5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
5.1. НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Магомедов Магомед Рамазанович. Должность: Заместитель министра. Место работы: Министерство внутренних дел Республики Дагестан. E-mail: Magomedov(Ramazanovitch)@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы борьбы с этнонациональным и религиозным экстремизмом и терроризмом. В частности проблемы квалификации действий участников незаконного вооруженного формирования. Предлагается законодательное совершенствование конструкции ст. 208 УК РФ.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, вооруженные формирования, бандитизм, Уголовный кодекс, статья.
SOME LEGISLATIVE ASPECTS OF ANTI-EXTREMISM AND TERRORISM STRUGGLE IN DAGESTAN
Magomedov Magomed Ramazanovich. Position: Executive minister. Place of employment: Ministry of internal affairs of Dagestan republic. E-mail: Magomedov(Ramazanovitch)@mail.ru
Annotation: The article underlines the problem of ethno-national and anti-religious extremism and terrorism and the qualification of paramilitaries’ action in particular. The legislative structure improving of the Article 208 of the Criminal Code of the Russian Federation is proposed. Keywords: extremism, terrorism, paramilitaries,
banditism, Criminal Code, article.
В последние годы в Российской Федерации, особенно, на Северном Кавказе и, в частности, в Республике Дагестан обозначилась тенденция к росту преступлений экстремистского и террористического характера.
Особенностью религиозного фактора современного Дагестана является раскол среди её мусульманского населения. С середины 90-х годов конца XX века в Дагестане при активном финансировании и участии миссионеров с Ближнего Востока стало широко распространяться религиозное течение «ваххабизм», разделившее мусульман на сторонников традиционного и нетрадиционного ислама (ваххабистов). Идеология последних носит ярко выраженный радикальный, экстремистский характер.
В 1996-1997 гг. ваххабисты сел.Карамахи и Чабан-махи Буйнакского района Дагестана тайно вооружались и обучались военному делу в специальных лагерях. В 1998 г. они объявили свои сёла и прилегающую к ним территорию (Кадарскую зону Дагестана) зоной шариатского правления, на близлежащих горных автодорогах выставляли вооружённые блокпосты, а на въездах в сёла устанавливали контрольно-пропускные пункты. Деятельность ваххабитских формирований в указанный период подходила под признаки ст.208 УК РФ. В 1996-1998 гг. ваххабисты Кадарской зоны Дагестана по сути дела являлись организаторами и участниками созданных ими же НВФ с религиозно-
политическими целями и задачами. В августе-сентябре 1999 года они приняли активное участие в вооруженном мятеже в целях насильственного изменения конституционного строя Республики Дагестан и нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
Характерная особенность данного преступления заключается в том, что незаконные вооруженные формирования (далее - НВФ) представляют угрозу общественной безопасности, порождают социальную напряженность среди населения, содержат высокую вероятность причинения вреда гражданам, создают неправомерные условия для неконституционного силового решения накопившихся социальных и иных проблем, а также представляют опасность для территориальной целостности и единства Российской Федерации.
В то же время в функционировании НВФ находят своё выражение процессы, связанные с проявлением сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма, имеющие наибольшую распространенность и остроту в Северо-Кавказском регионе России и, в частности, в Дагестане. Практика показывает, что разрастание НВФ, запаздывание с принятием и осуществлением эффективных и действенных мер против них выливается в широкомасштабное вооруженное насилие, становится опасным источником распространения терроризма, ставшего одной из глобальных проблем человечества в XXI веке.
Организация НВФ и участие в них носит международный характер и имеет свою историографию. Кроме России НВФ действуют ещё в нескольких десятках стран мира, преимущественно сталкивающихся с проблемами сепаратизма или конфликтующих на почве федеративного устройства (например, Канада, Испания, Ирак, Индия, Шри-Ланка, Грузия, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и ряд стран бывшего соц лагеря Европы ).
Проблема НВФ многие десятилетия оставалась в России и бывшем СССР без должного внимания со стороны практических работников и учёных в области уголовного права и криминологии, тогда как за рубежом она была весьма актуальна и её разрабатывают в научном и практическом плане. Очевидно, по этой причине в судебно-следственной практике встречаются ошибки как при квалификации совершаемых членами НВФ деяний по совокупности с другими преступлениями, так и при разграничении организации НВФ или участия в нём со смежными преступлениями. В результате виновным лицам удается избежать ответственности за совершение тяжкого преступления.
