Научная статья на тему 'Организация образовательной среды современного вуза: психологический аспект'

Организация образовательной среды современного вуза: психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТ-СУБЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL SPACE / HIGHER VOCATIONAL TRAINING / SUBJECT-SUBJECT INTERACTION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CONDITIONS / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Полина Сергеевна

В статье анализируются основные социально-психологические подходы к определению эффективности функционирования образовательной среды современного учреждения высшего профессионального образования. Автор обосновывает собственное определение образовательной среды вуза с позиций субъект-субъектного взаимодействия ее компонентов, и выявляет пути оптимизации деятельности образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education Environment Organization of the Modern Higher School: a Psychological Aspect

In the article the basic social and psychological approaches to define the efficiency of functioning the educational environment of the modern institution of higher vocational training are analyzed. The author proves own definition of the educational environment of the higher school from positions of the subject-subject interaction of its components, and reveals the ways of optimization of the activity of the educational system.

Текст научной работы на тему «Организация образовательной среды современного вуза: психологический аспект»

УДК 159.9

П. С. Фёдорова

Организация образовательной среды современного вуза: психологический аспект

В статье анализируются основные социально-психологические подходы к определению эффективности функционирования образовательной среды современного учреждения высшего профессионального образования. Автор обосновывает собственное определение образовательной среды вуза с позиций субъект-субъектного взаимодействия ее компонентов, и выявляет пути оптимизации деятельности образовательной системы.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, высшее профессиональное образование, субъ-ект-субектное взаимодействие, социально-психологические условия, оптимизация.

P. S. Fiodorova

Education Environment Organization of the Modern Higher School: a Psychological Aspect

In the article the basic social and psychological approaches to define the efficiency of functioning the educational environment of the modern institution of higher vocational training are analyzed. The author proves own definition of the educational environment of the higher school from positions of the subject-subject interaction of its components, and reveals the ways of optimization of the activity of the educational system.

Key words: educational environment, educational space, higher vocational training, subject-subject interaction, social and psychological conditions, optimization.

По мнению Л. А. Демидовой, образовательный процесс в высшей школе определяется как целенаправленный и организованный педагогический процесс по овладению студентами системой научных знаний, навыков и умений, формированию высоких личностных качеств, качественной подготовке к профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначением [1].

Такое понимание сущности образовательного процесса обусловливает его психолого-педагогическую структуру и специфический характер структурных элементов. Под структурой этого процесса понимается содержание и расположение его элементов, способ связей и взаимодействий между элементами, составляющими целостное психолого-педагогическое образование. Структура образовательного процесса в вузах предполагает наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, содержания, тенденций, закономерностей и противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм его реализации, управления и видов контроля его результатов и направлений совершенствования в современных условиях.

Социальная психология образования и педагогическая психология уделяет много внимания разработке новых организационных подходов к формированию образовательной среды (Т. П. Браун, Т. М. Давыденко, Л. А. Демидова,

A. М. Новиков, В. А. Сластенин и др.). В публикациях последних лет под образовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования (это мнение

B. А. Козырева, И. К. Шалаева, А. А. Веряева).

Анализируя различные подходы к вопросу об

образовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность материальных факторов, пространственно-предметных факторов, социальных компонентов, межличностных отношений. Все эти факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды. Вместе с тем, следует отметить, что организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие, прежде всего, люди.

В. С. Соболев и С. А. Степанов под образовательной средой понимают комплекс дополнительных факторов и вспомогательных услуг,

© Фёдорова П. С., 2011

обеспечивающих студентам комфортные условия обучения: сбалансированное расписание, удобство и обеспеченность учебными помещениями, доступ к компьютерам и Интернету, возможность использования ксерокса, мультимедийные средства обучения, наличие помещений для самостоятельных занятий и отдыха, удобство пользования библиотекой и т. п. [4].

В диссертации А. В. Петуховой [3] образовательная среда определяется как явление, возникающее в результате освоения субъектом части образовательного пространства, имеющее субъект-предметную содержательно-процессуальную природу. Предложенная трактовка отражает педагогическое понимание обсуждаемого понятия, подчеркивая феноменологические свойства объекта, и фиксирует субъектную позицию студента, являющегося главным условием существования образовательной среды.

