КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
УДК 370 186 6: 745 С. А. САНДЮКОВА
Омский государственный педагогический университет
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (на примере Ханты-Мансийского региона)
Важную роль в приобщении школьников к традиционному искусству народных художественных промыслов играет кружковая работа. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, что является залогом формирования склонностей к определенной деятельности. Эту особенность подчеркивал В. А. Сухомлинский: «Ценность кружковой работы состоит в том, что каждый в течение длительного периода должен испытать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любимую работу» [1].
Ключевые слова: художественное воспитание; кружковая работа; традиционное искусство.
В истории возрождения национальных культур и искусства неоднократно вставал вопрос активизации образовательной деятельности в области творческих дисциплин в постижении традиций мастерства народных умельцев. В последние десять лет в Ханты-Мансийском округе получило широкое развитие художественное образование, рост специализированных учебных образовательных заведений для одаренных детей Крайнего Севера. Ведется большая внеклассная работа по формированию основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства, изучения технологий народных умельцев-ремесленников с целью выявления талантливых детей.
Сегодня необходима разработка эффективной методики для осознанного решения творческих задач в сфере художественного воспитания, которая позволяла бы вырабатывать устойчивую потребность к переосмыслению творческого наследия хантов и манси в условиях урбанизированной среды, помогала бы формировать представления о художественном образе на основе личностного восприятия, формировала эмоцианально-эстетические ценности у учащихся. В решении данных задач большую роль играет кружковая работа, являющаяся идейно-художественной и научно-теоретической базой методики, в основу которой входят следующие дидактические принципы: принцип систематичности и последовательности, научности, наглядности. Также используется преемственность и комплексный подход в организации и проведении. Кружковая работа включает в себя организацию рабочей атмосферы, делового ритма, оснащение материалами и оборудованием. Все перечисленное и равномерность загруженности учащихся составляют залог успешного закрепления теоретического материала, усвоения и познания опыта работы самобытных художников-прикладников ханты и манси [2].
Кружковая работа является консолидирующим звеном между теоретическим и практическим обучением. В процессе кружковой деятельности происходит усвоение профессионального мастерства:
— стилей и методов художественной работы в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;
— функциональной значимости произведения и среды его нахождения на основе диагностического художественного проектирования;
— познавательных, общеобразовательных и воспитательных задач с учетом индивидуальных возрастных и социально-психологических особенностей;
— форм, методов, средств и приемов достижения эффекта новизны решения;
— единства задач направленных на формирование индивидуального самостоятельного стиля;
— опыта анализировать и обобщать творчество профессиональных и самодеятельных художников и умения использовать их в работе.
Цель кружковой работы связана с постановкой следующих задач:
— углубленное закрепление теоретических знаний методом практического воплощения в художественной работе;
— формирование и развитие у школьников умений и навыков профессиональной работы в материале;
— формирование у школьников устойчивого интереса к изобразительной деятельности, и потребности к созиданию с помощью изобразительных средств, желания к самовыражению.
Кружковая работа как форма художественной образовательной деятельности возможна сегодня при следующих приоритетных направлениях:
— взаимодействие структур, нацеленных на развитие региона;
— взаимосвязь государственных образовательных стандартов, учебная документация художественного образования в соответствии с историко-культурными, этнонациональными и геополитическими особенностями региона;
— уважительное отношение к традициям, историческому наследию самобытного искусства малочисленных народов севера;
— преемственность народного искусства народов Севера с учетом принципа географического расположения (региональности) и сложившихся устоев сосуществования, народных ремесел (кожа, береста, мех, бисер, дерево).
Учитывая вышеизложенное, отдаленность от куль-
турных центров, музеев, кружковая работа строится на основе традиционной художественной обработки национального материала, с более углубленным изучением его художественных свойств.
Кружковые занятия используются для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов предрасположенных к работе в выбранном материале и проявляющих повышенный интерес к декоративно-прикладному искусству, получивших достаточную подготовку на основных занятиях, позволяющих проявить самостоятельность в работе. К каждому ученику предъявляется индивидуальный подход на повышенном уровне с учетом его подготовленности и выбранного вида декоративно-прикладного искусства.
