свидетельства эпохи, причем в исследовательский поиск включены все обучающиеся. Представляется продуктивным внутри студенческой группы выделить несколько «исследовательских подгрупп», которые объединяются в рамках одной темы, например «Художественные объединения «серебряного века», «Мир искусства» как направление в художественной культуре», «Русский авангард: идея и эксперимент» и др.
5. Создание и постоянное пополнение «кейса» текстов, заданий, материалов нужно рассматривать как одно из базовых условий формирования учебно-методической и технологической основы курса.
Аналитический подход к исследованию материала требует больших ресурсов. Особое внимание следует уделять сбору регионального материала, который позволит создать целостную картину социально-культурной ситуации локального уровня с последующим её включением в представления о культурном пространстве на более глобальном уровне. Локальная культура как тип региональной культуры должна стать объектом изучения в рамках учебной дисциплины культурологии: региональные художественные школы, традиции, мастера. Весь этот обширный историко-культурный материал также должен составлять содержание специальных «кейс»-заданий, содержание которых формируется при участии студента.
6. Использование дистанционных режимов и цифровых образовательных платформ параллельно с аудиторными занятиями. Проработка культурных текстов, заданий, вопросов в режиме интернет-коммуникации способствует более тщательному, самостоятельному освоению материала и техник дискурса. Участие в форумах, где есть доступные для обсуждения материалы, позволяет создать и постоянно поддерживать на протяжении об-
Библиографический список
разовательного процесса насыщенную образовательную среду. Возникает возможность для формирования индивидуальных образовательных траекторий развития студента.
7. Формой оценки качества полученных знаний в освоении курса может выступать накопительная система баллов, которая позволит осуществлять преподавателю контроль за всеми формами участия студента в образовательном процессе (семинары, интернет-коммуникации, научно-исследовательская работа, мини-проекты, самостоятельная внеаудиторная работа и др.) наряду с формами рубежного контроля. Продуктивным результатом может быть составление портфолио, куда входят все материалы, собранные за период изучения курса - конспекты, дневниковые записи, раздаточные материалы, дневники практики и наблюдений, сообщения на интернет-форумах, заметки, графический материал, результаты самостоятельной научно-исследовательской работы (тезисы, статьи), творческие эссе и др. Портфолио - это результат личностного роста, профессионального становления, свидетельство эффективности дискурсивно-аналитического подхода в изучении курса.
В заключение необходимо отметить, что метод дискурс-анализа, на наш взгляд, - один из самых действенных сегодня, так как в ситуации реформы гуманитарного образования и адаптации его к новым обстоятельствам развития общества и человека возникает необходимость создания в процессе обучения таких образовательных ситуаций, которые бы максимально способствовали развитию профессиональной творческой самостоятельности студента, выстраивали бы траектории профессионально-личностного роста с последующим оптимальным выходом и адаптацией к условиям будущей профессиональной деятельности.
1. Зинченко В.Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме. Москва: Флинта, Наука, 2007.
2. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Эстетика словесного творчества. Москва, 1986.
3. Польдин О.В. Лодкевич М.М. Эффекты сообучения в высшем образовании: обзор теоретических и эмпирических подходов. Вопросы образования. 2011; 4.
4. Коул. М. Культура в контексте междисциплинарных научных исследований в области образования. Перевод с английского. С. Куч-ковской. Вопросы образования. 2011; 3: 138 - 164.
References
1. Zinchenko V.G. Mezhkul'turnaya kommunikaciya. Ot sistemnogo podhoda k sinergeticheskojparadigme. Moskva: Flinta, Nauka, 2007.
2. Bahtin M.M. Problema teksta vlingvistike, filologiii drugih gumanitarnyh naukah. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva, 1986.
3. Pol'din O.V. Lodkevich M.M. 'Effekty soobucheniya v vysshem obrazovanii: obzor teoreticheskih i 'empiricheskih podhodov. Voprosy obrazovaniya. 2011; 4.
4. Koul. M. Kul'tura v kontekste mezhdisciplinarnyh nauchnyh issledovanij v oblasti obrazovaniya. Perevod s anglijskogo. S. Kuchkovskoj. Voprosy obrazovaniya. 2011; 3: 138 - 164.
Статья поступила в редакцию 7.11.16
УДК 261.6::069.1
Poliakova E.A., Doctor of Sciences (History), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul Russia),
E-mail: elena2873@mail.ru
SECULAR AND ECCLESIASTICAL PEDAGOGICAL MUSEUMS OF WESTERN SIBERIA AS AN EDUCATIONAL FORM OF CULTURE: FORMATION AND DEVELOPMENT. The article highlights the influence of educational processes on the formation and development of a Russian pedagogical museum as an educational form of culture. The author characterizes the history of both secular and Ecclesiastical pedagogical museums of Western Siberia in the context of nationwide experience, dictated by the government policy requirements and specifics of the region development peculiarities. From the standpoint of educational and social and cultural paradigms the author analyses the activity of secular pedagogical museums of late the 19th and early the 20th centuries, Ecclesiastical pedagogical museums of the first quarter of the 20th century and recreated in today's contexts.
