УДК 343.98 ; 340.6
Туленев Анатолий Иванович
Российская таможенная академия Ярославский таможенный пост, начальник отдела таможенного досмотра
О возможности признания таможенных экспертиз судебными
В статье идет речь о необходимости разработки единого методического подхода к организации и проведению таможенной и судебной экспертизы при расследовании таможенных преступлений.
Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании таможенных преступлений, имеют большое значение, поскольку с их помощью объективно закрепляются доказательства, которые можно получить только экспертным путем. Для производства экспертных исследований в Федеральной таможенной службе России функционируют подразделения Центрального экспертного-криминалистического управления (далее ЦЭКТУ).
Система экспертных подразделений ЦЭКТУ включает непосредственно ЦЭКТУ и его региональные филиалы -экспертно-криминалистические службы (ЭКС), в функции которых входит выполнение экспертиз, в том числе судебных экспертиз по заданиям таможенных органов.
В данной статье обобщены сведения законодательных актов, нормативно-правовых и юридических документов, регламентирующих порядок назначения судебных экспертиз при расследовании таможенных преступлений с учетом изменений уголовного и иного отраслевого законодательства, таможенной статистики. Приведены позиции ряда ученых по данному вопросу.
Все это дает основание утверждать, что необходимо создать единые базы данных; развить оперативную электронную связь по экспертно-криминалистическому направлению; определить порядок взаимодействия таможенных органов и экспертных служб; разработать единые стандарты процедур, предшествующих таможенной экспертизе, одинаково применяемые как в рамках таможенного контроля, так и в рамках судопроизводства. В статье дано авторское определение судебной экспертизы.
Ключевые слова: таможенная экспертиза; судебная экспертиза; использование специальных познаний, эксперт, центральное экспертное таможенное управление; лицо принимающее решение.
Анализ норм, регламентирующих судебно-экспертную деятельность в таможенном деле, показал, что поскольку таможенные органы, обладая компетенцией в рамках производства по уголовным делам в соответствии с ч. 5 и ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ законодательно уполномочены назначать как судебные, так и таможенные (внесудебные (ведомственные)) экспертизы. При этом таможенному праву, как одной из подотраслей административного права, присущ схожий принцип кодификации норм права, а именно - имеющего международный статус. Таможенный кодекс таможенного союза состоит из норм процессуального и материального права. В связи с этим напрашивается решение о приравнивании, с точки зрения доказательственного значения, экспертиз, выполняемых согласно ТК ТС при осуществлении операций таможенного контроля, к судебным экспертизам.
Порядок назначения судебной экспертизы регламентируется главой 27 УПК РФ и Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Судебная экспертиза, как и таможенная, назначается таможенным органом (т.е. специально на то уполномоченным субъектом) в функции которого входит производство по делам об АП, проведение дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам отнесенных к компетенции таможенных органов.
Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании таможенных преступлений, имеют боль-
шое значение, поскольку с их помощью объективно закрепляются доказательства, которые можно получить только экспертным путем. Для производства экспертных исследований в ФТС России функционируют подразделения центрального экспертного криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) [3, с. 61]. При этом термин «экспертиза» в разных предметных областях понимается по-разному. Это понятие такое же широкое, как и понятие «система», и относится к системным понятиям. В юридическом деле использование этого термина имеет правовые последствия, поэтому его обсуждение должно закончиться определением, учитывающим возможность его применения в таможенном деле.
В настоящее время значительная доля экспертиз в рамках расследования таможенных преступлений проводятся ЦЭКТУ ФТС России и его региональными филиалами. Экспертно-кримина-листические структуры Федеральной таможенной службы выполняют функции таможенных лабораторий. Так в 2009 году по результатам таможенных экспертиз было возбуждено 670 уголовных дел, 2010 - 436, а в 2013 году - 557.
ЦЭКТУ является специализированным судебно-экспертным подразделением ФТС России, созданным для удовлетворения потребности таможенных органанов в производстве необходимых экспертиз и исследований, в том числе в рамках судопроизводства, то есть и для производства судебных экспертиз. Данное обстоятельство определяет наличие еще двух сходств судебной экспертизы, проводимой в таможенных целях с таможенной экспертизой:
184
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2015
© Туленев А.И., 2015
- одинаковый субъект проведения экспертизы (ЦЭКТУ или иная уполномоченная организация);
- единство научно-методических подходов, применяемых экспертами ЦЭКТУ при проведении судебных экспертиз и таможенных экспертиз.
