ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 378
Н. П. Гончарук, Е. И. Хромова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Ключевые слова: профессиональная мобильность, интеллектуальные компетенции, интеллектуализация профессионального
образования, непрерывное профессиональное образование.
Рассмотрены теоретические и технологические аспекты формирования профессиональной мобильности будущих инженеров. Выявлены основные характеристики и содержание профессиональной мобильности. Представлена модель формирования профессиональной мобильности специалистов в условиях непрерывного профессионального образования. Обоснованы подходы к проектированию образовательных ситуаций, лежащих в основе технологического обеспечения развития профессиональной мобильности.
Keywords: professional mobility, intellectual competencies, intellectualization of vocational education, continuing vocational
education.
The theoretical and technological aspects of the formation offuture engineers' professional mobility were considered.
The main characteristics and content ofprofessional mobility were revealed. The model of the formation of specialists' professional mobility in continuous vocational education was submitted. The approaches to the design of educational situations which underlay technological ensuring of professional mobility's development were grounded.
Важным результатом современного инженерного образования является профессиональная мобильность, которая обеспечивает эффективность и гибкость адаптации к изменениям профессиональной деятельности, готовность к освоению инновационных технологий, непрерывному образованию, саморазвитию. В условиях информационного общества ускоряются процессы морального старения знаний, которые способствуют накоплению негативных стереотипов мышления; обостряются проблемы, связанные с информационными перегрузками, познавательными и коммуникативными барьерами.
Экономика, основанная на знаниях, требует наличия развернутых и охватывающих все более широкие слои населения систем образования и обучения, способствующих росту доли высококвалифицированных специалистов и создающих благоприятные условия для непрерывного образования. Акцент делается на развитие у специалистов творческого мышления, а также способности успешно адаптироваться к изменяющимся требованиям общественного развития и экономики, основанной на знаниях.
Рост научного интереса к проблеме развития профессиональной мобильности специалистов связан с усилением процессов мобильности специалистов, социальных групп в динамично развивающемся, быстро изменяющемся, глобализованном современном мире и возрастанием их значимости как характеристики процессов социального развития. Глобализация образования проявляется в приоритете международных исследований, совместных научных и образовательных проектов, обмене научным и педагогическим опытом. Россия активно интегрируется в мировое образовательное пространство через вхождение в мировую сеть университетов, интерна-
ционализацию связей, гармонизацию образовательных программ высших учебных заведений, создание предпосылок для взаимного признания документов о высшем образовании. Проблемы глобализма для образования проявляются в том, что современное общество становится все более интерактивным и взаимосвязанным: появляются новые провайдеры мирового рынка образовательных услуг, усиливается международная конкуренция в области образовательных программ.
В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся, прежде всего в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Открытое образовательное пространство предполагает рост академической мобильности преподавателей и студентов; обусловливает необходимость обмена опытом и сотрудничества преподавателей университетов разных стран, что, как ожидается, будет способствовать достижению успехов в выбранной профессии, улучшению системы высшего образования в разных странах мира.
Однако, академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами учебных заведений разных стран. В реальности имеет место сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения. Академическая мобильность специалистов - это одна из важнейших форм развития интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности человека в постоянном изменении, движении и совершенствовании в пространстве социальных, эко-
номических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей. Она предоставляет огромные возможности самостоятельно выбирать образовательные программы в соответствии со своими потребностями, склонностями и устремлениями, т.е. формировать индивидуальную образовательную траекторию.
Расширение сферы международных контактов между российскими и зарубежными образовательными учреждениями, компаниями, нуждающееся в академической и профессиональной мобильности специалистов, предъявляет новые требования к базовым ключевым компетенциям будущих инженеров. Проблема формирования профессиональной мобильности стала особенно значимой в результате изменившихся за последние десятилетия социальных условий жизни в России: исчезло гарантированное государством распределение на работу после окончания среднего специального или высшего учебного заведения; резко изменились условия оплаты труда и условия жизни людей различных профессий; наступил спад промышленного производства, что привело к серьезным трансформациям на рынке труда [1].
