УДК 378
А.В. Олейников
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕВОЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Рассматриваются отдельные аспекты обучения в вузах Министерства обороны Российской Федерации, возможности использования рефлексивного подхода к обучению курсантов в условиях информатизации учебного процесса, даются рекомендации по организации и проведению занятий, которые помогут педагогу найти пути решения некоторых проблем обучения курсантов общевоенным дисциплинам.
рефлексивный подход, военный вуз, информационная технология, управление подразделениями.
Система обучения в традиционном понимании включает в себя такие компоненты, как преподаватель, обучаемый, учебный материал, а в основе такого педагогического процесса лежит обмен информацией. Использование информационных технологий существенным образом трансформирует уже существующие функциональные связи между преподавателем и обучаемым, преподавателем и учебным материалом, обучаемым и учебным материалом, а также способствует появлению новых: преподаватель и средства информационных технологий, учебный материал и средства информационных технологий, обучаемый и средства информационных технологий. При использовании рефлексивного подхода к обучению рассмотренные связи дополнены существенным для достижения целей обучения параметром - согласование усилий всего профессорско-преподавательского состава вуза по формированию информационной культуры будущего специалиста.
Вопрос управления учебной деятельностью обучаемых достаточно подробно рассматривается в педагогической литературе. В технологии рефлексивного подхода к обучению взята за основу схема В.П. Беспалько «Управление познавательной деятельностью» \ Им декларируется эффективность в условиях компьютерной технологии обучения, равная 4, 6, 8: при первичном предъявлении учебного материала берется эффективность, равная 4; при дальнейшем использовании неадаптированного к обучаемым материала - 6 и адаптированного к обучаемым - 8.
В ходе лекции планируется дискретное воздействие на обучаемых в стандартных ситуациях, заранее спланированное преподавателем, с эпизодической
1 Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2002. 352 с.
обратной связью и безадресным сообщением некоторой «усредненной» порции учебного материала. Следовательно, первичное предъявление материала предполагается поручить преподавателю на лекции с использованием компьютера, то есть эффективность усвоения материала равна 4. Эффективность, равная 6, рассматривается в случае использования учебного материала, неадаптированного к курсантам (чаще всего пробные программы). При рефлексивном подходе к обучению применяется материал, адаптированный к обучаемым, поэтому можно рассматривать эффективность, равную 8. Для всех видов занятий выбирается схема управления учебной деятельностью курсантов с постоянной пошаговой обратной связью и обязательной коррекцией действий на каждом шаге с конкретной адресацией информации определенному объекту педагогического воздействия, опосредованного компьютером.
Создание в учебном процессе такой схемы управления позволило в условиях компьютерных технологий сохранить структурные звенья дидактического цикла в соответствии с классификацией и рассматривать учебный процесс во времени как поступательное движение его дидактических циклов.
Основными направлениями информатизации военного образования являются: «оснащение вузов программно-техническими и телекоммуникационными средствами; автоматизация управления учебным процессом вузов и профессиональной деятельностью военных специалистов; информационная подготовка военных специалистов как целенаправленный процесс формирования у обучаемых теоретических основ и практических навыков использования ИТ для решения задач военно-профессиональной деятельности; развитие инфраструктуры, организация информационной подготовки военных специалистов; установление единых стандартов представления и обмена информацией в военной профессиональной деятельности» 2.
Возможности применения средств информационных технологий на различных занятиях зависят от индивидуального опыта педагога, уровня теоретической и практической подготовленности обучаемых, мотивации обучения и других факторов. Характер и формы работы на занятиях зависят от особенностей психологического взаимодействия курсанта и преподавателя, отсутствия или наличия психологического барьера между обучаемыми и средствами информационных технологий, разработанными заданиями и методиками их применения в учебном процессе, и во многом определяются техническим состоянием компьютерной техники. Важно, чтобы материал помогал самообразованию: содержал указания, рекомендации, смысловые таблицы, диаграммы, обеспечивающие самостоятельное понимание и усвоение содержания образования, учитывал предшествующие знания конкретного обучаемого.
2 Гужвенко Е.И. Координирующая модель методической системы обучения информатике и информационным технологиям : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М. : ВГИПУ, 2010. С. 30.
