СТРЮКОВАТЫИ В.В., [email protected] Отряд специального назначения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, 153030, г. Иваново, ул. Ледянка, 61
STRYUKOVATY V.V., [email protected] Special purpose detachment of the Federal Service of National Guard Troops of the Russian Federation, Ledyanka St. 61, Ivanovo, 153030, Russian Federation
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ ПО СТАТЬЕ 208 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Одной из угроз национальной безопасности государства является функционирование незаконных вооруженных формирований, особенно экстремистской и террористической направленности, действующих на территории Северо-Кавказских республик. При расследовании уголовных дел, связанных с деятельностью незаконных вооруженных формирований и их участников, возникает проблема квалификации отдельных действий подозреваемых, составляющих объективную сторону состава преступления, которая включает создание незаконного вооруженного формирования, руководство им или участие в нем. В результате анализа законодательства, материалов судебной практики, специальной литературы автор приходит к выводу о том, что необходимо на законодательном уровне дать исчерпывающее описание понятий, используемых в диспозиции статьи 208 Уголовного кодекса Российской Федерации, включая количественную и качественную характеристику.
Ключевые слова: квалификация; преступление; объективная сторона; состав преступления; незаконное вооруженное формирование; уголовный кодекс.
PECULIARITIES OF DETERMINING THE FEATURES OF THE OBJECTIVE SIDE OF THE CORPUS DELICTI WHEN QUALIFYING A CRIMINAL ACT UNDER ARTICLE 208 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. One of the threats to the national security of the state is the functioning of illegal armed groups, especially of extremist and terrorist nature, operating on the territory of the North Caucasian republics. During the investigation of criminal cases related to the activities of illegal armed groups and their members, the problem of qualification of certain actions of the suspects, constituting the objective side of the corpus delicti, which includes the establishment of an illegal armed formation, leadership or participation in it, arises. Basing on the results of the analyses of the legislation, materials of judicial practice and special literature, the author comes to the conclusion that it is necessary to give a comprehensive description of the concepts used in the provisions of Article 208 of the Criminal Code of the Russian Federation, including quantitative and qualitative characteristics, at the legislative level.
Keywords: qualification; crime; objective side; corpus delicti; illegal armed formation; Criminal Code.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года* определены основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В документе говорится прежде всего о недопущении насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения порядка работы ключевых властных структур, а также деятельности общественных, государственных и политических деятелей.
* О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. N 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.
Кроме того, в Стратегии обозначены преступные деяния, совершенные как отдельными лицами, так и преступными формированиями в целях нарушения единства и территориальной целостности Российской Федерации, ухудшения социальной ситуации и дестабилизации внутриполитической обстановки. Законодатель также указал на серьезную опасность, которая может быть вызвана экстремистской деятельностью со стороны религиозных и националистических, этнических и террористических структур, а также иных организаций, преследующих преступные цели.
К таким силам, способным угрожать общественной безопасности и общественному порядку, относятся незаконные вооруженные формирования. Функционирование незаконных преступных образований, обладающих оружием, представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны.
Особые опасения высказаны в отношении незаконных вооруженных формирований экстремистской и террористической направленности, действующих на территории Северо-Кавказских республик. Условия общественно-политической и криминогенной обстановки в данном регионе остаются напряженными. Лидеры преступных образований начинают пропагандировать радикальные исламистские взгляды и религиозные догматы. Они насильственным путем склоняют мирное население к действиям по изменению государственного строя и нарушению государственной и территориальной целостности, деформации действующих общественных норм и изменению порядка жизни согласно предписаниям шариата. В результате социально-политическая и культурно-экономическая обстановка значительно ухудшается, что негативно сказывается на всех слоях населения [1].
В 2015 году по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 208 УК РФ (создание незаконного вооруженного формирования), было возбуждено 17 уголовных дел, осуждено 11 человек, из них 3 - с дополнительной квалификацией. В том же году по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 208 УК РФ (участие в незаконном вооруженном формировании), возбуждено 317 уголовных дел, осуждено 230 человек, из них 16 - с дополнительной квалификацией*.