Key words: educational form of culture, secular pedagogical museums, Ecclesiastical pedagogical museums, educational reform.
Е.А. Полякова, д-р ист. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: elena2873@mail.ru
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЕТСКИХ И ЦЕРКОВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
В данной статье характеризуется влияние образовательных процессов на становление и развитие в России педагогического музея как образовательной формы культуры. В контексте общероссийского опыта, обусловленного подчинением требованиям государственной политики, и специфики развития Западносибирского региона освещена история становления
и развития на его территории светских и церковных педагогических музеев как образовательной формы культуры. Светские педагогические музеи, бытовавшие в конце XIX - первой трети XX века, и церковные педагогические музеи, действовавшие в первой четверти ХХ века и воссозданные на современном этапе, анализируются с позиций образовательной и социокультурной парадигм.
Ключевые слова: образовательная форма культуры, светские педагогические музеи, церковные педагогические музеи, образовательная реформа.
Потребность общества в просвещении актуализировала образовательную миссию музея, что инициировало его развитие как образовательной формы культуры. В России признание музея образовательной формой культуры произошло в ходе образовательных реформ второй половины XIX в. [1]. Значительно расширившаяся структура отечественной образовательной сети, отказ от традиций схоластики и выявленные несоответствия существовавшей учебно-методической базы новым требованиям актуализировали использование новых педагогических технологий и средств обучения, одним из которых стал принцип наглядности преподавания. Его практическая реализация вызвала к жизни новую образовательную форму культуры - педагогический музей. Педагогический музей - это музей, «создаваемый с целью разрешения дискуссионных ситуаций в образовании, выступающий инструментом реформирования образовательной системы» [2, с. 184].
Сфера светского образования первой актуализировала и институализировала педагогические музеи как образовательную форму культуры. Промышленное развитие страны и военная реформа, потребовавшие наличия квалифицированных кадров, стали главными экзогенными факторами. Это обусловило формирование общественных потребностей и экспектаций, связанных с улучшением качества начального и среднего образования, позволяющих на практике приобретать необходимые профессиональные навыки. Инициированная этими процессами реформа образования поставила задачи увеличения количества учебных заведений и качественного улучшения образовательного процесса за счёт внедрения в практику преподавания принципов наглядного предметного обучения. Необходимость проведения государственной образовательной реформы, с одной стороны, и отсутствие в учебных заведениях наглядных пособий, с другой стороны, обусловили, начиная со второй половины XIX века, появление и распространение педагогических музеев как образовательной формы культуры [3].
Актуализацию церковных музеев как образовательной формы культуры определили не экономические, а социокультурные предпосылки. Во второй половине XIX века в России активизируется памятникоохранительная деятельность, инициировавшая развитие археологической науки, из которой впоследствии выделилась самостоятельная наука о церковных древностях -церковная археология. Её целями стали изучение, сохранение и популяризация православного наследия, что было возложено на различные общества и музеи. Необходимые для выявления и атрибуции объектов православного наследия компетенции могли быть сформированы при условии использования наглядного метода обучения и наличия специально созданного аутентичного собрания, содержащего разные типы источников. Таким образом, церковные музеи были необходимы обществу именно как образовательная форма культуры [3].
Во второй половине XIX - первых десятилетиях ХХ века бытовали две категории педагогических музеев: светские педагогические музеи и церковные педагогические музеи, причём каждая из них подразделялась на научно-педагогические музеи и музеи наглядных пособий. Светские педагогические музеи были преимущественно представлены музеями наглядных пособий, чья концепция и образовательная деятельность в наибольшей степени соответствовали потребностям учительства на местах. В категории церковных педагогических музеев, в большей степени ориентированной на нужды профессионального образования, памятникоохранительную деятельность и научные исследования, наибольшее распространение получила группа научно-педагогических музеев [1, с. 135].