Проанализировав существующие подходы по этому вопросу, можно определить образовательную среду как область действительности, в рамках которой происходит трансляция социокультурного опыта, и содержатся паттерны такого развития ее субъектов, вследствие которого они в состоянии осознанно, самостоятельно и ответственно осуществлять преобразование педагогической системы и самого себя. Основываясь на таком подходе, мы можем сформулировать следующее определение: образовательная среда вуза - это многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах. Условия образовательной среды рассматриваются нами как система возможностей (внутренних и внешних, динамических и статических), необходимых для осуществления успешного развития профессиональной компетентности будущих специалистов. В связи с этим свою актуальность приобретает проблема их оптимизации.

В современных словарях, под оптимизацией понимается процесс выбора наилучшего варианта из возможных; процесс приведения системы в наилучшее оптимальное состояние, из чего можно сделать вывод о том, что оптимизация имеет процессуальные характеристики: временные рамки, организационную основу, технло-гичность. В педагогической литературе многие авторы определяют оптимизацию как вид деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Исходя из этого, оптимизацию условий образовательной среды можно рассматривать в двух аспектах:

1. Технологичность оптимизации. Оптимизация представляет собой последовательность стадий, определенную совокупность состояний, разворачивающуюся во времени;

2. Внутренние факторы оптимизации, основным из которых следует признать надситуатив-ную активность субъектов образовательной среды, то есть их готовность не только самостоятельно и осознанно совершать различные действия, но и стремление к чему-то новому, незапланированному в рамках уже осуществляемой деятельности [2]. При оптимизации образовательной среды должны учитываться внутренние факторы (качества) как обучающихся, так и обучающих.

С. В. Хребиной установлено, что оптимизация организации деятельности образовательной системы может реализоваться на основе:

- проведения системного планирования деятельности всех ее звеньев и уровней;

- осуществления многоуровневой координации функций деятельности всех ее звеньев и субъектов;

- разработки и введения в деятельность всех ее звеньев и субъектов четких мер учета и контроля основных показателей результативности;

- реализации научно-обоснованного стимулирования деятельности всех ее субъектов;

- введения фактора перспективности в деятельность образовательной системы в целом и, соответственно, всех ее звеньев, уровней и субъектов;

- привлечения к организации деятельности образовательной системы новых достижений науки и практики (прежде всего, психологической) [5].

По нашему мнению, к перечисленным автором условиям следует также добавить оптимизацию средовых характеристик образовательного процесса. Исследователи, как правило, выделяют социально-педагогические, психолого-педагогические и организационно-педагогические условия образовательной среды. Рассмотрим более подробно организационно-психологические условия функционирования образовательной среды учреждения высшего профессионального образования. Можно выделить 3 условные области, характеризующие деятельность субъектов образования с организационно-психологических позиций:

- психологические аспекты эффективности системы образования (работы Д. И. Лапина, Т. Питерса, А. С. Семочкина, Д. С. Синка, Р. Уо-термана);

- психологические аспекты эффективности ее управления (Т. Коно, А. В. Кузнецов, К. Левин);

- психологические аспекты эффективности деятельности субъектов образования (А. Д. Гло-точкин, К. М. Гуревич, В. Л. Марищук, А. К. Маркова, А. Т. Ростунов, И. Н. Семенов).

Каждая из этих областей может быть раскрыта через определенные показатели (критерии) и соответствующие им субъективные и объективные результаты. Назовем их.

1. Эффективность образовательной системы.

Составляющими этого критерия являются:

- общественная и государственно-общественная аккредитация (имидж, репутация, рейтинг);

- пространственно-предметные условия (разнообразие и сложность, зонирование и оформление, гибкость и управляемость среды, символика среды, автономность);

- собственно организационный.

В качестве субъективных и объективных результатов эффективности образовательной системы можно рассматривать удовлетворенность организацией труда, пространственно-предметными условиями, организацией образовательного процесса (доступность, открытость, гибкость); сайт образовательного учреждения («лицо» вуза; доступность, открытость, оперативность); нормативно-правовая документация.

2. Эффективность управления образовательной средой, раскрывающиеся через следующие критерии:

- социально-психологическая адаптация;

- социально-психологический уровень развития группы;

- уровень развития межличностный отношений;

- психологический климат.

