Научная статья на тему 'Особенности организации и деятельности педагогических музеев Сибири конца ХIХ - первой четверти ХХ вв'

Особенности организации и деятельности педагогических музеев Сибири конца ХIХ - первой четверти ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Лобанова Ольга Борисовна

в статье авторами на основе анализа историко-педагогической литературы и архивных источников предпринята попытка охарактеризовать работу педагогических музеев в Западной и Восточной Сибири. Проведен сравнительный анализ организации и деятельности педагогических музеев Сибири. Показана роль педагогических музеев в деле развития просвещения в сибирском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и деятельности педагогических музеев Сибири конца ХIХ - первой четверти ХХ вв»

_ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ_

УДК 374_069+94(47)

Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ЛПИ- филиала СФУ, kolokolnikova_zu@mail.ru, Лесосибирск

Лобанова Ольга Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ, olga197109@yandex.ru, Лесосибирск

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ СИБИРИ КОНЦА XIX -ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВВ

Аннотация: в статье авторами на основе анализа историко-педагогической литературы и архивных источников предпринята попытка охарактеризовать работу педагогических музеев в Западной и Восточной Сибири. Проведен сравнительный анализ организации и деятельности педагогических музеев Сибири. Показана роль педагогических музеев в деле развития просвещения в сибирском регионе.

Ключевые слова: Западная и Восточная Сибирь; просвещение; народное образование; педагогический музей; экскурсия.

Kolokol'nikova Zul'fiya Ul'fatovna

Candidat ofpedagogical science associate professor ofpsychology and pedagogy LPI-branch SFU, kolo-kolnikova_zu@mail.ru, Lesosibirsk

Lobanova Olga Borisovna

Candidat of pedagogical science associate professor of psychology and pedagogy LPI-branch SFU, olga197109@yandex.ru, Lesosibirsk

FEATURES OF ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE PEDAGOGICAL MUSEUMS OF SIBERIA AT THE END OF XIX -THE FIRST QUARTER OF THE TWENTIETH CENTURY

Abstract. The authors of this article based on analysis of historical and educational literature and archival sources, try to characterize the work of teaching museums in the Western and Eastern Siberia. There is a comparative analysis of organizations and educational activities of museums in Siberia. The role of teaching museums in the development of education in the Siberian region is also shown in this article.

Keywords: Western and Eastern Siberia, education, public education, teaching museum; tour.

Вторую половину XIX века в России можно охарактеризовать как период активного реформирования всех сфер общественной жизни страны, в том числе и сферы образования. В реформировании образования в указанный период активную роль играла общественность, что обусловило создание педагогических обществ, проведение педагогических съездов, открытие народных библиотек, читален, педагогических музеев и др. Первый не только в отечественной, но и в зарубежной практике педагогический музей был открыт в Петербурге в феврале

1864 г. Инициатором этого начинания было Главное управление военно-учебных заведений, которым руководил генерал-адъютант Н. А. Исаков. Устроители первого Педагогического музея ставили перед собой задачу знакомить военно-учебные заведения с современными пособиями и техническими средствами. Кроме того, музей был обязан способствовать в России производству собственных учебных пособий, главным образом средств наглядности и добиваться всемерного удешевления их стоимости [4, с. 96]. Педагогический музей военно-

учебных заведений взял на себя роль своеобразной рекламной научно-методической лаборатории, где изучались, комплектовались и экспонировались учебные коллекции различных образовательных уровней. Особенность музейного фонда заключалась в том, что он должен был непрерывно обновляться в соответствии с развитием науки, техники, производства и веянием времени [5, с. 11]. Начиная с 1866 г. музей устраивает выставки, включающие собственные экспо -наты и экспонаты других учебных заведений. При музее были открыты общедоступные музыкальные классы, библиотека духовно-нравственных книг, «.. .музей сосредоточил в себе все средства содействующие преуспеванию не только военного, но и вообще народного образования.» [3, с. 574].

