парадоксом. Интерес к учению может быть именно там, где есть вдохновение, желание познавать, рождающееся от создания ситуации успеха, где есть уверенность ребёнка в собственных силах. Не может быть никакого интереса, если ребёнок чего-то боится, не уверен в своих выводах, догадках, результатах. Очень важно об этом с ним говорить, обращать его внимание, поощрять его и благодарить.
Не менее важным аспектом учения Сухомлинский считает и творческую составляющую процесса обучения. Периодически учёные задумываются о роли творчества в формировании познавательного интереса, есть ли такая же взаимозависимость между творческим подходом и интересом, как между ответной реакцией на действия учителя и желанием учить и учиться у ребенка. «Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры» — так описывает свою позицию по отношению к творческому подходу В. А. Сухомлинский [2, с. 108]. Кроме того, по мнению педагога - новатора, любознательность является извечным и неискоренимым свойством человека [4, с. 2]. Значит, на основе именно этих природных свойств и нужно строить процесс обучения. Нужно заинтересовать ученика на начальном этапе, а дальше потребность, жажду познания будет уже не остановить. Где нет любознательности, нет школы. Если на уроке, по мнению Сухомлинского, после рассказа учителя, нет никаких вопросов и всё понятно — это первый признак равнодушия, незаинтересованности в рассказанном и показанном, а есть лишь тяжёлая, скучная обязанность учиться.
Итак, по В. А. Сухомлинскому, для того, чтобы сформировать у ученика интерес к обучению нужно: во-первых, опираться на его любознательность как на природные свойства личности, с помощью которых можно сформировать потребность познавать, делать открытия, искать ответы на интересующие вопросы. Во-вторых, самой главной целью педагога должно быть всестороннее развитие личности ученика, а достичь этого можно только совмещая учебную и внеучебную деятельность. И самое главное, педагог должен чётко понимать различия между учеником и взрослым — для детей главное — это эмоциональная окраска самого процесса обучения, а не конечный результат, как для взрослых. Главное для детей - возможность почувствовать, ощутить свой собственный успех, поверить в собственные силы, найти свой индивидуальный путь обучения, используя весь свой творческий потенциал. Список использованной литературы:
1. Сухомлинский В. А. О воспитании (Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик). Изд. 2-е. М., Политиздат, 1975.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, Радянська школа, 1969.
3. Сухомлинский В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
4. Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании. Ж., Народное образование, 1967.
© В Н. Кочергина, 2015
УДК 378.048.2: 004.652
Кравченко Ксения Владимировна
Аспирант, ассистент ОмГТУ, г. Омск, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРИЕМА В АСПИРАНТУРУ ОМГТУ
Аннотация
В статье рассмотрена организация бизнес-процесса приема в аспирантуру Омского государственного технического университета. Проанализированы основные этапы бизнес-процесса «Прием в аспирантуру
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
ОмГТУ» с учетом последних изменений правил приема на обучение в российские вузы, выявлены недостатки организации работы отдела аспирантуры по проведению приемной кампании, предложены рекомендации по устранению недостатков.
Ключевые слова
Аспирантура, бизнес-процесс, управление университетом, единая информационная среда, учебный план,
образовательный стандарт, диаграмма потоков данных.
Для высшего учебного заведения, которое осуществляет набор кадров высшей квалификации по направлениям и программам подготовки в аспирантуре, постоянно возникает задача по набору новых аспирантов из числа выпускников вузов, а также иных лиц, имеющих высшее профессиональное образование (специалитет или магистратура) [1]. В последние годы высшее образование в России претерпевает изменения, которые касаются не только качества подготовки специалистов, но и правил приема на обучение. Особенно серьезные изменения затронули подготовку кадров высшей квалификации.
Согласно новому закону об образовании аспирантура становится третьим высшим уровнем образования, а не послевузовским образованием, как было ранее. С 2014 года аспиранты подают документы и зачисляются на направления, как бакалавры, специалисты и магистранты. Обучение аспирантов осуществляется в соответствии с новыми стандартами. В условиях реформации образования большее внимание уделяется организации научно-исследовательской и педагогической практики. Обучаясь в аспирантуре, аспиранты должны выполнять учебные планы в соответствии с программами подготовки, проходить аттестацию по окончании каждого семестра и учебного года, а также защищать выпускную квалификационную работу в соответствии с установленными требованиями. С данной работой аспирант выходит на защиту научной диссертации. По окончании обучения аспиранту выдается диплом государственного образца.
Ввиду последних изменений законодательства, связанных с фиксацией хода учебного процесса в рамках единой информационной образовательной среды, были описаны и проанализированы бизнес -процессы приемной кампании аспирантуры ОмГТУ (рис.1), изучена специфика работы отдела аспирантуры и докторантуры, а также предложены некоторые изменения в работе приемной кампании аспирантуры.
Рисунок 1 - Бизнес-процесс «Прием в аспирантуру ОмГТУ»
В результате анализа процесса «Прием в аспирантуру ОмГТУ» были выявлены следующие недостатки в организации работы отдела аспирантуры и докторантуры: двойной ввод данных о поступающих и хранение этих данных в разных системах, что ведет к появлению несоответствий; вся информация о поступающих аспирантах фиксируется только на бумажном носителе; не используется возможность электронного портфолио поступающего.
Для того, чтобы устранить выявленные недостатки, были внесены изменения в бизнес-процесс «Прием в аспирантуру ОмгТУ» (рис. 1): добавлена внешняя сущность «Поступающий» и хранилище «Портфолио выпускника ОмГТУ». Портфолио содержит сведения о достижениях учащегося, в том числе о научных достижениях. Во время подачи документов данные о достижениях поступающего будут подгружаться автоматически, если он - выпускник ОмГТУ, или же вноситься в базу сотрудником отдела аспирантуры и докторантуры. После зачисления каждый аспирант получит доступ к своему портфолио для редактирования. Данное портфолио будет храниться и использоваться при назначении стипендий, проведении конкурсов, а также во время прохождения аттестации. Также необходимо внедрение информационной системы, которая позволит исключить дублирование операций ввода данных, вести учет аспирантов подобно учету студентов, и будет отражать специфику работы с аспирантами как с особой категорией учащихся.
Реализация доработок позволит повысить эффективность работы сотрудников отдела аспирантуры и докторантуры и будет выражаться в сокращении времени на выполнение работ, а также в более качественном отслеживании и анализе деятельности аспирантов ОмГТУ.
Список использованной литературы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 // Собрание законодательства. Ст. 69.
© К В. Кравченко, 2015
УДК 7.011:75
Мальцева Людмила Валентиновна
Д. п. н., профессор, КубГУ, г. Краснодар, РФ e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТО)
Аннотация
В статье рассматривается, как изобразительное искусство развивает в школьниках творческие способности это требует современное общество от школ. Сила изобразительного искусства и эстетическое воспитание как одно из международных и многообещающих средств, которыми располагает современное общество, средств, направленных на развитие творческого и широко мыслящего человека.
Ключевые слова искусство, школа, инновации, воспитание, творчество.
Приоритетом развития образования является его переориентация на творческий, инновационный характер учебной деятельности. Нужно обучать школьников навыкам самостоятельного поиска перспективных путей решения проблем, то есть формирование интеллектуального творчества - вот задача, стоящая в центре внимания современного образования.