_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 37.02
Кочергина Вера Николаевна
студент
«Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского», Брянск e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ ПО В.А.СУХОМЛИНСКОМУ
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о формировании интереса и желания учиться у учеников по мнению педагога - новатора В.А.Сухомлинского. Дается анализ тому, что является первостепенным в процессе обучения, воспитания и развития обучающихся.
Ключевые слова
В.А.Сухомлинский, познавательный интерес, всестороннее развитие личности, эмоциональность,
творческая составляющая процесса обучения.
FORMATION OF INTEREST AND DESIRE TO LEARN FROM V.A.SUKHOMLINSKY
Kochergina V.N.
Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky e-mail: [email protected]
Abstract
This article discusses the formation of interest and desire to learn from the students in the opinion of the teacher - innovator V.A. Sukhomlinsky. The analysis of what is paramount in the process of training, education and development of students.
Keywords
V.A. Sukhomlinsky, cognitive interest, the full development of personality, emotion, creative component of the
learning process.
Главная книга В. А. Сухомлинского - «Сердце отдаю детям». На первый взгляд может показаться, что это всего лишь литературный оборот для выражения самых светлых чувств к детям. Но это не так. Смысл названия стал описанием уже свершившегося факта — учёный отдал детям свою жизнь, свою любовь, своё здоровье, своё сердце [1, с. 267].
Нельзя сказать, что В.А. Сухомлинский занимался только познавательным интересом. Как и любой педагог, учитель, он, естественно, за все время своей педагогической деятельности не раз задумывался над вопросом формирования интереса и желания к учёбе у своих учеников. Задумывался он, так как считал, что «каждый ребёнок был миром — совершенно особым, уникальным» [1, с. 6]. Целью было для педагога воспитание человеческой личности, её всестороннее развитие и нравственное совершенствование, но достичь этой цели также сложно, как и постичь самого человека в широком смысле этого слова. Очень важным словосочетанием здесь является всестороннее развитие. По мнению В. А. Сухомлинского, который развивает мысль А. С. Макаренко о том, что в воспитании не может быть лишь одного средства, показывает, что не только нельзя пользоваться единственным средством, но также нельзя исключить хоть какую-нибудь одну сторону из обширной системы воспитания. Упустив что-то одно, можно вовсе не решить никакой иной задачи [1, с. 7].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Отсюда понятно, почему же педагог считал, что воспитывать и обучать только на уроках невозможно. Учитель должен видеться с учеником и вне класса, вне рабочей зоны, т. к. урок — не самоцель, урок «должен давать знание, развитие и интерес к чему-то особенному» [1, с. 8]. То есть урок сам по себе должен заинтересовать чем-то и породить желание дальше что-то изучать, искать, смотреть, читать. Но и внеклассная работа — не самоцель. А её цель состоит в том, чтобы ученик нашел в чем-то интерес, чтобы «разгорелся огонёк духовной деятельности, чтобы укрепилось чувство собственного достоинства» [1, с. 8]. И только тогда, по мнению В.А.Сухомлинского, он станет лучше учиться.
Ученый хорошо разбирался в детях целостного процесса обучения, воспитания и развития, хорошо разбирается и в своих учениках. Такой вывод можно сделать, читая некоторые из его высказываний, где он говорит, что к детям нельзя относиться точно так же, как и к взрослым, нельзя оперировать теми же понятиями, нельзя пытаться заставить учиться теми же объяснениями и доводами, что и взрослых. По мнению педагога, и цели учения у взрослых и детей разные. «Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребёнка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребёнка сидеть за книгой» [2, с. 57].
Далее сравнивая учеников и взрослых, учёный пытается объяснить, что главная дифференциация состоит в понимании конечной цели самого процесса обучения. Учеников не могут заставить учить что-либо такие доводы как, например, что надо учиться хорошо, надо выполнять свой ученический долг и т. д. Подростки во всём стремятся иметь свою, индивидуальную точку зрения и поэтому убеждать в чем-то их нужно не прямыми, а косвенными путями. «Сильное воздействие оказывает не прямое, а косвенное убеждение, когда личность педагога как бы отходит на задний план» [3, с. 111]. Это кажется весьма логичным, т. к. мало найдется людей, а подростков тем более, с их завышенной самооценкой и самомнением, которые бы безропотно согласились признать авторитет и личное мнение другого человека, пусть даже и педагога, который, по большому счёту, для этого и находится рядом. Рядом для того, чтобы научить, показать, подсказать, поддержать. Гораздо привлекательнее кажется та позиция, где можно выразить и доказать, если это понадобится, свою позицию по любому возникшему вопросу. «Ученик должен осмысливать приобретаемые знания как результат своего умственного труда» [3, с. 112], еще и еще раз повторяет В.А. Сухомлинский.