Педагогический музей военно-учебных заведений положил начало движению по организации и открытию подобный учреждений культуры по всей России. Особую роль в этом движении сыграл Подвижной музей наглядных пособий, открытый в 1892 г. в Петербурге по инициативе группы лиц разных профессий (врачи, литераторы, юристы, учителя воскресных школ). Комплектование его коллекций началось с того, что «каждая из учительниц принесла то, что у нее было: гербарий, минералы, волшебный фонарь, иллюстрации из журналов.» [2, с. 115]. Музей не только проводил выставки, выезжал в отдаленные уголки губернии, устраивал педагогические курсы при поддержке земств, но и активно помогал открывать подобные музеи в других городах. Если в 1900 г. в России было 10 педагогических музеев, то в 1902 г. их насчитывалось 40, в 1903 г. - 67, в 1904 г. - 91 [там же, с. 121]. Они возникали в Москве, Красноярске, Екатеринбурге, Томске, Барнауле, Киеве, Можайске и многих других городах России, охватывая Курскую, Тверскую, Орловскую, Владимирскую, Казанскую, Томскую, Тобольскую. Енисейскую и др. губернии. Открытие педагогических музеев стало одной из тенденций развития общественно-педагогического движения не только в центральной части России, но и в отдаленных сибирских территориях. В своей основе методика организации и деятельности провинциальных педагогических музеев основывалась на опыте Педагогического музея военно-учебных заведений.

Система комплектования и последующего использования подвижного музейного фонда была отработана в рамках Подвижного музея наглядных пособий [5, с. 14]. Появление такого количества педагогических музеев в регионах было связано с активным использованием принципа наглядности в обучении, что являлось следствием совершенствования школьного образования в России конца XIX - начала ХХ вв. Важность этого принципа подчеркивалась многими отечественными педагогами того времени В. П. Вахтеровым, П. Ф. Каптеревым, Н. А. Корфом и др.

В отдаленных регионах страны педагогические музеи приняли на себя и роль общедоступных просветительских центров. Первый Педагогический музей Западной Сибири, был открыт благодаря подвижнической деятельности Петра Ивановича Ма-кушина, который являясь сибирским просветителем, активно занимался вопросами народного образования. Именно по его инициативе в г. Томске в 1881 г. был создан первый в Западной Сибири Педагогический Музей приходских училищ. История педагогических музеев Енисейской губернии начинается с открытия в 1898 г., по инициативе Марии Васильевны Красноженовой в г. Красноярске Педагогического музея. Отметим, что до 1908 г. в Восточной Сибири это был единственный Педагогический музей. Музей существовал в основном за счет пожертвований учительского сообщества и поддерживал связь с Санкт-Петербургским музеем.

Исследованию истории педагогических музеев Западной Сибири посвящены работы Е. А. Поляковой. Автор на обширном историко-культурном материале характеризует педагогические музеи как учреждения культуры конца XIX - начала ХХ вв. и показывает, что в это время в Западной Сибири сложилась разветвленная сеть педагогических музеев. Объективными причинами ее появления была востребованность общества в новых учреждениях культуры, способных оказать реальную помощь государственной власти в области просвещение и удовлетворить культурные и образовательные потребности населения. Исследований диссертационного и монографического характера, посвященных деятельности педагогических

музеев Восточной Сибири нами обнаружено не было, но отдельные аспекты отражены в исследованиях А. И. Шилова, З. У Коло-кольниковой, О. Б. Лобановой, Е. В. Ким.

