ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО КРУЖКА НА КАФЕДРЕ БИОХИМИИ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
1 2 3
Позднякова Е.В. , Мурзатаева А.М. , Бейникова И.В. Email: [email protected]
1Позднякова Елена Владимировна - кандидат биологических наук, доцент; 2Мурзатаева Айгуль Маратовна - кандидат биологических наук, доцент; 3Бейникова Ирина Васильевна - магистр медицинских наук, преподаватель,
кафедра биохимии, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: в статье описывается значение научно-исследовательской деятельности студентов как фактора их профессионального становления. Анализируется состояние организации научно-исследовательской работы студентов на кафедре биохимии Карагандинского государственного медицинского университета. Раскрываются тенденции, формы и методы развития научно-исследовательской активности студентов-медиков в современных условиях. Описывается, что активное участие в научно-исследовательском кружке дает студентам возможность реализовать свой творческий потенциал, способствует развитию клинического мышления, расширяет их кругозор. Научная деятельность помогает студенту стать более конкурентоспособным специалистом и способствует их успешному трудоустройству.
Ключевые слова: научный кружок, научно-исследовательская работа студентов (НИРС), биохимия, профессиональная компетентность, студент-медик.
PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF SCIENTIFIC LEAF IN THE CHAIR OF BIOCHEMISTRY IN THE CONDITIONS OF THE CREDIT SYSTEM
1 2 3
Pozdnyakova Ye.V.1, Murzatayeva A.M.2, Beynikova I.V.3
1Pozdnyakova Yelena Vladimirovna - PhD in Biology, Associate Professor; 2Murzatayeva Aygul' Maratovna - PhD in Biology, Associate Professor; 3Beynikova Irina Vasil'yevna - Master of Medical Sciences, Teacher, DEPARTMENT OF BIOCHEMISTRY, KARAGANDA STATE MEDICAL UNIVERSITY, KARAGANDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article describes the importance of research activities of students as a factor of their professional development. The state of the organization of scientific research work of students at the Department of Biochemistry of Karaganda State Medical University is analyzed. Trends, forms and methods of development of research activity of medical students are revealed in modern conditions. It is described that active participation in the research circle gives students the opportunity to realize their creative potential, contributes to the development of clinical thinking, and broadens their horizons. Scientific activities help the student become a more competitive specialist and contribute to their successful employment.
Keywords: scientific circle, research work of students (RWS), biochemistry, professional competence, medical student.
УДК 378.184
DOI: 10.20861/2312-8267-2017-37-002
В современной реальности высшее учебное заведение ставит перед собой задачу не только обучение профессиональным навыкам, но и развитие творческого потенциала обучающихся. Реализовать данную задачу можно только путем активного включения студентов в научно-исследовательскую деятельность. Это позволяет удовлетворить требования профессионального рынка, в котором происходит слияние науки и образования, науки и медицины, что повышает конкурентоспособность специалистов, а также учит их оперативно и самостоятельно решать теоретические и практические проблемы, возникающие в процессе профессиональной практики [1, 2].
К сожалению, во многих вузах большинство студентов проявляет мало интереса к научно-исследовательской работе, предпочитая занятия развлекательного характера или занятия спортом. Студенты отмечают ряд проблем, которые снижают мотивацию к занятиям научно-исследовательской деятельности на практике. Сюда относятся: отсутствие целостного плана вовлечения каждого из студентов в НИРС; низкий уровень актуальности предлагаемых тем для конкретного региона или области; отсутствует взаимосвязь между темами НИРС и реальными проблемами будущей профессии; многие темы НИРС или слишком простые и требуют только реферативного поиска, либо очень сложны и навыки студентов не соответствуют этому уровню [3, с. 336].
В Карагандинском государственном медицинском университете большое внимание уделяется вовлекаемости студентов в научный процесс. Студентов мотивируют тем, что на лекциях и практических занятиях рассказывают о новейших достижениях в области медицины. Данные вопросы логично встроены в учебный процесс и помогают в освоении нового материала. Наличие в портфолио печатных научных работ и участие в конференциях повышает шанс у студентов-медиков попасть на выбранную ими специальность, при поступлении в интернатуру.
На кафедре биохимии активно работает студенческий научный кружок. Основным направлением деятельности кружка является выполнение, под руководством преподавателей кафедры, во вне учебное время, научных исследований по актуальным вопросам современной биохимии. Преподаватели кафедры включают элементы научно -исследовательской деятельности в учебные занятия, что отражается в рабочих программах дисциплин (например, Research-based learning (RBL)).
В рамках деятельности студенческого научного кружка могут быть поставлены и решены следующие основные задачи: расширение кругозора студентов, путем ознакомления их с современными достижениями в области биохимии; формирование клинического мышления; развитие навыков применения теоретических знаний в своей профессиональной сфере; приобретение навыков работе в команде, приобретение навыков выступления на публике и умения дискутировать; развитие навыков научно-исследовательской работы. Все эти задачи входят в рамки дескрипторов, прописанные в рабочей программе, и реализуют их:
A. Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области.
B. Применять знания и понимание на профессиональном уровне.
C. Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области.
D. Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений.
E. Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение [4, с. 3].
В рамках деятельности студенческого научного кружка выделяют несколько видов научно-исследовательской работы студентов: написание рефератов, кратких докладов, обзорные сообщения. Во время написания данных видов работ, студент приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации учится работать с научной литературой. Он учится формировать цель и задачи исследования, анализировать данные литературы, делать выводы, оформлять работу, согласно последним международным требованиям. Каждый студент по итогам своих научных исследований готовит выступление в виде презентации. Защита презентаций, заслушивание докладов происходит на заседании научного кружка, который проводится ежемесячно.
100
Лучшие докладчики имеют возможность принять участие в большой студенческой конференции, ежегодно проводимой в рамках ВУЗа. Это позволяет приобрести навыки выступления перед большой аудиторией, умение защищать свои точку зрения и отвечать на вопросы.
Студентам младших курсов предлагается собрать материал о современных биохимических технологиях в медицине, оформить его в виде презентации и представить на заседаниях научного кружка. Такой вид исследовательской работы вызывает у студентов большой интерес к предмету, формирует навыки поиска научной информации, умение ее анализировать, обрабатывать и презентовать. Со временем усложняются задачи и формы научно-исследовательской деятельности, увеличивается их объем, и работа студентов приобретает все более ярко выраженный творческий характер.
Для студентов старших курсов работа в научном кружке дополняется выполнением практических работ. Руководитель согласовывает со студентами тематику научных разработок, которая рассматривается и утверждается на заседаниях кафедры. Руководитель старается сопоставить возможности и интересы студента с требованиями рабочей программы. Перед студентом так же ставятся цели и задачи исследования. Он самостоятельно изучает актуальность и новизну своей научной работы. Обговариваются материалы и методы, составляется график работы в биохимической лаборатории. Для повышения мотивации, студентам предоставляется возможность публикации результатов своих исследований в научных сборниках и журналах, а также участие в международных студенческих конференциях. Студенты, принимающие активное участие в работе научного кружка приобретают навыки научно-исследовательской работы, что оказывает им существенную помощь при дальнейшем обучении в рамках резидентуры или докторантуры.
Таким образом, научный кружок на любой кафедре, активно занимающийся научно -исследовательской работой дает студентам возможность реализовать свой творческий потенциал, способствует развитию клинического мышления, расширяет их кругозор. Учитывая современные требования к учебной деятельности студентов, привлечение их к научно-исследовательской работе является важным элементом формирования профессиональной компетентности. Научная деятельность помогает студенту стать более конкурентоспособным специалистом. Как показывает опыт, это очень важно для трудоустройства выпускников после окончания обучения в университете.
Список литературы /References
1. Прокопьев М.Н. К вопросу об инновационном подходе в организации самостоятельной работы студентов медицинского вуза // Фундаментальные исследования, 2009. № 9. С. 68-70.
2. Стальная М.И. Социальные аспекты организации работы студенческого научного кружка в вузе // Международный научный журнал «Инновационная наука», 2015. № 3. С. 118-119.
3. Галиуллина Ф.Ш. Научно-исследовательская деятельность студентов, как фактор формирования профессиональной компетентности // Филология и культура, 2011. № 3 (25). С. 235-239.
4. «Рабочая программа по биологической химии, для специальности «051301 - Общая медицина»». Рабочая программа составлена на основании ГОСО РК 2006 г. по специальности «Общая медицина», ГОСВО утвержденного постановлением правительства №1080 от 23 августа 2012 г. и типовой программы «Биологическая химия», утвержденной 22.02. 2008. Караганда, 2014. 15 с.