Кружок по декоративно-прикладному искусству является связующим звеном между дисциплинами специального общеобразовательного цикла, аккумулирующий творческие способности учащихся, вызывающий интерес к предметам быта, окружению, развивающий эмоционально-эстетическое восприятие их. Позитивное отношение школьников к занятиям в кружках по декоративно-прикладной деятельности зависит от ряда факторов одним из которых является личность учителя. Обязательным является его серьезное, заинтересованное и доброжелательное отношение к делу и умение подать информацию об особенностях быта, культуры народов Крайнего Севера. Тут неоценимую роль несут не только посещения музеев, заповедников быта, но и личное общение с коренным населением стойбищ, родовых угодий, поселков, возникших на местах древних поселений, имеющих древние корни (Айпины, Покочевы, Ларьяк, Покур, Аган и др.) Дети с дальних поселений обладают глубоким складом способностей самостоятельной работы, принятию самостоятельных решений, сознательно овладевают практическими навыками, стремятся находить собственное художественное решение, на основе самобытности родного края.
В кружковой работе стимулирующим фактором для детей из отдаленных регионов является окружение (комфорт) класса, студии, мастерской, наглядные материалы умельцев и художников-дизайнеров, собственные работы. Беседы, обсуждения учебного материала и результатов, полученных самим учащимся, создают плодотворные условия в формировании более глубоких эстетических взглядов, формируют художественный вкус, навыки в декоративной и изобразительной деятельности. Важным фактором в этом может стать понимание сущности процесса декоративной работы, научного отношения к практическим занятиям, понятие красоты быта, интерь-ерного пространства.
Принцип научности содержания занятий кружковой работы связан с глубиной знаний по другим школьным дисциплинам: химия, физика и т.д. В соответствии с этим программный материал кружковой работы строится с учетом возрастных особенностей учащегося, основной программой по предмету, навыков и умений, пространственных представлений, позволяющих видеть идеи в декоративно-изобразительном решении реалистической действительности, позволяет видеть связи научных явлений.
В работе кружка декоративно-прикладного искусства важен принцип наглядности при формировании школьниками художественного образа. Наглядность является главным инструментом в обучении, так как при демонстрации объектов декоративно-прикладного и изобразительного искусств формируется образная память, зрительная чуткость, художественный
вкус, эмоционально-эстетическое восприятие законов природы, практически подкрепляются знания из области композиции [3].
Особенно важно учитывать то, что развитие художественно-творческих способностей школьников младшей группы зависит в большей степени от принципа наглядности, которая позволяет активизировать познавательную деятельность, формировать основы визуальной культуры, активизировать внимание, подготавливать к адекватному восприятию информации. Наглядность является стимулом в повышении интереса к получению знаний в практической работе. Плакаты, динамическое наглядное оборудование, удачные разработки школьников способствуют доступности в выполнении замысла задания. В понятие наглядности вкладывается широкий спектр понятий, это предметы, входящие в интерьерную среду становятся для школьников объектами зрительного анализа и изучения. Это комнатные растения, предметы быта, керамика, гобелены, картины, фитодизайн создают у учащихся представления о художественном стиле, культуре быта, поведении. Наполняемость наглядным материалом кружковой работы школьников должно проходить естественно и сопровождаться словом руководителя кружка. Словесно-образная наглядность способствует переводу визуальной информации в вербальную, что позволяет в последующем сделать занятие в кружке для учащихся частью любимого ими образовательного пространства [4]. В результате постоянной работы в кружке вырабатывается навык системного представления информации о ретроспективном наследии мастерства в декоративном искусстве предков и его использовании в наши дни. Изучение основ декоративно-прикладного искусства народов Севера становится неотъемлемой частью качественного овладения основами знаний в широком смысле, так как кружковая работа развивает у учащихся навыки с визуальной и вербальной информацией. Кроме того, на примере выполнения заданий кружковой работы формируются представления о национальном характере декоративно-прикладного искусства региона.