Как показывают архивные материалы, Красноярский педагогический музей как культурно-образовательное учреждение осуществлял практическую помощь учебным заведениям и отдельным учителям Енисейской губернии, не располагающими средствами для приобретения коллекций наглядных пособий и методического материала. Для Енисейской губернии это было очень актуальным на тот период времени в силу социально-экономических условий региона и обширности территории. Пособия выписывались из центральных регионов страны и из Вятской земской мастерской. Поначалу пособия в количестве 581 предмета хранились в квартире инициатора создания музея М. В. Красноженовой, т. к. собственного здания у музея не было, и только в начале 1900 г. были переведены в III народное училище г. Красноярска. В декабре 1902 г. Музей был переведен в помещение Народного дома (театра), а с 1903 г. Музей перешел в число учреждений Общества попечения о начальном образовании. Именно с этого момента начинают поступать субсидия от Общества на содержание Педагогического музея. С 1904 г., когда началась выдача пособий в сельские школы Музей начал получать субсидию города. В отличии от Петербургских педагогических музеев у Красноярского не было возможности организовывать экскурсии, поэтому проводились лекции-беседы со школьниками. Как отмечено в архивных материалах работа в Музее протекала в тяжелых условиях вплоть до конца 1914 г., пока не был осуществлен переход в специально оборудованное помещение в Доме просвещения и сразу Музей приобретает характер показательно-подвижного, «работа его встречает всеобщее сочувствие и обещание материальной помощи» [1, Д. 1. Л. 106].

География стационарных и подвижных педагогических музеев Сибири была обширна (см. табл.). При составлении таблицы были использованы материалы исследований Е. А. Поляковой [6], архивные документы [1].

Кроме указанных в таблице Педагогических музеев Сибири к началу ХХ века были

открыты подвижные музеи в Ишиме, Кургане, Тюмени (Тобольская губерния), Кривоо-зерске (Акмолинская область).

Активность в открытии Педагогических музеев Сибири приходится на период с 1897-1900 гг. можно предположить, что это связано с высокими темпами социально-экономического развития сибирского региона (открытие Транссиба, развитие промышленности, создание акционерных обществ и приток иностранного капитала, развитие торговли и др).

Как видно из таблицы, организаторами Педагогических музеев в Сибири выступали:

- общества (Общество попечения о народном образовании г. Ново-Николаевска, Общество взаимного вспомоществования учащим и учащим и учившим Акмолинской области, Общество попечения о начальном образовании г. Красноярска);

- общественные деятели (просветитель П. И. Макушин, попечитель сельских училищ Тюкалинского уезда В. Т. Зимин);

- педагоги (инспектор, учитель-инспектор, инспектор народных училищ, директора народных училищ, директор учительской семинарии).

Подчеркнем, что инициатива в организации Педагогических музеев в исследуемый период принадлежала в первую очередь общественности, в том числе педагогической и являлась отражением общественно-педагогического движения в России. Особенностью организационного этапа при создании Педагогических музеев в Сибири был достаточно продолжительный подготовительный период. Например, для открытия Педагогического музея в Тобольске понадобилось около 6 лет. Идея создания музея наглядных пособий была высказана директором народных училищ Тобольской губернии Н. К. Рам-зевичем (обратился с прошением к Попечителю Западно-Сибирского учебного округа о выделении необходимой суммы, начал сбор экспонатов и наглядных пособий), а была реализована только в 1906 г. его преемником Г. Я. Маляревским. На содержание педагогических музеев казна выделяла до 300 рублей в год, многие учителя и подвижники делились с музеями наглядными пособиями и экспонатами из личных коллекций.

Основной и общей целью для большинства педагогических музеев Сибири в из-

Таблица

Сеть педагогических музеев Сибири

Адми-нистра-тивная единица Город Тип педагогического музея Инициатор создания музея Цель музея

Томская губерния Томск Педагогический музей приходских училищ (1881-1924) Сибирский просветитель П. И. Макушин Собрание наглядных пособий, библиотека (педагогическая, ученическая, народных чтений и бесплатная читальня)

Ново-Николаевск Музей наглядных пособий (1916 - ?) Общество попечения о народном образовании г. Ново-Николаевска Просвещение народа и помощь учащим и учащимся (открытие вместе с Музеем Народной библиотеки-читальни и народного театра)