На общероссийском уровне основными причинами организации и деятельности НВФ являются конфликты в сфере национально- государственных (межнациональных, этнических, религиозных) отношений, социально-политической сфере и сфере охраны общественного порядка. Указанные конфликтные ситуации обостряются незаконными вооруженными группировками в зонах межнационального и межконфессио-нального противостояния.
В качестве условий, способствующих организации и деятельности НВФ, выступают политическая нестабильность в стране, социальная напряженность, не-обустроенность многих граждан, низкий уровень куль-
туры и правосознания значительной части населения. Заметным инициирующим фактором данного преступления является появившаяся в последнее десятилетие у граждан возможность свободного доступа к огнестрельному оружию. Отдельного внимания заслуживает проблема финансирования НВФ как из легальных, так и нелегальных (криминальных) источников.
По сей день остаются нерешенными и ряд других вопросов. Так, не осмыслен и не разработан в необходимой мере понятийный аппарат. Прежде всего, это относится к искомому понятию «незаконное вооружённое формирование (НВФ)» и его признакам. Отсутствует основательный юридический анализ составов преступления, предусмотренного ст.208 УК РФ. Решение указанных вопросов требует совершенствования законодательства об оружии, об уголовной и административной ответственности за незаконный оборот его видов, корректировки отдельных положений ряда постановлений Пленумов Верховного суда РФ и т. д.
На сегодняшний день в специальной юридической литературе освещению рассматриваемых проблем уделено недостаточно внимания. В настоящем исследовании рассматриваемая тема представлена с учётом изменений и дополнений норм УК РФ Законом от 8 декабря 2003 года, хотя непосредственно не коснувшихся текста ст.208, но затронувших её связующие звенья, то есть опосредованно. Данное исследование является первым из подобных, которое основано на практических материалах Республики Дагестан, на долю которой в целом по Российской Федерации приходится большинство совершенных преступлений и уголовных дел по ст. 208 УК РФ.
В Российской Федерации функционирует система законных вооружённых формирований и структур, действующих легитимно, деятельность которых, как правило, урегулирована федеральными законами, в систему законных вооруженных формирований входит весь блок правоохранительных и силовых структур (министерств, ведомств и служб государства, дополняемый рядом государственных и негосударственных общественных и частных) законных вооружённых формирований.
Повышенная общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что существование НВФ создает обстановку бесконтрольности значительного числа вооруженных лиц, возможность их столкновения с законными силовыми структурами, порождает социальную напряженность среди населения, содержит потенциально высокую вероятность причинения вреда личности и обществу, использования НВФ в сепаратистских целях, становится одним из источников распространения терроризма.
После первой Чеченской компании члены и лидеры незаконных вооруженных формирований открыто стали агитировать и вербовать в свои ряды новых членов НВФ. В Чеченской Республике в массовом порядке были открыты исламские учебные заведения медресе, многочисленные учебные центры и базы по подготовке членов НВФ и специалистов минно-подрывной деятельности. Молодежь с Республик Северного Кавказа стали выезжать в Чеченскую Республику для получения исламского образования. А на самом деле под видом исламских учебных заведений, под руководством арабских наемников молодежь с Республик Северного Кавказа проходили подготовку в лагерях НВФ.
Исключением не стала и Республика Дагестан и дагестанская молодежь более тысячи человек прошли подготовку в этих лагерях и стали активными членами
НВФ Чечни и Дагестана. Готовы были совершить любые преступления по указанию своих идейных и духовных руководителей, т.е. «амиров». Представители других Республик Северного Кавказа: Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии тоже проходили подготовку в выше указанных лагерях и пополнили ряды НВФ Северного Кавказа.
После второй Чеченской компании активная фаза проведения КТО в Чеченской Республике перешла на второй план. В Чеченской Республике для проведения адресных и специальных мероприятий по установлению, розыску и нейтрализации активных членов НВФ был создан региональный оперативный штаб (РОШ).
Лидеры и члены НВФ Дагестана начиная с 2001 года по указанию полевых командиров: Хаттаба, Басаева, Масхадова, командующего дагестанским сектором Раббани Халилова и арабских наемников пошли по другому т.е. зашифрованному методу диверсионной войны против сотрудников правоохранительных органов, представителей власти, руководителей государственных и муниципальных образований, общественных и религиозных деятелей.
