ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
УДК 378
DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11009
Коныгина М.Н., Горлова Е.Б.
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Коныгина Маргарита Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных технологий института образования и социальных наук ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь, Россия Е-mail: m-konygina@yandex.ru, тел.: 8(962)4342284
Горлова Елена Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных технологий института образования и социальных наук ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь, Россия Е-mail: elena17_lg@mail.ru, тел.: 8(962)4497887
Актуальность темы обусловлена необходимостью развития межведомственного взаимодействия как важнейшего условия формирования системы профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи. Потребности в организации профессионально-направленной культур-но-досуговой деятельности обучающихся обусловлены, с одной стороны, значимостью этого вида внеаудиторной деятельности в развитии личностных и профессиональных качеств молодежи в процессе их обучения в вузе, с другой, недостатком работ, отражающих условия организации культурно-досуговой деятельности как фактора профессионально-личностного становления и самосовершенствования студенческой молодежи. Проблема исследования заключена в постановке следующего вопроса: каковы условия совершенствования системы профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи как фактора их личностного и профессионального развития и самосовершенствования? Решение этого вопроса и составляет цель настоящего исследования. Базовым методом экспериментальной части исследования стал анкетный опрос, результаты которого подтвердили авторское предположение о проблемах, которые сложились в процессе межведомственного взаимодействия субъектов организации профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи на уровне муниципалитета (г. Ставрополь).
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
В статье на теоретическом уровне представлена суть и содержание культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи как фактора профессионально-личностного развития обучающихся, формирования их активной жизненной и профессиональной позиции, определяются условия развития организационных основ профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи, анализируется взаимодействие субъектов куль-турно-досуговой деятельности молодежи на уровне муниципалитета (г. Ставрополь), представляются положения по оптимизации процесса межведомственного взаимодействия в развитии профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность студенческой молодежи, субъекты культурно-досуговой деятельности, обобщенный субъект куль-турно-досуговой деятельности, межведомственное взаимодействие субъектов культурно-досуговой деятельности, муниципальный уровень культурно-досуговой деятельности, субъектная позиция молодежи в развитии профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности, условия формирования профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи.
Для цитирования: Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Межведомственное взаимодействие в организации профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 92-103. DOI: 10.24411/20781024-2019-11009
Konygina M.N., Gorlova E.B.
INTER-DEPARTMENTAL INTERACTION IN AN ORGANIZATION
OF PROFESSIONALLY-ORIENTED CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF STUDENTS
Konygina Margarita Nicolaevna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Social Technologies of the Institute of Education and Social Sciences FSAEI HE «The North-Caucasian Federal University», Stavropol, e-mail: m-konygina@yandex.ru, t.: 8(962)4342284;
Gorlova Elena Borisovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Social Technologies of the Institute of Education and Social Sciences FSAEI HE «The North-Caucasian Federal University», Stavropol, e-mail: elena17_lg@mail.ru, t. 8 (962) 4497887.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
The relevance of the topic is conditioned by the need to develop interdepartmental cooperation as the most important condition for the formation of the system of professionally-oriented cultural and leisure activities of students. The need to organize a professionally oriented cultural and leisure activity of students is determined, on the one hand, by the importance of this type of extracurricular activity in the development of personal and professional skills of young people in the process of their study at the university, on the other hand, by the lack of work reflecting the conditions for organizing cultural and leisure activities as factors of professional and personal development and self-improvement of students.
The problem of the research lies in the following question: what are the conditions for improving the system of professionally-oriented cultural and leisure activities of students as a factor of their personal and professional development and self-improvement? The solution to this problem is the goal of the research. The basic method of the experimental part of the study was a questionnaire; its results confirmed the author's assumption about the problems that have arisen in the process of interdepartmental interaction between the subjects of an organization ofprofessional-oriented cultural and leisure activities of students at the municipal level (Stavropol).
The essence and the content of cultural and leisure activities of students as a factor of their professional and personal development, formation of their active life and professional position have presented in the article at the theoretical level; the conditions for the development of organizational foundations of professionally oriented and cultural and leisure activities of students have been defined; interaction of the subjects of cultural and leisure activities of youth at the municipal level (Stavropol) has been analyzed; provisions for the optimization of the process of interdepartmental cooperation in the development of professionally-oriented cultural and leisure activities of students have been presented.
