ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
3. Dolganina V.V., Romanyuk M.A. Value orientations of youth: analysis and forecast. Modern Psychology: methodology, paradigms, theory// Ananiev's Readings -2009: proceedings of the Scientific Conference. Issue 1. Methodological and theoretical problems of Psychology / Edited by L. A. Tsvetkova, V. M. Allakhverdova. Saint Petersburg.: St. Petersburg University, 2009. P. 158-160.
4. Kuzina G.P. Vocational guidance work at school at the present stage of development of education URL: // http: //www.sch933.edusite.ru/DswMedia/Kuzina.doc
5. Basic principles of vocational guidance work (theory and practice): teaching and methodical guide/ comp. by N.A. Krivolapova, N.G. Ionina, T.A. Suslova; Institute for the Development of Education and Social Technologies. Kurgan, 2013. 87 p.
6. Parnov D.A. Social and pedagogical technology of vocational orientation of adolescents // Education Management. 2013. №4. P. 118-128.
7. Saenko L.A. Axiological content of education in transdisciplinarity // World of science, culture, education. 2017. No. 6 (67). P. 136-137.
8. Saenko L.A. Bobryshov S.V. Methodological assessment of the competence approach in specialist training // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2016. №2 (43). P. 125-131.
9. Saenko L.A. Using school educational space to accompany the socialization of the unemployed // Siberian Pedagogical Journal. 2008. No. 4. P. 159-168.
10. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Vocational orientation: system and new frontiers // Professional education. Stolitsa. 2012. №12. P. 20-24.
УДК 37.06 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11006
Гузь Е.А.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Гузь Екатерина Анатольевна, аспирант, ассистент кафедры социальных технологий института образования и социальных наук
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь, Россия E-mail: caterina.anatolievna@yandex.ru, тел.: 8(962)4342284
Культурно-досуговая деятельность в вузе является важнейшим компонентом воспитательной работы педагогически -целесообразное содержание и
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
направленность которой способствует созданию оптимальных условий для формирования у студенческой молодежи ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, развития общей и профессиональной культуры, творческих способностей, интеллектуального и лидерского потенциала, формирования опыта организации своей жизнедеятельности посредством участия в подготовке и проведения различных видов и форм студенческого досуга.
Существующие подходы к организации культурно-досуговой деятельности, как средства личностного и профессионального развития обучающейся молодежи, в должной мере не раскрывают принципиальные позиции построения технологического процесса досуговых мероприятий профессиональной направленности, что порождает проблему, актуализирующую процесс изучения организационных основ профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи.
Теоретический анализ и экспериментальное исследование, основой которого выступал анкетный опрос, позволили автору: представить данные социологического исследования, отражающего положение молодых специалистов на современном рынке труда; определить суть и содержание профессионально -направленной культурно-досуговой как средства профессионально-личностного развития обучающейся молодежи, формирования активной личностной и профессиональной позиции как важнейшего условия конкурентоспособности в социально-экономических условиях современного российского общества; определить принципы организации педагогически-целесообразного процесса культур-но-досуговой деятельности в вузе, отражающей направленность на формирование активной жизненной и профессиональной позиции студенческой молодежи.
Ключевые слова: современный профессионал, выпускники высших учебных заведений, студенческая молодежь, профессионально-направленная культурно-досуговая деятельность, профессиональный потенциал; личностно-ориентиро-ванное содержание культурно-досуговой деятельности; субъектная позиция молодежи; педагогически-целесообразный учебно-воспитательный процесс, принципы профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности.
Для цитирования: Гузь Е.А. Организационные основы профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 63-71. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11006
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
Guz E.A.
ORGANIZATIONAL PRINCIPLES OF PROFESSIONALLY-ORIENTED
CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF STUDENT YOUTH
Guz Ekaterina Anatolyevna, a postgraduate student, an assistant of the Department of
Social Technologies of the Institute of Education and Social Sciences
FSAEI HE «The North Caucasus Federal University», Stavropol, Russia
E-mail: caterina.anatolievna@yandex.ru,
tel.: 8(962)4342284
Cultural and leisure activities at a university is the most important component of educational work, the pedagogically expedient content and direction of which contributes to the creation of optimal conditions for the formation of a valuable attitude among students for future professional activity, development of general and professional culture, creative abilities, intellectual and leadership potential, and development of experience of organizing their life through participation in the preparation and conduct of various forms of student entertainment.