Динамика преступлений, совершенных по ст. 208 УК РФ с 2000 по 2011 г1 в Р£
Ст.208 ч.1 УК РФ Ст. 208 ч.2^ 'К РФ
о. а. а. а.
а а с £1 о сц
о о. о а_ к ^ и а. а г =г
<и та <и
со X 23 С т а. X СО е;
2001 1 1 100 1 3 2 100 10
2002 5 5 1 833 42
2003 2 3 1 100 27
2004 1 1 100 1 1 2 21
2005 1 1 5 2 100 27
2006 1 1 28 27 100 28
2007 2 1 100 24 22 1 967 19
2008 2 2 2 50 4 44 38 5 ш 37
2009 Ь 3 2 60 1 32 22 7 759 30
2010 5 4 100 42 34 1 31
2011 7 3 100 1 33 14 1 $3 18
С 2000 года членами НВФ в Республике Дагестан совершены следующие преступления террористического и экстремистского характера:
По ст. 205 УК РФ - 112 преступлений По ст. 208 УК РФ - 245 преступлений По ст. 317 УК РФ - 874 преступления По ст. 277 УК РФ - 14 преступлений По ст. 280 УК РФ - 1 преступление По ст. 282 УК РФ - 4 преступления По ст. 282.1 УК РФ - 0 преступлений По ст. 282.2 УК РФ - 0 преступлений В результате совершенных покушений и посягательств на сотрудников правоохранительных органов погибло 442 и ранено 656 человек.
С 2001 года по 2010 год уничтожено 576 членов НВФ.
По статистическим сведениям Управления судебного департамента при Верховном суде РФ в РД с начала 2000 года по 2010 год по ч. 1и 2 ст. 208 УК РФ к уголовной ответственности по Республике Дагестан привлечено 290 членов НВФ. Из них реально осуждены по ч.1 с. 208 УК РФ - 10 членов НВФ, а по ч.2 ст.208 УК РФ - 228 членов НВФ (78 членов НВФ по событиям августа-сентября 1999 года), исходя из статистических данных видно, что большая часть привлеченных к уголовной ответственности и осужденных членов НВФ составляет по ч.2 ст-208 УК РФ.
Все осужденные члены НВФ по ст. 208 УК РФ получают условное наказание или 1-1,5 года лишение сво-
1 Данные ИЦ МВД по Республике Дагестан.
боды и 90% осужденные по ст. 208 УК РФ обратно возвращаются к своей деятельности, т.е. пополняют ряды НВФ.
Динамика преступлений террористической направленности, совершенных в республике Дагестан2
Приведем отдельные примеры из судебной практики. В отношении членов разоблаченной в 2001-2002 годах диверсионно-террористической группы, лидера Махачкалинской ДТГ Акавова З.Г., направленной в РД полевым командиром НВФ ЧР Халиловым Р.А.(Раббани) за один и тот же состав преступления, судами назначены различные приговоры без учета личности подсудимого и совершенного деяния, с различным режимом отбывания. Например, в колонию поселение г. Кизилюрт (КП-9) были помешены для отбытия наказания: Алда-нов Хабиб Магомедович, Сунгуров Абдурахман Януро-вич, Мамаев Шамиль Сайпутдинович, Магомедов Шамиль Ахмедович, Хачлаев Тамирлан Ильясович, Магомедов Ахмед Абдуллаевич, Гаджимагомедов Айваз Зайналабидович, Гаджидадаев Газимагомед Шамило-вич, Бартиханов Магомед Абдулгамидович, Абдурахманов Магомед Магомедалиевич, Мустапаев Шамиль Магомедович, Магомедзагидов Магомедзагид Абдуллаевич. Все они освобождены из мест лишения свободы, многие, причем досрочно.
Анализ уголовных дел свидетельствует о недооценки судами угрозу общественной безопасности, исходящую от экстремистов. Они подходят к оценке преступной деятельности экстремистов как к заурядному преступлению, не учитывают угрозу общественнополитическому строю и избирают неадекватную меру пресечения и наказания за совершенные преступления. Как правило, лица, совершившие преступления, бывают оправданы или амнистированы, оказываются на свободе и возвращаются к преступной деятельности. Ярким примером такого отношения суда к лидерам НВФ является дело в отношении М.С. Салихова -«амира» так называемого «Исламского джамаата Дагестана». По личному заданию Эмира Хаттаба Салихов М.С. спланировал, организовал и осуществил диверсионно-террористическую акцию - подрыв
04.09.1999г. жилого дома в г.Буйнакск, в результате которого погибло 64 и ранено более 100 человек.