А также нельзя обойти такого факта, что права и ответственность таможенного эксперта (ст. 140 ТК ТС) корреспондируют с правами и ответственностью эксперта в процессуальных кодексах [13, с. 303].
Объектами судебной экспертизы в основном являются вещественные доказательства, а вне судебной экспертизы ее объектами могут быть любые предметы: вещи, продукция, товары, деньги, информация, документы, проекты, люди, животные, растения, вещества, материалы, ресурсы, механизмы возникновения связи, сами связи, обстоятельства, окружение, следы, отношения и т.п.
Следует отметить, что судебная экспертиза, в порядке рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, должна назначаться и производиться в целях установления наличия или отсутствия «достаточных данных, указывающих на признаки преступления», то есть оснований для возбуждения уголовного дела, предусмотренных в ч. 1 ст. 140 УПК РФ в тех случаях, когда криминальный характер исследуемого события установлен быть не может, и в тех случаях, когда требуется отграничение признаков преступления от схожих признаков других правонарушений (проверка предположения о возможности отнесения вещества к числу наркотических, предмета к холодному или огнестрельному оружию при пересечении таможенной границы и т.п.). Во многом аналогичен подход к использованию специальных знаний и в ТК ТС (ст. 138) при назначении таможенной экспертизы.
В таком режиме, как правило, не возникает необходимости в производстве почерковедческих, судебно-бухгалтерских и др. экспертиз, не нацеленных на выявление «признаков преступления», а предназначенных для выяснения других юридически значимых обстоятельств.
По данным таможенной статистики, наиболее распространенными видами таможенных экспертиз являются товароведческая 40,3% и идентификационная 39,9%, менее востребованы материало-ведческие 2,6% экспертизы [10]. Так, в п.1 ст. 144 ТК ТС указывается, что должностные лица таможенных органов отбирают пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза. При необходимости использования специальных познаний и применения технических средств отбор проб и образцов товаров может проводиться с участием эксперта. Вместе с тем, привлечение эксперта возможно и для участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил (далее НТП), а также
его рассмотрении (ст. 25.9 КоАП РФ). Таким образом, фактически установлена возможность назначения и производства экспертизы не только после начала производства по делу, но и при осуществлении проверочных процедур согласно гл. 16 и 19 ТК ТС, что не противоречит п. 4 ст. 195 УПК РФ. Как отмечает Б.Т. Безлепкин, собрать материал, необходимый для производства экспертизы, можно путем производства соответствующих следственных действий - осмотров, выемок, обысков, допросов и т.д. С разрешения следователя-дознавателя при производстве следственных действий может присутствовать эксперт, который таким путем оказывает содействие при получении необходимых для экспертизы материалов. Однако перекладывать обязанности по собиранию материалов для экспертизы на самого эксперта не допустимо [1, с. 211].
Позиция Е.Р. Россинской и Е.И. Галяшиной, с которой мы солидарны, показывает, что экспертизы (исследования) производятся не только в процессе рассмотрения уголовных дел и нарушений, таможенных правил, но и при осуществлении проверочных процедур (таможенного оформления и таможенного контроля) [12, с. 43]. Результатом экспертизы является некоторая оценка, в виде заключения эксперта, которая не носит скалярный характер, т.е. выражается одним числом или одним высказыванием, а содержит зачастую множественные векторные оценки. Однако любое заключение эксперта выносится на основе неких измерительных шкал, норм, критериев, эталонов, образцов сравнения и т.п. И, наконец, следует отметить, что любое заключение эксперта не является окончательным, так как последнее слово в отношениях между экспертом и субъектом, использующим результаты экспертизы, например судьей или лицом, принимающим решение (ЛИР), остается именно за ЛИР [6, с. 37]. Причем не накладывается никаких ограничений на использование полученных результатов в доказывании [12, с.43]. А поскольку правовая норма ч. 4 ст. 195 УПК РФ (ред. Федерального закона от 04.03.2013 № 23-Ф3) разрешает назначение и производство до возбуждения уголовного дела судебных экспертиз то, следовательно, собирание доказательств может иметь место и на стадии возбуждения уголовного дела. Каковыми и будут являться результаты таможенной экспертизы.
