ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
УДК 338.24:378
DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12004
Ветров Ю.П.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ветров Юрий Павлович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,
Армавир, Россия
E-mail: yupvetrov@yandex.ru
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс проектной деятельности студентов, в соответствии с требованиями стандартов. В статье рассматривается проблема организации и реализации проектной деятельности студентов в образовательном процессе вуза (колледжа). Цель статьи - выявить характерные признаки проектной деятельности студентов в образовательном процессе, определить условия эффективности проектной деятельности и возможные трудности реализации. Методы исследования - теоретический анализ, синтез, обобщение. В качестве результатов исследования автором представлены следующие положения:
Выявлены качества современного выпускника, предъявляемые работодателями и формируемые в процессе его включения в проектную деятельность. Автор приходит к выводу, что проектная деятельность выступает дидактическим средством профессионального обучения. Определены цели и задачи проектной деятельности в обучении студентов. Автор дает обобщенную характеристику роли и деятельности педагога и студента, включенных в проектную деятельность. Выделены основные типы проектной деятельности в зависимости от различных оснований: предметно-содержательная область, характер контактов в проекте, количество участников проекта, продолжительность реализации проекта, доминирующая деятельность студента в проекте. На основе анализа теоретических данных, представлены основные трудности и ошибки реализации проектной деятельности студентов в образовательном процессе учреждений профессионального образования. Автором определены условия, при которых организация проектной деятельности студентов в образовательном процессе организаций профессионального образования будет наиболее оптимальной.
Выводы: организация проектной деятельности студентов в образовательном процессе будет более успешной при реализации условий и учёте обозна-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
ценных автором ошибок и трудностей реализации проектной деятельности как со стороны педагогов, так и со стороны студентов.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, профессиональное образование, команда проекта, организация проектной деятельности, вуз.
Для цитирования: Ветров Ю.П. Особенности организации проектной деятельности в профессиональном образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2(41) С. 41-48. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12004.
Vetrov Yu.P.
FEATURES OF PROJECT ACTIVITY IN PROFESSIONAL EDUCATION
Vetrov Yury Pavlovich, Doctor of Pedagogics, a professor, vice-rector for research and innovation activities
FSBEI HE "Armavir State Pedagogical University", Armavir, Russia E-mail: yupvetrov@yandex.ru
The novelty of the research consists in the need to introduce project activities of students into the educational process in accordance with the requirements of standards. The article deals with the problem of organization and implementation ofproject activities of students in the educational process of a university (college). The purpose of the article is to identify characteristic features of project activities in the educational process, to determine conditions for the effectiveness of project activities and possible implementation difficulties. The research methods used are theoretical analysis, synthesis, generalization. The following provisions reflect the results of the research:
The qualities of a modern graduate demanded by employers and formed in the process of its inclusion in project activities have been revealed. The author concludes that the project activity is a didactic means of vocational training. Goals and objectives of project activities in teaching students have been defined.
The author gives a generalized description of the role and activities of a teacher and a student included in the project activity. The main types of project activities have been identified depending on various grounds: a substantive area, the nature of contacts in the project, a number of project participants, duration of the project, a dominant activity of a student in the project. Main difficulties and mistakes in the implementation of students' project activities in the educational process of vocational education institutions have been presented on the basis of the analysis of theoretical data. The author defines the conditions under which the organization of students' project activities in the educational process of vocational education organizations will be the most optimal.
42
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
The conclusions: the organization of project activities of students in the educational process will be more successful with the implementation of conditions and consideration of errors and difficulties of the implementation of project activities from both teachers and students.
Key words: project activity, project method, professional education, project team, project activity organization, a university.
For citation: Vetrov Yu.P. Features of project activity in professional education // Bulletin of Maikop State Technological University. 2019. Iss. 2 (41). P. 41-48. DOI: 10.24411 /2078-1024-2019-12004.
Будущее нашего государства зависит от личности, которые получают профессиональное образование и формируются в современных условиях. На сегодняшний день изменились требования работодателей к выпускникам вузов и колледжей, что связано с интенсификацией развития общества, производства и экономических процессов в целом. Способность студентов к научным разработкам и изысканиям становятся основным механизмом развития экономики. Из наиболее значимых качеств выпускников становятся: готовность и способность к освоению новых знаний, нацеленность на результат, целеустремленность, творческое отношение к своей профессиональной деятельности, готовность к инновационной деятельности.
Институт образования выступает регулятором развития как личности, так и общества. Формируемые компетенции у будущих специалистов, реализация требований стандартов определяют успешность и ценность выпускников на рынке труда, дальнейшее его трудоустройство.
Исходя из вышеизложенного, отметим, что приоритетным направлением в педагогической деятельности учреждений профессионального образования становится разработка новых форм, методов и средств обучения и воспитания студентов. Системность и целостность учебно-воспитательного процесса высшей школы позволяет формировать компетенции и требуемые качества личности у студентов в вузе.
