Ступина Ольга Анатольевна
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков Краснодарского университета МВД России (тел.: +79530970946)
Особенности образовательной среды двухуровневого профессионального образования
В статье анализируются термины «образовательное пространство», «образовательная среда» и их значение. Автор сравнивает сферы наложения, а также специальные характеристики и роль образовательного пространства и образовательной среды в высшем профессиональном образовании. Представлена структура и обозначены цели данных педагогических категорий.
Ключевые слова: профессиональное образование, компетенции, современное общество, высшая школа, среда, пространство, преподаватель.
O.A. Stupina, Master of Pedagogics, Senior Teacher of a Chair of Russian and Foreign Languages of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79530970946. Special characteristics of two levels education
The article deals with the terms «educational space» and «educational area» and their meanings. Their overlapping, special characteristics and the role in vocational education are recovered. Their structure and their aims are analyzed.
Key words: vocational education, competence, modern society, high school, area, space, lector.
В качестве одной из тенденций развития профессионального образования можно рассматривать наметившуюся в 90-е гг. ХХ в. тенденцию создания образовательных учреждений, включающих несколько уровней профессионального развития профессионального образования: довузовский, средний, высший, послевузовский. Попытка научной и методологической рефлексии этого процесса обусловила формирование концепции многоуровневой образовательной среды. Концепция строится на анализе очевидных приоритетов включения субъекта в процесс непрерывной профессиональной подготовки. Средства психолого-педагогического воздействия плодотворно активизируются в условиях многоуровневой образовательной среды. Формирование готовности к профессиональной деятельности у субъекта, чей путь в профессию был процессом перехода с первой образовательной ступени на последующие при индивидуально ориентированном и дифференцированном психолого-педагогическом сопровождении, отличается высокими компе-тентностными характеристиками.
Проблема образовательной среды актуальна и весьма анализируема в современной педагогике и философии образования. Образова-
тельное пространство определяют как систему, включающую пространство развития, воспитания и обучения, в центре которого находится личность студента, т.е. образовательное пространство представляет собой динамическое единство субъектов образовательного процесса и их отношений. Границы образовательного пространства очерчивают поле взаимодействий личности обучающегося от влияния семейных отношений, обучения в школе, ранней профессионализации в учреждениях дополнительного образования до самообразования, профессиональной специализации и творческого саморазвития.
Образовательное пространство вуза в качестве обязательных компонентов включает в себя пространство знаний, пространство культуры, пространство отношений (во всем многообразии возникающих связей и взаимодействий, складывающихся в процессе вузовского обучения), «среду обитания» в вузе, понимаемую как пространственно-предметная организация физического пространства обитания студентов и педагогов. То есть имеют место четыре основных параметра образовательного пространства: 1) люди; 2) содержание обучения; 3) способы обучения; 4) образовательный процесс в целом. Таким образом,
72
важнейшей функцией образовательного пространства является удовлетворение потребностей обучающегося в образовании, воспитании и самореализации. Развитие единого образовательного пространства рассматривается в качестве стратегической цели Национальной доктрины образования РФ, что свидетельствует об официальном признании системообразующего статуса данной категории.
Однако следует разграничивать понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда». Под пространством понимается континуум, в котором разворачивается та или иная деятельность личности. Оно объективно и социально-исторически обусловлено. Среда - это целенаправленно организованный участок пространства. Образовательная среда формируется специально, соответственно целям педагогического процесса. Она очерчивает рамки пространства, которое служит решению образовательных задач, и формирует внутреннее пространство, внутри которого разворачивается взаимодействие субъектов образовательного процесса. Следует выделить принципы организации образовательной среды: комплексность, гетерогенность, ориентацию на актуализирующий потенциал, персональную адекватность, развитие мысле-образования. По направленности и роли в формировании личности образовательная среда делится на внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда - это коммуникативное пространство социума, в котором живет и обучается студент. Это прежде всего социокультурная и языковая ситуации. Особенности внешней коммуникативной среды должны адекватно учитываться в организации учебного процесса. Внутренняя коммуникационная среда - это среда, создаваемая в коммуникативном пространстве конкретного учебного заведения. Она требует системной, целесообразной, педагогически обоснованной организации. Такая ее организация предусматривает следующие аспекты: личностный, содержательный, организационный, предметно-пространственный. Личностный аспект связан с созданием условий для роста личности студента. Социальный аспект опирается, прежде всего, на образовательные стандарты и учебные программы. Он предусматривает получение студентом знаний, формирование профессиональных умений, формирование креативной языковой личности, готовой к профессиональной коммуникации. Содержательный аспект включает профессиональный пласт, ориентированный на сферу будущей профессиональной деятельности студента.
В определенном смысле мы можем говорить о профессиональной среде, моделируемой в коммуникативной среде вуза, в нашем случае -о правоведческой профессиональной среде. Организационный аспект среды призван обеспечить подготовку преподавателей специальных дисциплин к работе в условиях коммуникативной ориентации обучения и организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в рамках коммуникативной среды вуза. Предметно-пространственная организация предполагает свободный доступ к источникам информации, организацию индивидуальных рабочих мест, позволяющую проводить все необходимые виды предкоммуни-кативной подготовки, обеспечение студентов всеми необходимыми средствами обучения, в том числе техническими.