Existing approaches to the organization of cultural and leisure activities, as a means ofpersonal and professional development of students, do not adequately disclose fundamental positions of constructing technological process of leisure activities of a professional orientation, which raises the problem of actualizing the process of studying the organizational foundations of student-oriented cultural and leisure activities of student youth.
Theoretical analysis and experimental research, which was based on a questionnaire survey, allowed the author to present data of a sociological survey reflecting the position of young professionals in the modern labor market; to determine the essence and content of a professionally-directed cultural and leisure activity as a means of professional and personal development of students, formation of an active personal and professional position as the most important condition for competitiveness in the socio-economic conditions of modern Russian society; to determine the principles of organization of a pedagogically expedient process of cultural and leisure activities at university, reflecting the focus on the formation of active life and professional position of students.
Key words: modern expert, graduates of higher educational institutions, student youth, professionally-oriented cultural and leisure activities, professional potential; personality-oriented content of cultural and leisure activities; subjective position of youth; pedagogically expedient educational process, principles of professionally-oriented cultural and leisure activities.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
For citation: Guz E.A. Organizational principles of professionally-oriented cultural and leisure activities of student youth // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2019. Iss. 1/40. Р. 63-71. (In Russ., English abstract). DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11006
Социально-экономические преобразования российского общества, интенсивные изменения на современном рынке труда, предъявляют высокие требования к современным выпускникам вузов, связанные с их готовностью к дальнейшему профессиональному совершенствованию и саморазвитию, формированию профессионально-личностных качеств, способствующих творчески подходить к решению профессиональных задач, выполнению профессиональных функций в конкретной социально-экономической сфере.
Вместе с тем, исследования процессов вхождения в профессию молодых специалистов, показывают, что не все выпускники высших учебных заведений подготовлены к реализации своих профессиональных возможностей.
Анализ данных социологического исследования, проведенного среди выпускников направления подготовки «Социальная работа» показал, что у многих молодых специалистов на должном уровне не сложилась представленность о себе как профессионале в выбранной сфере деятельности (54%), на достаточном уровне не сформированы устойчивые интересы к выбранной профессии, слабая мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию в профессии (28%). Выпускники не всегда способны определить свои жизненные и профессиональные планы, организовать свою практическую деятельность, процесс самосовершенствования и саморазвития в профессии (39%). Респонденты отмечали, что затрудняются в применении теоретические знания на практике, в выборе способов решения профессиональной задачи (37%). Лишь 25 % из опрошенных ответили, что легко ориентируются в выборе способов решения нестандартных профессиональных задач, находят способы выхода из сложных ситуаций, при необходимости, могут изменить технологический процесс работы с клиентом с учетом сложившейся ситуации.
Отмечая хорошую теоретическую подготовку выпускников направления «Социальная работа» (87,5 % из опрошенных), специалисты учреждений и центров социального обслуживания населения г. Ставрополя, заметили, что вхождение в профессию молодых специалистов осложняется тем, что в процессе адаптации к новым условиям выпускники вузов не сразу раскрывают свои интеллектуальные возможности, способности творчески подходить к решению профессиональных задач, применять теоретические знания на практики, особенно, если воз-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
никают нестандартные ситуации [3]. В ответах практикующих специалистов социальных учреждений прозвучали пожелания о внедрении в учебно-воспитательный процесс вуза форм и методов работы, способствующих творческому профессионально-личностному развитию обучающихся, активизации их жизненной и профессиональной позиции, формированию умений самоорганизоваться при выполнении профессиональных задач, определении способов самосовершенствования в личностном и профессиональном развитии.
На наш взгляд, важным условием в повышении качества подготовки студентов к профессиональному старту может стать культурно-досуговая деятельность, профессиональная направленность и личностно-ориентированное содержание которой, способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе и, как следствие, развитию системы подготовки конкурентно-способных выпускников высших учебных заведений.
