Научная статья на тему 'Особенности образовательной среды в современных условиях'

Особенности образовательной среды в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Ю. В., Половова Т. А.

В статье проведен анализ изменений системы образования, связанных с переходом к глобальной экономике, а также рассмотрены основные противоречия, порождаемые многообразными и разноплановыми требованиями современного общества к подготовке специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses changes in the system of education connected with transition to global economy and considers key contradictions caused by diverse and varied requirements of today's society to specialist training.

Текст научной работы на тему «Особенности образовательной среды в современных условиях»

НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ

Д-р экон. наук Ю. В. Гусев канд. экон. наук Т. А. Половова

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье проведен анализ изменений системы образования, связанных с переходом к глобальной экономике, а также рассмотрены основные противоречия, порождаемые многообразными и разноплановыми требованиями современного общества к подготовке специалиста.

Глубокие сдвиги в способах и формах познания и преобразования мира, затронувшие человечество во второй половине XX в., не могли не отразиться на всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и на таком его элементе, как система высшего образования. Социальная природа высшего образования не может не соответствовать социальной природе общества, поэтому ускоряющееся движение наиболее развитых стран мира к экономике, основанной на знаниях, с необходимостью ведет к значительному изменению статуса основных производителей, распространителей и хранителей знаний, каковыми выступают высшие учебные заведения. Направления и формы этой трансформации пока не до конца ясны и являются предметом спора не только в академических кругах, но и в широких слоях общества, предъявляющих растущий массовый спрос на высшее образование, новые знания и технологии.

Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнениях относительно главных социоэкономических и технологических изменений, которые стали движущими силами в процессе трансформации системы высшего образования. К таким изменениям относятся:

- глобализация мировой экономики;

- повышение роли инноваций в экономике (новые наукоемкие технологии требуют высококвалифицированных работников, что порождает массовый спрос на профессиональное высшее образование);

- растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии, когда знание становится одним из ключевых факторов экономического благосостояния и конкурентоспособности;

- высокая скорость изменений в обществе, которая существенно превысила скорость трансформации системы образования.

Современная система образования вынуждена приспосабливаться к ключевым проявлениям глобализации:

- сокращению расстояний и упрощению связи между объектами;

- либерализации рынков и ускорению экономического развития, унификации культуры и формированию единой мировой культуры;

- распространению по всему миру сети рыночных отношений, содействующих стандартизации систем знания во всех странах.

Под воздействием этих тенденций развитие образования в мире вступило в качественно новую фазу - фазу международной интеграции, которая яв-

ляется следствием интернационализации образовательной сферы. Интеграция характеризуется взаимным сближением, взаимодополняемостью и взаимозависимостью национальных систем образования, синхронизацией действий по их развитию (что достигается на основе регулирования этих действий наднациональными институтами), тенденцией к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы решения задач международного и планетарного масштаба ближайшего и отдаленного будущего.

Система образования неизбежно и существенно изменяется, приобретая следующие признаки:

1. Растущая массовость образования и его непрерывный характер.

По мнению многих политиков и ученых, система образования сегодня должна решать две основные задачи: обеспечения экономики необходимыми кадрами, способными воспринимать и развивать новейшие технологии, и создание возможности для максимального количества трудоспособных людей включиться в трудовую жизнь и избежать безработицы. Возникает новый вид образования - образование на протяжении всей жизни (life-long education).

2. Высокая значимость образования как для индивида, так и для общества.

От менеджеров и наемных работников требуются все большие познавательные способности. Экономика становится все менее машинно-интенсивной и все более знание-интенсивной. В подобной экономике происходит сдвиг от чисто технических навыков к интеллектуальным. Это закономерно приводит к возрастанию роли образования и образовательной системы.

3. Ориентация на активное освоение человеком не столько знаний, умений и навыков, сколько способов познавательной деятельности.

В общем виде это умение можно определить как общепознавательные (метакогнитивные) навыки. Обучение тому, как учиться, и развитие метаког-нитивных навыков или метакогнитивных компетенций - важные направления деятельности для всех образовательных институтов. Это требует производства и использования нового педагогического знания, педагогической трансформации.

4. Ориентация обучения на развитие личности учащихся и обеспечение их созидательных возможностей и качеств.

Указанные тенденции являются генеральными направлениями изменений в системе образования, что требует перестройки образовательной системы и образовательной политики. Основополагающими успеха в новых, глобальных условиях будут:

- гибкость и способность к изменениям;

- скорость реакции на изменения во внешней среде;

- оптимальное использование всех ресурсов.

Следовательно, современное образование, принимая вызовы глобализации, должно вырабатывать новые концепции и стратегии своего функционирования.

Инновации являются фундаментом формирования способности государства строить собственное благосостояние. При этом инновации понимаются не только в чисто технологическом смысле, но и как импульс к культурным

изменениям, стремление к открытости, восприятию и обучению. Поэтому актуальным становится инновационное образование.

Формирование экономической системы с высокой интенсивностью накопления и применения новых знаний приводит к возрастанию роли образования, которое в конечном итоге входит в качестве подсистемы в континуум «наука - производство», в результате чего возникает новая большая и сложная система «наука - производство - образование». В состав выпускаемой такой системой инновационной продукции входят не только «материальный (новые продукты и техника) и информационный (результаты НИОКР, экспертизы и т. д.) инновационные продукты, но и специфический инновационный продукт - высококвалифицированный специалист» [3].