Key words: cultural and leisure activities of students, subjects of cultural and leisure activities, generalized subject of cultural and leisure activities, interdepartmental interaction of subjects of cultural and leisure activities, municipal level of cultural and leisure activities, subjective position of young people in the development of professional-oriented cultural and leisure activities, conditions for the formation of professionally-oriented cultural and leisure activities of students.
For citation: Konygina M.N., Gorlova E.B. Inter-departmental interaction in an organization of professionally-oriented cultural and leisure activities of students // Vest-nik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2019. Iss. 1/40. P. 92-103. (In Russ., English abstract). DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11009
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
Социальные институты досуга являются для студенческой молодежи основными сферами социокультурной и профессиональной интеграции, личностной и профессиональной самореализации, актуализации профессионально-личностных ресурсов и возможностей развития и самосовершенствования в профессии. Участие в организации и проведении культурно-досуговой деятельности, ориентированной на профессионально-личностное развитие, позволяет студентам выбирать эмоционально притягательную социально и профессионально значимую деятельность.
Организация культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи относится к важнейшим направлением реализации государственной молодежной политики на местах, прежде всего в городах, как особых муниципальных образованиях, где проживает и обучается большая часть студентов.
В работах современных исследователей (А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, А.Ю. Мухин, В.Я. Суртаев и др.) отмечается, что в основе руководящей идеи построения технологического процесса культурно-досуговой деятельности со студенческой молодежью, лежат принципы, среди которых определяющими является неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования российского общества, ценностями и потребностями (в том числе и профессиональные) современной молодежи, социально-экономическими и социокультурными особенностями жизнедеятельности молодых людей [2; 3; 6; 7] .
Анализ стратегических целей государственной молодежной политики на Ставрополье, задающей координаты формирования институтов досуга в регионе, позволяет выделить ее направленность на создание и развитие доступных условий для духовного, физического и творческого развития молодых людей, формирования их активной жизненной и профессиональной позиции, профессионально-личностного становления и самосовершенствования в конкретных социокультурных и социально-экономических условиях жизнедеятельности [9; 10].
Важнейшим условием реализации стратегических направлений государственной молодежной политики в сфере досуга студенческой молодежи, большая часть которой учится и проживает в городах (конкретно в г. Ставрополе), является межведомственное взаимодействие субъектов культурно-досуговой деятельности на уровне муниципалитета.
Общее социально-философское понимание субъекта отражает его как «носителя предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источника активности, направленной на объект» [4, с.186].
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
Субъектами социальной деятельности, выступают не только и не столько индивиды, сколько социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, молодежные группы и др.), актуализация потенциальных возможностей которых определяет поведение и действия (взаимодействия) индивидуальных субъектов, осуществляющих совместную деятельность. Индивидуальный субъект, как высший интегративный уровень активности человека, рассматривается через его принадлежность к человечеству, где человечество представляется как противоречивое системное единство субъектов иного уровня и масштаба: наций, этносов, государств, общественных классов и групп, а также, индивидов, взаимодействующих друг с другом [1].
Выполняя социальное действие, индивид одновременно является представителем социальной группы, при определенных условиях которая, выступает коллективным (совокупным, обобщенным) субъектом социальной деятельности. В процессе актуализации (управление и организация коллективом, группой, сообществом и др.) потенциальных возможностей, коллективный субъект определяет поведение и действия индивида, и, как следствие, формирует социальные отношения.
Общественная значимость социально-культурной деятельности, ее роль в формировании социально-культурной сферы жизнедеятельности человека, определяет ведущую позицию коллективного (совокупного, обобщенного) субъекта в актуализации совместных действий всех участников специфических социальных отношений.
Под обобщенным субъектом культурно-досуговой деятельность мы понимаем сообщество многочисленных социальных институтов, прежде всего, социально-культурных, а также отдельных лиц, среди которых могут быть рядовые граждане, профессионалы разных сфер культурно-досуговой деятельности, ученые, управленцы, воспитатели и др., которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональном и непрофессиональном уровнях участвуют в производстве, распространении и освоении ценностей, культурных продуктов, благ и услуг культурно-досуговой деятельности.