Барнаул Школьный Музей наглядных учебных пособий (1897-1920) Инспектор второго учебного района Томской губернии Т. Ларионов Формирование фонда наглядных пособий и педагогической библиотеки для нужд «учащих и учащихся» г. Барнаула

Бийск Подвижной музей наглядных учебных пособий (1900 - ?) Учитель-инспектор Пушкинского трехклассного городского училища Никитин Обеспечение учителей «наглядными пособиями и специальной литературой» г. Бийска и Бийского уезда

Тобольская губерния Тюка-линск Подвижной школьный музей учебных пособий (1900-1917) Инспектор народных училищ Е. Ф. Соколов и попечитель сельских училищ Тюкалинского уезда В. Т. Зимин Предоставление учителям наглядных учебных пособий для начальных школ и научно-просветительская деятельность

То - больск Школьный музей при Дирекции народных училищ Тобольской губернии (1906-1910); Центральный школьный общедоступный музей (1910 - ?) Директора народных училищ Тобольской губернии Н. К. Рамзевич (1900), Г. Я. Маляревский (1906) Создание уездного учебно-методического центра для учителей, в котором «можно взять во временное пользование пособия и литературу и получить консультацию»

Акмолинская область Омск Педагогический музей (1899-1918) Общество взаимного вспомоществования учащим и учащим и учившим Акмолинской области, директор Омской учительской семинарии М. А. Водянников оказание помощи учителям (настоящим и бывшим) начальных народных училищ, повышение квалификации

Енисейская губерния Красноярск Педагогический музей (1898-1925?) Общество попечения о начальном образовании г. Красноярска, М. В. Красноженова помощь учащим и учащимся (собрание коллекции пособий, открытие библиотеки научно-популярного характера и мастерской дешевых картин для волшебного фонаря)

учаемый период было формирование фон- вило, составляли фонд пособий и коллекций, да наглядных пособий в помощь учителю. библиотека. Но часть педагогических музе-Структуру Педагогического музея, как пра- ев представляла собой учебно-методические

и культурно-просветительские центры, имея бесплатную читальню (Томск, Ново-Нико-лаевск), народный театр (Ново-Николаевск), мастерская дешевых картин для волшебного фонаря и книжный магазин (Красноярск).

Помощь учителям, как мы уже отмечали выше, была основной функцией педагогических музеев. Отметим, что пользование коллекциями для учебных заведений и учителей было бесплатным. Однако в некоторых случаях при Педагогических музеях организовывалось повышение квалификации и проведение консультаций для учителей. Деятельность Педагогических музеев не оставляла без внимания жителей города и школьников (проведение экскурсий и выставок), бывших учителей.

Как было показано выше, каждый провинциальный педагогический музей в основу своей работы брал практические наработки Педагогического музея военно-учебных заведений и Подвижного музея учебных пособий. Педагогические музеи расширили культурно-образовательное пространство Сибири в целом, зачастую представляя собой просветительские центры. Особенности организации и деятельности педагогических музеев в Сибири конца XIX -начала ХХ вв. отражали активное участие общества в развитии просвещения в сибирской глубинке; повышение профессионального уровня педагогов; реализацию методической, исследовательской и просветительской функций.

Библиографический список

1. Государственный архив Красноярского края. Фонд 581. Красноярский педагогический музей. Опись 1.

2. Гизе М. Э. Подвижной музей учебных пособий // Советская педагогика. - 1973. - №4. -С.115-121

3. Григорьев В . В. Исторический очерк русской школы. - М., 1900. - 588 с.

4. Кумарин В. В., Волков Н. А. Педагогический музей в России // Советская педагогика. - 1985. -№12. - С. 95-100.

5. Лелина Е. И. Педагогические музеи в России второй половины XIX - начала ХХ вв.: история становления и развития: дисс. ... к. ист. н. -СПб., 2008. - 175 с.

6. Полякова Е. А. Педагогические музеи Западной Сибири как учреждения культуры конца XIX - первой трети ХХ вв.: дисс. ... к. культуролог. н. - Барнаул, 2006. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.