Сущность культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи состоит в многообразии предметно-практических ситуаций познания и развития опыта организации своей жизнедеятельности посредством участия в организации различных видов и форм студенческого досуга. Принимая участие в организации досуга, у студентов появляются возможности выбирать эмоционально-притягательную, социальную и профессионально-значимую деятельность. Расширенный диапазон инфраструктуры отдыха позволяет студенческой молодежи получать дополнительный опыт общения и взаимодействия со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса в вузе [2; 3].
Профессионально-ориентированная и педагогически-целесообразно организованная культурно-досуговая деятельность способствует нравственному, эстетическому и интеллектуальному развитию всех ее участников, реализации возможностей и способностей обучающейся молодежи [1; 4; 5; 6; 7]. Для студенческой молодежи социальные институты досуга являются основными сферами социокультурной и профессиональной интеграции, личностной и профессиональной самореализации, активизации профессионально-личностных ресурсов и возможностей самореализоваться в будущей профессии. При педагогически-целесообразном построении учебно-воспитательного процесса в вузе, отмечено Е. И. Леоновой, культурно-досуговая деятельность открывает перед обучающимися возможности в самопознании, саморазвитии, профессиональной самореализации личности [4].
Таким образом, суть профессионально-ориентированной культурно-досуговой деятельности, позволяет рассматривать этот вид внеаудиторной работы
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
со студенческой молодёжью как фактор их личностного и профессионального развития, формирования творческого потенциала, активной жизненной позиции, навыков самоорганизации в различных видах деятельности.
Придерживаясь сложившихся в научных кругах подходов (А.Д. Жаркова, Е.И. Леоновой А.Ю. Мухина и др.) к организации профессионально-ориентированных технологий учебно-воспитательного процесса в вузе, включающего культурно-досуговую деятельность как один из важнейших компонентов внеаудиторной работы со студентами, мы остановимся на конкретизации базовых подходов к построению технологического процесса данного вида деятельности в вузе.
Содержательная характеристика профессионально-направленной культур-но-досуговой деятельности в вузе определяет следующие принципы ее организации:
1. Принцип неразрывной связи досуга с жизнью и практическими задачами реформирования современного российского общества, определяющими развитие современного рынка труда и спрос на квалифицированных специалистов, которые способны решать социально-экономические, политические и культурные задачи современности.
В процессе организации культурно-досуговой деятельности как средств формирования профессионального потенциала студенческой молодежи, данный принцип предполагает соблюдение ряда условий.
Первое - целенаправленность досуговых мероприятий, которая выражается в донесении до ее участников всего богатства культуры, в том числе профессиональной культуры, взаимосвязи общечеловеческих, общественных и профессиональных ценностей, ценностей конкретной профессиональной деятельности, профессионального общения.
Второе - конкретизация культурно-досуговых мероприятий с учетом региональных традиций культурно-досуговых мероприятий и культурной жизни региона, традиций учебного заведения, специфики профессиональной подготовки обучающихся, особенностей будущей профессии.
Третье - оперативность учебно-воспитательного учреждения, предполагающая своевременное наполнение форм и видов культурно-досуговой деятельности новым содержанием, отражающим социокультурные, экономические и политические события (в стране, регионе, городе, вузе), изменения на рынке труда, в профессиональных сообществах, а также в требованиях к кадрам конкретной профессиональной деятельности и др.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
Четвертое - непрерывность процесса развития вузовской системы куль-турно-досуговой деятельности, предполагающая повседневную работу по развитию технологического процесса досуговых мероприятий профессиональной направленности, мониторинг личностных и профессиональных предпочтений студенческой молодежи.
2. Ведущим принципом культурно-досуговой деятельности является принцип субъект-субъектного взаимодействия между всеми ее участниками. Реализация принципа субъект-субъектного взаимодействия в организации досуга студенческой молодежи предполагает стимулирование стремлений студентов к участию в мероприятиях, способствующих профессионально-личностному развитию и самореализации в будущей профессии.
3. Принцип доступности, отражающий дифференцированный подход к выбору содержания, направленности, форм и методов досуговой деятельности в соответствии с предпочтениями и половозрастными особенностями участников до-суговых мероприятий. Реализация этого принципа в построении культурно-досуговой деятельности как средство формирования профессионального потенциала обучающейся молодежи предполагает учитывать уровень профессионально-личностного развития участвующих в досуговых мероприятиях, их способностей, мотивацию к самосовершенствованию в будущей профессии и др.
