлений. На основе теории и практики уголовного процесса и криминалистической техники в борьбе с таможенными преступлениями автор статьи исследует особенности участия специалиста при проведении неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, осуществляемых правоохранительными подразделениями таможенных органов. Также, в статье автором выполнен краткий обзор взаимодействия Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, в лице его специалистов (экспертов) с оперативными сотрудниками и дознавателями Главного управления по борьбе с контрабандой и Управления таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы России. На практике, такое взаимодействие не всегда является достаточно эффективным и действенным, что требует от должностных лиц на всех уровнях постоянного совершенствования как своих практических навыков, так и совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей данную сферу таможенного дела. Урегулирование проблемных аспектов в области экспертно-криминалистического обеспечения направлено на противодействие преступным посягательствам в области таможенного регулирования, что, в свою очередь, имеет целью укрепление экономической безопасности государства. Предлагаемые автором статьи меры, в случае их осуществления, позволят усовершенствовать экспертно-криминалистическую деятельность не только таможенных органов Российской Федерации, но также и государств-участников Таможенного союза.
Ключевые слова: таможенное преступление, эксперт-криминалист, контрабанда, неотложные следственные действия, заключение эксперта, огнестрельное оружие, оперативно-разыскные мероприятия, экспертная специальность, оперативная группа специалистов, экономическая безопасность, боеприпасы.
Противостояние преступным посягательствам против экономической безопасности российского государства, осуществляемое в рамках правоохранительной деятельности таможенных органов, всецело и неразрывно связанно с комплексным механизмом экспертного сопровождения процессов выявления и расследования таможенных преступлений. Вместе с тем в значительной мере повышается и роль системы применения криминалистических методов и приемов при проведении неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами как самостоятельно, так и при взаимодействии с иными государственными правоохранительными структурами.
Нельзя не отметить и того, что в современных условиях роль эксперта в доказывании по делам о таможенных преступлениях возрастает в связи с использованием при подготовке, совершении и сокрытии преступлений новейших технических достижений, в том числе, в сфере информационных технологий; применением организованными преступными сообществами (нередко имеющими транснациональный характер) отлаженных схем преступной деятельности; наличием угроз со стороны криминального мира в отношении участников процесса; оказанием серьезного противовеса субъектам доказывания со стороны защиты [2, с. 47]. Важность эффективных процессов экспертного сопровождения особенно ярко прослеживается при выявлении и расследовании таких групп таможенных преступлений как контрабанда огне-
стрельного оружия и его основных частей, контрабанда наркотических веществ и их прекурсоров, невозвращение культурных ценностей.
Раскрытие и расследование преступлений как особый вид деятельности по отношению к преступной является антагонистическим, но, в то же время, органически и неразрывно связанным с последней. Знание и учет приемов, методов преступной деятельности и оставляемых ею следовых картин имеют важное значение для формирования приемов, методов ее раскрытия и расследования [8, с. 7]. Такая категория таможенных преступлений как контрабанда имеет достаточно обширный перечень специфических характеристик не только в элементах своего состава, но и определенных факторов, влияющих на особенности выявления и последующего ведения предварительного следствия.
Условия, в которых осуществляется расследование, т.е. следственная ситуация, в своей совокупности образуют динамическую систему, постоянно изменяющуюся под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы -это те не зависящие от участников расследования причины, которые вызывают изменения ситуации; субъективные факторы - причины, порождаемые действиями и поведением участников расследования и иных лиц, оказавшихся втянутыми в той или иной степени в сферу судопроизводства [1, с. 72]. Не меньшее значение при расследовании таможенных преступлений составляют субъективные факторы, образуемые при участии эксперта, выступающего в роли специалиста при производстве
© Макаренко В.Г., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014
233
неотложных следственных действий либо в иной форме взаимодействия с дознавателями.
Существенно и то, что полномочиями проводить криминалистические исследования для целей не только таможенного контроля, но и при выявлении фактов различного рода контрабанды, наделено специализированное подразделение Федеральной таможенной службы, а именно Центральное экс-пертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России (далее - ЦЭКТУ). Существует специальный нормативный правовой документ, согласно которому данное управление осуществляет экспертно-криминалистическое обеспечение потребностей таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в проведении экспертиз и исследований товаров, транспортных средств, документов, иных объектов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также экспертно-криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности ФТС России и иных правоохранительных органов [6]. В рамках осуществления названных функций в ЦЭКТУ осуществляет экспертно-криминалистическое сопровождение правоохранительной деятельности таможенных органов при расследовании преступлений, отнесенных к их компетенции.
Сегодня одной из самых острых проблем во внешнеэкономической деятельности является таможенная преступность.
В этой связи некоторыми учеными дается такое ее определение: таможенная преступность -система таможенных преступлений, существенно нарушающих деятельность таможенных органов по реализации целей и задач установленных законодательством, совершаемых в сфере таможенного дела при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, по которым таможенные органы в соответствии с УПК РФ наделены правом производства неотложных следственных действий.