На муниципальном уровне в структуру обобщенного субъекта культурно-досуговой деятельности входят: структурные подразделения местной власти, общественные объединения, молодежные организации, подростковые и юношеские клубы, учреждения дополнительного образования детей, подростков и молодежи, Центры и Отделы по работе с подростками и молодежью учреждений социальной поддержки и защиты населения, образовательные учреждения профессионального образовании и др.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
Организация, управление культурно-досуговой деятельностью на муниципальном уровне, практическое внедрение культурно-досуговых программ как форм проведения досуговых мероприятий, осуществляют (индивидуальный субъект) профессионалы (государственные служащие, специалисты социальных учреждений и центров и др.), функционал которых включает реализацию молодежной политики в сфере досуга на местах, общественники, занимающиеся проблемами молодежи, в том числе и представители молодежных общественных организаций и др. Отдельную группу составляет студенческая молодежь как потребители и организаторы услуг культурно-досуговой деятельности.
Особую субъектную позицию в системе культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи на муниципальном уровне занимают высшие учебные заведения.
Цели, задачи и направленность организации культурно-досуговой молодежи в вузах как коллективных субъектах реализации государственной молодежной политики на местах, зависят от разных факторов, среди которых: возможности бюджета и материальная база учебного заведения, возможности взаимодействия с другими социальными центрами и учреждениями по работе с молодежью, специфика потребностей и предпочтений молодежи в организации досуговых мероприятий и др.
Важный фактор, определяющий целеполагание в технологическом процессе культурно-досуговой деятельности в вузе, - ориентированность на профессионально-личностное развитие обучающихся, формирование у них ценностного отношения к будущей профессии.
Представляя опыт работы Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) в данном направлении, следует отметить, что профессиональная направленность организации культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи в вузовской системе учебно-воспитательной работы, раскрывается как в организации и проведении традиционных вузовских мероприятий, так и в координации процесса взаимодействия подразделений вуза (институты, деканаты, кафедры и др.) со всеми субъектами реализации молодежной политики в сфере культурно-досуговой деятельности на городском, краевом и общероссийском уровнях [11].
Координатором культурно-досуговой деятельности в вузе является Управление по воспитательной работе. Реализуя цели и задачи по организации и координации различных видов воспитательной работы в вузе, специалисты Управления тесно взаимодействуют с краевыми и городскими властями, молодежными
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
общественными организациями, специалистами центров и учреждений, занимающимися реализацией молодежной политики на муниципальном уровне.
В системе традиционных мероприятий (праздники, конкурсы, фестивали, соревнования и др.), направленных на развитие талантов и инициативности студенческой молодежи, определенная доля принадлежит творческим конкурсам профессионального мастерства. Обязательной составляющей таких мероприятий является профессиональная направленность содержательной части конкурсов, отражающая специфику подготовки к конкретной профессии, ее ценностный и лич-ностно-развивающий потенциал.
К примеру, в Институте образования и социальных наук СКФУ (ИОСН) наиболее популярными стали корпоративные праздники профессионалов социальной сферы («Социальная работа творческая и гуманная профессия», «Спорт -это профессия и здоровый образ жизни», «Всемирный день психологического здоровья» и др.).
В рамках отдельного направления подготовки студентов «Социальная работа», следует назвать такие традиционные мероприятия как: «День первокурсника»; квест для студентов 1 курса «Ты - будущий профессионал творческой и интересной профессии»; новогодние посиделки «Социальная работа в тридевятом царстве», «Студенты социальной работы СКФУ в путешествиях по странам» и др.
Организация и проведение мероприятий объединяет всех субъектов учебно-воспитательного процесса по направлению подготовки «социальная работа» (студенты, преподаватели кафедры, кураторы студенческих групп, выпускники социальной работы и др.). Цели и задачи подобных мероприятий ориентированы на формирование творческого потенциала, активной жизненной и профессиональной позиции студенческой молодежи, развитие навыков взаимодействия с преподавателями и однокурсниками в неформальной обстановке, формирование умения решать жизненные и профессиональные задачи в нестандартных условиях и нестандартным способом.
Значимым для студентов является собственное участие в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий вне университета, требующих применения их профессиональных знаний и организаторских способностей.
Для решения этой задачи Управление по воспитательной работе взаимодействует с краевыми и городскими властями, профессионалами молодежных центров и организаций, занятых вопросами обучения молодых людей, подготов-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
ки их к организационно-управленческой деятельности в разных социальных сферах.