Данную позицию поддерживают А.А. Щетинина, В.Н. Дьяконов, А.Ф. Колпаков, С.Н. Ляпустин, которые считают, что таможенная экспертиза является одним из видов судебных экспертиз, назначаемых в соответствии с требованиями таможенного законодательства, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП России. При этом, на наш взгляд, можно выделить подвид экспертизы - экспертизу при таможенном контроле, в которую входят таможенные экспертизы и криминалистические экспертизы.
Основой объединительных процессов выбрано внедрение российского национального стандарта ГОСТ Р 52960 2008 «Аккредитация судебно-экспертных лабораторий. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025» [2], позволяющий унифицировать методы исследования товаров и получать заключения экспертов, обоснованных с необходимой точностью по содержанию и сопоставимых по форме. Кроме того, принятый стандарт является аналогом международного стандарта ISO 17025, используемого группой европейских таможенных лабораторий (GCL), которая представляет собой организационную структуру для координации деятельности таможенных лабораторий государств - членов Европейского союза (ЕС) в рамках ВТО, а также Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз, утвержденного приказом ФТС России от 05.08.2010 г. № 1457 [11].
Все вышесказанное не противоречит основным положениям Федерального закона от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом в п. 4 ст. 5 Федерального закона № 294-ФЗ закреплен приоритет международного права, что создает, на наш взгляд, целостную правовую систему, которая коррелирует с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) - порядок назначения и проведения таможенных экспертиз должен соответствовать международным требованиям, в том числе, международным стандартам (методикам) проведения экспертных исследований товаров.
Данная система обеспечивает подтверждение соответствия методического обеспечения, инструментальной базы и компетентности экспертов требованиям, предъявляемым к судебной экспертизе [5, с. 51]. Иначе говоря, позволит обеспечить единство научно-методического подхода при производстве таможенных и судебных экспертиз, а также легитимности заключений российских экспертов в зарубежных судах. Международное сотрудничество в области гармонизации национального законодательства с международными нормами в области экспертной деятельности позволяет единообразно понимать экспертную компетентность, программы подготовки и аттестации экспертов, а также осуществлять взаимную аккредитацию экспертных структур [8].
Приняв решение о назначении экспертизы, должностное лицо таможенного органа обязано подготовить необходимые для производства ис-
следования материалы. Это пробы или образцы товара, если необходимо, специальные объекты для сравнительного исследования, например, образцы почерка, образцы оттисков печатей и т.п. При этом следует отметить, что слова «образец» и «проба» используются вместе со словом «товар». А под товаром подразумевается вещь, перемещаемая через таможенную границу. В таком случае если образец (проба) товара изымается как часть объекта, имеющего статус вещественного доказательства, то образец (проба) товара рассматривается как объект -вещественное доказательство [7].
Помимо этого, эксперту могут понадобиться товаросопроводительные документы: грузовая таможенная декларация, контракт, сертификаты на товар и т.д. Круг объектов, направляемых на экспертное исследование, зависит от характера вопросов, которые должен разрешить эксперт [9]. Вместе с тем, специфика таможенных экспертиз предполагает владение экспертом базовым набором знаний, касающихся вопросов исключительно таможенного дела (ТН ВЭД ТС, таможенная стоимость, страна происхождения и пр.). Этими знаниями не обладают товароведы и эксперты иных экспертных организаций, в том числе и Торгово-промышленной палаты РФ [5, с. 49]. Все это дает основание утверждать, что необходимо создать единые базы данных; развить оперативную электронную связь по экспертно-криминалистическому направлению; определить порядок взаимодействия таможенных органов и экспертных служб; разработать единые стандарты процедур, предшествующих таможенной экспертизе, одинаково применяемые как в рамках таможенного контроля, так и в рамках судопроизводства [5, с. 54].
Правильная организация проведения таможенной экспертизы в случаях, указывающих на совершение таможенного преступления, играет важную роль в получении достоверных и объективных ее результатов. При этом следует заметить, что признание результатов таможенной экспертизы как источника доказательства до возбуждения уголовного дела могут быть обусловлены необходимостью своевременного выяснения таких обстоятельств исследуемого события, которые могут быть утрачены или искажены в случае промедления [14].
Вопросы, требующие специальных знаний, могут возникать на всех стадиях операций таможенных процедур. Во всех подобных случаях должностное лицо, в обязанности которого входят принятия решений по тем или иным событиям и фактам, обращается к эксперту с целью получить недоступную ему информацию и принять решение о возбуждении уголовного дела. В подавляющем большинстве случаев вопрос о достаточности оснований для возбуждения уголовного дела по таможенным преступлениям разрешить без производства экспертного исследования вообще не
186
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿j- № 1, 2015
представляется возможным, это подтвердили 92% опрошенных респондента.