Такие перемены оказывают существенное влияние на систему отечественного высшего технического профессионального образования. Необходимо изучать, учитывать и оперативно приспосабливаться к изменениям рынка труда; не только разрабатывать в теории, но и реализовывать на практике принципы опережающего образования, способствующие формированию у выпускников способностей адаптироваться к широкому спектру требований со стороны профессиональной деятельности.
В компетентностные модели будущих инженеров должны быть включены следующие важнейшие «сквозные» трансверсальные компетенции: умения «переноса» технологий из одних областей в другие; умения работы на компьютерах, использования баз и банков данных; знания в области маркетинга, сбыта, экономики, бизнеса, финансов, патентно-лицензионной сферы; правовые знания, умения защиты интеллектуальной собственности, умения презентации технологий и продукции, знания иностранных языков; навыки управления исследованиями и коллективами [2].
A.M.Новиков в представленный выше перечень ключевых компетенций добавляет также понимание особенностей жизнедеятельности в условиях конкуренции и возможной безработицы, а также психологическую готовность не только к смене профессии, но и сферы деятельности. Все более востребована профессиональная гибкость и интеллектуальная мобильность в качестве необходимого условия успешного социального и профессионального функционирования современного специалиста [1].
Это подтверждается следующими цифрами: сегодня в странах с развитой рыночной экономикой лишь около 20% занятого населения работает по специальности, полученной в молодые годы в учебном заведении профессионального образования, а 42% молодых людей меняют профиль своей деятельности в первые два года после окончании вуза,
техникума или колледжа. Экономический кризис, как в России, так и в странах Европы сильнее всего ударил по молодежи. Каковы же еще причины роста безработицы среди выпускников российских вузов? Социологи Независимого института социальной политики (НИСП) отмечают, что в России в отличие от Европы не налажены меры по повышению адаптационного потенциала молодых людей. Многие вчерашние выпускники, выходя на рынок труда, предъявляют завышенные требования к уровню оплаты труда и организации рабочего места, в результате чего оказываются незанятыми.
Работодатели в качестве важнейших ключевых компетенций выпускников технических вузов называют следующие: готовность молодых специалистов к продолжению образования и непрерывному обновлению имеющихся знаний и умений; умение работать в команде, способности к эффективным коммуникациям, креативные качества, инициативу и самостоятельность в принятии решений. Эти требования предполагают, что основу профессиональной подготовки будут составлять методы обучения, способствующие развитию самообразовательных умений, навыков командной работы, приобретению опыта в области исследовательской деятельности, позволяющее самостоятельно осваивать новые сферы деятельности.
Однако, требования, предъявляемые со стороны работодателей к знаниям, умениям и навыкам выпускников далеко не всегда соответствуют их реальному уровню. В результате молодые специалисты «пугают» работодателей своим низким уровнем коммуникативных и трудовых навыков, недостаточными умениями в проведении деловых переговоры, оформлении деловой переписки и т.п. Часто они не проявляют высокой активности, гибкости в поиске работы, не рассматривают бесплатные стажировки как возможность получить начальный опыт работы, недовольны перспективами карьерного роста, непосредственно связанными с получением новых компетенций и квалификаций [1,3].
Особенно актуальна данная проблема для выпускников технических вузов, поскольку в условиях современной инженерной подготовки недостаточно реализуются новые приоритеты образования: ориентация на формирование способности получать и применять полученные знания в различных жизненных ситуациях; решать поставленные проблемы с помощью современных информационными технологий, уметь работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию; выдвигать гипотезы и проводить исследования, их подтверждающие или опровергающие; аргументировано обосновывать свою точку зрения.
В условиях быстрого изменения информационной среды, производственных технологий к современному инженеру предъявляются новые требования, связанные с непрерывным образованием и самообразованием. Однако, исследования показывают, что студенты инженерных специальностей демонстрируют недостаточно высокий уровень мотивационной и когнитивной готовности к оператив-
ному и эффективному реагированию в контексте разнообразных сложных образовательных и профессиональных ситуаций. Так, у значительной части студентов отсутствует интерес к самостоятельному информационному поиску и исследовательской деятельности. Они не стремятся к творческой работе над проектами, к постоянному углублению своих знаний и умений с помощью самообразования, поиску эффективных методов, приемов, средств решения проблемных задач, которые способствуют успешной адаптации молодого специалиста в профессиональную среду [3].