4. Принцип опоры на самодеятельность молодых людей в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий. Данный принцип предполагает развитие самоуправления в вузе как важнейшего условия формирования активной жизненной и профессиональной позиции студенческой молодежи, способствующей профессионализации и профессионально-личностному развитию в процессе участия во всех видах учебно-воспитательной деятельности.
5. Принцип последовательности в содержании, направленности и цели в построении технологического процесса культурно-досуговой деятельности в соответствии с потребностями сферы целевой аудитории. Данный принцип предполагает конкретизацию общих идей и целей досуга студентов, выстраивание всей системы мероприятий с учетом конкретной аудитории (обучающиеся по некоторым направлениям подготовки), постановку задач в соответствии с направленностью учебно-воспитательного процесса на формирование положительного образа будущей профессии, профессиональных ценностных ориентаций, идеологии профессии, ее нравственной основы, социальной значимости и др.
Таким образом, педагогически-целесообразная организация культурно-досуговой деятельности в вузе, отражающаяся в профессионально-направленных
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
досуговых технологиях, может стать одним из важных условий формирования профессионального потенциала студенческой молодежи. Такая деятельность оказывает воздействие на эмоциональную сферу, создавая условия для активного участия студентов в различных мероприятиях, направленных не только на личностное, но и на профессиональное развитие студенческой молодежи, формирование активной профессиональной позиции обучающихся как основу в их будущих профессиональных достижениях.
Литература:
1. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема // Образование и общество. 2007. №2. С. 98-104.
2. Гузь Е.А. Культурно-досуговая деятельность в профессиональном становлении современных выпускников вуза // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Ставрополь, 23 нояб. 2018 г.). Ставрополь: АГРУС, 2018. 450 с.
3. Гузь Е.А. Коныгина М.Н. Культурно-досуговая деятельность в вузе как фактор профессионального становления студентов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. №3(60). 228 с.
4. Леонова Е.И. Формирование социальной активности студентов в процессе культурно-досуговой деятельности: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.05. Казань, 2011. 186 с.
5. Мухин А.Ю. Развитие творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры: дис. ... канд. педагог. наук. Челябинск, 2017. 202 с.
6. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся // Дискуссия. 2014. №6(47). С. 96-103.
7. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. Вып. 1. С. 93-97.
Literature:
1. Zharkov A.D. Cultural and leisure activities as a pedagogical problem // Education and society. 2007. №2. P. 98-104.
2. Guz E.A. Cultural and leisure activities in the professional development of modern university graduates // Actual problems of the theory and practice of social work and education: a collection of materials of VI All-Russian Scientific and Practical
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40
Conference with international participation (Stavropol, November 23, 2018). Stuavro-pol: AGRUS, 2018. 450 p.
3. Guz E.A. Konygina M.N. Cultural and leisure activities at a university as a factor in the professional development of students// Bulletin of NCFU. 2017. №3 (60). 228 p.
4. Leonova E.I. Formation of social activity of students in the process of cultural and leisure activities: dis. ... Cand. of Ped.: 13.00.05. Kazan, 2011. 186 p.
5. Mukhin A. Y. Development of creative activity of students in the cultural and leisure activities of a university culture: diss. ... Candidate of Pedagogics. Chelyabinsk, 2017. 202 p.
6. Saenko L.A., Kartashova V.N. Student self-government in the development of civic activity of students // Discussion. 2014. №6(47). P. 96-103.
7. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. On the formation of moral values of student youth // Bulletin of Maikop State Technological University. 2018. No. 1. P. 93-97.
УДК 375.55 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11007
Демидова М.В.
КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Демидова Мария Васильевна, аспирант
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярск, Россия Е-mail.: Marya.82@mail.ru, тел.: 8(964)1195950
Цель статьи - анализ подходов разных авторов к отбору универсальных учебных действий, которые целесообразно формировать у обучающихся в процессе обучения математике; анализ подходов к определению критериев и уровней их сформированности. Объектом является процесс обучения математике обучающихся основной общеобразовательной школы. Предмет: методика формирования и оценивания ключевых универсальных учебных действий обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе обучения математике.
Задачи: сформулировать и обосновать авторскую позицию к определению термина «ключевые универсальные учебные действия», формируемые в процессе