Кружковая работа нацелена на овладение основами национального декоративно-прикладного искусства, навыков и приемов, секретов работы с использованием национального опыта работы в материале. В рамках кружка могут осваиваться художественная обработка следующих материалов: бисер (бисероплетение), береста, дерево, кожа, мех, с постоянным совершенствованием и расширением выразительных средств и национальных технологий обработки материалов.
Декоративно-прикладное искусство независимо от происходящих в сфере образования модернизаций остается востребованным и белее того переживает всплеск активного расширения вариативности мелких форм, собственность в сфере производства красивых вещей, а следовательно, и потребность в исполнителях. В связи с этим повысилась потребность в мастерах среднего звена. Это способствовало подготовке ху-дожников-дизайнеров в отдельных сферах народного производства и открывающимися мелкими предприятиями сувенирной продукции, малых форм по организации интерьера и экстерьера, парковой скульптуры и элементов среды, отличающиеся материалом исполнения, где имеет место декоративно-прикладное искусство как народное художественное творчество как часть материальной и духовной культуры общества [5].
Программа кружковой работы помимо развития эмоционально-эстетических качеств формирует вкус,
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
учит понимать и ценить произведения искусства, воспитывает уважение и любовь к труду, чувство национальной гордости и патриотизма, черты национального характера, обусловленные временем, окружающей природой, укладом жизни, историей, эмоциональнопсихологическим складом народа ханты и манси. Все это предопределяет духовное содержание и самобытный характер предметов, создаваемых школьниками.
Библиографический список
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1974. - С. 228.
2. Полынская И.Н. Этнокультурные традиции народов Крайнего Севера в воспитательном и образовательном процессе на художественно-графическом факультете // Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства : сб. науч. тр. — Нижневартовск, 2001. — С. 71.
3. Черемных Г.В. Художественно-педагогическое мас-
терство учителя изобразительного искусства в системе дополнительного образования в школе (по направлениям декоративно-прикладной деятельности учащихся) // Декоративно-прикладное искусство в педагогическом университете. Художественно-педагогическое мастерство : межвуз. сб. науч.-метод. тр. — М., 2006. — С. 17-24.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // В мире эстетики. — СПб., 1997. — С. 96.
5. Рендели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. — М., 1984. — С. 83.
САНДЮКОВА Светлана Анатольевна, аспирантка кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 22.05.2009 г.
© Сандюкова С.А.
Книжная полка
ББК 86/Ф59
Финк, Р. А. Религиоведение [Текст] : учеб. пособие по специальности 030602 «Связи с общественностью» / Р. А. Финк ; ОмГТУ. - Омск , 2009. - 111 с. - Библиогр.: с. 93. - ISBN 978-5-8149-0699-1.
Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с требованиями образовательного стандарта ОмГТУ. Предназначено для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью», изучающих дисциплину «Религиоведение».
В пособии систематизированы наиболее важные представления современного религиоведения о религии. Особое внимание уделяется теоретическим аспектам рассмотрения религии.
ББК 74.58/Р34
Резник, С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности [Текст] : учеб. пособие для системы доп. образования - повышения квалификации преподавателей вузов / С. Д. Резник, О. А. Вдовина ; под ред. С. Д. Резника. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 388, [1] с. : табл., формы. - (Менеджмент в высшей школе). -Библиогр.: с. 287-295. - ISBN 978-5-16-003687-8.
Рассмотрены технологии и организация деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
Особое внимание уделено подготовке и проведению учебного занятия, организации научно-исследовательской и воспитательной работы среди студенчества, самооценке личной деятельности преподавателя.
Книга задумана как составная часть серии учебников «Менеджмент в высшей школе», комплексно охватывающих объекты и субъекты управления в вузе: «Студент вуза», «Преподаватель вуза», «Управление кафедрой», «Управление факультетом», «Управление вузом».
Для преподавателей вузов, а также для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель вуза», для заведующих кафедрами, деканов и ректоров вузов.