Научный интерес к проблеме развития профессиональной мобильности личности неуклонно возрастает, и сегодня мобильность изучается с позиции не только социальной философии и социологии, в рамках которых началось ее исследование, но и в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах. Термин «профессиональная мобильность» введен в социологии для изучения видов социальной мобильности, где данное понятие отражает динамику профессиональной сферы.
В педагогических исследованиях к этому понятию начинают обращаться сравнительно недавно. В работе А.В.Коржуева, В.А.Попкова профессиональная мобильность определяется как способность и готовность субъекта успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность трудовой деятельности [4]. Такое определение отражает особенности технических профессий. В работах Б.М.Игошева изучается профессиональная мобильность педагога, которая определяется как динамическое качество личности, обуславливающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способность осваивать инновации в образовании, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе [5].
Л.А.Амирова в своей докторской диссертации определяет мобильность как экзистенциальную ориентацию личности, представленную в ее структуре в виде ценностно-смыслового конструкта, создающего в определенные моменты жизни виды, типы, уровни мобилизации, адекватные требованиям среды. В исследовании автора понимание мобильности связано с выявлением определенного типа (способа) реагирования личности на окружающую (прошлую, настоящую, будущую) действительность, продуцирующего конкретную жизненную стратегию поведения и деятельности, определенную жизненную позицию личности в смысле ее отношения к миру, которая одновременно составляет существо личностной деятельности [6].
По мнению Л.В.Горюновой, понятие «профессиональная мобильность» представляет триплекс, включающий такие составляющие, как качество личности; деятельность человека, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни; процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его среды [7]. Приведенное определение является наиболее общим, не
зависящим от конкретных направлений подготовки выпускников вуза.
Уточнение определения понятия «профессиональная мобильность» связано со следующими соображениями. Профессиональная мобильность специалиста определяется готовностью к непрерывному самообразованию, стремлением осваивать новые достижения в профессиональной сфере на базе полученного образования. Особую роль здесь играет мотивация самообразования, его направленность на активное освоение последних профессиональных достижений, на расширение сферы деятельности. Профессиональная мобильность связана с такими качествами, как способность отказаться от стереотипов мышления, стремление к новому (открытая познавательная позиция), готовность к деятельности, к преобразованиям (интеллектуальная инициатива и активность), способность к творчеству, созидательное отношение к миру (креативность). Таким образом, профессиональная мобильность - один из высших ориентиров саморазвития специалиста, наличие которого свидетельствует о его высокой социально-профессиональной подготовке. Чем выше уровень интеллектуального развития специалиста, тем более субъективно богатой и в то же время объективированной является его индивидуальная «картина мира»; меняется характер познавательного отношения к миру (как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее) [8].
Мобильность способствует гибкому многовариантному восприятию происходящих изменений и актуализирует интеллектуальный потенциал при выборе возможных вариантов решения жизненных, профессиональных проблем, планировании поставленных целей собственной интеллектуальной деятельности, средств их реализации, модификации своих действий, прогнозировании стратегий профессиональной самореализации, путей самоизмене-ния и саморазвития. Она невозможна без таких качеств как готовность к принятию необычной информации, гибкость и многовариантность оценок происходящего, готовность использовать приемы стимулирования и самонастройки работы собственного интеллекта, творческая инициатива, творческое мышление, рефлексивные способности.
Под профессиональной мобильностью специалистов мы понимаем такое интегративное интеллектуальное качество, которое обеспечивает адекватное реагирование на происходящие изменения, барьеры и затруднения различного характера; актуализирует все потенциальные возможности и ресурсы индивидуального опыта человека при выборе способов решения образовательных и профессиональных проблем, для эффективной адаптации к новым условиям деятельности, для успешной профессиональной самореализации и саморазвития [9]. Профессиональная мобильность содержит следующие основные компоненты: ценностно-
мотивационный, когнитивный, метакогнитивный, рефлексивный, адаптационный, самообразовательный и операционально-деятельностный.