В ходе исследования компонентов рефлексивного подхода к организации обучения и их функционирования в условиях использования информационных технологий сделаны следующие выводы:
- рефлексивный подход предполагает детальное рассмотрение его структуры и взаимодействия компонентов, входящих в данную систему;
- функциональное назначение элементов в структуре рефлексивного взаимодействия базируется на отработке связей внутри модели;
- необходимы учет специфики обучения в военном вузе и создание сбалансированного комплекта заданий, позволяющих раскрывать индивидуальные особенности обучаемых.
При определении ключевых моментов организации рефлексивной деятельности курсанта необходим учет специфики обучения в военных вузах:
- одновременное получение курсантами военного и гражданского образования требует специальной организации учебного процесса;
- формирование учебных подразделений на основе равенства средних показателей аттестатов и заключения комиссии профессионального отбора не способствует дифференциации обучения;
- проведение занятий разными педагогами в одном учебном подразделении влияет на восприятие учебного материала;
- наличие вынужденных «плановых» пропусков занятий в связи с исполнением курсантами обязанностей воинской службы обостряет проблемы самостоятельного изучения материала;
- регламентирование времени, отводимого на подготовку к занятиям без учета физиологических особенностей курсантов, и компьютерного времени для работы на конкретном рабочем месте требует специальной организации работы курсантов.
Владение умениями рефлексии стимулирует профессиональное развитие курсантов в следующих направлениях:
- развитие способности осознавать свои достоинства и недостатки, способствующее формированию адекватной самооценки и самокритики;
- побуждение обучаемых к поиску наилучших способов выполнения заданий, обеспечивающее наилучшее усвоение учебного материала;
- соотнесение различных способов оценки выполняемых действий и умение адекватно оценить применяемые способы решения заданий, способствующее профессиональному самосовершенствованию в военно-профессиональной деятельности.
Процесс профессионального становления и самосовершенствования курсантов в силу специфики службы в Армии во многом определен влиянием примера личности командира, педагога, офицера. В связи с этим реализация потенциала рефлексивного подхода при обучении в военном вузе требует активной работы по формированию образовательных и воспитательных траекторий каждого курсанта, по организации и коррекции педагогического взаимодействия не только педагогов-предметников, но и командиров.
На основе вышеизложенного перечислим требования к организации дидактического процесса военного вуза, базирующегося на рефлексивном подходе:
- осуществление рефлексивного подхода к обучению курсантов не только педагогами, но и командирами;
- организация рефлексивной деятельности сержантского состава по формированию профессиональных качеств у подчиненных;
- включение рефлексивного подхода во все виды деятельности военного
вуза.
Для реализации рефлексивного подхода нами используются следующие общепедагогические методы активизации рефлексии курсантов:
- «самоанализ и самооценка целей и результатов учебной деятельности, хода осуществления и причин затруднений в учебной деятельности, личного вклада в групповое взаимодействие, личных навыков в осуществлении субординационного взаимодействия» 3;
- «коллективный анализ и оценка целей и результатов учебной деятельности взвода, хода осуществления и причин затруднений в учебной деятельности взвода, ответов отдельных курсантов, результатов работы микрогрупп; характера и результативности межличностного взаимодействия во взводе, в микрогруппах; хода взаимодействия в группе в ходе учебной деятельности; характера субординационного взаимодействия во взводе» 4;
- анализ учебного материала на соответствие требованиям образования, профессиональной подготовки;
- предъявление образца рефлексивного мышления по применению изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности;
- соответствие построенных научно-теоретических моделей практической деятельности;
- проблематизация учебного материала.
Для реализации рефлексивного подхода в военном вузе необходимо вовлечение в дидактический процесс всех его участников: курсантов, командиров, преподавателей, ведущих различные учебные дисциплины. Организовывать рефлексивную деятельность нужно на всех этапах обучения в военном вузе. Стратегия обучения охватывает вопросы теории и практики образования, определяет цели, разрабатывает способы и формы реализации поставленных целей.
Стратегия рефлексивного подхода в обучении общевоенным дисциплинам предусматривает:
- априорное построение курса на основе расчета допустимого информационного объема содержания учебной дисциплины;
- изучение личностных характеристик конкретного контингента обучаемых;
- выявление возможностей адаптации курса к данному контингенту обучаемых;
- коррекцию содержания курса и тематических планов;
3 Шипякова А.А. Гуманизация педагогического взаимодействия в военном вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань : РГУ, 2006. С. 11.
4 Шипякова А.А. Гуманизация педагогического взаимодействия в военном вузе.