Включённость Западной Сибири в общегосударственные процессы способствовала формированию на её территории в начале ХХ века нецентрализованной сети педагогических музеев. В структуру сети входили светские и церковные педагогические музеи. Актуализация светских педагогических музеев соответство-
вала общероссийской тенденции, но осуществлялась несколько позднее - на рубеже XIX-XX веков. Разраставшаяся вследствие реформ сеть учебных заведений, недостаток финансирования региона, обусловивший невозможность укомплектования каждой школы необходимыми наглядными пособиями вследствие их высокой стоимости, способствовали формированию нецен-трализванной сети педагогических музеев наглядных пособий, в состав которой входили Педагогический музей томских приходских училищ, Музей наглядных учебных пособий г. Барнаула, Подвижный музей наглядных учебных пособий г. Бийска, Музей наглядных пособий г. Новониколаевска, Тюкалинский подвижный школьный музей учебных пособий, Школьный музей дирекции народных училищ Тобольской губернии, Школьный музей Общества учащих и учивших Акмолинской области и пр. Структура и уставная документация светских педагогических музеев также соответствовала общероссийской традиции [2]. Эти музеи посредством создания тематических коллекций учебно-методического характера не только играли роль универсальных прокатных информационно-методических центров, но и выполняли функции современных институтов повышения квалификации посредством организации краткосрочных педагогических курсов для учителей, инициированных дирекциями народных училищ.
Смена политического строя и установление советской власти в конце второго десятилетия ХХ века изменили не только политическую, но и образовательную ситуацию в стране. Большая часть отечественных педагогических музеев прекратила своё существование сразу после революции, но становление советской системы обучения, борьба с неграмотностью, слабая финансовая база образовательных учреждений вновь обозначили потребность в педагогическом музее как образовательной форме культуры. Экспектации общества актуализировали педагогический музей-лабораторию, ориентированный на образование и политическое просвещение аудитории, состав которой был расширен за счёт студентов, учащихся и просвещенцев [3]. На территории Западной Сибири действовал единственный светский научно-педагогический музей в городе Омске.
Утверждение в социокультурной сфере школоцентристской политики, стершей границы между педагогическими и прочими музеями, построение школы нового типа, обеспеченной всеми необходимыми средствами обучения, формирование развитой системы профессиональных педагогических учреждений, осуществлявших методическую подготовку профессиональных кадров, логически завершило к концу 30-х гг. ХХ века бытование светского педагогического музея в целом и Омского научно-педагогического, в частности. На правах музейно-выставочного отдела он в 1938 г. вошёл в структуру Института усовершенствования учителей г. Омска.
Пришедшие на смену музеи истории развития образования утратили статус педагогических. Функции педагогических музеев были перераспределены между школьными информационно-прокатными центрами и институтами повышения квалификации, а развитие музейной педагогики предоставило всем музеям, независимо от типа, вида и профиля равные возможности в обеспечении наглядности преподавания.
Церковные музеи на территории Западной Сибири в досоветский период были представлены только научно-педагогическими музеями. Долгое время на территории региона действовало единственное церковно-археологическое учреждение - Тобольское церковное древлехранилище братства св. вел. Д. Солунско-го, основанное в 1902 году. Впоследствии, в 1912 г., в Томске были учреждены Томское церковное историко-археологическое общество и церковно-археологический музей, активная деятельность которых началась с 1916 г. Западносибирские церков-но-археологические музеи являлись не только образовательными, но и научными центрами, характер их работы соответствовал общероссийской традиции и учитывал направления церковной
политики епархий [4]. Ограниченное количество в регионе научных и отсутствие иных церковно-археологических учреждений и общероссийская стратегия памятникоохранительного движения обусловили характер, тематику и формы документирования. Фонды церковных древлехранилищ были представлены аутентичными памятниками, объединёнными в систематические и тематические коллекции, и представлявшими интерес не только на региональном, но и общероссийском уровне [5].
Социально-политические изменения конца второго десятилетия XX века, такие как отделение церкви от государства, закрытие духовных школ, антирелигиозная политика привели к ликвидации российских церковных музеев. Вместе с тем высокий научный потенциал их аутентичных фондов обусловил возможность сохранения и адаптации сформированных коллекций. Собрания Тобольского церковного древлехранилища ввиду их исторической ценности и высокой степени изученности были переданы в Музей Тобольского Севера. Использование репрезен-тационных технологий позволило сотрудникам краеведческого музея под эгидой антирелигиозной пропаганды включить фонды бывшего древлехранилища в образовательную деятельность, соответствующую социально-политическим запросам первых десятилетий советской власти, и обеспечить тем самым их сохранность.
Вторичная актуализации церковных музеев пришлась на начало XXI века (постсоветский период), и была связана с общегосударственными процессами возрождения религиозной жизни и активизацией деятельности церкви в социокультурной сфере, инициированными совместными усилиями Правительства Российской Федерации и Московского патриархата. Получение Русской православной церковью юридических прав, разработка и принятие в 2010 г. Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», восстановление единой многоуровневой системы религиозного православного образования и потребность общества в изучении и популяризации истории, культуры и традиций православия в общекультурном и религиозном контекстах привели к созданию и воссозданию на территории России сети церковных музеев с выраженным образовательно-воспитательным характером деятельности.