Важнейшим средством адаптации специалистов к требованиям изменяющегося производст-
венного процесса и условиям функционирования глобального рынка является непрерывное образование. Современный инженер обречен на необходимость непрерывного профессионального и общекультурного образования как способа быть востребованным в обществе. Общество, в котором всем категориям граждан предоставляются условия для обучения, отвечающего их запросам и интересам, превращается в обучающееся общество.
Концепция непрерывного образования развивается, с одной стороны, под воздействием социального заказа к системе образования, а с другой стороны, как ответ на индивидуальную потребность и право человека на познавательную деятельность. Под непрерывным образованием в его современной трактовке понимается пожизненное развитие интеллектуальной сферы человека посредством освоения новых профессиональных или иных умений, знаний с целью наиболее полной профессиональной и личностной самореализации [10].
Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для 21 века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать, научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. В числе исследовательских проектов 2010-2013 гг., направленных на увеличение экономического роста, занятости и конкурентоспособности в рамках Стратегии Европа 2020 (7-я рамочная программа ЕС), предусмотрен исследовательский проект «Непрерывное образование в Европе: навыки, необходимые для обеспечения лучших видов занятости» [10]. В своей образовательной политике ЕС пытается ответить на такие основные вызовы современности, как дефицит квалифицированной рабочей силы, глобальная конкуренция, стареющее общество
В России также обращается внимание на непрерывное образование. В докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» подчеркивается актуальность образования в течение всей жизни как одного из приоритетов российского образования, как необходимого и все более значимого элемента современных образовательных систем [11].
Возможность непрерывного инновационного развития образования и в то же время устойчивость, стабильность его функционирования обеспечивается в первую очередь управляемыми процессами интеллектуализации образования. Как подчеркивает А. И.Субетто, интеллектуализация образования в XXI веке - это долгосрочный императив на весь XXI век. Это означает, что сам процесс интеллектуализации образования в России не может рассматриваться только на базе экстенсивного подхода, т.е. на базе роста компьютерно-технологической, информационной вооруженности интеллекта, без качественной его перестройки на основе освоения новых картин мира, которые бы сделали его нелинейным и более прогностичным. Единственно верный путь - это интенсивная парадигма интеллектуа-
лизации, меняющая качество самой интеллектуализации образования [12].
Требуется принципиально новый взгляд на концепцию интеллектуализации профессиональной подготовки специалистов. В связи с этим главная цель разработанной в нашем исследовании концепции интеллектуализации профессионального образования соотносится с поиском психологопедагогических условий перехода от авторитарных, жестко регламентированных, контролирующих способов организации учебного процесса к развивающим, обогащающим, активизирующим, в которых утверждаются и реализуются категории уникальности, интеллектуальной инициативы, индивидуальности, авторской позиции участников образовательного процесса, диалога культур, востребованности креативности и самостоятельности [9].
Особенность разработанной в нашем исследовании концепции интеллектуализации профессиональной подготовки инженеров состоит в том, что содержание, методы, организационные формы профессионального образования, должны быть направлены на развитие инвариантных интеллектуальных структур, составляющих основу формирования интеллектуальных компетенций и профессиональной мобильности на всех уровнях образования. Теоретическое назначение данной концепции состоит в обосновании и раскрытии психологопедагогических условий выявления и реализации интеллектуально-развивающего потенциала всех компонентов образовательного процесса: содержания обучения, методов обучения и форм организации учебного процесса, средств оценки и контроля [3,9].
Образовательный процесс, ориентированный на развитие профессиональной мобильности, предполагает особый вид целей, состоящих в формировании важнейших интеллектуальных компетенций, обогащение индивидуальных познавательных стилей студентов; качественно новые подходы к проектированию содержания образования, отражающие специфическую природу ментального опыта; технологии, учитывающие психологические механизмы развития интеллекта и обеспечивающие эффективное развитие интеллектуальных структур.
Представленная в статье модель формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в образовательном процессе вуза разработана на основе концепции интеллектуализации профессиональной подготовки. Она включает в себя программно-целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты.
Основные компоненты модели формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в образовательном процессе вуза:
1. Актуализация мотивационной сферы студентов, потребности в самообразовании и саморазвитии.
2. Активизация рефлексивной деятельности студентов, направленной на выявление индивидуальных когнитивных стилей, интеллектуальных ресурсов.