- выработку знаний, умений и навыков по предмету по индивидуальным траекториям обучения для отдельных групп;
- координацию действий педагогов (не только внутри одной кафедры, но и между кафедрами) по формированию групп обучения, при необходимости по коррекции траекторий обучения в группах.
Успешная реализация стратегии обучения общевоенным дисциплинам на рефлексивной основе требует специальной работы преподавателя по разработке и применению комплекта заданий по дисциплине с учетом интеллектуальных особенностей коллектива обучаемых.
В качестве примера рассмотрим методику проведения занятия № 3 по теме № 1 «Организация личного труда командира» 5 (дисциплина «Управление подразделениями в мирное время» по программе ВПО). Вид занятия - самостоятельная работа под руководством преподавателя.
При организации рефлексивного подхода важно, чтобы из любой информации выступающие делали выводы и соотносили их с мнением коллектива подразделения. С учетом этого должна подбираться информация для сообщений.
При отработке первого учебного вопроса «Принципы организации личного труда командира», используя рекомендованную литературу, обучаемые изучают принципы организации личного труда командира и, выделяя необходимую информацию, записывают ее в рабочие тетради. Методически грамотно построенное изучение данного вопроса (целевая установка на выбор самых главных принципов организации труда командира и перспективное планирование собственного труда, а также реализация установки в данный актуальный момент) курсантами может и должно активизировать процесс профессионального самосовершенствования будущего офицера.
По второму учебному вопросу «Планирование служебной деятельности командиром подразделения» 6 следует ознакомить курсантов с сущностью и содержанием процесса планирования служебной деятельности командиром подразделения. В ходе самостоятельной работы обучаемые должны не только раскрыть, но и «спроецировать на себя», записать в рабочие тетради основные моменты планирования служебной деятельности командиром подразделения.
Все остальные вопросы занятия изучаются аналогично описанным выше.
Очевидно, что в ходе данного занятия целесообразно использовать методы проблематизации учебного материала, научно-практического подхода к изучению этого материала, рефлексии его содержания, самоанализа и самооценки учебной деятельности, а также метод коллективного анализа и оценки.
Организация рефлексивной деятельности курсантов в ходе изучения учебных вопросов должна быть «обращена на их внутренний мир, нравственные отношения между ними, общение и совместную предметную деятельность, воен-
5 Павлов С.Е. Методика строевого обучения и изучения общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации : учеб. пособие. Рязань : РВВДКУ, 2007. С. 15.
6 Павлов С.Е. Управление подразделениями в мирное время : учеб. пособие. Ч. 1. Рязань : РВВДКУ, 2009. С. 139.
ную службу в соответствии с нравственными нормами, педагогическими требованиями и требованиями воинских уставов» 7. По окончании самостоятельного изучения каждого из учебных вопросов целесообразно, используя выборочный фронтальный опрос двух-трех курсантов на предмет усвоения основных положений, выделить проблемные моменты и организовать коллективный анализ. Необходимо стимулировать курсантов к формулированию собственных выводов, и только в случае затруднений давать пояснения и добиваться понимания сути вопроса в полной мере.
В конце занятия требуется подвести итоги по степени достижения целей, выделить проблемные моменты занятия и пути их устранения, отметить наиболее удачные выступления, объявить результаты и дать задание на самостоятельную работу.
Рефлексия является инструментальной, социокультурно обусловленной интеллектуальной процедурой, осмысленной и сознательно направленной на самопознание. Рефлексия проявляется в нескольких аспектах: познание собственной познавательной деятельности (интеллектуальная рефлексия); собственной личности (личностная рефлексия); мысленный диалог с другими (рефлексия как диалог); мысленный опережающий контроль над реализацией знаний и качеств субъекта в его практической деятельности (праксеологическая рефлексия).
Для реализации рефлексивного подхода в становлении офицера-десант-ника, на наш взгляд, существенное значение имеют интеллектуальная рефлексия и праксеологическая рефлексия.
Интеллектуальная рефлексия реализуется через конструирование плана, модели решаемой проблемной задачи, через мысленное «забегание» вперед в процессе познавательного действия, через осознание субъектом своих сильных и слабых сторон, через применение своих познавательных возможностей, то есть в осознании субъектом оснований и источников своих мыслей, действий, знаний.