Так, студенты университета принимали участие в краевом конкурсе «Лидер», учредителем которого в Ставропольском крае выступило министерство образования Ставропольского края. Организаторами Конкурса были государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Центр молодежных проектов» и Ставропольское региональное отделение общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Ежегодным мероприятием краевого уровня стала организация Школы актива лидеров детских и молодежных общественных объединений и ученического самоуправления, по итогам голосования в социальных сетях получившая название «СтартМашук». Учредители школы - Правительство Ставропольского края, Министерство образования Ставропольского края, Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». В 2018 г. в работе Школы приняли участие 160 человек из 33 муниципальных районов, городских округов и городов Ставропольского края. Студенты СКФУ непосредственно участвовали в организации и проведении различных мероприятий, в том числе и тех, в которых обсуждались вопросы развития молодежной политики на Ставрополье, реализации культурно-досуговых молодежных программ и проектов в городе, крае. Организаторы Школы включали в работу секций различные формы взаимодействия с молодёжными группами. Наиболее востребованными среди студенческой молодежи стали форсайт-сессии, тренинги ораторского мастерства, профориентационные тренинги.
Участие в мероприятиях городского и краевого уровня, направленных на формирование организационно-управленческих качеств молодежи, навыков организации и самоорганизации, позволяют наиболее инициативным студентам разрабатывать собственные программы, организовывать и проводить досуговые мероприятия университетского, городского и краевого уровня.
Реализуя профессиональные интересы, будущие социальные работники ежегодно организуют и проводят для клиентов социальных учреждений профессионально-ориентированные акции, среди которых: «Весенняя неделя добра», «Белая трость» (ко дню слепых и слабовидящих), флешмоб «Библиоповодырь по-ставропольски» для людей с ОВЗ, «День Книгодарения» (совместно с Краевой библиотеки им. Лермонтова) и др.
К 1 Мая, Дню Победы, Дню пожилого человека студенты-волонтеры отряда «Альтруист» (кафедра социальных технологий) организуют праздничные кон-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
церты на базе социальных учреждений для пожилых людей и инвалидов Великой Отечественной войны (ГБСУСОН «Ставропольский краевой геронтологический центр» и ГБУСО «Краевого центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», ГБУСО «Геронтологический центр «Бештау»).
Несмотря на то, что реализация культурно-досуговых программ, разработанных силами студенческой молодежи на уровне города и края, является значимой для всех участников (студентов, клиентов социальных учреждений), по результатам опроса было выявлено, что в процессе проведения культурно-досуго-вых мероприятий возникают определенные трудности.
Так, студенты отметили, что не у всех получалось провести культурно-досуговое мероприятие на высоком уровне из-за нехватки знаний и умений для его реализации в конкретном социальной учреждении (26%). По мнению 14% опрошенных, не все специалисты шли на контакт в процессе разработки досуго-вых программ. В качестве основной проблемы студенты отмечали недостаток информации о том, где можно получить консультацию по формам и содержанию культурно-досугового мероприятия для клиентов конкретного социального учреждения (43%).
Эмпирические и теоретические выводы, а также анализ опыта организации досуга молодежи на муниципальном уровне, стали основой разработки общих положений по оптимизации культурно-досуговой деятельности как фактора профессионально-личностного развития обучающихся, формирования ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности.
Учитывая значимость развития межведомственного взаимодействия субъектов культурно-досуговой деятельности как важнейшего условия реализации государственной молодежной политики в сфере досуга и принимая во внимания сущность и содержание культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи, нами представлены следующие позиции по совершенствованию системы культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи, формированию субъектной позиции молодежи в развитии данного вида деятельности:
- развитие мер координации взаимодействия всех субъектов реализации молодежной политики на местах по вопросам организации культурно-досуговых мероприятий с участием студентов, интересы и желание которых отражают сущность и содержание конкретного проекта (программы) культурно-досугового мероприятия;
- развитие системы мер по привлечению студенческой молодежи к планированию, организации и проведению культурно-досуговых мероприятий город-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
ского, краевого и др. уровней, отражающих личные и профессиональные интересы молодых людей, их возможности и способности и потребности, особенности профессиональной подготовки и др.;
- координация деятельности городских (краевых, региональных) властей, руководителей и специалистов разных сфер культурно-досуговой деятельности (социальных учреждений и центров, учреждений дополнительного образования, подростковых и молодежных клубов, управлений и отделов по воспитательной работе учебных заведений (в том числе и вузов) и др.) в реализации молодежных досуговых мероприятий, оказание консультативной помощи в их организации и проведении в конкретных учреждениях и с конкретной аудиторией;
- развитие системы мер и мероприятий (конференции, летние лагеря актива молодых лидеров, студенческие форумы, круглые столы активистов и др.) по привлечению молодежи к организационно-управленческой деятельности в сфере культурно-досуговой деятельности, содействие развитию у них лидерских качеств и организационно-управленческих способностей как важнейшего компонента формирования профессионально-личностных качеств современных профессионалов;
- координация деятельности специалистов различных субъектов муниципалитета, реализующих молодежную политику на местах, в поддержке талантливой молодежи, активизации студенческого самоуправления и самоорганизации различных видов студенческой досуговой деятельности.