В 2016 году в Северо-Кавказском регионе предотвращен один террористический акт, задержано 49 боевиков и 328 их пособников, нейтрализовано 95 бандитов, в том числе 15 главарей банд-подполья**.
При расследовании уголовных дел, связанных с деятельностью незаконных вооруженных формирований и их участников, применение статьи 208 УК РФ
* URL: http://sudact.ru/regular/stats/
** URL: http://nac.gov.ru/nak-prinimart-
resheniya/v-moskve-proshlo-sovmestnoe-zasedanie-nacionalnogo-1.html
«Создание незаконного вооруженного формирования или участие нем» на практике сталкивается прежде всего с проблемой квалификации, особенно отдельных действий подозреваемых, которые составляют объективную сторону состава преступления.
Согласно позиции законодателя к признакам объективной стороны относятся деяния, совершаемые с целью создания незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208 УК РФ), руководство им (ч. 1 ст. 208) и участие в деятельности такого формирования (ч. 2 ст. 208 УК РФ).
Если учитывать способ описания данного уголовного преступления в норме закона, можно говорить о том, что он является альтернативным. Иначе говоря, совершение любого (одного из указанных) деяния образует оконченный состав преступления. Квалификация деяний происходит в соответствии с положениями пп. 7-9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»***. Этот документ подробно описывает действия лиц, привлекаемых к ответственности за создание преступной группы - банды и руководство ее деятельностью или участие в ней. Кроме того, в постановлении рассматриваются и описываются признаки, характеризующие данное преступное формирование.
Создание незаконного вооруженного формирования является результатом совершения необходимых для этого действий. К таким действиям можно отнести, например, выработку и принятие решения на создание формирования, определение его структуры, подбор участников, назначение руководителей, решение вопросов, связанных с финансированием, материальным обеспечением [2].
Кроме того, как создание можно рассматривать и «переход» законного формирования в незаконное, если таковое было произведено с нарушением действующего законодательства, и в последующем деятельность такого формирования стала противоречить нормам закона [3].
По законодательной конструкции создание незаконного вооруженного
Рос. газ. 1997. 30 янв.
***
формирования представляет собой оконченный состав преступления с момента создания такого формирования (то есть с момента, когда формирование готово к выполнению намеченных целей и задач).
В связи с этим на практике возникает проблема - определение момента создания незаконного вооруженного формирования, если оно еще не приступило к реализации своих планов. Если под формированием и бандой понимать группировку, состоящую как минимум из двух лиц, то и моментом ее создания следует считать момент вовлечения организатором хотя бы еще одного человека в ее состав [4, с. 22].
Также необходимо уточнение смысла слов «незаконное», «вооруженное» и «формирование», содержащихся в диспозиции ч. 1 ст. 208 УК РФ, поскольку они являются ключевыми признаками состава преступления.
Незаконность формирования определена в ст. 208 УК РФ как непредусмотрен-ность такого формирования федеральными законами. Иными словами, незаконными считаются не только формирования, созданные вне всякого законного основания в сепаратистских, экстремистских и террористических целях, но и созданные не на основе федеральных законов (например, законов или иных нормативных актов органов представительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления) [5, с. 298].
В настоящее время действуют федеральные законы, которые подробно регламентируют полномочия, деятельность, силы и средства вооруженных формирований как на федеральном (армия, полиция, органы ФСБ и т.п.), так и на региональном (например, казачество) уровне.
В пункте 9 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» законодателем установлен запрет на создание военизированных структур, не предусмотренных федеральными законами: «Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону»*. В статье 8 Фе-
дерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» определено: «создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается»**.
Следующим обязательным признаком незаконного вооруженного формирования является его вооруженность, то есть наличие оружия у участников такого формирования. Количество единиц оружия, как и его виды (модификация, системы) на квалификацию самого преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, не влияют. В случае, если такое формирование оснащено боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, оно также признается вооруженным [6].
При этом не обязательно, чтобы были вооружены все участники данного формирования. Достаточно, чтобы оружие имелось у некоторых из них.