3. Выявление трудностей познавательной деятельности, стереотипов восприятия и мышления, самообразовательных барьеров.
4. Построение дерева целей, перспективных и первоочередных задач по развитию интеллектуальных компетенций, профессиональной мобильности.
5. Разработка подходов к проектированию содержания интеллектуально-развивающего образовательного процесса.
6. Разработка способов структурирования и модульной интеграции содержания вузовских учебных дисциплин.
7. Разработка процессуальных компонентов
интеллектуально-развивающего образовательного
процесса (личностно-ориентированные, интерактивные технологии обучения; сценарии образовательных ситуаций, имитационных, ролевых, деловых игр).
8. Проектирование развивающих ситуаций, способствующих преодолению познавательных барьеров и обогащению соответствующих интеллектуальных компетенций.
9. Создание банка развивающих образовательных ситуаций, направленных на формирование профессиональной мобильности студентов.
10. Выбор и обоснование индивидуальной стратегии поведения в процессе решения проблем в разнообразных ситуациях.
11. Конструирование таксономии развивающих задач с профессиональным контекстом различного уровня когнитивной сложности.
12. Конструирование технологий, разработанных на основе интеграции методов формального, неформального, информального образования, с учетом современных информационных образовательных ресурсов.
13. Проектирование индивидуальных программ самообразования и корректирования индивидуальных систем работы с информацией.
14. Стимулирование процессов развития и переструктурирования ценностно-смысловой сферы студентов, превращения ценности самообразования и саморазвития в личностный смысл.
15. Мониторинг и корректировка процесса развития интеллектуальных компетенций на основе выделенных критериев и показателей их сформиро-ванности.
16. Проектирование индивидуальных траекторий непрерывного образования на основе интеграции форм формального, неформального, инфор-мального образования.
Источником профессиональной мобильности инженера выступает его индивидуальный опосредованный опыт. По своему содержанию индивидуальный ментальный опыт - это совокупность техник (приемов) мыслительной деятельности, в том числе навыков оценки собственной компетентности, контроля поведения, поиска цели, индивидуализации тактик и стратегий деятельности, планирования, с помощью которых студент может сознательно управлять своими состояниями и собственной интеллектуальной деятельностью. Обогащение инди-
видуального когнитивного и метакогнитивного опыта студента выступает в качестве психологической основы интеллектуального развития [8,15].
Основные свойства профессиональной мобильности проявляются в способности установить связь между имеющимся индивидуальным опытом и постоянно меняющимися жизненными ситуациями с учетом субъективно придаваемого смысла каждой ситуации. Компетенция может проявляться только в органическом единстве с интересами и ценностями человека. Таким образом, для эффективного развития интеллектуальных компетенций, лежащих в основе профессиональной мобильности необходима организация учебно-познавательной деятельности студентов через адекватное варьирование широкого спектра развивающих ситуаций (профессиональных, учебных, предметных, коммуникативных, воспитательных, жизненных) требующих от участников ставить и решать проблемы разного уровня сложности [13].
Основной процессуальной характеристикой интеллектуально-развивающего образовательного процесса является образовательная ситуация, которая актуализирует познавательную мотивацию и потребности студентов в самообразовании, пробуждает интерес к самопознанию и раскрытию индивидуальных интеллектуальных ресурсов, стимулирует психологические механизмы самоизменения, само-преобразования, самореализации; делает востребованными проявления самостоятельности, креативности, интеллектуальной активности в исследовательской деятельности.
Образовательная ситуация, определяется как такой особый педагогический механизм, который ставит обучаемого в новые условия, трансформирующие ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации. Развивающая ситуация - результат сложного взаимодействия его участников и объективно заданного содержания образования. При этом учебный материал как бы задает сферу творческого поиска и самовыражения участников учебного процесса, а те в свою очередь неизбежно реконструируют это содержание, извлекают из него актуальные жизненные смыслы.
Конструирование развивающей образовательной ситуации предполагает возможность перехода на более высокие смысловые уровни: от частнопредметного к общепредметному и метапредмет-ному. В качестве условия формирования интеллектуальных компетенций необходимо использовать ситуации, востребующие проявления индивидуального стиля интеллектуальной деятельности студентов, персонального опыта решения разнообразных профессиональных и жизненных проблем.