Салихов М.С. за совершение указанного преступления был объявлен в международный и федеральный розыск, скрывался за границей. 11.11.2004 года Салихов М.С. незаконно пересек Государственную границу по подложным документам и был задержан сотрудниками МВД по РД. 21.01.2005 года Салихову М.С. в рамках уголовного дела №5688 было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208, ч.3 ст.22з, ч.3 ст.205, п.п. «а», «е»,
2 Статистические сведения Управления судебного департамен-
та при Верховном суде РФ в РД.
«ж» ч.2 ст.105, п.п. «а, б» ч.З ст. 111, п.п. «а», «г» ч. 2 ст.112, ч. 2 ст.167, ч.1 ст. 322, ч. 1 ст. 327 УК РФ.
Приговором ВС РД с участием присяжных заседателей от 16 ноября 2006 года Салихов Магомед Сапиу-лаевич был оправдан за непричастностью к совершению указанных преступлений
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2007 года приговор в отношении Салихова отменен и дело направлено на новое судебное рассмотрение.
Салихов М.С. после решения суда скрывался от правоохранительных органов, был объявлен в федеральный розыск по ст.205 ч.2 и 208 УК РФ (РД №703223 ОВД по г. Буйнакск, мера пресечения -арест).
Салихов М.С. вернулся к преступной деятельности, вступил в состав НВФ под руководством Вагабова М.А. и принимал участие в совершении диверсионнотеррористических акций в отношении сотрудников правоохранительных органов, в частности имеются признательные показания членов ДТГ о том, что Салихов М.С. в составе бандгруппы под руководством Вагабова М.А. принимал участие в обстреле колонны ОМОН МВД РФ на автодороге «Губден-Урма» на территории Карабудахкентского района РД 13.08.2008г.
17 ноября 2008г. Салихов М.С. был уничтожен при оказании вооруженного сопротивления в г. Махачкале по ул. Авиационная 12 «б». в составе бандгруппы Бут-даева В.Л.
Практика освобождения террористов и экстремистов от уголовной ответственности под различными предлогами и различными способами, к сожалению, типичная сегодня в РД, крайне губительна для борьбы с терроризмом в целом. Террорист, вышедшей на свободу, как правило, возвращается к преступной деятельности и является рекламой безнаказанности терроризма и несостоятельности правоохранительных органов в глазах общественности.
Недопонимание данной проблемы в конечном итоге может вылиться в угрозу целостности Российской Федерации и Республики Дагестан. Представляется необходимым ужесточить ответственность за преступления террористического характера и более решительно подходить к вопросам назначения наказания и избрания меры пресечения в отношении указанной категории лиц.
Считаем, что подобная судебная практика в период крайнего обострения общественно-политической, криминальной обстановки, а также разгула терроризма недопустима и отрицательно влияет на общественную безопасность и правопорядок, способствует порождению новых очагов сепаратизма и подрыву стабильности в республике.
По мнению автора, члены НВФ, привлекаемые к уголовной ответственности за совершения преступления экстремистско-террористической направленности, получают мизерные срока лишения свободы, зачастую освобождаются от уголовного наказания. Причиной тому являются пробелы в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации касающиеся ст.ст. 208, 209 УК РФ.
