НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ
Д-р экон. наук Ю. В. Гусев канд. экон. наук Т. А. Половова
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье проведен анализ изменений системы образования, связанных с переходом к глобальной экономике, а также рассмотрены основные противоречия, порождаемые многообразными и разноплановыми требованиями современного общества к подготовке специалиста.
Глубокие сдвиги в способах и формах познания и преобразования мира, затронувшие человечество во второй половине XX в., не могли не отразиться на всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и на таком его элементе, как система высшего образования. Социальная природа высшего образования не может не соответствовать социальной природе общества, поэтому ускоряющееся движение наиболее развитых стран мира к экономике, основанной на знаниях, с необходимостью ведет к значительному изменению статуса основных производителей, распространителей и хранителей знаний, каковыми выступают высшие учебные заведения. Направления и формы этой трансформации пока не до конца ясны и являются предметом спора не только в академических кругах, но и в широких слоях общества, предъявляющих растущий массовый спрос на высшее образование, новые знания и технологии.
Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнениях относительно главных социоэкономических и технологических изменений, которые стали движущими силами в процессе трансформации системы высшего образования. К таким изменениям относятся:
- глобализация мировой экономики;
- повышение роли инноваций в экономике (новые наукоемкие технологии требуют высококвалифицированных работников, что порождает массовый спрос на профессиональное высшее образование);
- растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии, когда знание становится одним из ключевых факторов экономического благосостояния и конкурентоспособности;
- высокая скорость изменений в обществе, которая существенно превысила скорость трансформации системы образования.
Современная система образования вынуждена приспосабливаться к ключевым проявлениям глобализации:
- сокращению расстояний и упрощению связи между объектами;
- либерализации рынков и ускорению экономического развития, унификации культуры и формированию единой мировой культуры;
- распространению по всему миру сети рыночных отношений, содействующих стандартизации систем знания во всех странах.
Под воздействием этих тенденций развитие образования в мире вступило в качественно новую фазу - фазу международной интеграции, которая яв-
ляется следствием интернационализации образовательной сферы. Интеграция характеризуется взаимным сближением, взаимодополняемостью и взаимозависимостью национальных систем образования, синхронизацией действий по их развитию (что достигается на основе регулирования этих действий наднациональными институтами), тенденцией к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы решения задач международного и планетарного масштаба ближайшего и отдаленного будущего.
Система образования неизбежно и существенно изменяется, приобретая следующие признаки:
1. Растущая массовость образования и его непрерывный характер.
По мнению многих политиков и ученых, система образования сегодня должна решать две основные задачи: обеспечения экономики необходимыми кадрами, способными воспринимать и развивать новейшие технологии, и создание возможности для максимального количества трудоспособных людей включиться в трудовую жизнь и избежать безработицы. Возникает новый вид образования - образование на протяжении всей жизни (life-long education).
2. Высокая значимость образования как для индивида, так и для общества.
От менеджеров и наемных работников требуются все большие познавательные способности. Экономика становится все менее машинно-интенсивной и все более знание-интенсивной. В подобной экономике происходит сдвиг от чисто технических навыков к интеллектуальным. Это закономерно приводит к возрастанию роли образования и образовательной системы.
3. Ориентация на активное освоение человеком не столько знаний, умений и навыков, сколько способов познавательной деятельности.
В общем виде это умение можно определить как общепознавательные (метакогнитивные) навыки. Обучение тому, как учиться, и развитие метаког-нитивных навыков или метакогнитивных компетенций - важные направления деятельности для всех образовательных институтов. Это требует производства и использования нового педагогического знания, педагогической трансформации.
4. Ориентация обучения на развитие личности учащихся и обеспечение их созидательных возможностей и качеств.
Указанные тенденции являются генеральными направлениями изменений в системе образования, что требует перестройки образовательной системы и образовательной политики. Основополагающими успеха в новых, глобальных условиях будут:
- гибкость и способность к изменениям;
- скорость реакции на изменения во внешней среде;
- оптимальное использование всех ресурсов.
Следовательно, современное образование, принимая вызовы глобализации, должно вырабатывать новые концепции и стратегии своего функционирования.
Инновации являются фундаментом формирования способности государства строить собственное благосостояние. При этом инновации понимаются не только в чисто технологическом смысле, но и как импульс к культурным
изменениям, стремление к открытости, восприятию и обучению. Поэтому актуальным становится инновационное образование.
Формирование экономической системы с высокой интенсивностью накопления и применения новых знаний приводит к возрастанию роли образования, которое в конечном итоге входит в качестве подсистемы в континуум «наука - производство», в результате чего возникает новая большая и сложная система «наука - производство - образование». В состав выпускаемой такой системой инновационной продукции входят не только «материальный (новые продукты и техника) и информационный (результаты НИОКР, экспертизы и т. д.) инновационные продукты, но и специфический инновационный продукт - высококвалифицированный специалист» [3].
Таким образом, целью инновационного образования становится целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры, а также комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности. Специалист должен быть «заряжен» на изготовление продукции, которая победит на рынке, а не просто на повторение каких-то решений, которые были сделаны до него. Следует также учесть, что полноценная подготовка высококвалифицированных специалистов - это специфический тип духовного и интеллектуального производства, требующий особых ресурсов, технологий и кадров. Эта потребность порождает необходимость создания адекватной системы образования и, в частности, новых организационных форм вузов.