Развитие инженерного образования в общей системе непрерывного образования должно быть первоочередной задачей любой стратегии в области образования. Непрерывное профессиональное образование призвано: предоставить каждому обучающемуся возможности для личностного развития и
профессионального совершенствования; для получения новых знаний, практических навыков в профессиональной области; обеспечить человеку возможности адаптироваться к переменам в его профессии, вызванным техническим прогрессом, или освоить другую профессию. Непрерывность позволяет обеспечивать мобильность и гибкость решения проблем инженерного образования, расширять виды профессиональных профилей, интегрировать содержание образования, интенсифицировать учебный процесс, проводить комплексные научные исследования, решать методические и экономические вопросы, повышать мотивацию и качество подготовки специалистов технического профиля.
Формирование профессиональной мобильности студента технического вуза необходимо осуществлять в контексте решения проблемы социальной и профессиональной реализации выпускника высшего учебного заведения, опираясь на концепцию интеллектуализации профессионального образования, на идеи современных концепций непрерывного образования, а также на принципы фунда-ментализации и интеграции профессиональной подготовки, многообразия и развивающего характера образовательных структур [9,14].
Литература
1. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование. / А.М.Новиков. - М.: Эгвес, 2008. - 136с.
2. Walther, J. & Radcliffe, D. (2006), «Engineering education: Targeted learning outcomes or Accidental Competencies?», Proceedings of the Educational Research and Methods Division - 2006 American Society for Engineering Education Annual Conference, Chicago.
3. Гончарук, Н. П. Интеллектуализация инженерного образования / Н.П.Гончарук. - Казань: РИЦ «Школа»,
2008. - 160с.
4. Попков, В.А. Теория и практика высшего профессионального образования. / В.А.Попков, А.В.Коржуев. -
М.: Академ. Проект, 2004. - 426с.
5. Игошев, Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / Б.М.Игошев. - М.,2008. -42с.
6. Амирова, Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования:
автореф. дис. ... д-ра пед. наук. /Л.А.Амирова. - Уфа,
2009. - 52с.
7. Горюнова, Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: автореф. дис.... д-ра пед. наук / Л.В.Горюнова. -Ростов-на-Дону, 2006. - 44 с.
8. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. / М.А.Холодная - СПб.: Питер, 2002. -272с.
9. Гончарук, Н.П. Развитие интеллектуальной компетентности и профессиональной мобильности научнопедагогических кадров в условиях информационного общества. / Н.П.Гончарук. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. - 224с.
10. Growth Employment and Competitiveness in a Know-
ledge Society - the European Case (Экономический рост, занятость и конкурентоспособность в обществе знаний: на примере Европы): темы, открытие для подачи больших научных проектов по разделу 7-й Рамочной программы «Социально-экономические и гуманитарные науки» // [Сайт Европейской Комиссии]. - URL.: http://cordis.Europa.eu/fp7/dc/index.cfm (дата публ.
20.02.2010).
11. Макареня, А. А. Неформальное образование как усло-
вие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации / А.А.Макареня, Н.Н.Суртаева,
Н.Н.Ройтблайт // Человек и образование. - 2011. -№4(29). - С.59-63.
12. Субетто, А. И. Компетентностью подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация - и его место в системе ноосферного императива в XXI веке /А.И.Субетто - М.: 2007. - 254с.
13. Гончарук, Н. П. Интеллектуальные компетенции как основа непрерывного профессионального образования специалистов по направлению подготовки «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий»/ Н.П. Гончарук, Е. И.Хромова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №8. - С.434-439.
14. Кирсанов, А. А. Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста / А.А.Кирсанов, В.В.Кондратьев // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - №12. - С.18-21.
15. Sternberg, R. J., & Grigorenko, E. L. (2000): Teaching for successful intelligence. Arlington Heights, IL: Skylight
© Н. П Гончарук - д-р пед. наук, проф. каф. методологии инженерной деятельности КНИТУ, gonch54@ mail.ru; Е. И. Хромова - студ. факультета иностранных языков Казанского (Приволжского) федерального университета, [email protected].