Безусловно, это весьма трудная задача — научить чему-то, не просто сообщить знания, а показать путь, как и где эти знания им можно добыть. «Чем больше школьники овладевали навыками умственного труда, тем меньше выражали они нежелание учиться. За 12 лет мы столкнулись только с одним учеником, который злостно, преднамеренно не хотел выполнять заданий. У всех остальных нежелание трудиться было следствием неумения работать» [3, с. 131]. Никогда не стоит забывать, что из любого правила всегда есть исключения. Но изначально ребёнок хочет, стремится узнать новоё и ждёт, что ему покажут и подскажут, как это сделать. Эту мысль подтверждает и Сухомлинский: «Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание — лень. <.. .> Главное средство предупреждения этих пороков — учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте» [3, с. 133].
Любой педагог, который имеет хоть немного практического опыта работы с детьми, согласится, что желание чему-то научить пропадает, если отсутствует желание учиться у самих детей. Когда нет ответной реакции на их лицах и в их действиях, тогда и у педагога пропадает всякое желание вкладывать знания в их головы. Этот процесс взаимозависимый, взаимопроникающий. Следовательно, если педагог видит, что ученикам интересно и у них есть желание познавать новое, то и у педагога это желание усиливается. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. А оно приходит только с успехом в учении. Получается как будто бы парадокс: для того, чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо» [4, с. 8]. Но это лишь на первый взгляд кажется
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
парадоксом. Интерес к учению может быть именно там, где есть вдохновение, желание познавать, рождающееся от создания ситуации успеха, где есть уверенность ребёнка в собственных силах. Не может быть никакого интереса, если ребёнок чего-то боится, не уверен в своих выводах, догадках, результатах. Очень важно об этом с ним говорить, обращать его внимание, поощрять его и благодарить.
Не менее важным аспектом учения Сухомлинский считает и творческую составляющую процесса обучения. Периодически учёные задумываются о роли творчества в формировании познавательного интереса, есть ли такая же взаимозависимость между творческим подходом и интересом, как между ответной реакцией на действия учителя и желанием учить и учиться у ребенка. «Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры» — так описывает свою позицию по отношению к творческому подходу В. А. Сухомлинский [2, с. 108]. Кроме того, по мнению педагога - новатора, любознательность является извечным и неискоренимым свойством человека [4, с. 2]. Значит, на основе именно этих природных свойств и нужно строить процесс обучения. Нужно заинтересовать ученика на начальном этапе, а дальше потребность, жажду познания будет уже не остановить. Где нет любознательности, нет школы. Если на уроке, по мнению Сухомлинского, после рассказа учителя, нет никаких вопросов и всё понятно — это первый признак равнодушия, незаинтересованности в рассказанном и показанном, а есть лишь тяжёлая, скучная обязанность учиться.
Итак, по В. А. Сухомлинскому, для того, чтобы сформировать у ученика интерес к обучению нужно: во-первых, опираться на его любознательность как на природные свойства личности, с помощью которых можно сформировать потребность познавать, делать открытия, искать ответы на интересующие вопросы. Во-вторых, самой главной целью педагога должно быть всестороннее развитие личности ученика, а достичь этого можно только совмещая учебную и внеучебную деятельность. И самое главное, педагог должен чётко понимать различия между учеником и взрослым — для детей главное — это эмоциональная окраска самого процесса обучения, а не конечный результат, как для взрослых. Главное для детей - возможность почувствовать, ощутить свой собственный успех, поверить в собственные силы, найти свой индивидуальный путь обучения, используя весь свой творческий потенциал. Список использованной литературы:
1. Сухомлинский В. А. О воспитании (Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик). Изд. 2-е. М., Политиздат, 1975.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, Радянська школа, 1969.
3. Сухомлинский В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
4. Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании. Ж., Народное образование, 1967.
© В Н. Кочергина, 2015
УДК 378.048.2: 004.652
Кравченко Ксения Владимировна
Аспирант, ассистент ОмГТУ, г. Омск, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРИЕМА В АСПИРАНТУРУ ОМГТУ
Аннотация
В статье рассмотрена организация бизнес-процесса приема в аспирантуру Омского государственного технического университета. Проанализированы основные этапы бизнес-процесса «Прием в аспирантуру