Субъективными и объективными результатами этого показателя являются удовлетворенность содержанием и условиями труда, отношениями, уровень развития и зрелости группы, удовлетворенность студентов взаимоотношениями с преподавателями, удовлетворенность преподавателей взаимоотношениями с учащимися (взаимоотношения между субъектами образовательного процесса).

3. Эффективность деятельности субъектов образования, рассматриваемая через инновационную деятельность в организации.

В таком случае можно выделить следующие субъективные и объективные результаты: «инновационный портрет» коллектива (сторонник, пассивный сторонник, противник, опасный элемент), характеристика среды по инновационному потенциалу, уровень конструктивности деловых отношений, тип организационной культуры.

На наш взгляд, помимо перечисленных аспектов оптимальное функционирование образовательной среды обеспечивается соблюдением следующих основных принципов:

- принцип системности (системность задается едиными общими и стабильными в этот временной промежуток целями в области обучения, воспитания и развития);

- принцип открытости (открытость задается социальной включенностью системы изучаемых взаимодействий в более широкие структуры общественных связей);

- принцип активности субъектов взаимодействия как проявление изначально присущей внутренней энергетической характеристики этих субъектов;

- принцип гибкости структурных связей (гибкость задается вариативностью процессов обучения, воспитания и развития);

- принцип согласованности и координации функционирования отдельных элементов процесса взаимодействия субъектов и образовательной среды.

- принцип целостности модели, определяющий взаимосвязь и взаимовлияние ее компонентов друг на друга и на прогнозируемый результат;

- принцип многоаспектности процессов взаимодействия образовательных субъектов, позволяющий обеспечить функциональное своеобразие деятельности при сохранении единого целевого ориентира.

В условиях модернизации системы высшего образования формирование эффективной образовательной среды вуза представляется чрезвычайно актуальным. По нашему мнению, этому будет способствовать реализация разработанной нами комплексной программы, которая включает в себя:

- организацию непрерывной комплексной организационно-психологической работы по социально-психологической и профессиональной адаптации студентов;

- принятие субъектами образовательной деятельности единых принципов взаимодействия;

- развитие у субъектов образовательного процесса чувства ответственности и сопричастности за счет делегирования полномочий по вертикали и горизонтали;

- благоприятный социально-психологический климат в группах различного уровня;

- оптимизацию отношений в педагогических и студенческих коллективах на основе совершенствования стиля руководства, сотрудничества;

- введение процедур оптимизации межличностных отношений в студенческих группах посредством выявления потенциальной командной роли и позиционирования;

- организацию студенческого самоуправления в виде соуправления;

- соуправление преподавателей и студентов;

- службу психологического сопровождения образовательного процесса, реализующие возникающие потребности субъектов в содействии разрешению индивидуальных и групповых затруднений;

- ориентацию субъектов образовательного процесса на организацию конструктивных деловых отношений («работа в команде»);

- четко обозначенные требования к личности и деятельности субъектов образования позволят более эффективно реализовывать процессы, составляющие организационное поведение;

- разработку психодиагностического комплекса оптимальности организационного поведения субъектов образования и программы его психологического сопровождения;

- выявление психологических (организационно-психологических) источников стимулирования субъектов образования;

- выявление универсальных и специфических для образовательных учреждений особенностей личности и поведенческих проявлений субъектов образования, факторов, обеспечивающих оптимальность ее функционирования.

Библиографический список:

1. Демидова, Л. А. Актуальные проблемы профессионального образования в высшей негосударственной школе: научная статья [Текст] / Л. А. Демидова // Высшее профессиональное образование: международный, федеральный и региональный аспекты: материалы Международной научно-практической конференции, г. Минеральные Воды, 24-25 мая 2007 г. ; Московский гуманитарно-экономический институт, СевероКавказский филиал. - М. : МГЭИ, 2007. - С. 9-23.

2. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. -М. : Просвещение, 1982. - 255 с.

3. Петухова, А. В. Инженерно-графическая подготовка студентов в профессионально-ориентированной образовательной среде вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. /

A. В. Петухова. - Новосибирск, 2009.

4. Соболев, В. С., Степанов, С. А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузов-ской системы управления качеством высшего профессионального образования [Текст] /

B. С. Соболев, С. А. Степанов // Университетское управление. - 2004. - № 2 (30). - С. 102110.

5. Хребина, С. В. Организационная психология образования: феноменология и концепция развития [Текст] : монография / С. В. Хребина. -Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2007. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.