В Западной Сибири часть церковных музеев, таких как музей Истории православия на Алтае, Древлехранилище Тоболь-ско-Тюменской епархии и Церковно-археологический кабинет Томской духовной семинарии, были традиционно открыты на базе духовных учебных заведений:. При отсутствии духовных семинарий музеи создавались и на базе епархиальных управлений (музей Новосибирского епархиального управления, музей
Библиографический список
Истории православия на земле Кузнецкой), благочиний (музей истории Алтайской духовной миссии), монастырей (Музей Иоан-но-Кронштадтского женского монастыря).
В настоящее время церковные музеи Западной Сибири -это хорошо оборудованные, профессионально оформленные, обладающие высокой степенью информативности и экспрессивности музейные собрания. Их документирующая деятельность, осуществляемая в соответствии с принятыми в музейной практике формами и способами, способствует формированию аутентичных комплексных собраний, объединённых в разноплановые тематические коллекции историко-краеведческого и искусствоведческого характера. Научно-исследовательская работа не является обязательной составляющей для всех церковных музеев Западной Сибири, что обуславливает необходимость организации музейно-церковных исследований в области краеведения, охраны памятников и каталогизации объектов православного наследия.
Церковные музеи Западной Сибири, как впрочем, и России, не оформлены в централизованную музейную сеть. Отсутствие единого местного и общероссийского органа управления, утверждённого головного музея, печатного издания, координационной группы, специализированных семинаров и курсов повышения квалификации для работников церковных музеев тормозит их развитие.
Итак, светские и церковные педагогические музеи возникли во второй половине XIX - первые десятилетия ХХ века. Они были актуализированы в результате социальных потребностей и экспектаций, связанных с повышением образовательного уровня населения за счёт ценностного и информативно-экспрессивного потенциала музейных собраний. При этом для светских педагогических музеев первичным стал экономический фактор - промышленное и военное развитие страны, а для церковных социокультурный - памятникоохранительная деятельность.
Светские и церковные педагогические музеи выступили средством реформирования образования на основе наглядного принципа обучения, противопоставленного схоластической традиции и стали центрами повышения квалификации. Светские педагогические музеи, прекратили своё существование к середине ХХ века вследствие выполненной ими социальной роли в ходе эволюционных процессов. Развитие церковных педагогических музеев было прервано в результате революционных преобразований второго десятилетия ХХ века. Актуализация профессионального духовного образования, необходимость сохранения и популяризации православной истории и культуры, введение религиозной компоненты в светские образовательные учреждения привели к возрождению церковных музеев как образовательной формы культуры в первом десятилетии XXI века.
1. Полякова Е.А. Развитие музея как образовательной формы культуры. Вестник Томского государственного университета. История. 2014; 6 (32): 129 - 136.
2. Полякова Е.А. Светские педагогические музеи как образовательная форма культуры конца XIX - начала ХХ века. Музеи научных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и образования: сборник трудов конференции, 18 - 19 марта, Омск: ОмГУ, 2015: 184 - 189.
3. Полякова Е.А. Музей в контексте актуализационно-адаптационных процессов. Вестник Томского государственного университета. 2014; 388: 86 - 93.
4. Мансветов И.Д. Об устройстве церковно-археологических музеев. Православное обозрение.1872; 2 (февр.): 259 - 282.
5. Полякова Е.А. Церковные педагогические музеи как образовательная форма культуры конца XIX - начала ХХ века. Вестник Томского государственного университета. История. 2015; 2 (34): 14 - 17.
References
1. Polyakova E.A. Razvitie muzeya kak obrazovatel'noj formy kul'tury. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2014; 6 (32): 129 - 136.
2. Polyakova E.A. Svetskie pedagogicheskie muzei kak obrazovatel'naya forma kul'tury konca XIX - nachala HH veka. Muzei nauchnyh i uchebnyh zavedenij: istoriya, vklad v sfery znaniya i obrazovaniya: sbornik trudov konferencii, 18 - 19 maria, Omsk: OmGU, 2015: 184 - 189.
3. Polyakova E.A. Muzej v kontekste aktualizacionno-adaptacionnyh processov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 388: 86 - 93.
4. Mansvetov I.D. Ob ustrojstve cerkovno-arheologicheskih muzeev. Pravoslavnoe obozrenie.1872; 2 (fevr.): 259 - 282.
5. Polyakova E.A. Cerkovnye pedagogicheskie muzei kak obrazovatel'naya forma kul'tury konca XIX - nachala ХХ veka. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2015; 2 (34): 14 - 17.
Статья поступила в редакцию 28.11.16