Нормы статьи 208 УК РФ нуждаются в более совершенной законодательной конструкции путем дополнения квалифицирующими признаками (преступления совершенные на почве религиозных убеждений с целью установления шариатской власти и образования исламского государства как в Республике Дагестан так
ст.208 УК РФ ст.208 УК РФ ст.280 УК РФ ст.281 УК РФ ст.282 УК РФ Ст. 282-1 УК РФ Ст. 282-2 УК РФ
4.1 ч.2 4.1 ч.2 4.1 ч.2 4.1 ч.2
2000г. 7 78 0 0 0 0 1 1 0 0
2001г. 0 24 1 0 0 0 0 0 0 0
2002г. 2 49 0 0 0 0 0 0 0 0
2003г. 0 16 0 0 0 1 0 1 0 0
2004г. 0 19 0 0 0 0 0 0 0 0
2005г. 0 21 0 0 0 0 0 0 0 0
2006г. 0 14 0 0 0 0 0 0 0 0
2007г. 0 24 0 0 0 0 0 0 0 0
2008г. 1 27 0 0 0 1 1 0 0 0
2009г. 0 21 0 0 0 0 0 0 0 0
2010г. 0 13 0 0 1 0 0 0 и 0
и субъектах Северо-Кавказского региона). Для этого предлагается дополнить ст. 208 УК РФ частью третьей (особо квалифицирующий состав).
Считаем, что возникла острая необходимость ужесточения судами санкций в отношении лиц, причастных к экстремистской деятельности, назначения им мер наказания, соизмеримых с общественной опасностью их деятельности.
Предлагается изменить подход законодателя к оценке степени общественной опасности преступления за организацию и участие в НВФ с учетом важности объекта уголовно-правовой охраны, в связи с чем провести дифференциацию размера санкции за данное деяние в виде лишения свободы как минимум до уровня санкций за бандитизм и организацию преступного сообщества (преступной организации).
Статью 208 УК РФ изложить в следующей редакции: «Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем
1. Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
2. Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные с целью:
а) подрыва безопасности Российской Федерации;
б) захвата или присвоение властных полномочий;
в) возбуждения расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, связанной с насилием или призывом к насилию, а также унижение национального достоинства и религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношение какой-либо социальной группы;
наказывается лишением свободы на срок от 7 до 10 лет».
Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Повышенная общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что существование НВФ создает обстановку бесконтрольности значительного числа вооруженных лиц, возможность их столкновения с законными силовыми структурами, порождает социальную напряженность среди населения, содержит потенциально высокую вероятность причинения вреда личности и обществу, использования НВФ в сепаратистских целях, становится одним из источников распространения терроризма3.
3 Магомедова Т.М-С. Уголовно-правовые и криминалистические проблемы организации незаконных вооруженных формирований (по материалам Республики Дагестан) Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004.С.14.
В Уголовном Кодексе Российской Федерации состав преступления, предусмотренный ст. 208 УК РФ, законодателем отнесен в раздел IX главы 24 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».
Функционирование НВФ нарушает стабильность и равновесие между различными ветвями власти, порождает социальную напряженность среди населения, создает угрозу неконституционного, силового решения проблем государственного строительства и власти, содержат в себе потенциально высокую возможность причинения вреда личности, человеческих жертв; создает угрозу территориальной целостности государства. С силу чего некоторые ученые, а именно Павлинов А.В., Агапов П.В., предлагают внести изменения в УК РФ путем перемещения ст. 208 УК РФ из главы 24 раздела IX в раздел Х главы 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности госу-дарства»4.
Автор, соглашаясь с мнением указанных ученых, апеллируя данными ИЦ МВД по рД, статистическими сведениями Управления судебного департамента при Верховном суде РФ в РД, а также с учетом опыта практической деятельности по противодействию экстремизму в Республике Дагестан, анализа оперативных материалов пришел к выводу, что все задержанные, арестованные и осужденные члены НВФ в Республике Дагестан совершали преступления,
предусмотренные статьей 208 УК РФ, только с одной целью - целью свержения существующего конституционного и государственного строя. Таково же положение в рассматриваемом плане наблюдается и по другим субъектам Северо-Кавказского региона.
С учетом достоверных и объективных данных о сложившейся ситуации в Республике Дагестан и субъектов СКФО, и с учетом дальнейшего осложнения ситуации в регионе и активизации членов НВФ, автор предлагает статью 208 УК РФ отнести к преступлениям против конституционного и государственного строя, включив ее в главу 29 раздела Х Особенной части УК РФ.
Существенным недостатком в судебно-следственной практике Дагестана при квалификации действий виновных лиц является упущение того обстоятельства, что в случае перерастания участия в НВФ в бандитизм или организацию преступного сообщества (преступной организации) эти действия не получают должной правовой оценки. Поскольку бандитизм и организация преступного сообщества (преступной организации) обладают более высокой степенью общественной опасности, то, на наш взгляд, в случаях перерастания незаконного вооруженного формирования в банду или преступную организацию (преступное сообщество) достаточно квалифицировать действия виновных лиц только по ст. 209 или 210 УК5.
Для признания группы лиц, объединившихся в целях нападения на граждан или организации, бандой необходимы два признака:
а) устойчивость;
б) вооруженность.
4 Павлинов А.В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем. Автореф. дис. канд.юрид.наук. М., 1998.; Агапов П.В. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: проблемы квалификации//Уголовное право. - 2004. №2 - С.4
5 См.: Полный курс уголовного права: В 5 т./Под ред. д.ю.н. проф. А.И. Коробеева. - СПб.,2008. С.86.
По нашему мнению, участники НВФ, которые привлекаются к уголовной ответственности по ст.208 УК РФ по своим признакам охватываются признаками состава ст. 209 УК РФ:
- группы членов НВФ состоят из трех и более лиц, и один из них является лидером, т.е. «амиром», остальные члены группы (джамаата) беспрекословно выполняют указания «амира» т.е. старшего группы.
- все они вооружены автоматическим и стрелковым и иными видами оружия.
- обладают признаками устойчивости и конспиративности .
- джамаат или группа лиц в целях захвата оружия, боеприпасов, имущества, автотранспорта совершают нападения на сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц.
- создание банды - работа по ее организации, в том числе сговор, подыскание соучастников, приобретение оружия, разработка планов и распределение ролей среди ее участников и т.п.
В заключение следует сказать, что непременными условиями достижения реальных результатов в борьбе с экстремизмом и терроризмом должны стать укрепление государственности, стремление к стабилизации в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, учет криминогенных факторов при осуществлении реформ.
Список литературы:
1. Данные ИЦ МВД по РД
2. Статистические сведения Управления судебного департамента при Верховном суде РФ в РД
3. Магомедов Т.М-С. Уголовно-правовые и криминалистические проблемы организации незаконных вооруженных формирований (по материалам Республики Дагестан) Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004.С.14.
4. Павлинов А.В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1998.; Агапов П.В. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: проблемы квалификации//Уголовное право.-2004. №2-С.4
5. Полный курс уголовного права: В 5 т./Под ред. д.ю.н. проф. А.И. Коробеева. - СПб.,2008. С.86.
Literature list:
1. Data of the Research Center of the Ministry of Internal Affairs of Dagestan.
2. Statistical information of the Office of the Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation in the Republic of Dagestan.
3. Magomedov T. M.-S. Criminal and forensic problems of organizing illegal armed groups (based on the Republic of Dagestan). Abstract of the dissertation of Candidate of Law.
4. Pavlinov A. V. Criminal legal means of combating illegal armed organization or participation in it. Abstract of the dissertation of Candidate of Law. M., 1998: Agapov A. V. Organization of an illegal armed formation or participation in it: the problem of qualification. // Criminal Law. - 2004. № 2. P. 4
5. Full course of criminal law: In v. 5/ edited by Doctor of Laws, professor A. I. Korobeeva. - St.P.,2008. P. 86
Рецензия
на статью «Некоторые законодательные аспекты борьбы с экстремизмом и терроризмом на примере Республики Дагестан», автор - заместитель министра ВД Республики Дагестан Магомедов М.Р.
Рецензируемая работа представляет собой интересную научную статью на довольно актуальную тему, поскольку в последние годы обозначилась тенденция к росту преступлений экстремистского и террористического характера.
В статье анализируются данные ИЦ МВД по Республике Дагестан, статистические сведения Управления судебного департамента при Верховном суде РФ в Республике Дагестан, а также опыт практической деятельности по противодействию экстремизму в Республике Дагестан, анализ оперативных материалов МВД, ФСБ Республики Дагестан и уголовных дел Следственного Комитета РФ и следственной части МВД по Республике Дагестан. Немаловажным является и то, что автор пишет о необходимости совершенствования законодательной конструкции ст. 208 УК РФ путем дополнения ее квалифицирующими признаками.
Научная статья Магомедова М.Р. «Некоторые законодательные аспекты борьбы с экстремизмом и терроризмом на примере Республики Дагестан» соответствует требованиям предъявляемым к подобного рода научным изысканиям и может быть рекомендована к публикации.
Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин СКФ РПА Минюста России,
к.ю.н. Аджиева Л.З.