Праксеологическая рефлексия проявляется: «в размышлениях, посредством которых субъект подбирает нужные и наиболее подходящие знания, чтобы осуществить определенную практическую деятельность; в мыслительных процедурах, посредством которых он подготавливает, регулирует и контролирует превращение этих знаний в средства для решения профессиональных и житейских задач; в регулировании, контролировании и осмыслении эффективности использования прагматизированных знаний и действий - и все это непрерывно соотносится с особенностями мыслящего и действующего субъекта» 8.
Формирование рефлексивного подхода к обучению основано на дидактических принципах: гуманного отношения к обучаемому; равнозначности интел-
7 Шипякова А.А. Реализация личностно-рефлексивного подхода как средства гуманизации педагогического взаимодействия в образовательном процессе военного вуза при обучении математике : метод. рекомендации. Рязань : РИРО, 2004. С. 5.
8 Василев В. Рефлексия и обучение. Ч. 1 : Рефлексията - теория и практика. Пловдив : Макрос, 2005. С. 60.
лектуального и духовного начал личности; определения обучаемого как субъекта познания; социализации обучаемого; самоценности индивидуума; опоры на субъективный опыт обучаемого; естественного развития обучаемого; учета психофизических возможностей обучаемых; развития коммуникативных способностей личности.
Нами определены концептуальные подходы к организации контрольнооценочной деятельности при изучении и использовании информационных технологий и выделены следующие виды контроля:
- предварительный контроль (применяется для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности обучаемых; его результаты могут быть использованы либо для организации учебного процесса с учетом особенностей контингента обучаемых, либо для коррекции исходного уровня обучаемых и доведения его до требуемого в учебном процессе);
- текущий (связан с управлением процессом усвоения знаний, выполняет функцию обратной связи, позволяет корректировать процесс обучения);
- итоговый (используется для оценки результатов обучения, полученных в конце семестра, года);
- отсроченный контроль (проверка знаний курсантов по дисциплине через определенное время после окончания ее изучения).
Отсроченный контроль - один из наиболее результативных форм контроля, выявляющих остаточные знания по дисциплине. Этот вид контроля знаний курсантов является важнейшим звеном при рефлексивном подходе к обучению, проводится регулярно после окончания курсантами изучения информатики, перед написанием курсовых или дипломных работ по военно-специальным и техническим дисциплинам.
Результаты, полученные при отсроченном контроле знаний курсантов, позволяют не только выявить остаточные знания обучаемых, но и на основе полученных сведений корректировать учебные и тематические планы, планы отдельных занятий, координировать усилия педагогов различных специальностей, акцентируя внимание курсантов на изучении наиболее нужных им в профессиональной деятельности вопросов.
Рассмотренная методика организации рефлексивной деятельности в курсе «Управление войсками в мирное время» позволяет:
- эффективно организовать дидактический процесс в военном вузе;
- сформулировать принципы личного труда командира (научность, предвидение, единоначалие и личная ответственность, твердость и настойчивость в проведении в жизнь принятых решений, экономичность, плановость, комплексность, законность, заинтересованность, ответственность);
- осуществлять планирование служебной деятельности командиром подразделения (периоды планирования: день, неделя, месяц, год);
- реализовать методы и средства выполнения управленческих операций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст]. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МО-ДЭК, 2002. - 352 с.
2. Василев, В. Рефлексия и обучение. Ч. 1 : Рефлексията - теория и практика. [Текст] / В. Василев, Й. Димова, Т. Коларова-Кънчева. Пловдив : Макрос, 2005. -144 с.
3. Гужвенко, Е.И. Координирующая модель методической системы обучения информатике и информационным технологиям [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. - 40 с.
4. Павлов, С.Е. Методика строевого обучения и изучения общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации [Текст] : учеб. пособие / С.Е. Павлов, А.В. Олейников ; РВВДКУ. - Рязань, 2007. - 229 с.
5. Павлов, С.Е. Управление подразделениями в мирное время [Текст] : учеб. пособие / С.Е. Павлов, А.В. Олейников, К.К. Костин ; под общ. ред. В.Я. Крымского ; РВВДКУ. - Рязань, 2009. - Ч. 1. - 552 с.
6. Шипякова, А.А. Реализация личностно-рефлексивного подхода как средства гуманизации педагогического взаимодействия в образовательном процессе военного вуза при обучении математике [Текст] : метод. рекомендации / авт.-сост. А.А. Шипякова ; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2004. - 28 с.
7. Шипякова, А.А. Гуманизация педагогического взаимодействия в военном вузе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2006. - 20 с.