На квалификацию преступного деяния не оказывает влияния правомерность приобретения, хранения и ношения любого оружия и его составных частей, а также взрывных устройств, боеприпасов и взрывчатых веществ. По смыслу ст. 208 УК РФ каждый участник формирования приобретает и носит, хранит и использует вооружение в преступных целях. Законность или незаконность оборота оружия рассматривается отдельно и впоследствии можно говорить о совокупности преступлений, предусмотренных ст. 208 и ч. 3 ст. 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его составных частей или боеприпасов, совершенных организованной группой) или ч. 3 ст. 222.1 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершенные организованной группой).
Следующим обязательным признаком незаконного вооруженного формирования является само понятие «формирование». В диспозиции ч. 1 ст. 208 УК РФ законодатель закрепил примерный перечень видов вооруженного формирования (объединение, отряд, дружина или иная группа). Помимо этого, под формированием следует понимать иные формы групп лиц, состоящих из двух и более участников. Однако при этом
Рос. газ. 1996. 6 июня.
Рос. газ. 2010. 29 дек.
нельзя утверждать однозначно, что группа из двух лиц будет являться незаконным вооруженным формированием.
Кроме того, организованное формирование также характеризуют следующие признаки:
- наличие лидера, осуществляющего управление внутри группы, планирование и разработку деятельности группы;
- вовлеченность каждого участника в деятельность группы с четким распределением ролей между ними;
- жесткая иерархия внутри группы;
- субординация и беспрекословное подчинение всех участников своим руководителям;
- наличие внутренних правил поведения и санкций за их нарушение;
- тщательная конспирация и наличие системы мер по защите от разоблачения.
Данные формирования могут быть названы по аналогии с традиционными армейскими вариантами (например, Полк особого назначения им. Дж. Дудаева (командир С. Радуев), Абхазский батальон (командир Ш. Басаев), Международная исламская миротворческая бригада (командир Амир Хаттаб) или с различными исламскими, например, Баксанский Джа-маат (бандгруппа, действующая на территории Баксанского района Республики Кабардино-Балкария), Вилайят Галагчийо в составе Имарата Кавказ (бандгруппа, действующая на территории Республики Ингушетия).
Учитывая все вышеизложенные факторы, создание незаконного вооруженного формирования следует считать оконченным с момента, когда оно укомплектовано людьми, имеет в наличии оружие, боеприпасы и другое вооружение, определило цели и задачи своей деятельности и готово к действиям.
На этапе создания незаконного вооруженного формирования, как и при создании банды, возможны ситуации, при которых активные действия лица, направленные на это, в силу независящих от него обстоятельств, не приводят к созданию такого формирования. В этом случае данное деяние необходимо квалифицировать как покушение на создание незаконного вооруженного формирования. Под это понятие подпадает и сговор двух или более лиц, так как это расценивается как перво-
начальный этап создания незаконного вооруженного формирования: один привлекает другого, который соглашается и в дальнейшем они договариваются вместе выполнять роли организаторов формирования. Эти действия также подпадают под признаки покушения на создание незаконного вооруженного формирования [7].
Данное разъяснение дает и Верховный Суд РФ в п. 7 постановления от 17 января 1997 г. N 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»: «В тех случаях, когда активные действия лица, направленные на создание устойчивой вооруженной группы, в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами либо другим, независящим от лица, обстоятельствам не привели к возникновению банды, они должны быть квалифицированы как покушение на создание банды».
Под руководством незаконным вооруженным формированием понимается управление деятельностью такого формирования. К руководству может быть отнесено отдание приказов и распоряжений, а также контроль их исполнения, планирование и разработка операций (преступлений).
Таким образом, руководство незаконным вооруженным формированием подразумевает выполнение любых управленческих функций, возложенных на лицо полностью или по каким-либо отдельным направлениям, но в интересах всего формирования. Если речь идет о руководстве каким-либо отдельным подразделением, входящим в состав формирования, то также можно говорить только об участии в формировании, поскольку диспозиция ст. 208 УК РФ выделяет лишь общее руководство всем формированием в целом. В то же время диспозиция ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)» устанавливает уголовную ответственность за руководство структурными подразделениями преступного сообщества и влечет более суровое наказание за руководство как всем сообществом в целом, так и отдельными его подразделениями [8].