Исследования С.В. Бобрышова, ДА. Дорджиевой, А.В. Мурашева, ДА. Саенко, Ю.В. Сорокопуд, A.M. Сосновской, Н.Ф. Яковлевой [4, 1, 7, 6, 8] и др., направленные на изучение теоретических основ и способов формирования компетенций у студентов в вузах и колледжах, свидетельствуют о том, что запрос общества и работодателей к системе профессионального образования отражается в сформированных компетенциях, т.е. в накопленном нематериального вида капитале студентов.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Ю.В. Сорокопуд [6, с. 245] отмечает, что в настоящее время важными качествами выпускника являются: креативность и инновационное мышление; способность к самостоятельному профессиональному развитию; способность к проектной деятельности и работе в команде; способность к реализации проектных разработок; способность к интеграции знаний различных наук. Развитие у студентов таких качеств возможно при включении их в проектную (проектно-иссле-довательскую, проектно-инновационную) деятельность.
Проектную деятельность можно рассматривать как метод формирования компетенций, как способ реализации целей дидактики через разработку проблемы в деталях, как средство достижения практических результатов, - указывают ДА. Саенко и C.B. Бобрышов. Основная задача применения проектной деятельности (метода проектов) в обучении студентов - предоставление возможности самостоятельного получения знаний в процессе разработки проекта (актуальной учебной проблемы), требующего интеграции знаний из различных предметных сфер. Цель использования проектной деятельности - стимулирование интереса студентов к актуальным проблемам отрасли, решение которых предусматривает овладение студентами суммой новых знаний, практического опыта и профессиональных компетенций. При использовании этого метода студенты на практике могут реализовать свои теоретические знания [4, с. 128].
Проектная деятельность для студента - это способ максимального раскрытия своего потенциала, средство самореализации и профессионального саморазвития. Дорджиева ДА. [1, с. 73-74] отмечает, что «проектная деятельность позволяет студентам проявить себя, применить полученные знания, принести практическую пользу, продемонстрировать публично полученные результаты, способствует развитию навыков работы в группе». Для преподавателя проектная деятельность - «дидактическое средство в образовательном процессе, которое позволяет эффективно формировать необходимые компетенции студентов, стимулирует мотивацию к обучению и получению новой информации, стимулирует исследовательскую и творческую деятельность студентов».
Опираясь на анализ теоретических исследований в области проектной деятельности рядом авторов (ДА. Дорджиева, Т.П. Закирова, Н.Ф. Яковлева и др.) [1, 2, 8, 9, 10] можно выделить основные типы проектной деятельности в зависимости от различных оснований:
1) предметно-содержательная область:
- монопроекты (одна предметная область);
- межпредметные проекты (несколько смежных областей);
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
2) характер контактов в проекте:
- внутренние (в пределах образовательного учреждения);
- региональные (в пределах региона, края, страны);
- международные (интеграция разных стран в проекте);
3) количество участников проекта:
- групповые;
- индивидуальные;
4) продолжительность реализации проекта:
- мини-проекты (в рамках одного-двух учебных занятий);
- краткосрочные (в течении нескольких занятий в течении семестра);
- среднесрочные (до одного месяца реализации);
- долгосрочные (от одного месяца до нескольких месяцев реализации
проекта);
5) доминирующая деятельность студента:
- исследовательские проекты (имеют четкую структуру, исследовательский замысел, гипотезу, эксперимент);
- творческие проекты (не имеют четко структуры, форма представления результатов проекта - сочинение, фильм, газета, альбом и т.д.);
- игровые и ролевые проекты (специфика проявления различных ролей в игровой форме, например, персонажи литературных произведений, придуманные ситуации и их проживание и т.д.);
- информационные (ознакомительно-ориентировочные) проекты (сбор информации о проблеме, явлении или объекте, анализ фактов, обобщение, аналитическая работа с фактами, донесение информации до аудитории);
- прикладные (практико-ориентированные) проекты (поэтапное обсуждение всех реализованных этапов, четкая структура и план работы над проектом, корректировка проекта, имеет практическую направленность и значимость).
В ходе реализации проектной деятельности меняется роль преподавателя в учебном процессе. Педагог в данном случае выступает организатором самостоятельной познавательной деятельности студентов. Его основная задача - «научить учиться», т.е. самостоятельно осваивать и обрабатывать материал.
Так же меняется и роль студента, который вместо традиционной формы обучения при пассивном слушании погружается в индивидуальную среду творческого познания, может проявлять свои способности, демонстрировать идеи, взгляды, эмоции, использовать все возможные средства информации.
При разработке рабочих программ и подборе учебных проектов на планируемый учебный год следует учитывать факт, что некоторые виды деятельности
45
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
не являются проектной деятельностью и не отвечают необходимым требованиям.