Основными принципами организации образовательной среды следует назвать позитивность, открытость, продуктивность.
Среди компонентов образовательной среды надлежит выделить пространственно-предметный, технологический и социальный. Интерпретация понятия «образовательная среда» отражает различные взгляды ученых, но их объединяет признание образовательной среды как среды поддержки и защиты личности учащегося, среды профессионально-личностного развития студентов. Многоуровневая образовательная среда в качестве обязательных компонентов включает пространственно-предметный, технологический, социальный. Коммуникативная среда является одним из значимых факторов развития личности и ее гражданских качеств. В качестве примера можно привести данные о построении образования в современной Великобритании, где коммуникативные знания и умения отнесены к области гражданского образования. Они включают умение обосновывать свою точку зрения в устной и письменной форме; работать совместно с другими людьми; оценивать, принимать к сведению и терпимо относиться к опыту и мнению других людей; разрешать конфликты; пользоваться современными источниками информации для решения конкретных проблем и т.д.
Среди важных средств, используемых для формирования и развития универсальных компетенций у будущих специалистов, особое место занимает информационно-образовательная составляющая образовательной среды. Эта составляющая обеспечивает широкое применение развивающих, практико- и личностно ориентированных педагогических технологий. Она объединяет учебные, методические, ин-
73
формационные ресурсы. Активное внедрение информационных технологий в процесс образования обусловливает повышенное внимание к их роли в профессиональном становлении специалиста. Возникает потребность во введении понятия «информационно-образовательная среда». Концепция дидактического проектирования информационно-образовательной среды вуза объединяет учебные, методические, информационные ресурсы с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий учебного заведения. Эта среда расширяет рамки учебного пространства, изменяя роль преподавателя и студента и их взаимоотношения в образовательном процессе; роль преподавателя трансформируется, появляются новые функции, расширяются возможности и сфера общения преподавателя и студента.
Несомненный интерес представляет рассмотрение проблемы взаимодействия образовательной среды как организационно-педагогического института и динамики содержания и условий реализации учебно-профессиональной деятельности в системе профессионального образования в новых реалиях российского общества. Ведущая деятельность как психологическое явление - это когнитивный конструкт, являющийся результатом взаимодействия личности и среды, в ходе которого происходящее организуется, воспринимается, типизируется, оценивается и наделяется определенным социально значимым и личностным смыслом. Изменение личностного смысла и социального значения ведет к изменению психологической ситуации в целом и проявляется в динамике поведения индивида. Образование является одним из наиболее значимых, ведущих видов деятельности российской молодежи. Вопрос о том, насколько образовательная среда создает условия формирования личности, является предметом исследования многих работ, при этом основным аспектом, обусловленным бурно развивающимся процессом становления рыночных отношений в России, стало рассмотрение учебной деятельности как сферы конкуренции ее субъектов.
Активизируя все потенциальные возможности образовательной среды вуза, обладающего двухуровневой (двухступенчатой) структурой, можно прийти к высокому компетентностно-му уровню подготовки будущего специалиста. Посредством психолого-педагогического воздействия, активизируемого в условиях многоуровневого образовательного пространства,
намного успешнее формируется готовность к профессиональной деятельности у субъекта, чей путь в профессию был процессом перехода с первой образовательной ступени на последующие при индивидуально ориентированном и дифференцированном психолого-педагогическом сопровождении. Многоуровневое образовательное пространство, с точки зрения проблемы сохранения социальной значимости системы среднего профессионального образования и его интеграции в многоуровневую подготовку специалистов, является предметом научного исследования многих российских педагогов, психологов в области психологии профессиональных отношений. Достижение более высокого качества подготовки квалифицированного специалиста возможно на основе не только механического присоединения ступеней профессионального образования, но и их интеграции при сохранении специфики образовательного процесса и образовательных сред.
Обобщая вышеизложенное по существу рассматриваемого вопроса, можно сделать следующие выводы.
Задачей современного профессионального образования является формирование пространства совместной образовательной деятельности. Наряду с понятием «образовательное пространство», используется понятие «образовательная среда». Эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны. Образовательная среда понимается как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственном окружении. Среда рассматривается как данность, которая не является результатом конкретной деятельности конкретного человека, а пространство, напротив, появляется в результате освоения субъектом этой данности, приспособленной для решения соответствующих задач. Среда - это целенаправленно организованный участок пространства, внутри которого разворачивается взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Проведенный анализ, разумеется, не исчерпывает многогранность и глубину проблемы познания категории образовательного пространства и образовательной среды. Представленный взгляд, пожалуй, наглядно демонстрирует актуальность исследований феномена образовательной среды и ее глубоких системных связей с образовательным пространством, его конкретными сущностными репрезентациями.
74