Руководство незаконным вооруженным формированием образует окончен-
ный состав преступления с момента начала осуществления лицом функций по управлению деятельностью такого формирования, поскольку по своей структуре является формальным составом преступления.
Деяния лиц, не создававших НВФ и не управляющих им, которые выражались в форме содействия (разработка планов, вербовка последователей, дача советов), должны быть квалифицированы по ч. 5 ст. 33 УК РФ, то есть как пособничество в руководстве формированием (ч. 1 ст. 208 УК РФ) или участие в нем (ч. 2 ст. 208 УК РФ) [9].
Вопрос о моменте окончания участия в незаконном вооруженном формировании, как и об окончании его создания, весьма сложен и неоднозначен. Момент принятия лицом на себя функций участника такого формирования на практике определить трудно, поскольку нет определенности этого понятия и даже дача лицом своего согласия может говорить о принятии каких-либо функций или обязанностей. Поэтому целесообразным и правильным считаем связывание момента окончания преступления с совершением участником незаконного вооруженного формирования каких-либо конкретных действий, подтверждающих реальность его участия в деятельности формирования.
Логично, что формальная принадлежность лица к незаконному вооруженному формированию, не приступавшего еще к реальной деятельности в составе этого формирования может рассматриваться лишь как покушение на участие в таком формировании. Поскольку участие в незаконном вооруженном формировании подразумевает выполнение каких-либо фактических действий в интересах такого формирования, постольку участвовать в формировании посредством бездействия невозможно [10].
Неоднозначно решается вопрос и о квалификации действий лица, создавшего незаконное вооруженное формирование и впоследствии выполнявшего функции его участника. В научной литературе мы выделили два мнения по этому поводу. Первое - это квалификация указанных деяний только по ч. 2 ст. 208 УК РФ, как участие в незаконном вооруженном формировании.
Это мнение верно лишь отчасти, так как касается только тех ситуаций, когда лицо, не складывая с себя полномочий руководителя формирования, участвует в его деятельности как обычный участник - в боевых операциях, в разработке планов, обеспечении группы оружием и т.д. Если же лицо, создавшее незаконное вооруженное формирование, впоследствии сложило с себя полномочия руководителя, но продолжило свою деятельность в качестве участника формирования, то на основании ст. 17 УК РФ имеет место совокупность преступлений, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 208 УК РФ. В этом случае назначение наказания такому лицу производится по правилам ст. 69 УК РФ (по совокупности преступлений).
Таким образом, на основании изучения судебной практики по уголовным делам указанной категории и специальной литературы были проанализированы действия и их признаки, составляющие объективную сторону рассматриваемого состава преступления - создание НВФ, руководство им или участие в нем.
На практике же правильная квалификация данного преступления, его отграничение от смежных составов преступлений напрямую зависят и от правильной оценки имеющихся доказательств, и от объема и качества проведенной следователем работы по выявлению и предоставлению новых доказательств, и от качества проведенной работы на начальном этапе расследования.
Изучив судебную практику по уголовным делам указанной категории и статистику вынесенных судами приговоров по уголовным делам, возбужденным по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ, можно сделать вывод о том, что законодатель не дает четкой трактовки юридически значимых терминов, приведенных в диспозиции частей 1 и 2 указанной статьи. Так, в диспозиции ч. 2 ст. 208 УК РФ установлено, что ответственность предусмотрена за участие в деятельности вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законодательством. Но при этом не указано, что подразумевает под собой сам термин «участие», а также количественный и (или) качественный объем такого участия.