Выделим основные трудности реализации проектной деятельности студентов в образовательном процессе вуза (колледжа):
- зачастую проекты, выполненные студентами, остаются без реализации, и студенты не видят практического применения своей работы и идей;
- проекты, направленные на изучение теоретических основ какой-либо проблемы (явления или объекта), не несут практической направленности и остаются в виде презентаций мало интересными для студентов;
- проекты, не объединенные общей логикой построения и реализации, направленные на изучение отдельных сегментов (проанализировать, разработать и т.д.) не дают студентам общего представления о проделанной работе и не несут практической значимости;
- проект, заранее спланированный педагогом или поданный в виде задачи, не стимулирует познавательной активности и творческого мышления у студентов;
- лабораторные работы, преподносимые как проектная деятельность студентов, также не способны формировать инициативность и самостоятельность студентов.
Необходимо учитывать, что студенческая команда, осуществляющая проектную деятельность, эффективно развивается при следующих условиях:
a) команда студентов, реализующих проект, должна состоять не более чем из десяти человек;
b) команда, реализующая проектную деятельность должна состоять из студентов, заинтересованных в результате;
c) вся команда работает совместно до завершения проекта;
d) необходимо соблюдать нормы организационной культуры при проектной деятельности и этот должно поощряться преподавателем;
e) необходимо выбрать руководителя проекта, подчинение руководителю проекта необходимое условие для всех членов команды;
f) проектная деятельность представляет собой новую, интересную в профессиональном плане задачу, которую хочется решить, используя новые подходы и методы;
g) возможность обсуждения членами команды полученных промежуточных результатов работы над проектом.
Таким образом, анализ литературы и собственной практической деятельности показал, что проектная деятельность студентов выступает эффективным меха-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
низмом формирования необходимых профессиональных компетенций. Организация проектной деятельности студентов нуждается в совершенствовании со стороны педагогов для достижения позитивных эффектов: необходим учет особенностей будущей профессиональной деятельности студентов при выборе типа проекта, а также условий реализации проектной деятельности.
Литература:
1.Дорджиева ДА. Метод проектов как средство формирования познавательной самостоятельности студентов колледжа: дис. ... канд. педагог, наук: 13.00.08 Волгоград, 2006. 185 с.
2. Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. №5. URL: http://science-educati on. ru/ru/arti cle/view?id=27080
3. Саенко JI. A. Аксиологическое содержание образования в условиях тран-сдисциплинарности // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6 (67). С. 136-137.
4. Саенко Л.А., Бобрышов C.B. Методологическая оценка компетентност-ного подхода в подготовке специалиста // Вестник Академии права и управления. 2016. №2 (43). С. 125-131.
5. Сауренко Н.Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа: дис. ... канд. педагог, наук: 13.00.08: Москва, 2004. 218 с.
6. Сорокопуд Ю.В. Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы «человек - человек» // Мир науки, культуры, образования. 2019. №1 (74). С. 245-246.
7. Сосновская A.M., Мурашев A.B. Проектная деятельность как требование развития систем в современных условиях // Управленческое консультирование. 2018. №9 (117). С. 120-129.
8. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учебное пособие. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2014. 144 с.
9. Shvachkina L.A., Rodionova V.l., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems / Barsukova T.I. [etc] // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. T. 8, №2. C. 209-216.
10. Barsukova T.I., Khokhlova E.V., Ivashova V.A., Kenina D.S. Team building as a tool to strengthen the company's position in the market / Saenko L.A. [etc] //
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. T. 7, №4(38). C. 431-433.
Literature:
1. Dordzhieva L.A. Project method as a means of forming the cognitive independence of college students: dis. ... Cand. of Pedagogics: 13.00.08 Volgograd, 2006. 185 p.
2. Zakirova T.I. Project activity of students as a method of forming competencies of university students [Electronic resource] // Modern problems of science and education. 2017. №5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27080
3. Saenko L.A. Axiological content of education in transdisciplinarity // World of science, culture, education. 2017. No. 6 (67). P. 136-137.
4. Saenko L.A., Bobryshov S.V. Methodological assessment of the competence approach in the preparation of a specialist // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2016. №2 (43). P. 125-131.
5. Saurenko N.E. Project activity as a means of shaping creative activity of college students: dis. ... Cand. of Pedagogics: 13.00.08: Moscow, 2004. 218 p.
6. Sorokopud Yu.V. Professionally important personality traits as a factor in the competitiveness of modern specialists in the "person-to-person" sphere // World of Science, Culture, Education. 2019. №1 (74). P. 245-246.
7. Sosnovskaya A.M., Murashev A.V. Project activity as a requirement for the development of systems in modern conditions // Management consulting. 2018. No. 9 (117). P. 120-129.
8. Yakovleva N.F. Project activities in an educational institution [Electronic resource]: a textbook. 2nd ed., ster. Moscow: FLINT A, 2014. 144 p.
9. Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems / Barsukova T.I. [etc] // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, No. 2. P. 209-216.
10. Barsukova T.I., Khokhlova E.V., Ivashova V.A., Kenina D.S. Team building as a tool to strengthen the position of the market / Saenko L.A. [etc] // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7, No. 4 (38). P. 431-433.