Считается, что таможенные преступления являются многообъектными, и что они наносят ущерб, прежде всего, экономической безопасности России. Но не только ей. Так, контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной
техники, наносит ущерб общественной безопасности; контрабанда культурных ценностей и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран - культурному достоянию народов РФ и зарубежных стран; контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ - здоровью населения. Конечно, в указанных преступлениях имеются экономическая составляющая, но основной ущерб наносится указанным выше объектам [3, с. 18-19].
В настоящее время уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов отнесено производство неотложных следственных действий по преступлениям предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 (ч. 3, 4), 226.1, 229.1 УК РФ. Предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194 и ч.1 ст. 200.1, производится в соответствии с правилами, установленными гл. 32, 32.1 УПК РФ.
Преступления, связанные с контрабандой либо незаконным оборотом наркотиков, являются одними из самых общественно опасных, ввиду их существенного влияния на жизнь и здоровье граждан. Так, за август 2014 года правоохранительными органами зарегистрировано 169827 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (+10,4%). Увеличилось на 15,4% (с 16 153 до 18 648) количество лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения. Сотрудниками наркоконтроля выявлено 57056 преступлений (+4,4%), органами внутренних дел - 107735 (+12,5%).
В общей структуре преступности наибольший удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, имеется в республиках Ингушетия (26,1%), Северная Осетия-Алания (25,3%), г. Санкт-Петербурге (24,9%), Чеченской Республике (20,8%), республиках Дагестан (20,4%) и Калмыкия (20,2%) [5].
В общей сложности за период первого полугодия 2014 года российскими таможенными органами в ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу, а также оперативно-разыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, изъято из незаконного оборота в 699 случаях более чем пятьсот килограммов
234
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2014
Особенности осуществления экспертно-криминалистического сопровождения процессов расследования..,
наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе, героина, опия, кокаина, гашиша, марихуаны, наркотиков, входящих в состав курительных смесей типа «спайс», сибутрамина, в связи с чем правоохранительными подразделениями таможенных органов возбуждено 323 уголовных дела по контрабанде.
Весьма интересен тот факт, что правоохранительными подразделениями по борьбе с контрабандой наркотиков ФТС России проведено самостоятельно и во взаимодействии с российскими правоохранительными органами организовано проведение 76 оперативно-розыскных мероприятий и международных операций «контролируемая поставка», из которых успешно завершены 35 мероприятий. В ходе завершенных оперативно-разыскных мероприятий «контролируемая поставка» из незаконного международного оборота изъято более семидесяти килограмм наркотиков [4].
Особо следует остановиться на том, что в современных условиях взаимодействие экспертных подразделений и подразделений дознания (в том числе оперативных) таможен осуществляется на строгой нормативно-правовой основе. С 2012 года создана, существует и эффективно функционирует система непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов, имеющая целью обеспечение круглосуточных дежурств уполномоченных должностных лиц ЦЭКТУ. Для решения поставленных задач под круглосуточным дежурством понимается круглосуточная готовность дежурных экспертов к выезду для обеспечения оперативных мероприятий, оказания помощи в соответствии с имеющимися специальными знаниями (компетенцией), проведение исследований экспресс-методами, участие в мероприятиях в качестве специалистов, экспертов, применения технических средств при проведении процессуальных, оперативно-розыскных и иных действий и мероприятий, проводимых таможенными органами.
Дежурство осуществляется оперативной группой специалистов ЦЭКТУ в следующем составе: специалисты, обладающие специальными знаниями (квалификацией) в области химии, криминалистики и товароведения. Указанный состав является обязательным для обеспечения деятельности подразделений таможенных органов в местах непосредственной дислокации экспертно-крими-налистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ. Стоит заметить, что в местах дислокации экспертно-исследовательских отделов или отделений экспертно-криминалистической службы дежурные группы формируются исходя из фактической штатной численности и наличия у должностных лиц соответствующей экспертной квалификации. Важно еще и то, что эксперт зачастую имеет несколько экспертных специальностей.
В ряде случаев, при возникновении у подразделений таможенных органов соответствующей потребности, состав оперативной группы специалистов может быть дополнен должностными лицами, обладающими специальными знаниями (квалификацией) в области геммологии, материаловедения, интеллектуальной собственности или иных областях [7]. Данная особенность довольно часто встречается в практике.
Нельзя не остановиться и на общей системе проведения различных видов экспертиз, назначаемых правоохранительными подразделениями таможенных органов в экспертные отделы ЦЭКТУ. Перечень выполняемых исследований достаточно широк. В настоящее время возможно качественное проведение технико-криминалистических, баллистических, трасологических, почерковедческих, химических, материаловедческих, товароведческих и иных экспертиз. Все это стало возможным в первую очередь благодаря наличию квалифицированных экспертов, а также в виду оснащения таможенных лабораторий современным аналитическим оборудованием и техническими средствами, позволяющими оперативно выявлять следы совершения преступлений. По результатам проведенных исследований ЦЭКТУ направляет в таможенных орган документ - заключение эксперта (во многих случаях и заключение специалиста), оформленное в соответствии с действующим законодательством.