В связи с этим расширяется роль вузов в образовании и научных исследованиях. По-прежнему сохраняется потребность в реализации традиционной роли - подготовке высококвалифицированных специалистов, недостаток которых является главным препятствием к активному осуществлению инноваций. В дополнение к традиционной роли возникает потребность в создании сетей и ассоциаций для активизации распространения знаний и передового опыта технологического трансферта. Кроме того, вузы должны реализовывать третью миссию - стимулирование распространения знаний и технологий, особенно в местном бизнес-окружении. Причем выгоду от трансферта технологий и внедрения новых методов менеджмента должны получать не только вновь создаваемые высокотехнологичные фирмы, но и предприятия в традиционных отраслях, особенно малые и средние.
Переход к информационному обществу предопределяет глубинную связь между тремя компонентами:
- информацией, которая становится общественным продуктом;
- социальной ценностью новых информационных технологий, в том числе и образовательных;
- происходящими в обществе социально-структурными изменениями.
Сформировалась новая техноэкономическая парадигма. «Современное
изменение парадигмы можно рассматривать как сдвиг от технологии, основанной главным образом на вложении дешевой энергии, к технологии, основанной преимущественно на дешевых вложениях информации, почерпнутых из успехов в микроэлектронике и телекоммуникационной технологии» [2. С. 48].
Многие исследователи отмечают, что главным фактором социально-исторического развития все в большей степени становятся не любые, в том числе бытовые, повседневные знания, а знания и информация, требующие особой, прежде всего университетской подготовки. При этом информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые будут не только формировать информационную среду общества, но и жить и работать в этой новой среде.
Система высшего образования, по мнению многих исследователей, испытывает мировой кризис. Несмотря на все усилия, ни одной из стран мира, даже наиболее благополучной в этом отношении Японии, преодолеть образовательный кризис не удалось.
К основным факторам мирового кризиса в сфере высшего образования исследователи относят:
- трансформацию целей и ценностей высшего образования;
- неопределенность места высшей школы в общественной структуре и социальных отношениях;
- изменяющуюся роль государства, опасность снижения доли ответственности государства за сферу высшего образования;
- внедрение в область высшего образования рыночных отношений;
- высокую степень неравенства среди учреждений высшего образования;
- меняющиеся глобальные условия.
Как считают эксперты, этот кризис имеет не количественный, а качественный характер. Его сущность состоит в том, что научно-техническая революция вызвала беспрецедентный скачок в развитии и изменении социальных условий. Системы образования развивались и изменялись быстрее, чем когда-либо, но все же отставали по темпам изменений. Возникший в результате этого разрыв между образованием и условиями жизни общества и составляет суть мирового кризиса образования. Поэтому налицо необходимость трансформации системы образования.
Вместе с тем трансформация образования, в частности высшего, сталкивается с противоречиями, порождаемыми многообразными и разноплановыми требованиями современного общества к специалисту. Можно выделить несколько основных противоречий:
1. Противоречия между фундаментализацией образования и необходимостью углубления специальной подготовки.
Насущным вопросом будущего для высшей школы является не только способность специалистов постоянно расширять специализацию, больше вовлекаться в процесс и добиваться социальной зрелости в рамках сообщества, но и овладение массой расширяющихся знаний, так что сегодня мы говорим и должны говорить об управлении знанием.
2. Противоречие между специализированным и междисциплинарным подходами в обучении.
Сегодня человечество вплотную стоит перед необходимостью формиро-
вания новой системы отношений внутри общества, между обществом и природой, отношений, адекватных характеру и потенциалу современных технологий, поэтому в современном обществе необходимы гуманитарные знания. В силу этого усиление гуманитарной составляющей в подготовке специалистов (может быть, не столько в количественном, сколько в качественном отношении) есть, без преувеличения, веление времени.
3. Противоречие между глобализацией и регионализацией общественной жизни.
С одной стороны, бурный процесс глобализации превращает отдельные национальные экономики в элементы единого мирового хозяйственного организма. С другой стороны, не менее бурно протекают процессы поиска индивидуальных направлений и моделей развития, нахождения своего места в быстро меняющемся мире. Таким образом, возникает важная проблема: как по-новому сформулировать концепцию разделения труда между региональным, национальным и наднациональным уровнями.
В связи с бурным ускорением процессов общественного развития, означающих приближение глобального кризиса цивилизации, по-новому встает вопрос о формировании у людей нового мировоззрения, которое необходимо для решения многих актуальных проблем, и роли образования в этом процессе. В силу этого все большее признание завоевывают концепции опережающего образования, в которых перед учебными заведениями ставится задача не только реагировать на требования экономики, общества и государства, но и предлагать инновационные программы обучения и повышения квалификации.
Специфика современной ситуации заключается в том, что качественному изменению подвергаются не только концепция образования, но и механизмы интеграции образования в общественное бытие. В связи с этим необходимо выработать новые подходы к идеологии и практике управления вузами, и прежде всего в плане создания механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства.
Список литературы
1. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. 2004. № 8.
2. Пирогов А. М. Информатизация российского общества. М.: Военный университет, 1995.
3. Трансформация российских университетов в учебно-научно-инновационные комплексы / Под общей peд. В. Р. Атояна. Саратов, 2001.