Например, лица, активно участвующие в противоправной деятельности незаконного вооруженного формирования путем снабжения продовольствием, медикаментами, предоставлением транспорта и убежища другим участникам формирования, зачастую избегают уголовной ответственности по ч. 2 ст. 208 УК РФ (то есть за непосредственное участие), а несут наказание лишь за пособничество в указанной деятельности. А наказание за это деяние зачастую намного менее суровое. Между тем деятельность данных лиц напрямую направлена на достижение противозаконных целей такого формирования.
То же можно сказать и о деянии, предусмотренном ч. 1 ст. 208 УК РФ, -создание незаконного вооруженного формирования и (или) руководство им. В ходе проведения специальных операций силовыми подразделениями МВД и ФСБ России часто уничтожаются организаторы и часть участников какого-либо НВФ. Однако спустя некоторое время такое формирование возобновляет свою незаконную деятельность в регионе.
Иначе говоря, лица (или лицо), избежавшие задержания (уничтожения), привлекшие новых членов, создали фактически новое незаконное вооруженное формирование, исполняя при этом роль лидеров.
Однако привлечь их к ответственности по ч. 1 ст. 208 УК РФ практически невозможно, так как необходимо доказать факт создания нового формирования, а
не продолжение деятельности предыдущего. Это также выражается в несовершенстве терминологии, приведенной в указанной части статьи 208 УК РФ.
На основании изложенного выше можно говорить о том, что для правильной квалификации и более точной оценки деяний, предусмотренных ст. 208 УК РФ, и, соответственно, пресечения попыток членов и руководителей незаконных вооруженных формирований избежать наказания за эти деяния путем их переквалификации на менее тяжкие, законодателю необходимо дать исчерпывающее описание понятий, приведенных в диспозиции статьи, а также их количественную и качественную оценку. Все понятия, приведенные в диспозиции чч. 1 и 2 указанной статьи, являются ключевыми, прямо влияют на квалификацию деяний и должны трактоваться однообразно, чего в настоящее время, к сожалению, нет.
Необходимо отметить, что создание незаконного вооруженного формирования или участие в нем - изначально преступная деятельность. Но на сегодняшний день это не просто преступление, а одна из самых ярких форм экстремизма. И уголовное преследование лиц, осуществляющих данную деятельность, требует не только правильной уголовно-правовой квалификации самого деяния, но и всех общественно-политических, криминологических, уголовно-правовых и социальных аспектов, способствовавших появлению этого явления.
Список литературы
1. Криворотов К.Е. Особенности расследования преступлений террористической направленности // Особенности расследования преступлений террористической и экстремистской направленности: сб. материалов науч.-практ. семинара, Ростов-на-Дону, 24-25 мая 2012 года. М.: Ин-т повышения квалификации СК РФ, 2012. С. 91-95.
2. Виденькина Ж.В. К вопросу об объективных признаках организации преступного сообщества или участия в нем // Значение норм Федерального закона «О полиции» для осуществления современной уголовной политики: сб. науч. ст. по итогам науч.-практ. семинара, посвященного памяти профессора В.Ф. Кириченко, 27 мая 2011 г. / под ред. Н.Г. Кадникова и Р.Б. Осокина. М.: Московский ун-т МВД России, 2011.
3. Бехоева Х.Л.-А. Об уголовно-правовой характеристике организации вооруженного формирования // Общество и право. 2010. N 4. С. 168-170.
4. Сальникова Н.И. Незаконное вооруженное формирование не является разновидностью преступного сообщества // Российский следователь. 2005. N 3.
5. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003.
6. Бейбулатов Б.Ш. Создание, руководство и участие в незаконных вооруженных формированиях // Военно-юридический журнал. 2008. N 6. С. 25-27.
7. Бирюков Ю.С. Особенности расследования преступлений об организации незаконного вооруженного формирования или участии в нем: по материалам республик Северного Кавказа: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
8. Павлинов А.В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
9. Магомедов Т. М-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований: дис. .канд. юрид. наук. Махачкала, 2004.
10. Ильин Е.П. Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность. URL: http://nac.gov.ru/publikacii/stati-knigi-broshyury/ilin-ep-aktualnye-problemy-protivodeystviya. html (дата обращения: 12 нояб. 2016 г.).