Таким образом, целью инновационного образования становится целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры, а также комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности. Специалист должен быть «заряжен» на изготовление продукции, которая победит на рынке, а не просто на повторение каких-то решений, которые были сделаны до него. Следует также учесть, что полноценная подготовка высококвалифицированных специалистов - это специфический тип духовного и интеллектуального производства, требующий особых ресурсов, технологий и кадров. Эта потребность порождает необходимость создания адекватной системы образования и, в частности, новых организационных форм вузов.

В связи с этим расширяется роль вузов в образовании и научных исследованиях. По-прежнему сохраняется потребность в реализации традиционной роли - подготовке высококвалифицированных специалистов, недостаток которых является главным препятствием к активному осуществлению инноваций. В дополнение к традиционной роли возникает потребность в создании сетей и ассоциаций для активизации распространения знаний и передового опыта технологического трансферта. Кроме того, вузы должны реализовывать третью миссию - стимулирование распространения знаний и технологий, особенно в местном бизнес-окружении. Причем выгоду от трансферта технологий и внедрения новых методов менеджмента должны получать не только вновь создаваемые высокотехнологичные фирмы, но и предприятия в традиционных отраслях, особенно малые и средние.

Переход к информационному обществу предопределяет глубинную связь между тремя компонентами:

- информацией, которая становится общественным продуктом;

- социальной ценностью новых информационных технологий, в том числе и образовательных;

- происходящими в обществе социально-структурными изменениями.

Сформировалась новая техноэкономическая парадигма. «Современное

изменение парадигмы можно рассматривать как сдвиг от технологии, основанной главным образом на вложении дешевой энергии, к технологии, основанной преимущественно на дешевых вложениях информации, почерпнутых из успехов в микроэлектронике и телекоммуникационной технологии» [2. С. 48].

Многие исследователи отмечают, что главным фактором социально-исторического развития все в большей степени становятся не любые, в том числе бытовые, повседневные знания, а знания и информация, требующие особой, прежде всего университетской подготовки. При этом информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые будут не только формировать информационную среду общества, но и жить и работать в этой новой среде.

Система высшего образования, по мнению многих исследователей, испытывает мировой кризис. Несмотря на все усилия, ни одной из стран мира, даже наиболее благополучной в этом отношении Японии, преодолеть образовательный кризис не удалось.

К основным факторам мирового кризиса в сфере высшего образования исследователи относят:

- трансформацию целей и ценностей высшего образования;

- неопределенность места высшей школы в общественной структуре и социальных отношениях;

- изменяющуюся роль государства, опасность снижения доли ответственности государства за сферу высшего образования;

- внедрение в область высшего образования рыночных отношений;

- высокую степень неравенства среди учреждений высшего образования;

- меняющиеся глобальные условия.

Как считают эксперты, этот кризис имеет не количественный, а качественный характер. Его сущность состоит в том, что научно-техническая революция вызвала беспрецедентный скачок в развитии и изменении социальных условий. Системы образования развивались и изменялись быстрее, чем когда-либо, но все же отставали по темпам изменений. Возникший в результате этого разрыв между образованием и условиями жизни общества и составляет суть мирового кризиса образования. Поэтому налицо необходимость трансформации системы образования.

Вместе с тем трансформация образования, в частности высшего, сталкивается с противоречиями, порождаемыми многообразными и разноплановыми требованиями современного общества к специалисту. Можно выделить несколько основных противоречий:

1. Противоречия между фундаментализацией образования и необходимостью углубления специальной подготовки.

Насущным вопросом будущего для высшей школы является не только способность специалистов постоянно расширять специализацию, больше вовлекаться в процесс и добиваться социальной зрелости в рамках сообщества, но и овладение массой расширяющихся знаний, так что сегодня мы говорим и должны говорить об управлении знанием.

2. Противоречие между специализированным и междисциплинарным подходами в обучении.

Сегодня человечество вплотную стоит перед необходимостью формиро-

вания новой системы отношений внутри общества, между обществом и природой, отношений, адекватных характеру и потенциалу современных технологий, поэтому в современном обществе необходимы гуманитарные знания. В силу этого усиление гуманитарной составляющей в подготовке специалистов (может быть, не столько в количественном, сколько в качественном отношении) есть, без преувеличения, веление времени.

3. Противоречие между глобализацией и регионализацией общественной жизни.

С одной стороны, бурный процесс глобализации превращает отдельные национальные экономики в элементы единого мирового хозяйственного организма. С другой стороны, не менее бурно протекают процессы поиска индивидуальных направлений и моделей развития, нахождения своего места в быстро меняющемся мире. Таким образом, возникает важная проблема: как по-новому сформулировать концепцию разделения труда между региональным, национальным и наднациональным уровнями.

В связи с бурным ускорением процессов общественного развития, означающих приближение глобального кризиса цивилизации, по-новому встает вопрос о формировании у людей нового мировоззрения, которое необходимо для решения многих актуальных проблем, и роли образования в этом процессе. В силу этого все большее признание завоевывают концепции опережающего образования, в которых перед учебными заведениями ставится задача не только реагировать на требования экономики, общества и государства, но и предлагать инновационные программы обучения и повышения квалификации.

Специфика современной ситуации заключается в том, что качественному изменению подвергаются не только концепция образования, но и механизмы интеграции образования в общественное бытие. В связи с этим необходимо выработать новые подходы к идеологии и практике управления вузами, и прежде всего в плане создания механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства.

Список литературы

1. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. 2004. № 8.

2. Пирогов А. М. Информатизация российского общества. М.: Военный университет, 1995.

3. Трансформация российских университетов в учебно-научно-инновационные комплексы / Под общей peд. В. Р. Атояна. Саратов, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.