В заключение следует отметить, что эффективная работа правоохранительных подразделений таможенных органов в борьбе с посягательствами на экономическую безопасность страны невозможна без всестороннего и обоюдовыгодного сотрудничества с экспертами-криминалистами и другими сведущими лицами в различных областях науки и техники. Исходя из этого, в настоящее время с целью совершенствования системы, а также форм и методов взаимодействия экспертных и правоохранительных подразделений таможенных органов при выявлении, расследовании и пресечении таможенных преступлений, считаем необходимым осуществить следующие мероприятия:
- на основе существующей нормативной правовой базы разработать документ - «Наставление по экспертно-криминалистической деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации»;
- направить проект «Наставления...» для изучения в таможенные органы государств-членов Таможенного союза;
- утвердить разработанное «Наставление.» по экспертно-криминалистической деятельности приказом руководителя Федеральной таможенной службы и внедрить в практику таможенных органов Российской Федерации;
- выступить с предложением к Евразийской экономической комиссии о возможности рассмо-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014
235
трения вопроса внедрения «Наставления...» по экспертно-криминалистической деятельности на территории государств-членов Таможенного союза после обсуждения на межгосударственном уровне.
Библиографический список
1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. - М., 1997. - 398 с.
2. Глазунова И.В. Теоретические и правовые аспекты участия эксперта в досудебном производстве по уголовным делам: по материалам ФТС России: дис. ... канд. юрид. наук. - Люберцы, 2009. - 269 с.
3. Жбанков В.А. Криминалистическая характеристика таможенных преступлений: монография. - М.: Изд-во Российская таможенная академия, 2013. - 144 с.
4. Информационные материалы о работе таможенных органов по противодействию незаконному
обороту наркотиков в первом полугодии 2014 года // Федеральная таможенная служба Российской Федерации. - М., 2014 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=19678: 2014-&catid=54:2011-01-24-16-31-26&Itemid=1957 (дата обращения: 31.10.2014)
5. Портал правовой статистики: Генеральная прокуратура Российской Федерации. - М., 2014 [Электронный ресурс]. - http://crimestat.ru/ analytics/ (дата обращения: 31.10.2014).
6. Приказ ФТС России от 13.05.2011 № 902 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении».
7. Приказ ФТС России от 29.12.2012 № 2690 «Об утверждении Порядка непрерывного экспер-тно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов».
8. Яблоков Н.П. Криминалистика. - М.: Юрист, 2003. - 376 с.
УДК 34
Йосифова Таня Николова
доктор права, доцент, руководитель кафедры Частноправовых наук Университет национального и мирового хозяйства, г. София, Болгария
ПРИНЦИП ДОГОВОРНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Автор статьи подробно рассматривает принцип договорной справедливости в современном обязательственном праве, начиная рассуждения с определения понятия «справедливость». В статье идет речь о свободе заключения договора и ее видоизменениях, а также о том, в каких направлениях она подвергается корректировке (приоритетная защита интересов наиболее слабой с экономической точки зрения стороны в правоотношении, факт наличия переговоров как необходимого подготовительного этапа для заключения договора, прозрачное содержание договоров). Автор касается двух аспектов понимания договорной справедливости (процедурная справедливость и материальная справедливость), оценивает российское и болгарское законодательство с точки зрения наличия в нем договорной справедливости.
По мнению автора статьи, принцип свободы заключения договора не может быть успешно заменен, и нет необходимости его замены принципом договорной справедливости. Эти принципы должны дополнять друг друга, а не противопоставляться.
Называя и анализируя отдельные законодательные положения, автор статьи доказывает, что принцип договорной справедливости в болгарском праве существует. Однако его содержание необходимо определять, учитывая цель, поставленную законодателем и только в рамках, необходимых для достижения поставленной цели. Договорная справедливость не должна пониматься как объективная эквивалентность обязательств при возмездных договорах.
Ключевые слова: договорная справедливость, принцип свободы заключения договора, правовой принцип, законодательство, болгарское обязательное право.
В самой дефиниции права на латинском языке присутствует слово «справедливость». Право - это искусство о справедливом и добром (jus est ars aequi et boni). Однако в наши дни можно увидеть разные определения понятия «справедливость» в отдельных отраслях права. В российской правовой доктрине обоснованно отмечается, что «усложнение социальных процессов и возникающих на этой основе новых задач управления приводит к тому, что право активно воздействует на формирование, совершенствование общественных отношений и социальных структур, что сопровождается развитием и усложнением юридическкой формы и усилением правотворческой деятельности» [3, с. 43].
Принципы автономии воли и свободы заключения договора закреплены в статье 9 болгарского Закона об обязательствах и договорах. Стороны договора своими волеизъявлениями определяют его содержание, поскольку оно не находится в противоречии с императивными правовыми нормами и добрыми нравами. В соответствии с постулатами экономического либерализма, решения по договору принимаются теми лицами, которые непосредственно связаны с действием договора. Поэтому существует большая вероятность, что договоры будут отвечать их потребностям и желаниям. В противном случае, если содержание договора не отвечало бы желаниям тех лиц, которые его заключают, самого договора просто бы не было [11, р. 31]. Но
236
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «iv- № 6, 2014
© Йосифова Таня Николова, 2014