Согласно ст. 205 УПК РФ, следователь вправе в соответствии с ч. 1 ст. 206 УПК РФ допросить эксперта для разъяснения данного им заключения, по собственной инициативе либо по ходатайству лиц. По собственной инициативе или ходатайству сторон суд, согласно ч. 1 ст. 282 УПК РФ, вправе вызывать для допроса с целью разъяснений или дополнений эксперта, давшего заключение в ходе предварительного расследования. Производство допроса эксперта определено ч. 2 ст. 80 и 282 УПК РФ. Показания эксперта согласно ч. 2 ст. 80 УПК РФ - это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном после получения его заключения, с целью уточнить или разъяснить данное заключения в соответствии с требованиями ст. 205, 282 УПК РФ. Если эксперт подтверждает свое заключение, оно подвергается оценке по существу. Обвиняемый (подозреваемый), подсудимый, защитник, потерпевший и его законный представитель имеют право заявлять отвод эксперту и ходатайство об исключении такой экспертизы из числа доказательств, о назначении повторной экспертизы или дополнительной экспертизы [13, с. 313].
Таким образом, в трех статьях УПК РФ определены три цели допроса эксперта: уточнение, разъяснение и дополнение данного заключения.
На основании вышеизложенного дадим определение судебной экспертизы. Судебная экспертиза - это опосредованное средство доказывания в установленном законом порядке, как до возбуждения уголовного дела, так и после, проводимое уполномоченным на то специальным субъектом с целью получения фактов, которые не могут быть установлены иными способом, кроме как в форме заключения эксперта.
Решение указанных выше проблем, связанных с проведением судебных экспертиз в таможенных целях, в конечном итоге позволит с незначительной затратной составляющей оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз в таможенных целях. Это, в свою очередь, позволит снизить количество судебных решений не в пользу таможенных органов и поднять имидж таможенной правоохранительной службы ФТС России на должный уровень.
Библиографический список
1. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 368 с.
2. ГОСТ Р 52960-2008 «Аккредитация судебно-экспертных лабораторий. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025».
3. Жбанков В.А. Судебные экспертизы при расследовании таможенных преступлений органами
дознания Федеральной таможенной службы России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. -2013. - № 4-2. - С. 59-63.
4. Нестеров А.В. Основы экспертной деятельности: учеб пособие. - М.: Высшая школа экономики, 2009. - 167 с.
5. Нестеров А.В., Андреева Е.И., Метель-ков С.Н., Кузьмин С.А. Правовые аспекты таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля на Единой таможенной территории таможенного союза // Вестник Российской таможенной академии. - 2011. - № 2. - С. 48-55.
6. Нестеров А.В. Экспертная деятельность // Российское общество оценщиков. - 1997 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. labrate.ru/articles/nesterov_article_1997_voprosy-ocenki.pdf (дата обращения 03.09.2014).
7. Нестеров А.В. Экспертное дело. - Ростов-на-Дону: Книга, 2003. - 352 с.
8. О гармонизации таможенного законодательства в области экспертизы товаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brokert. ru/material/garmonizaciya-tamozhnya-ekspertiza-tovarov (дата обращения 03.09.2014).
9. Первоначальная подготовка сотрудников таможенных органов: учеб. пособие / авт.-сост.: В.Н. Дьяконов, А.Ф. Колпаков, С.Н. Ляпустин и др.; под ред. А.А. Щетинина. - Владивосток: ВФ РТА, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ilts.ru/ files/file21.pdf. (дата обращения 03.06.2013).
10. Правовые вопросы таможенной экспертизы в условиях становления Таможенного Союза // Евразийский юридический журнал. - 2011. -№ 3(34) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_ content&view=article&id=716:2011-03-28-08-13-37&catid=1:eurasianintegration&Itemid=1 (дата обращения 03.06.2013).
11. Приказ ФТС России № 1457 от 5 августа 2010 года «Об утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-крими-налистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о Главной экспертно-квалифика-ционной комиссии Центрального экспертно-кри-миналистического таможенного управления».
12. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. - М.: Проспект, 2011. - 464 с.
13. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. - 3-е изд. доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 736 с.
14. Судебная экспертиза до возбуждения уголовного дела в контексте Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности».