Вопросы преподавания микробиологии, вирусологии и иммунологии УДК 001.891:378.661 (470.323)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
П.В. Калуцкий, О.А Медведева, Н.Н. Ефремова, Л.Г. Климова Курский государственный медицинский университет 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3
Авторы статьи рассматривают значение научно-исследовательской работы студентов в формировании их интереса к творческой деятельности, развитии научного мышления. Ключевые слова: микробиология, научная работа студентов.
RESEARCH COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF MICROBIOLOGY, VIROLOGY, IMMUNOLOGY OF KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
P.V. Kalutsky, O.A. Medvedev, N.N. Ephraim, L.G. Klimova Kursk State Medical University
We assess the role of students' research work in improving their interest in creative activities and the development of scientific thinking.
Keywords: microbiology, the scientific work of students.
Современное общество особенно нуждается в специалистах, способных к принятию нестандартных решений, активному участию в инновационных процессах, готовых компетентно решать исследовательские задачи. Молодой специалист должен быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, обладать стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и стремиться к творческой самореализации.
Реформирование высшего профессионального образования в стране ведет к изменениям критериев оценки работы вуза при аттестации и аккредитации. При этом важное место уделяется достижениям в развитии творческой деятельности обучающейся в вузе молодежи [1, 2].
Как известно, основной целью НИРС как системы деятельности студентов является приобретение и совершенствование навыков исследовательской работы. В Курском государственном медицинском университете сложились традици-
онные формы приобщения студентов к научно-исследовательской работе. К их числу относятся работа студентов в научных кружках, лабораториях; привлечение студентов в качестве соисполнителей по хоздоговорным темам и грантам; их участие в факультетских, университетских, межвузовских научных конференциях; олимпиадах разного уровня; участие в вузовских, городских и областных выставках научно-исследовательских работ и научно-технического творчества; участие в конкурсах разного уровня на лучшую студенческую научную работу; студенческие публикации.
Научно-исследовательская работа на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии включает два элемента: учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), подразумевающая исследовательскую работу студентов в учебное время (во время занятий), и научно-исследовательская работа студентов, подразумевающее исследовательскую работу студентов во вне учебное время (после занятий).
Основная задача УИРС состоит в том, чтобы привить студентам навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы,
/ББМ 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2014. № 3 (13)
ознакомить их с современными методами научных исследований, техниками и методиками эксперимента, реальными условиями работы в научном коллективе и техникой безопасности.
Согласно ФГОС УИРС является обязательной, а, следовательно, проводится во время практических (лабораторных) занятий. Её основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин. В то же время УИРС допускает определённую свободу выбора путей решения поставленных проблем, т.е. формирует у студента навыки исследовательской работы.
Каждый студент, выполняющий УИРС, обеспечен рабочим местом, соответствующей аппаратурой и материалами. Общие методические вопросы проведения УИРС (описание проведения эксперимента и т.д.) разрабатываются и описываются в методических рекомендациях. К руководству УИРС привлекаются все преподаватели кафедры, ведущие практические занятия. Значительно увеличилось выполнение работ в рамках УИРС с внедрением в вузе элективных курсов.
По нашему мнению проведение предметных олимпиад по дисциплинам, изучаемым на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии тоже можно отнести к одной из форм УИРС.
Одним из компонентов НИРС является студенческое научное общество (СНО), которое является добровольным неполитическим и некоммерческим объединением студентов вуза, проводящих научно-исследовательскую работу на кафедрах и в научных подразделениях вузов. Программа СНО непосредственно не связанна с учебным планом.
Целью работы СНО является повышение качества подготовки специалистов путём овладения студентами передовых достижений медицинской науки и практики.
Для достижения этой цели СНО решает следующие задачи: расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста; воспитание потребности и умения постоянного совершенствования своих знаний; воспитание у студентов устойчивых навыков самостоятельной исследовательской работы; развитие у студентов творческого мышления и поиска оптимального подхода к решению практических вопросов; обеспечение активного участия студентов в научных конференциях и конкурсах, внедрение в практику результатов научных студенческих работ; содействие возрождению и утверждению культурных традиций студенчества.
Данные положения СНО направлены на развитие студента как будущего врача, провизора и не могут рассматриваться в отрыве от общей системы образования в вузе.