Одним из обязательных направлений в работе структур, координирующих систему культурно-досуговой деятельности с молодежью на уровне муниципалитета, является информационное обеспечение межведомственного взаимодействия в реализации молодежной политики в сфере досуга. Это предполагает проведение мониторинга по вопросам: проблем реализации молодежных досуговых программ и проектов; потребностей и предпочтений молодежи в видах и формах культурно-досуговой деятельности, способов их организации, методов вовлечения студенческой молодежи в подготовку и проведение досуговых мероприятий профессиональной направленности.
Реализация представленных позиций на уровне всех субъектов культурно-досуговой деятельности способствует развитию межведомственного взаимодействия в формировании системы профессионально-направленного досуга студенческой молодежи. Уникальность представленного подхода заключается в рассмотрении культурно-досуговой сферы молодежи, с одной стороны, как интеграционной основы объединения усилий всех социальных институтов по реализации государ-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
ственной молодёжи политики на местах, с другой - в понимании сферы молодежного досуга как фактора личностного и профессионального развития обучающихся, формирования их активной жизненной и профессиональной позиции.
Литература:
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник. Москва: ИН-ФРА-М, 2001. 624 с.
2. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема // Образование и общество. 2007. №2. С. 98-104.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. Москва: МГУКИ, 2004. 539 с.
4. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. Москва, 1980. 358 с.
5. Леонова Е.И. Формирование социальной активности студентов в процессе культурно-досуговой деятельности: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.05. Казань, 2011. 186 с.
6. Мухин А.Ю. Развитие творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.05. Челябинск, 2017. 202 с.
7. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности. Санкт-Петербург, 1992. 80 с.
8. Стратегия государственной молодежной политики в РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.penza.ru/social/family/2009/strategy
9. Стратегия развития молодежной политики в Ставропольском крае до 2020 года Ставрополь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/622/16600.php
10. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р Режим доступа: http://govemment.ru/media/ files/ceFXleNUqOU.pdf/
11. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «СевероКавказский федеральный университет» на 2012-2021 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ncfu.ru/uploads/doc/izm_progr_razvit_skfu_ 18.07.2015.pdf
Literature:
1. Dobrenkov V.I., Kravchenko A.I. Sociology: a textbook. M.: INFRA-M, 2001. 624 p.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
2. Zharkov A.D. Cultural and leisure activities as a pedagogical problem // Education and society. 2007. №2. P. 98-104.
3. Kiseleva T. G., Krasilnikov Y.D. Socio-cultural activities: a textbook. Moscow: MSUCI, 2004. 539 p.
4. Lectorsky V. A. A Subject. An object. Cognition. M., 1980. 358 p.
5. Leonova E.I. Formation of social activity of students in the process of cultural and leisure activities: dis. ... Cand. of Ped. Sciences: 13.00.05. Kazan, 2011.186 p.
6. Mukhin A. Yu. Development of creative activity of students in the cultural and leisure activities of a university culture: diss. ... Cand. of Ped. Sciences: 13.00.05. Chelyabinsk, 2017. 202 p.
7. Surtaev V. Ya. Main directions of youth self-realization in terms of leisure activities. Saint Petersburg, 1992. 80 p.
8. State youth policy strategy in the Russian Federation. [Electronic resource]. Access mode: http://www.penza.ru/social/family/2009/strategy
9. Strategy for the development of youth policy in the Stavropol Territory until 2020 Stavropol. [Electronic resource]. Access mode: https://pandia.ru/text/78/622/16600.php
10. The Foundations of the State Youth Policy of the Russian Federation for the Period until 2025 [Electronic resource]: the order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-p. Access mode: http://govemment.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf/
11. The program for the development of the Federal state autonomous educational institution of higher professional education "The North Caucasus Federal University" for 2012-2021. [Electronic resource]. Access mode: http://www.ncfu.ru/uploads/doc/izm_progr_razvit