Основным элементом СНО является студенческий научный кружок (СНК). Они работают при всех кафедрах, на которых проходят обучение студенты. Поскольку объём и тематика работы СНК учебными планами не регламентируются, то активность работы определяется инициативой самих студентов и сотрудников кафедр, руководящих этой работой. Однако именно такая деятельность предоставляет студентам наибольшие возможности по развитию их творческих способностей и приобретению навыков исследовательской работы.
На кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии работа кружка характеризуется многообразием форм научно-исследовательской работы. По характеру участия студентов в кружке можно выделить три основные группы. Первая группа студентов посещает заседания кружка, ограничивая свою работу участием в дискуссиях. Это самая многочисленная по составу часть. Вторая группа студентов не ограничивает свою работу только посещением и участием в дискуссиях, но и готовит реферативные сообщения и слайдовые презентации для доклада на кружке. Эта форма деятельности достаточно близка к УИРС. Третья часть членов СНО кафедры проводит непосредственную научно-исследовательскую работу. Среди них есть кружковцы, помогающие научным работникам кафедр в выполнении плановых НИР. Имеется небольшое число наиболее способных студентов, которым кафедра доверяет проведение самостоятельных исследований в форме выполнение и защиты курсовых работ и дипломных проектов, не предусмотренных учебным планом, в рамках научной тематики кафедры: «Влияние геомагнитных полей различной напряжённости на биологические объекты» и «Смешанные инфекции». В последнее время эта форма исследовательской работы широко практикуется студентами лечебного, фармацевтического, педиатрического, медико-профилактического факультетов. В период с 2008-2013 гг. на кафедре были выполнены 29 курсовых работ и 5 дипломных проектов совместно с выпускающими кафедрами лечебного и фармацевтического факультетов.
Хочется отметить, что в процессе работы над курсовыми работами и дипломными проектами студенты проявляют большую заинтересованность в освоении дисциплины. Они приобретают умения аргументированно излагать свои мысли, делать выводы, выступать перед аудиторией. Выполнение дипломных работ способствует повышению интереса к выбранной профессии, расширению кругозора студентов, адаптации их к будущей профессиональной деятельности.
Вопросы преподавания микробиологии, вирусологии и иммунологии
Выводы:
1. Научно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию.
2. Исследовательская работа студентов создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного
мышления, развития интереса к выбранной профессии.
3. Научно-исследовательская работа студентов - один из способов стимулирования индивидуальных творческих задатков.
4. Исследовательская работа студентов позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов через повышение качества учебного процесса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2001.
2. Огарков А.А., Коробейникова Л.А. Организация
исследовательской деятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении: материалы первой региональной заочно научно-практической конференции и методического семинара. - Вологда, 2007.
Калуцкий Павел Вячеславович - д-р мед. наук, профессор, проректор по науке и инновациям, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета
Ефремова наталья николаевна - канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета.
Медведева ольга Анатольевна - д-р биол. наук, профессор кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета.
Климова Людмила Григорьевна - канд. мед. наук, доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета.
© П.В. Калуцкий, Н.П. Ефремова, О.А. Медведева, Л.Г. Климова, 2014 Статья поступила в редакцию 23 сентября 2014 г.
УДК 378.147
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ МИКРОБИОЛОГОВ ПО ПРОГРАММАМ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
А.Р. Мавзютов1, В.А. Вахитов2, А.В. Чемерис2, Р.Р. Фархутдинов1, Т.В. Маркушева1,3, А.Х. Баймиев1,2, Ан.Х. Баймиев1,2, Р.А. Фатхутдинова1,2, Б.Р. Кулуев1,2, Б.Н. Постригань1,2, Т.Н.Титова1, Г.Ф.Хасанова1, И.А. Мирсаяпова1, Ю.Л. Баймурзина1, Г.Д. Хазеева1, А.А. Халиуллина1, А.Р. Зулькарнаева1, А.В. Цветкова1
1ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России 450077, Башкортостан Республика, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3
2ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН Россия, Башкортостан 450054, г.Уфа, Проспект Октября, 71 3ФГБУН Институт биологии УНЦ РАН 450054, УФА-54, проспект Октября, 69
В статье обсуждаются вопросы обучения студентов Башкирского государственного медицинского университета по специальности микробиология в рамках образовательных программ.
Ключевые слова: микробиология, преподавание, Башкирский медицинский университет.